Людибиографии, истории, факты, фотографии

Леопольд Стоковский

   /   

Leopold Stokowski

   /
             
Фотография Леопольд Стоковский (photo Leopold Stokowski)
   

День рождения: 18.04.1882 года
Возраст: 95 лет
Место рождения: Лондон, Великобритания
Дата смерти: 13.09.1977 года
Место смерти: Незер-Уэллоп (графство Гэмпшир), Великобритания

Гражданство: Великобритания

Биография

Британский и американский дирижёр польско-ирландского происхождения.

Британский и американский дирижёр и органист польско-ирландского происхождения.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

06.07.2009

Стоковский родился в семье польского мебельщика Коперника Йозефа Стоковского и ирландки Энни Мэрион Стоковски (урождённой Мур). В тринадцать лет поступил в лондонский Королевский музыкальный колледж, став одним из самых молодых его студентов за всю историю, обучался игре на органе у Стивенсона Хойта, Уолфорда Дэвиса и Стенфорда Вильерса. В 1900 году получил диплом Королевского колледжа органистов (FRCO), после чего отправился в Париж и Берлин. По возвращении в Лондон основал и возглавил хор в церкви Святой Марии на Черинг Кросс Роуд (1900—1901), а год спустя получил место органиста и хормейстера в церкви Сент-Джеймс. Некоторое время Стоковский обучается в Королевском колледже Оксфорда, в 1903 году получает степень бакалавра музыки. В 1905 году он прибывает в Нью-Йорк, где в течение последующих трёх лет работает хормейстером и органистом церкви Святого Варфоломея. Несмотря на то, что благодаря своему исполнительскому мастерству он пользовался большим успехом, Стоковский возвращается в Европу, где собирается начать карьеру дирижёра.

Леопольд Стоковский фотография
Леопольд Стоковский фотография

Прибыв в Париж в 1908 году, Стоковский узнаёт, что в симфоническом оркестре Цинциннати после гастролей во Франции освобождается место главного дирижёра. С помощью пианистки Ольги Самарофф (ставшей впоследствии его первой женой) и собственной хитрости ему удаётся получить эту должность, и в 1909 году состоялся первый концерт под его управлением. За время руководства оркестром Стоковский впервые в США исполнил ряд сочинений композиторов-современников, в частности, Вторую симфонию Эдварда Элгара. Несмотря на то, что он пользовался большим успехом, в 1912 году Стоковский покинул оркестр из-за разногласий с дирекцией.

Реклама:

Летом того же года музыкант переезжает в Филадельфию, где его принимают на место дирижёра местного симфонического оркестра. Возглавляя этот коллектив вплоть до 1936 года, Стоковский выдвинул его в число наиболее успешных в мире. В это время за дирижёром закрепилась слава «шоумена», благодаря некоторым его экстравагантным поступкам. Так, однажды он перед исполнением одного из сочинений демонстративно сбросил с пульта на пол его партитуру, желая тем самым показать, что будет дирижировать по памяти. В конце 1920-х годов Стоковский отказался от использования палочки, сформировав собственную свободную манеру руководства оркестром, ставшую его «визитной карточкой». В 1936 году Стоковский официально уходит с поста дирижёра Филадельфийского оркестра, хотя в течение последующих двух лет продолжает регулярно с ним выступать (попеременно с Юджином Орманди), а в 1941 году уезжает из города.

В 1940 году Стоковский основал Всеамериканский молодёжный оркестр, с которым провёл гастрольный тур, однако, несмотря на положительные отзывы критиков, оркестр был распущен год спустя. В это же время Стоковский становится дирижёром Симфонического оркестра NBC, заменяя Артуро Тосканини. За три года сотрудничества с этим коллективом Стоковский исполнил многочисленные сочинения Игоря Стравинского, Алана Ованеса, Дариюса Мийо, Пауля Хиндемита, Мортона Гульда и других современных композиторов, а также дал американскую премьеру кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» и мировую — Фортепианного концерта Арнольда Шёнберга. Помимо этого, под его управлением прозвучали забытые и редко исполняемые произведения английских композиторов — сюита «Планеты» Густава Холста, Четвёртая симфония Ральфа Воана Уильямса и др.

После возвращения Тосканини в оркестр NBC в 1944 году Стоковский по просьбе мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гардия организует и возглавляет Симфонический оркестр Нью-Йорк Сити, концерты которого предназначались для малообеспеченных слоёв населения: цены на билеты были снижены, а сами выступления проходили в вечернее время. Стоковский проработал с оркестром около года, после чего из-за разногласий с руководством покинул его. Основав вскоре ещё один симфонический оркестр — «Голливуд Боул», дирижёр выступал с ним в течение двух лет, а также проводил записи вплоть до 1960 года. В конце 1940-х годов Стоковский работал в качестве приглашённого дирижёра в Нью-Йоркском филармоническом оркестре (в 1949—1950 совместно с Димитрисом Митропулосом), а в 1951 впервые за долгое время выступил с концертом в Великобритании. Среди заметных проектов Стоковского в последующие годы — работа с Хьюстонским симфоническим оркестром (1955—1960), постановка оперы Пуччини «Турандот» в Метрополитен-опера (1960), создание Американского симфонического оркестра (1962). Этим коллективом Стоковский руководил до 1972 года, исполнив, в частности, Четвёртую симфонию Чарлза Айвза (впервые в полной версии, 1965, получил за это исполнение премию «Грэмми»). В 1972 дирижёр вернулся в Лондон, где и провёл последние годы жизни, не прекращая давать концерты до 1975 года. Стоковский умер в 1977 году от инфаркта, похоронен в Лондоне.

Творчество

Образ Стоковского в истории музыки очень противоречив и, как правило, связывается с «популяризацией» искусства и излишним «шоуменством» на выступлениях, но это было продиктовано лишь его желанием привлечь в концертные залы более широкую публику. Для целей большей доступности музыки для американской публики Стоковский сделал ряд собственных редакций и оркестровок некоторых известных произведений (в частности, Токкаты и фуги d-moll Баха), зачастую в корне меняя авторскую динамику, добавляя дополнительные ударные инструменты и даже вырезая «неинтересные» такты, за что на протяжении всей карьеры подвергался беспощадным нападкам критиков. Дирижёр интересовался самыми разнообразными направлениями музыки, считая её «универсальным языком человечества», о чём он пишет в книге Music for All of Us (1943). Визитной карточкой Филадельфийского оркестра под его управлением стало особое «Филадельфийское звучание», сформировавшееся благодаря тому, что он предоставил музыкантам струнной группы оркестра свободу в вопросах ведения смычков, а состав духовых инструментов удвоил. Ему также принадлежит идея новой рассадки музыкантов оркестра: с размещением всех скрипок (как первых, так и вторых) слева от дирижёра, а виолончелей — справа. Такая рассадка используется сейчас в большинстве оркестров мира.

Значителен вклад Стоковского в историю современной музыки. Под его управлением впервые прозвучали несколько сотен новых сочинений композиторов-современников, в том числе произведения Рахманинова: Третья симфония, Четвёртый концерт и Рапсодия на тему Паганини. Уделяя огромное новым работам огромное внимание, Стоковский выделил для их исполнения отдельное время по средам, на тот случай, если их нельзя было исполнять в вечернем концерте. Именно Стоковский дал американские премьеры Восьмой симфонии Малера, «Весны священной» Стравинского, оперы «Воццек» Берга и монодрамы «Лунный Пьеро» Шёнберга.

Стоковский оставил огромное количество записей, самые ранние из которых датированы октябрём 1917 года (два Венгерских танца Брамса). Множество сочинений классического репертуара были записаны им впервые в США.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Орландо Блум: 'Хочу карьеру, как у Джонни Деппа'
Посетило:395
Орландо Блум
Удивительный малыш
Посетило:576
Харли Лейн
Легендарный песняр ХХ века
Посетило:375
Владимир Мулявин

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history