Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»саак Ўварц

   /   

Isaak Shvarts

   /
             
‘отографи€ »саак Ўварц (photo Isaak Shvarts)
   

ƒень рождени€: 13.05.1923 года
ћесто рождени€: –омны, , „ерниговска€ ,———–
ƒата смерти: 27.12.2009 года
ћесто смерти: п. —иверский, , Ћенинградска€, –осси€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

—оветский и российский композитор.

».». Ўварц Ц народный артист –оссии, лауреат √осударственной премии –оссии, академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук –оссии и –оссийской академии кинематогарфических искусств ЂЌ» јї. ¬ 2000 году ему была присуждена ÷арскосельска€ художественна€ преми€ Ђ«а уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIXЦXX вековї. ¬ 2003 году ».». Ўварцу присвоено звание почетного гражданина Ћенинградской области.

28.09.2006

–одилс€ 13 ма€ 1923 года в городе –омны „ерниговской области (”краина). ќтец Ц Ўварц »осиф ≈всеевич (1889 г. рожд.). ћать Ц Ўварц –ахиль —оломоновна (1890 г. рожд.). —упруга Ц Ќагорна€ јнтонина ¬ладимировна, экономист. ƒочь Ц Ћапшова √алина »сааковна.

»саак Ўварц фотографи€
»саак Ўварц фотографи€

»саак Ўварц вырос в интеллигентной, хорошо образованной семье. ≈го дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века он переехал в –омны из ѕрибалтики. Ѕабушка по линии матери была в родстве с известным скульптором јнтокольским. ќтец Ўварца Ц филолог, окончил ѕетербургский университет, мама Ц выпускница  иевского коммерческого института, преподавала математику, литературу и русский €зык в школе. –одители с ранних лет привили »сааку и его сестрам —офье и ћарии любовь к чтению и музыке, которую »осиф ≈всеевич очень любил, сам был обладателем красивого, сильного голоса.

¬ 1930 году семь€ Ўварца переехала в Ћенинград, где он начал заниматьс€ в ƒоме художественного воспитани€ детей (ƒ’¬ƒ) по классу ро€л€ у преподавател€ ј.—. «амкова.

¬ доме часто собирались друзь€ отца по университету и устраивали насто€щие музыкальные вечера. ¬ Ћенинграде »осиф ≈всеевич познакомилс€ с молодым ƒ.ƒ. Ўостаковичем, творчество которого очень ценил и талантом которого не переставал восхищатьс€. —тарша€ сестра Ўварца Ц —офь€, в то врем€ уже студентка консерватории, была прекрасной пианисткой. »менно она познакомила его с произведени€ми ћоцарта, Ѕетховена, „айковского, Ѕизе и других классиков.

¬ 1935 году в жизни 12-летнего »саака Ўварца произошло очень важное событие. ќн прин€л участие в концерте молодых дарований в Ѕольшом зале Ћенинградской филармонии Ц в сопровождении оркестра филармонии блест€ще исполнил 1-ю часть ѕервого концерта Ўопена. ёного пианиста заметил выдающийс€ музыкант и педагог профессор Ћеонид ¬ладимирович Ќиколаев. Ўварц начал брать у него уроки, не оставл€€ зан€тий у ј.—. «амкова. ќднако вскоре случилось несчастье, в корне изменившее его судьбу, Ц 9 декабр€ 1936 года отец »саака, едва оправившись после перенесенного инфаркта, был арестован органами Ќ ¬ƒ. Ётот день стал роковым дл€ всей семьи. ѕосле изнурительных допросов в марте 1937 года »осиф ≈всеевич был осужден по 58-й статье за Ђантисоветские разговорыї и приговорен к 5 годам лишени€ свободы. »з заключени€ он не вернулс€ Ц погиб в лагере...

Ћетом того же года –ахиль —оломоновну с детьми выслали из Ћенинграда в  иргизию, в город ‘рунзе. «десь она устроилась работать на швейную фабрику. –оль кормильца в семье зан€л 14-летний »саак: он начал давать частные уроки игры на фортепиано дет€м местных чиновников. ”чась в школе и дава€ по 3Ц4 урока в день, он выкраивал врем€ дл€ самосто€тельных музыкальных зан€тий, как только удавалось найти где-либо Ђпор€дочныйї инструмент, что было крайне непросто в услови€х ссылки.

¬ ссылке судьба свела Ўварца со многими образованнейшими людьми (среди Ђспецпереселенцевї были филологи, историки, философы), общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведени€м русских классиков ‘. ƒостоевского, ј. ѕушкина, ј. ќстровского, ј. √ончарова, ». “ургенева, ј. „ехова, Ћ. “олстого, ћ. √орького.

¬ 1938 году »саак Ўварц начал брать уроки композиции у замечательного педагога ¬.√. ‘ере. ¬ последующие годы ссылки он приобрел ценные профессиональные навыки, работа€ концертмейстером в  иргизском государственном театре. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны он руководил хором и оркестром  расноармейского ансамбл€ песни и пл€ски ‘рунзенского военного округа. ¬ 1943 году он женилс€, вскоре родилась дочь √алина.

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25757
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10468
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4551
јарон –оджерс

¬о ‘рунзе Ўварц познакомилс€ с сестрой ƒ.ƒ. Ўостаковича ћарией ƒмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу.  огда в 1945 году срок ссылки окончилс€, по ее просьбе ƒмитрий ƒмитриевич прин€л Ўварца в Ћенинграде. Ўостакович обратилс€ к профессору Ћенинградской консерватории Ѕ.ј. јрапову с просьбой прин€ть талантливого музыканта, несмотр€ на его слабую теоретическую подготовку, в свой класс композиции на 1-й курс, с условием, что Ўварц интенсивно займетс€ теоретическими дисциплинами. »саак »осифович вспоминает, что при первой же встрече ƒмитрий ƒмитриевич отнесс€ к нему с большой теплотой и участием. ¬ дальнейшем Ўостакович следил за развитием его творчества, помогал советами, радовалс€ его удачам.

 ласс Ѕ.ј. јрапова был одним из наиболее многочисленных по составу, в 1940-е годы у него занимались ё. Ѕалкашин, ƒ. “олстой, ё. ≈фимов, ». јкбаров, ј. ѕэн („ернов), ћ. —иманский, Ќ. „ервинский. Ѕ.ј. јрапов добивалс€ от своих студентов профессионального овладени€ традици€ми русской композиторской школы, особое внимание удел€л сочинени€м крупной формы, привива€ своим ученикам основы симфонического музыкального мышлени€. «анима€сь у Ѕ.ј. јрапова, »саак Ўварц написал —онату дл€ скрипки и фортепиано (соль минор), —трунный квартет, романсы на стихи ѕушкина, “ютчева, ‘ета, ѕолонского, √ейне, ¬ариации дл€ фортепиано, јрию дл€ скрипки с фортепиано. ¬ этих произведени€х впервые раскрываютс€ творческие устремлени€ молодого композитора. ¬ особенности это относитс€ к —крипичной сонате, привлекающей гор€чей Ђобщительностьюї высказывани€, сочными контрастами лирических и жанровых музыкальных образов, естественной свежестью мелодики и гармонического €зыка. —оната с большим успехом неоднократно исполн€лась в студенческих концертах другом композитора, впоследствии выдающимс€ скрипачом ћихаилом ¬айманом. –омансы Ўварца, написанные им в годы учебы, исполн€лись в концертах известными ленинградскими певцами —.Ќ. Ўапошниковым, Ќ.Ћ. ¬ельтер и др.

ѕлодотворным оказалось и творческое общение с композитором ќ.ј. ≈влаховым, у которого Ўварц училс€ последние два года своего пребывани€ в консерватории (1950Ц1951). ѕод руководством ќ.ј. ≈влахова написана кантата Ђƒума о –одинеї на стихи ј. „епурова дл€ солиста (баса), хора и симфонического оркестра в 3 част€х, баллада дл€ баритона с оркестром Ђ—олдат и вьюгаї на стихи ћ. —ветлова, романсы на стихи ¬. ќрлова, —. ўипачева, а также 1-€ часть —имфонии фа минор Ц сочинени€, принесшего Ўварцу первый серьезный успех.

–абота над симфонией была закончена в 1954 году. Ёто произведение в 4 част€х Ц лирико-эпическое повествование композитора о молодом человеке, своем современнике, которому присущи гор€чность и непосредственность юности, активна€ действенность помыслов, благородство чувств. ќт романтической порывистости, душевной тревоги, напр€женных поисков к мужественной решимости, волевой энергии Ц таков путь эмоционального развити€ музыки. –аскрыва€ внутренний мир геро€, автор рисует картины современной жизни. ќтсюда и органична€ св€зь мелодики симфонии с интонаци€ми советских массовых песен, с народной музыкой. Ёто произведение, тепло прин€тое слушател€ми, с момента премьеры 6 но€бр€ 1954 года неоднократно исполн€лось в Ѕольшом зале Ћенинградской филармонии (дирижеры Ѕ. ’айкин, ј. янсонс,  . Ёлиасберг, Ќ. –абинович,  . «андерлинг, Ё.  рикуров). ¬ 1955 году симфони€ прозвучала на VIII ¬сесоюзном пленуме правлени€ —оюза композиторов в ћоскве (дирижер ј. √аук), на котором »саак Ўварц был прин€т в —оюз композиторов. ¬ 1958 году была издана партитура симфонии.

¬ последующие годы ». Ўварц пишет светлую, колоритную по оркестровке ћолодежную увертюру дл€ симфонического оркестра (1957), балеты ЂЌаканунеї (либретто ј. Ѕелинского) и Ђ¬ стране чудесї (либретто Ћ. якобсона).

Ѕалет ЂЌаканунеї (Ћенинградский государственный академический ћалый театр оперы и балета, 1961) вдохновлен сюжетом и образами знаменитого романа ».—. “ургенева. ћузыка балета увлекательно повествует о люд€х и событи€х романа.  омпозитор умеет передать и Ђлирический пафосї своих героев, и героический порыв, и прерывистые интонации взволнованной речи, заставл€ет учащенно битьс€ пульс музыки в напр€женные моменты жизни героев. —юита из балета часто исполн€лась в концертах оркестром Ћенинградской филармонии.

ƒругой балет, Ђ—трана чудесї (1967), поставленный в Ћенинградском государственном академическом театре оперы и балета имени —.ћ.  ирова, €вилс€ плодом сотрудничества композитора с выдающимс€ хореографом Ћеонидом якобсоном. ѕовествование о войне с фашизмом здесь облачено в форму русской сказки, музыкальное решение которой св€зано с традици€ми –имского- орсакова, —травинского и ѕрокофьева. —отрудничество с Ћ. якобсоном стало важной вехой в творческой судьбе композитора. ƒл€ знаменитых Ђ’ореографических миниатюрї якобсона Ўварцем были написаны музыкальные номера Ђ—ильнее смертиї, Ђѕодвигї, Ђ¬акханали€ї и ЂЋирический вальсї.

¬озможность творческого сотрудничества с виднейшими мастерами театра и кино привлекла Ўварца к работе над музыкальным оформлением драматических спектаклей и фильмов. ¬ конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам √еорги€ “овстоногова Ђ»диотї ‘.ћ. ƒостоевского и Ђ√оре от умаї ј.—. √рибоедова в Ћенинградском академическом Ѕольшом драматическом театре имени ћ. √орького. ¬ дальнейшем прославленный режиссер вновь обратилс€ к музыке Ўварца, работа€ над спектакл€ми ЂЌе склонившие головыї Ќ. ƒугласа и √. —мита и ЂЌа вс€кого мудреца довольно простотыї ј. ќстровского. ¬ разное врем€ композитор сотрудничал также с другими театрами Ћенинграда и ћосквы. ќн автор музыки к спектакл€м Ђƒоходное местої ј. ќстровского (Ћенинградский театр имени ј. ѕушкина, режиссер –. —услович), ЂЋесї ј. ќстровского (÷“—ј, режиссер ¬. ћотыль), Ђћолваї ј. —алынского (ћосковский театр имени ¬. ћа€ковского, режиссер ј. √ончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). ¬ театре в полной мере раскрылось €ркое лирическое дарование ». Ўварца, присущий ему тонкий психологизм, незаур€дное чутье музыканта-драматурга.

¬ 1958 году ». Ўварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам ЂЌеоплаченный долгї, ЂЌаш корреспондентї и ЂЅалтийское небої. — этих пор работа в кино на долгие годы стала главной в творчестве композитора. ќн успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссерами страны, как ». ѕырьев, ћ. –омм, ». ’ейфиц, —. ћикаэл€н, ¬. ¬енгеров, ћ. Ўвейцер, ё.  арасик, ¬. ћотыль, —. —оловьев, Ќ. √убенко, √. јронов, ј. Ѕобровский, ј. √ерман, ѕ. “одоровский, –. Ќахапетов, —. Ѕодров, ѕ. Ћунгин, ¬. Ѕортко, ≈. “атарский. »саак Ўварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: ЂЅрать€  арамазовыї, Ђ∆ивой трупї, Ђƒика€ собака ƒингої, Ђ—емейное счастьеї, Ђ арусельї, ЂЅегство мистера ћак- инлиї, Ђ—оломенна€ шл€пкаї, Ђ≈гор Ѕулычовї, Ђ—танционный смотрительї, Ђ—то дней после детстваї, Ђƒерсу ”залаї, Ђ»з жизни отдыхающихї, Ђ»збранныеї, ЂЅелое солнце пустыниї, Ђ«везда пленительного счасть€ї, Ђќбрывї, ЂЌас венчали не в церквиї, Ђћелоди€ белой ночиї, ЂЅлондинка за угломї, Ђѕроверка на дорогахї, Ђ аникулы  рошаї, ЂЌеобычайное париї, ЂЌе стрел€йте в белых лебедейї, Ђѕоследн€€ жертваї и др. — »сааком Ўварцем в кино работали замечательные дирижеры ё. “емирканов, Ё. ’ачатур€н, ј. Ћазарев, ¬. ѕонькин, ≈.  олобов, ¬. ƒжордани€, ћ. Ёрмлер.

 огда знаменитый €понский режиссер јкира  уросава начал снимать в –оссии свой фильм Ђƒерсу ”залаї, из многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомилс€, он выбрал именно Ўварца. » не случайно. ћузыка Ўварца входит в фильмы как неотъемлема€ часть их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие со зрительным р€дом, открыва€ в запечатленных образах заранее непредставимые глубины.  омпозитор обладает замечательным умением Ђне иллюстрировать событи€ на экране, а лирически осмысливать их в музыкеї (¬. ћотыль). Ёто высоко цен€т режиссеры.

¬ладе€ разными типами композиторской техники, »саак Ўварц превыше всего ценит в музыке искренность, простоту, мелодическую естественность, его музыка насыщена добротой и человеколюбием.  омпозитор всегда остаетс€ верен своей музыкальной стихии, где нежна€ мелодичность, грустна€ улыбка и драматизм объединены его любовью к геро€м, стремлением вместе с ними поразмыслить над их печал€ми и радост€ми.

ћногие мелодии, песни и романсы Ўварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самосто€тельную жизнь в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь: ¬альс и Ђѕесенка кавалергардаї из кинофильма Ђ«везда пленительного счасть€ї, песн€ Ђ¬аше благородие, госпожа разлукаї (ЂЅелое солнце пустыниї), романс ЂЌар€д подвенечныйї (ЂЌас венчали не в церквиї), песни из кинофильма Ђ—оломенна€ шл€пкаї и др. ¬ концертах исполн€лись сюиты из кинофильмов Ђ≈гор Ѕулычовї, Ђ«везда пленительного счасть€ї, Ђћелоди€ белой ночиї, Ђ—танционный смотрительї. »саак Ўварц удостоен √ран-при на многих международных кинофестивал€х, ему трижды присуждалась высша€ кинематографическа€ награда –оссии Ц преми€ ЂЌикаї.

ќсобую роль в жизни композитора сыграли дружба и долголетнее плодотворное сотрудничество с поэтом Ѕулатом ќкуджавой, на стихи которого он написал 32 песни и романса. ћногие из них стали поистине народными (ЂЌе обещайте деве юнойї, Ђ¬аше благородие...ї, ЂЋюбовь и разлукаї, Ђ апли датского корол€ї, песенки из кинофильма Ђ—оломенна€ шл€пкаї и др.). ќкуджава очень высоко ценил редкостный дар Ўварца Ђизвлекать музыку из самого стихотворени€, ту самую, единственную, котора€ только и существует дл€ каждой строкиї.

¬ 2000 году композитор вновь обращаетс€ к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческа€ жизнь. ќн пишет  онцерт дл€ оркестра Ђ∆елтые звездыї (или Ђѕуримшпиль в геттої) в 7 част€х. »де€ создани€ этого сочинени€ возникла у него под впечатлением документальных записок одной из узниц каунасского гетто, особенно потр€сших композитора описанием праздновани€ ѕурима Ц веселого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих услови€х лагер€ смерти праздником Ђс петлей на шееї. »саак Ўварц посв€тил свой концерт пам€ти шведского дипломата –аул€ ¬алленберга, в годы ¬торой мировой войны спасшего от смерти дес€тки тыс€ч евреев.  онцерт Ђ∆елтые звездыї Ц лирический гимн мужеству, мудрости, достоинству и чувству единства людей, преодолевших страх гибели.

ѕосле премьеры, состо€вшейс€ 10 ма€ 2000 года в Ѕольшом зале —анкт-ѕетербургской филармонии имени ƒ.ƒ. Ўостаковича (дирижер ¬. јльтшулер), концерт исполн€лс€ в ћоскве –оссийским национальным оркестром (дирижер ѕ. —орокин), в  иеве (дирижер –.  офман) и снова в ѕетербурге (дирижер Ќ. јлексеев) Ц каждый раз с неизменным успехом. ¬ 2002 году концерт Ђ∆елтые звездыї был записан на компакт-диск в исполнении ¬ладимира —пивакова и –оссийского национального оркестра.

».». Ўварц Ц народный артист –оссии, лауреат √осударственной премии –оссии, академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук –оссии и –оссийской академии кинематогарфических искусств ЂЌ» јї. ¬ 2000 году ему была присуждена ÷арскосельска€ художественна€ преми€ Ђ«а уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIXЦXX вековї. ¬ 2003 году ».». Ўварцу присвоено звание почетного гражданина Ћенинградской области.

»саак »осифович Ўварц скончалс€ в поселке —иверский Ћенинградской области, где жил и работал последнее врем€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113930
јлександр ќрлов
ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11467
ћаксим јверин
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72730
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru