Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–ихард ¬агнер

   /   

Richard Wagner

   /
             
‘отографи€ –ихард ¬агнер (photo Richard Wagner)
   

ƒень рождени€: 22.05.1813 года
ћесто рождени€: Ћейпциг, √ермани€
ƒата смерти: 13.02.1883 года
ћесто смерти: ¬енеци€, –осси€
¬озраст: 69 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы

Ќемецкий композитор и теоретик искусства

¬ гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени ‘лорентийской камераты), ¬агнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражени€ определенной философской концепции. ≈е суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из ’удожественного произведени€ будущего: Ђ ак человек до тех пор не освободитс€, пока не примет радостно узы, соедин€ющие его с ѕриродой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдитьс€ св€зи с жизньюї.

23.05.2022

¬ј√Ќ≈–, –»’ј–ƒ (Wagner, Richard) (1813Ц1883), великий немецкий композитор. ¬ильгельм –ихард ¬агнер родилс€ 22 ма€ 1813 в Ћейпциге, в семье чиновника  арла ‘ридриха ¬агнера и »оганны –озины ¬агнер (урожденной ѕец), дочери мельника из ¬айсенфельса.

–ихард ¬агнер фотографи€
–ихард ¬агнер фотографи€

ƒетство ¬агнера не было благополучным: он много болел, семь€ часто переезжала, в результате мальчик училс€ урывками в школах разных городов. “ем не менее уже в юные годы ¬агнер восприн€л многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы  .ћ.¬ебера (вхожего в дом ¬агнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. ќн про€вил также т€гу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовалс€ политикой и философией. ¬ феврале 1831 поступил в Ћейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений Ц увертюра си-бемоль мажор.

¬ университете ¬агнер слушал лекции по философии и эстетике, занималс€ музыкой с “.¬айнлигом, кантором школы св. ‘омы. “огда же он познакомилс€ с людьми, св€занными с польскими революционерами-изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа “ышкевича в его путешествии в ћоравию, а оттуда направилс€ в ¬ену. ¬ ѕраге его только что законченна€ симфони€ до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а 10 €нвар€ 1833 состо€лось ее публичное исполнение в Ћейпциге в концертном зале √евандхаус.

–ихард ¬агнер фотографи€
–ихард ¬агнер фотографи€

√оды нужды.

—пуст€ мес€ц благодар€ содействию своего брата (певца  арла јльберта) ¬агнер получил должность репетитора (хормейстера) в оперном театре ¬юрцбурга. ќн энергично прин€лс€ за дело, продолжа€ при этом зан€ти€ композицией. ¬ лейпцигской Ђ√азете элегантного светаї ¬агнер опубликовал статью ЂЌемецка€ операї, по сути предвосхитившую его более поздние теории, и приступил к сочинению оперы ‘еи (Die Feen, на сюжет  .√оцци), первой работе композитора в данном жанре. ќднако опера не была прин€та к постановке в Ћейпциге.

–ихард ¬агнер фотографи€
–ихард ¬агнер фотографи€

¬ 1834 он зан€л место дирижера в ћагдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомилс€ с актрисой ћинной ѕланер, серьезно увлекс€ ею и после двух лет ухаживани€ женилс€. Ѕольших успехов молодой музыкант в ћагдебурге не добилс€ (хот€ выступавша€ там знаменита€ певица ¬ильгельмина ЎрЄдер-ƒевриент высоко оценила дирижерское искусство ¬агнера) и был не прочь подыскать другое место. ќн поработал в  Єнигсберге и –иге, но не задержалс€ и в этих городах. ћинна уже начала сожалеть о своем выборе и на врем€ уехала от мужа.  роме того, ¬агнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений Ц увертюры ѕравь, Ѕритани€! (Rule, Britannia) и оперы «апрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Ўекспира ћера за меру). ѕосле отъезда ћинны ¬агнер сбежал от долгов и прочих непри€тностей к сестре ќттилии, котора€ была замужем за книгоиздателем ‘.Ѕрокгаузом. ¬ их доме он впервые прочел роман Ё. Ѕулвер-Ћиттона  ола –иенци Ц последний трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), который показалс€ ему подход€щим материалом дл€ оперного либретто. ќн прин€лс€ за работу в надежде получить одобрение знаменитого парижского мэтра ƒж.ћейербера, ведь –иенци написан в жанре французской Ђбольшой оперыї, а ћейербер был ее непревзойденным мастером.

ќсенью 1838 –ихард вновь соединилс€ с ћинной в –иге, однако театральные интриги вынудили его вскоре покинуть театр. —упруги отправились в ѕариж морем, посетив по пути Ћондон. ћорское путешествие оказалось т€желым испытанием, о чем ¬агнер красноречиво повествует в своей автобиографии ћо€ жизнь (Mein Leben). ¬о врем€ плавани€ он услышал от матросов легенду, котора€ легла в основу его новой оперы Ћетучий голландец (Der fliegende Hollander). „ета ¬агнеров провела во ‘ранции два с половиной года (с 20 августа 1839 по 7 апрел€ 1842). Ќесмотр€ на всевозможные трудности и отсутствие посто€нного заработка, –ихард развернулс€ в ѕариже в полную силу. ќба€ние, блеск интеллекта обеспечили ему уважение и дружбу р€да выдающихс€ людей. “ак, ‘.’абенек, дирижер парижской Ђ√ранд-ќпераї, авторитетно засвидетельствовал выдающеес€ композиторское дарование ¬агнера (на того, в свою очередь, произвела глубокое впечатление интерпретаци€ ’абенеком произведений Ѕетховена); издатель ћ.Ўлезингер дал ¬агнеру работу в издаваемой им Ђћузыкальной газетеї. —реди сторонников композитора были немецкие эмигранты: специалист по классической филологии «.Ћеерс, художник Ё. иц, поэт √.√ейне. ћейербер благосклонно отнесс€ к немецкому музыканту, а кульминацией парижских лет стало знакомство ¬агнера с √.Ѕерлиозом.

–ихард ¬агнер фотографи€
–ихард ¬агнер фотографи€

¬ творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническа€ увертюра ‘ауст (Faust), завершена партитура –иенци, закончено либретто Ћетучего голландца, возникли замыслы новых опер Ц “ангейзера (Tanhauser, результат чтени€ сборника старинных немецких легенд братьев √римм) и Ћоэнгрина (Lohengrin). ¬ июне 1841 ¬агнер узнал, что –иенци прин€т к постановке в ƒрездене.

ƒрезден, 1842Ц1849.

¬оодушевившись полученным известием, чета ¬агнеров решила вернутьс€ на родину. ¬ Ћейпциге (где им помогло семейство Ѕрокгауз), ћюнхене и Ѕерлине ¬агнер встретилс€ с р€дом преп€тствий, а прибыв в ƒрезден, обнаружил недовольных оркестрантов, перед которыми партитура –иенци ставила необычные задачи, постановщиков, которым либретто оперы казалось слишком длинным и запутанным, и художников, отнюдь не расположенных тратить деньги на костюмы дл€ никому не известной оперы. ќднако ¬агнер не сдавалс€, и его усили€ увенчались триумфальной премьерой –иенци 20 окт€бр€ 1842. –езультатом успеха €вилось, в частности, сближение ¬агнера с ‘.Ћистом, а также приглашени€ продирижировать концертами в Ћейпциге и Ѕерлине.

Ћучшие дн€

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13431
”иль€м ћортон
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9464
ёрий ¬ойнов
‘ранциско ƒоминго ’оаким: –от до ушей
ѕосетило:7320
‘ранциско ƒоминго ’оаким

¬след за –иенци в ƒрездене в начале 1843 был поставлен и Ћетучий голландец. ’от€ эта опера выдержала только четыре представлени€, им€ ¬агнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843 он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководител€ придворной оперы). Ёта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора из разных городов √ермании. ¬агнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиес€ жизнью не по средствам, справилс€ с нашествием кредиторов Ц так же, как с предыдущими и последующими инцидентами такого рода.

” ¬агнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполн€ть партитуры Ѕетховена Ц кумира молодого ¬агнера; одновременно он про€вл€л заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. ќн добивалс€ освобождени€ театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремилс€ к расширению репертуара церковной музыки введением в него творений великого ѕалестрины.

≈стественно, подобные реформы не могли не вызвать сопротивление, и хот€ многие дрезденцы поддерживали ¬агнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июн€ 1848 Ц вскоре после революционных событий в городе Ц ¬агнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста.

ћежду тем композиторска€ слава ¬агнера росла и крепла. Ћетучий голландец заслужил одобрение маститого Ћ.Ўпора, который исполнил оперу в  асселе; она шла также в –иге и Ѕерлине. –иенци был поставлен в √амбурге и Ѕерлине; премьера “ангейзера состо€лась 19 окт€бр€ 1845 в ƒрездене. ¬ последние годы дрезденского периода ¬агнер изучал эпос ѕеснь о нибелунгах и часто выступал в печати. Ѕлагодар€ участию Ћиста Ц страстного пропагандиста новой музыки Ц в ¬еймаре были осуществлены концертное исполнение третьего акта только что законченного Ћоэнгрина и постановка “ангейзера в полной (т.н. дрезденской) редакции.

¬ мае 1849, наход€сь в ¬еймаре на репетици€х “ангейзера, ¬агнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в св€зи с участием в дрезденском восстании. ќставив в ¬еймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в ÷юрих, где провел следующие 10 лет.

»згнание.

ќдной из первых в ÷юрихе ему оказала поддержку ƒжесси Ћоссо, англичанка, жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживани€м немецкого музыканта. «а этим скандалом последовал другой, приобретший бльшую огласку: речь идет о св€зи ¬агнера с ћатильдой ¬езендонк, жене мецената, давшего ¬агнеру возможность поселитьс€ в комфортабельном доме на берегу ÷юрихского озера.

¬ ÷юрихе ¬агнер создал все свои главные литературные труды, включа€ »скусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), ’удожественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Ћюдвига ‘ейербаха и посв€щенное ему), ќперу и драму (Oper und Drama), а также совершенно неуместный памфлет ≈вреи в музыке (Das Judenthum in Musik). «десь ¬агнер обрушиваетс€ с нападками на ћендельсона и ћейербера, на поэтов √ейне и ЅЄрне; что касаетс€ √ейне, то ¬агнер даже выражал сомнение в его умственных способност€х. ѕомимо литературного труда, ¬агнер выступал как дирижер Ц в ÷юрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в сезон 1855 в ‘илармоническом обществе в Ћондоне. √лавным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, котора€ после четверти века упорного труда прин€ла форму оперной тетралогии  ольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen).

¬ 1851 веймарский двор, по насто€нию Ћиста, предложил ¬агнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии Ц —мерть «игфрида (впоследствии финал цикла Ц √ибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. ќднако вагнеровский замысел €вно превышал возможности веймарского театра.  ак писал композитор своему другу “.”лигу, в ту пору он уже представл€л себе  ольцо нибелунга как Ђтри драмы с трехактным вступлениемї.

¬ 1857Ц1859 ¬агнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей “ристана и »зольды. Ќова€ опера возникла благодар€ ћатильде ¬езендонк и была вдохновлена любовью ¬агнера к ней. ¬о врем€ сочинени€ “ристана ¬агнер познакомилс€ с композитором и дирижером √.фон Ѕюловым, женатом на дочери Ћиста Ц  озиме (в будущем ставшей женой ¬агнера). “ристан был почти закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул ÷юрих и уехал в ¬енецию: это случилось в результате очередной ссоры с ћинной, котора€ вновь за€вила о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем. ¬ыдворенный из ¬енеции австрийской полицией, композитор отправилс€ в Ћюцерн, где и завершил работу над оперой.

ќколо года ¬агнер не встречалс€ с женой, однако в сент€бре 1859 они вновь съехались в ѕариже. ¬агнер предприн€л еще одну попытку покорени€ французской столицы Ц и оп€ть потерпел неудачу. “ри его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, кроме убытков. √одом позже премьера “ангейзера в Ђ√ранд-ќпераї Ц в новой, сделанной специально дл€ ѕарижа, редакции Ц была освистана разбушевавшимис€ членами Ђ∆окей-клубаї.  ак раз в это врем€ ¬агнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернутьс€ в √ерманию, в любую область, кроме —аксонии (этот запрет был сн€т в 1862).  омпозитор использовал полученное разрешение дл€ поисков театра, который вз€лс€ бы за постановку его новых опер. ≈му удалось обратить в свою веру нотоиздател€ Ўотта, который выдавал ему щедрые авансы.

¬ 1862Ц1863 ¬агнер совершил р€д концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в ¬ене, ѕраге, ѕетербурге, Ѕудапеште и  арлсруэ. ќднако неуверенность в завтрашнем дне т€готила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег Ц на этот раз со своей цюрихской знакомой Ёлизой ¬илле Ц в ћариенфельд. Ёто было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Ёрнест Ќьюмен, Ђбольшинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бо€тьс€ их; они пришли к выводу, что ¬агнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличи€, и не собирались более позвол€ть ему покушатьс€ на их кошелькиї.

ћюнхен. ¬торое изгнание.

¬ этот момент пришла нежданна€ помощь Ц от Ћюдвига II, который только что взошел на королевский престол в Ѕаварии. Ѕольше всего на свете молодой король любил оперы ¬агнера, Ц а они исполн€лись в √ермании все чаще и чаще Ц и пригласил их автора в ћюнхен. Ћетом 1865 королевска€ труппа осуществила премьеру “ристана (четыре спектакл€). Ќезадолго до того  озима фон Ѕюлов, с которой ¬агнер с конца 1863 св€зал свою жизнь, родила ему дочь. Ёто обсто€тельство давало политическим оппонентам ¬агнера в Ѕаварии повод настаивать на удалении композитора из ћюнхена. » снова ¬агнер стал изгнанником: на этот раз он поселилс€ в “рибшене на берегу Ћюцернского озера, где провел следующие шесть лет.

¬ “рибшене он закончил ћейстерзингеров, «игфрида и большую часть √ибели богов (две другие части тетралогии были завершены дес€тилетием ранее), создал р€д литературных трудов, наиболее важные из которых Ц ќ дирижировании (ber das Dirigieren, 1869) и Ѕетховен (1870). ќн также завершил автобиографию: книга ћо€ жизнь (изложение в ней доведено только до 1864) по€вилась по насто€нию  озимы, котора€ после развода с фон Ѕюловым стала женой ¬агнера. Ёто случилось в 1870, через год после рождени€ единственного сына композитора Ц «игфрида.   тому времени ћинны ¬агнер уже не было в живых (она умерла в 1866).

Ћюдвиг Ѕаварский, разочаровавшись в ¬агнере как человеке, неизменно оставалс€ страстным поклонником его искусства. ¬опреки серьезным преп€тстви€м и собственным предубеждени€м он добилс€ постановки в ћюнхене ћейстерзингеров (1868), «олота –ейна (Das Rheingold, 1869) и ¬алькирии (Die Valkre, 1870), и столица Ѕаварии превратилась в мекку дл€ европейских музыкантов. ¬ те годы ¬агнер стал бесспорным лидером в европейской музыке. »збрание в ѕрусскую королевскую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии ¬агнера. “еперь его оперы ставились по всей ≈вропе и часто встречали у публики гор€чий прием. Ќовый закон об авторском праве упрочил его материальное положение. Ё.‘рич опубликовал собрание его литературных трудов. ќставалось лишь осуществить мечту о новом театре, где могли бы получить идеальное воплощение его музыкальные драмы, а их ¬агнер теперь осмысливал как источник возрождени€ немецкого национального самосознани€ и немецкой культуры. ѕонадобилось много труда, поддержка доброжелателей и финансова€ помощь корол€, чтобы начать строительство театра в Ѕайройте: он был открыт в августе 1876 премьерой  ольца нибелунга.  ороль присутствовал на спектакл€х, и это была перва€ его встреча с ¬агнером после восьмилетней разлуки.

ѕоследние годы.

ѕосле торжеств в Ѕайройте ¬агнер с семьей совершил путешествие в »талию; он встретилс€ с графом ј.√обино в Ќеаполе и с Ќицше в —орренто.  огда-то ¬агнер и Ќицще были единомышленниками, но в 1876 Ќицше заметил в композиторе перемену: имелс€ в виду замысел ѕарсифал€ (Parsifal), в котором ¬агнер после Ђ€зыческогої  ольца нибелунга возвращаетс€ к христианским символам и ценност€м. Ѕолее Ќицше и ¬агнер не встречались.

ѕоздний период философских исканий ¬агнера нашел выражение в таких литературных произведени€х, как ≈сть ли у нас надежда? (Wollen wir hoffen, 1879), –елиги€ и искусство (Religion und Kunst, 1889), √ероизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере ѕарсифаль. Ёта последн€€ опера ¬агнера в соответствии с королевским указом могла исполн€тьс€ только в Ѕайройте, и такое положение сохран€лось до декабр€ 1903, когда ѕарсифаль был поставлен в нью-йоркской Ђћетрополитен-операї.

¬ сент€бр€ 1882 ¬агнер снова отправилс€ в »талию. ≈го мучили сердечные приступы, и один из них, 13 феврал€ 1883, стал роковым. “ело ¬агнера было перевезено в Ѕайройт и захоронено с государственными почест€ми в саду его виллы Ђ¬анфридї.  озима на полвека пережила мужа (умерла в 1930). ¬ один год с нею скончалс€ «игфрид ¬агнер, сыгравший значительную роль в сохранении наследи€ своего отца и традиций исполнени€ его произведений.

¬ гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени ‘лорентийской камераты), ¬агнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражени€ определенной философской концепции. ≈е суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из ’удожественного произведени€ будущего: Ђ ак человек до тех пор не освободитс€, пока не примет радостно узы, соедин€ющие его с ѕриродой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдитьс€ св€зи с жизньюї. »з этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно творитьс€ сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высша€ форма искусства Ц музыкальна€ драма, понимаема€ как органическое единство слова и звука. ¬оплощением первой идеи стал Ѕайройт, где театр трактуетс€ как храм, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи Ц созданна€ ¬агнером музыкальна€ драма.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

“рагеди€ художника
ѕосетило:13592
јлександр ƒовженко
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28496
¬асилий јлексеев
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9707
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru