Людибиографии, истории, факты, фотографии

Микаэл Таривердиев

   /   

Mikael Tariverdiev

   /
             
Фотография Микаэл Таривердиев (photo Mikael Tariverdiev)
   

День рождения: 15.08.1931 года
Место рождения: Тбилиси, , Грузия ,Грузия
Дата смерти: 25.07.1996 года
Место смерти: Сочи, Россия
Возраст: 64 года

Гражданство: Россия
Соцсети:


Мгновения Таривердиева

Композитор

Микаэл Таривердиев – автор музыки к классике нашего кино: «Человек идет за солнцем», «Король-олень», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «17 мгновений весны», «Ирония судьбы». Но не только этим вспоминается композитор в юбилейный год: 10 лет со дня смерти (25 июля) и 75 – со дня рождения (15 августа).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

25.07.2020

12 лет без воли

Таривердиева можно было принять за счастливчика. Родился в интеллигентной семье. В Гнесинке, где единственный с оценкой «5+» выдержал конкурс в 7 человек на место, попал на курс к Араму Хачатуряну. Рано и правильно выбрал путь. Был востребован и оценен – в 2002 году его, как обладателя самого большого количества премий в области музыки к кино, внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Реклама:

Но люди, лучше знающие его жизнь, не могут остановиться, перечисляя трагедии, сопровождавшие Микаэла Леоновича. Самые большие беды приходили, словно по злому провидению, на пике его популярности.

Микаэл Таривердиев фотография
Микаэл Таривердиев фотография

Первый публичный успех Таривердиева связан с фильмом «Человек идет за солнцем» Михаила Калика. Они должны были ехать представлять картину на кинофестиваль во Францию. Но режиссера, за плечами которого были лагеря, не выпустили. Ехать один композитор отказался. Хотя Иван Пырьев, возглавлявший Союз кинематографистов СССР, предупреждал: «Не поедешь – станешь невыездным».

– Так и произошло, – говорит вдова композитора Вера Таривердиева. – 12 лет Микаэла Леоновича не выпускали за границу. Об этом мало кто знает, считая его очень советским человеком. А он не был ни советским, ни антисоветским – в этом смысле его можно назвать никаким.

Микаэл Таривердиев фотография
Микаэл Таривердиев фотография

«Не люблю режиссеров и иностранцев»

Таривердиев быстро стал авторитетом в кино. В начале 60-х его пригласили преподавать во ВГИК. Сам Михаил Ромм советовался с Таривердиевым о том, какой должна быть музыка в его картине «Девять дней одного года». Композитор ответил: «Никакой».

Микаэл Таривердиев фотография
Микаэл Таривердиев фотография

– Микаэл Леонович ценил тех режиссеров, которые не использовали в фильмах музыку как несущее начало, – делится Вера Таривердиева. – И он нередко повторял такую фразу: «Не люблю режиссеров и иностранцев». Ему часто приходилось бороться с постановщиками.

Легче всего, по свидетельствам коллег, Таривердиеву работалось с Михаилом Каликом. В последние годы любимым режиссером был Сергей Урсуляк.

Микаэл Таривердиев фотография
Микаэл Таривердиев фотография

С Татьяной Лиозновой после работы в «17 мгновениях весны» композитор не общался.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

«Сцена встречи Штирлица с женой в кафе по кинематографическим меркам бесконечно большая, – писал в дневнике Микаэл Леонович. – На протяжении четырех с лишним минут звучит только моя музыка – были убраны все шумы. Сцена получилась сильной, эту партию режиссер выиграла. Но эпизод, когда накануне Дня Красной Армии Штирлиц поет народную песню, вышел фальшивым. Я был против него, о чем и сказал Лиозновой. С того момента наши отношения подпортились, но еще были терпимы».

На нет их свела просьба Лиозновой рассудить ее с Юлианом Семеновым. Режиссер полагала, что имеет право заявить себя в титрах и как сценарист. Драматург возражал. Таривердиев принял сторону Семенова. И жестоко за это поплатился.

«Лиознова была так зла, что поставила меня в титрах после звукорежиссера, – вспоминал композитор. – Из списка на Госпремию просто вычеркнула. Плевать, это я пережил».

Сложнее Таривердиеву было справиться с обвинением в плагиате. После премьеры «17 мгновений» в Союз композиторов СССР пришла телеграмма: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей». Прежде чем удалось установить, что «письмо» от французского коллеги («История любви») было фальшивкой, композитору пришлось многое пережить.

Огласку тот скандал получил огромную. Таривердиев стал меньше концертировать (кто-то из зрителей обязательно присылал записку с вопросом-напоминанием об истории с Леем) и научился меньше доверять коллегам, так радостно обсуждавшим: украл – не украл. «Говорили, что бучу с телеграммой затеял Никита Богословский, что он так пошутил. Ну, похоже, но недоказуемо», – констатировал Таривердиев.

«Полуживой романтик»

– Эльдара Рязанова Микаэл Леонович благодарил за возможность работать в фильме «Ирония судьбы», – признает вдова. – Они совпадали с Эльдаром Александровичем в любви к высокой поэзии. Ведь они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях.

Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с начинающей Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей. Позже композитор случайно услышал, как на одном из концертов Примадонна, уже прославившаяся, исполняла его песни. Таривердиев попросил ее больше их не петь. Пугачева послушалась и запомнила урок. Спустя несколько лет она подошла к композитору на одном из правительственных концертов и сказала: «Мне нравится, что вы больны не мной».

Спустя 10 лет после «Иронии судьбы» Таривердиев практически подарил Рязанову сюжет фильма «Вокзал для двоих». Только избранные знали, что пианист Басилашвили списан с реального композитора. Как-то Микаэл Леонович уступил место за рулем своей машины одной известной актрисе, с которой у него был роман. Окончилось все плачевно: вину за сбитого пешехода композитор взял на себя, а истинная нарушительница вскоре от спасителя отвернулась. Судебные разбирательства растянулись на два года. Таривердиева оправдали.

Потрясения ослабили здоровье композитора. Добила его, поставив перед необходимостью операции на сердце, история с балетом в Большом театре.

– За неделю до премьеры постановки «Девушка и Смерть» ее сняли, – говорит вдова. – Я впервые увидела, чтобы Микаэл Леонович выбросил партитуру в мусорное ведро. Эту историю он не пережил.

Знакомые часто приветствовали Таривердиева так: «О! Живой классик идет!» На что он отвечал: «Полуживой романтик». Композитор, которого многие воспринимали преимущественно киноавтором, работой в фильмах зарабатывал. А для души занимался фотографией и сочинял симфонии, романсы, органные и скрипичные концерты.

– Именно в этих произведениях можно проследить его внутреннюю жизнь, – утверждает вдова. – У него даже смерть была прописана в музыке. Тема гибели прозвучала в симфонии «Чернобыль» – в ней будто звучат голоса ангелов... Он сильно болел. Однажды ночью я услышала, что он, общавшийся в последнее время только с сэмплерными инструментами (Таривердиев оборудовал дома собственную студию. – Авт.), вдруг сел за «настоящий». На мой удивленный взгляд сказал: «Прощаюсь со своим роялем». В нем жила надежда преодолеть недуг, но Микаэл Леонович понимал, что уходит.

Последний пример в ряду мистических совпадений. В мае Таривердиевы улетели на «Кинотавр». Провели в Сочи два месяца, обратные билеты купили на 25 июля. Они и улетели этим рейсом.

Но сразу по возвращении в Москву композитор умер.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history