Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јнтонио ¬ивальди

   /   

Antonio Vivaldi

   /
             
‘отографи€ јнтонио ¬ивальди (photo Antonio Vivaldi)
   

ƒень рождени€: 04.03.1678 года
ћесто рождени€: ¬енеци€, »тали€
ƒата смерти: 28.07.1741 года
ћесто смерти: ¬ена, »тали€
¬озраст: 63 года

√ражданство: »тали€
—оцсети:


»стори€ жизни

»таль€нский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижЄр, католический св€щенник.

4 марта 1678 года в ¬енеции в семье ¬ивальди по€вилс€ первенец. –одившийс€ на седьмом мес€це ребенок отличалс€ столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем јнтонио Ћучио.

30.10.2006

’от€ у ¬ивальди родились затем еще два сына и три дочери, никто из них, за исключением первенца, не стал музыкантом. ћладшие брать€ унаследовали от отца профессию парикмахеров.

јнтонио ¬ивальди фотографи€
јнтонио ¬ивальди фотографи€

ќ первых годах жизни јнтонио известно немного. ≈го музыкальное дарование про€вилось очень рано. ”же в возрасте дес€ти лет он часто замещал в оркестре собора —в. ћарка своего отца, когда тот выступал за пределами ¬енеции. ѕервым и главным учителем јнтонио был ƒжованни Ѕаттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. ѕолагают, что юный јнтонио брал уроки композиции у маститого ƒж. Ћегренци, умершего в 1690 году. ѕервое приписываемое ¬ивальди сочинение датируетс€ 1691 годом. ¬иртуозный стиль игры молодого ¬ивальди и особенности его первых произведений также дают основание предполагать, что в начале 1700-х годов он занималс€ в –име у јрканджело  орелли, знаменитого италь€нского скрипача и композитора. ќгромное вли€ние на формирование юного ¬ивальди оказала музыкальна€ атмосфера города, где он родилс€ и вырос.

¬еро€тно, на решение јнтонио избрать карьеру св€щенника повли€ла многолетн€€ де€тельность его отца в соборе —в. ћарка. —огласно документам, 18 сент€бр€ 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, јнтонио ¬ивальди получил тонзуру и звание Ђвратар€ї Ч низшей степени св€щенства, предоставл€вшей право отвор€ть врата храма. ¬ последующие годы он прин€л еще три низших и две высших степени посв€щений, необходимых дл€ получени€ звани€ св€щенника и права служить обедню. ¬се эти годы музыка была главным его увлечением. —уд€ по документам, ¬ивальди использовал возможность стать помощником св€щенника, мину€ специальный духовный семинар. Ѕлагодар€ этому у него оставалось значительно больше времени дл€ зан€тий музыкой. Ќеудивительно, что еще до завершени€ своего духовного образовани€ он приобрел репутацию выдающегос€ скрипача-виртуоза. ¬ сент€бре 1703 года, вскоре после прин€ти€ сана св€щенника, јнтонио ¬ивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий Ђќспедале делла ѕиетаї. “ак началс€ первый период его блест€щей педагогической и творческой де€тельности.

—тав педагогом одной из лучших Ђконсерваторийї ¬енеции, ¬ивальди оказалс€ в среде с блест€щими музыкальными традици€ми, где перед ним открылись возможности дл€ осуществлени€ самых различных творческих замыслов. ѕодобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, ¬ивальди должен был регул€рно создавать дл€ своих учащихс€ огромное количество духовной и светской музыки Ч оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведени€ других жанров.  роме того, он занималс€ с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Ѕлагодар€ столь интенсивной и многогранной де€тельности ¬ивальди его Ђконсерватори€ї стала заметно выдел€тьс€ среди других в ¬енеции.

ѕервые годы пребывани€ в ней ¬ивальди удел€л особое внимание инструментальной музыке. Ёто неудивительно: ведь ¬енеци€ и весь север »талии были в XVIII веке обетованным местом дл€ великих инструменталистов, в первую очередь скрипачей. ѕодобно другим композиторам-современникам ¬ивальди впервые предстал перед широкой музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. ¬ 1705 году издательство ƒжузеппе —ала в ¬енеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1.

¬ последующие годы ¬ивальди неоднократно обращалс€ к жанру сонаты дл€ одного и нескольких инструментов (всего известно 78 его произведений такого рода). ¬торой опус ¬ивальди, опубликованный в ¬енеции издательством Ѕартоли в 1709 году, Ч12 сонат дл€ скрипки с сопровождением чембало.

¬ 1711 году он получил твердый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц. — этого момента его известность выходит за пределы родного города. «натные иностранцы, гост€щие в ¬енеции, не упускают возможности посетить концерты ¬ивальди. »звестно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король ‘ридрих IV, которому композитор посв€тил свои сонаты дл€ скрипки.

ѕроизведени€ ¬ивальди издаютс€ не только в ¬енеции, но и за пределами »талии. ≈го знаменитые 12 концертов дл€ одной, двух и четырех скрипок с сопровождением впервые выход€т в јмстердаме в 1712 году. Ћучшие из концертов данного опуса принадлежат к наиболее часто исполн€емым. “аковы концерты си минор дл€ четырех скрипок, л€ минор дл€ двух и ми мажор дл€ одной. »х музыка должна была поражать современников новизной жизнеощущени€, выраженного в необычайно €рких образах. ”же в наши дни один из исследователей писал о предпоследнем сольном эпизоде из третьей части двойного концерта л€ минор: Ђ ажетс€, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольна€ природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку возглас гражданина мираї.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14264
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8643
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7724
“ать€на —анина

¬ годы, когда ¬ивальди впервые выходит на широкую европейскую арену, кажетс€, сама судьба благопри€тствует его успешной творческой де€тельности. ¬ 1713 году ¬ивальди официально становитс€ главным композитором Ђѕиетыї, в об€занности которого входит регул€рное сочинение музыки дл€ учащихс€. ¬ это же врем€ ¬ивальди обращаетс€ к новому дл€ него жанру Ч опере, котора€ на долгие годы станет важной сферой его де€тельности. ¬ 1713 году он берет мес€чный отпуск дл€ постановки в ¬иченце своей первой оперы Ђќтгон на виллеї. Ќачина€ со второй Ч Ђ–оланд, притвор€ющийс€ безумцемї (1714) Ч следует р€д успешных премьер в родном городе (всего 8 за 5 лет!), упрочивших его славу оперного композитора. “ак началс€ новый этап творческой биографии ¬ивальди, когда он решительно разрывает ставшие узкими дл€ него рамки прежней де€тельности в Ђконсерваторииї, стрем€сь получить признани€ самых широких масс слушателей.

ѕерва€ опера ¬ивальди, Ђќтгон на виллеї, представл€ет собой характерный образец тогдашней оперы с ее раст€нутостью действи€ и с запутанной сюжетной интригой.

ѕремьера Ђќтгонаї состо€лась в ¬иченце 17 марта 1713 года (Ђ“еатр делле √рациеї). ѕо-видимому, постановка имела успех, гак как привлекла внимание венецианских импресарио. ¬скоре ¬ивальди получил заказ на новую оперу от ћодотто, владельца театра Ђ—ант-јнджелої, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней датируемой оперы Ђ‘ераспеї (1739). ¬тора€ опера ¬ивальди, Ђ–оланд, притвор€ющийс€ безумцемї, написана на либретто √рацио Ѕраччьоли, представл€ющее собой свободную переработку известной поэмы ЂЌеистовый –оландї италь€нского поэта Ћодовико јриосто.

Ќесмотр€ на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложени€ из других мест, он осталс€ верен венецианской Ђконсерваторииї и неизменно возвращалс€ в нее после длительных отпусков. ’арактерно, что в первые же годы страстного увлечени€ театром по€вл€ютс€ две его оратории на латинские тексты: Ђћоисей, бог фараонаї (1714) и Ђёдифь торжествующа€ї (1716).

  сожалению, партитура его первой оратории Ђћоисейї утрачена; в римской консерватории —в. ÷ецилии сохранилс€ только ее текст с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включа€ мужские персонажи, исполн€лись девушками-воспитанницами. ќратори€ Ђёдифь торжествующа€ї, отличающа€с€ свежестью мелодического вдохновени€ и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим создани€м ¬ивальди.

¬ этот период к знаменитому италь€нскому виртуозу приехать учитьс€ считают за честь. ќднако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в Ђќспедале делла ѕиетаї не могли отвлечь ¬ивальди от интенсивной работы в театре. ≈го новый заказ дл€ театра Ђ—ант-јнджелої Ч 12 главных арий в опере ЂЌерон, сделанный цезаремї Ч исполн€лс€ на карнавале 1716 года.

ќпера Ђ оронаци€ ƒари€ї Ч также дл€ театра —ант-јнджело Ч была заказана ¬ивальди в качестве третьей премьеры карнавала 1716 года. — оперой Ђѕосто€нство, торжествующее над любовью и ненавистьюї ¬ивальди завоевал второй театр ¬енеции Ч Ђ—ан-ћойзеї, с которым был тесно св€зан в последующие годы. ѕремьера состо€лась на карнавале того же 1716 года.

ѕосле п€ти лет растущего признани€ в ¬енеции слава выдающегос€ оперного композитора ¬ивальди быстро распростран€етс€ в других городах »талии и различных странах ≈вропы.

¬ первые годы своих оперных турне ¬ивальди еще св€зан с ¬енецией. ќднако затем положение мен€етс€. — 1720 года начинаетс€ трехгодична€ служба ¬ивальди у маркграфа ‘илиппа фон √ессен-ƒармштадского, возглавл€вшего в то врем€ войска австрийского императора в ћантуе.

— пребыванием в ћантуе св€зано событие, оказавшее значительное вли€ние на всю последующую судьбу ¬ивальди, Ч его знакомство с оперной певицей јнной ∆иро, дочерью французского парикмахера.  ак пишет  . √ольдони в Ђћемуарахї, ¬ивальди представил ему ∆иро в качестве своей ученицы. Ёто сообщение кажетс€ вполне веро€тным, коль скоро италь€нские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. ќ зан€ти€х ¬ивальди с оперными примадоннами говор€т и другие источники. —овременники находили ∆иро искусной и одухотворенной певицей с при€тным, хот€ и скромным по диапазону голосом. “от же √ольдони писал, что Ђона была некрасива, но очень из€щна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. ” нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарованиеї.

ѕосто€нной спутницей ¬ивальди стала также сестра јнны ∆иро, ѕаолина, прин€вша€ на себ€ заботы о здоровье больного композитора. ќбе они посто€нно жили в доме ¬ивальди и сопровождали его в многочисленных путешестви€х, св€занных в то врем€ с опасност€ми и лишени€ми. Ёти слишком тесные дл€ духовного лица взаимоотношени€ с сестрами ∆иро неоднократно вызывали нарекани€ со стороны церковников. ѕозднее это нарушение норм поведени€ св€щенника приведет к т€желым дл€ ¬ивальди последстви€м.  ак €вствует из письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзыва€сь о них с глубоким уважением.

ѕосле трехгодичной службы в ћантуе ¬ивальди возвращаетс€ в ¬енецию. ¬месте с ним приезжает и јнна, которую острые на €зык венецианцы скоро назовут Ђподругой рыжего св€щенникаї. Ќо и далее ¬ивальди продолжает путешествовать по крупнейшим европейским центрам.

¬ 1723Ч1724 годах ¬ивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в –име, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием дл€ любого композитора. ¬ивальди выступил в –име с операми Ђ√еркулес на “ермодонтеї (1723), Ђёстин и ƒобродетель, торжествующа€ над любовью и ненавистьюї (1724).

’арактерно, что наиболее попул€рными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые Ђ¬ремена годаї. ѕод этим названием приобрели известность первые четыре концерта дл€ скрипки и струнного оркестра. ¬ ѕариже они посто€нно исполн€лись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием; еще в 1765 году там исполн€лась вокальна€ аранжировка концерта Ђ¬еснаї в виде мотета.

¬сего известно 28 инструментальных произведений ¬ивальди, наделенных программными названи€ми.

Ќо программными в подлинном смысле слова €вл€ютс€ лишь Ђ¬ремена годаї. ¬ амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определ€ет характер музыкального развити€. —уд€ по тексту посв€щени€, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издани€; их тексты, возможно, сочин€лись уже под готовую музыку. ¬ посв€щении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам ¬ивальди. ѕеред публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более пон€тным программный замысел музыки.

¬ концерте Ђ«имаї Ч в партитуре Ђјдї Ч композитор достигает вершин художественной изобразительности. ”же в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи (Ђпод порывами лед€ного ветра все живое дрожит в снегуї). «атем с поразительной нагл€дностью воспроизвод€тс€ удары капель дожд€ в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистова€ борьба южного сирокко с северным ветром.

ѕодлинно новаторский по замыслу цикл Ђ¬ремена годаї значительно опередил свое врем€, предвосхитив искани€ в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столети€.

¬о врем€ карнавала 1734 года зрители театра Ђ—ант-јнджелої увидели новую оперу ¬ивальди на либретто Ђќлимпиадыї ћетастазио Ч одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. —толь многоплановый по драматическим коллизи€м сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведени€. “акой авторитетный знаток оперного творчества ¬ивальди, как ј.  азелла, писал, что Ђќлимпиадаї выдел€етс€ среди других опер италь€нского композитора несравненной красотой музыки.

Ќесмотр€ на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческа€ продуктивность оставалась поразительной. ¬ ¬ероне исполн€ютс€ его Ђ“амерланї и Ђјделаидаї (1735), а во ‘лоренции Ђƒжиневра, принцесса шотландска€ї (1736). ќднако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в ‘ерраре, ¬ивальди постиг т€желый удар судьбы. 16 но€бр€ 1737 года апостольский нунций в ¬енеции запретил ему от имени кардинала –уффо въезд в ‘еррару, в то врем€ принадлежавшую к ѕапской области, и Ђэто потому, Ч писал композитор, Ч что, будучи духовным лицом, € не служу обедни и пользуюсь расположением певицы ∆ирої.

ѕо тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал дл€ ¬ивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Ќе менее значительным был и материальный ущерб.

ѕоследнее исполнение музыки ¬ивальди в Ђѕиетеї св€зано с пребыванием в ¬енеции курфюрста —аксонии ‘ридриха  ристиана. ѕри его посещении 21 марта 1740 года исполн€лись концерты композитора дл€ многих инструментов. ќднако отношени€ ¬ивальди с администрацией семинара продолжали ухудшатьс€ Ч и не только из-за его частых путешествий. ¬ годы, когда в »талии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка ¬ивальди уже казалась устаревшей.

Ў. де Ѕросс, познакомившийс€ с ¬ивальди в 1739 году, писал из ¬енеции: Ђ  моему большому изумлению, € нашел, что его здесь цен€т далеко не столь высоко, как он того заслуживает, Ч здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодн€€ музыка уже не делает сборовї.

¬ конце 1740 года ¬ивальди навсегда рассталс€ с Ђѕиетойї, на прот€жении стольких лет об€занной ему своей музыкальной славой. ѕоследнее упоминание его имени в документах Ђконсерваторииї св€зано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. “ака€ низка€ стоимость, несомненно, объ€сн€етс€ материальными затруднени€ми ¬ивальди, вынужденного готовитьс€ к длительному путешествию. Ќа 62 году он прин€л мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признани€ на чужбине.

¬семи забытый и покинутый, јнтонио ¬ивальди скончалс€ в ¬ене 28 июл€ 1741 года Ђот внутреннего воспарени€ї, как было записано в погребальном протоколе.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9300
ћихаил ѕореченков
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10936
‘редерик Ўопен
—амый высокий актер
ѕосетило:19417
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru