Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оберт Ўуман

   /   

Robert Shuman

   /
             
‘отографи€ –оберт Ўуман (photo Robert Shuman)
   

ƒень рождени€: 08.06.1810 года
ћесто рождени€: ÷виккау (—аксони€), √ермани€
ƒата смерти: 29.07.1856 года
ћесто смерти: Ёндених близ Ѕонна, √ермани€
¬озраст: 46 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


»стори€ жизни

Ќемецкий композитор, педагог и вли€тельный музыкальный критик

Ўуман (Schumann) –оберт јлександер (8.6.1810, ÷виккау, Ч 29.7.1856, Ёндених, близ Ѕонна, похоронен в Ѕонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. –одилс€ в семье книгоиздател€; уже в детстве про€вил разностороннее художественное дарование, в том числе музыкальное (училс€ у педагога и органиста ». √.  унча).

13.10.2006

— 13 лет выступал как пианист. — 1828 изучал юриспруденцию в Ћейпцигском и √ейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепь€но у известного педагога ‘. ¬ика. »зучал теорию музыки под руководством композитора и дирижЄра √. ƒорна (1831Ч32). ѕридумал механическое приспособление дл€ ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о де€тельности пианиста-виртуоза. ¬ 1834 основал ЂЌовый музыкальный журналї (ЂNeue Zeitschrift für Musikї, Ћейпциг, был автором и редактором до 1844) Ч орган прогрессивного направлени€ в немецкой музыке.  руг друзей-единомышленников, объединившихс€ вокруг журнала, Ўуман назвал Ђƒавидсбундомї (по имени библейского цар€-песнопевца, победившего филистимл€н). ¬ 1840 женилс€ на пианистке  ларе ¬ик (дочери и ученице ‘. ¬ика). — 1843 Ўуман некоторое врем€ преподавал в Ћейпцигской консерватории (классы фортепь€но, композиции и чтени€ партитур). ¬месте с женой предприн€л р€д концертных поездок (в т. ч. в –оссию, 1844). — 1844 жил в ƒрездене, с 1850 Ч в ƒюссельдорфе, где нар€ду с композиторской де€тельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. — конца 40-х гг. постепенно обострилась психическа€ болезнь Ўумана, последние два года жизни он провЄл в лечебнице (Ёндених), где и скончалс€.

Ўуман Ч один из €рких представителей романтического искусства 19 в. ¬о многом родственное поэзии √. √ейне, творчество Ўумана бросало вызов духовной нищете √ермании 1820-х Ч 40-х гг., звало в мир высокой человечности. Ќаследник ‘. Ўуберта и  . ћ. ¬ебера, Ўуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. ≈го произведени€ тесно св€заны с традици€ми немецкой музыкальной классики. ѕри этом Ўуман вошЄл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. –асшир€€ границы и средства музыкального €зыка, он стремилс€ с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой Ч жизнь Ђвовнеї Ч св€зи и контрасты €влений, образующие Ђдраматургиюї жизни. ќтсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.

Ѕольша€ часть фортепь€нных произведений Ўумана Ч циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и Ђпортретногої жанров, внутренне св€занных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. ќдин из самых типичных циклов Ч Ђ арнавалї (1835), в котором пЄстрой чередой проход€т сценки, танцы, маски, женские образы (среди них  ь€рина Ч  лара ¬ик), музыкальные портреты ѕаганини, Ўопена. Ѕлизки к Ђ арнавалуї циклы ЂЅабочкиї (1831, наве€н произведени€ ∆ан ѕол€) и Ђƒавидсбюндлерыї (1837). ÷икл пьес Ђ рейслерианаї (1838, названный по имени литературного геро€ Ё. “. ј. √офмана Ч музыканта-фантазЄра »оганнеса  рейслера) принадлежит к числу высших достижений Ўумана. ћир романтических образов, страстна€ тоска, героический порыв отражены в таких произведени€х Ўумана дл€ фортепь€но, как Ђ—имфонические этюдыї (ЂЁтюды в форме вариацийї, 1834), сонаты (1835, 1835Ч38, 1836), ‘антази€ (1836Ч38), концерт дл€ фортепь€но с оркестром (1841Ч45). Ќар€ду с произведени€ми вариационного и сонатного типов у Ўумана имеютс€ фортепь€нные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: Ђ‘антастические отрывкиї (1837), Ђƒетские сценыї (1838), Ђјльбом дл€ юношестваї (1848) и др.

¬ вокальном творчестве Ўуман развивал тип лирической песни Ўуберта. ¬ тонко разработанном рисунке песен Ўуман запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. «начительно возросла у Ўумана роль фортепь€нного сопровождени€, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Ќаиболее попул€рный из вокальных цикловЧ ЂЋюбовь поэтаї на стихи √. √ейне (1840), состо€щий из 16 песен, в том числе Ђ≈сли б цветы угадалиї, Ђ—лышу ли песни звукиї, Ђя утром в саду встречаюї, Ђя не сержусьї, Ђ¬о сне € горько плакалї, Ђ¬ы злые, злые песниї. ƒругой сюжетный вокальный цикл Ч ЂЋюбовь и жизнь женщиныї на стихи ј. Ўамиссо (1840). –азнообразные по содержанию песни вход€т в циклы Ђћиртыї на стихи ‘. –юккерта, ». ¬. √Єте, –. ЅЄрнса, √. √ейне, ƒж. Ѕайрона (1840), Ђ руг песенї на стихи …. Ёйхендорфа (1840). ¬ вокальных балладах и песн€х-сценах Ўуман затронул весьма широкий круг сюжетов. яркий образец гражданской лирики Ўумана Ч баллада Ђƒва гренадераї (на стихи √. √ейне). Ќекоторые песни Ўумана Ч простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне (ЂЌародна€ песенкаї на стихи ‘. –юккерта, и др.).

¬ оратории Ђ–ай и ѕериї (1843, на сюжет одной из частей Ђвосточного романаї ЂЋалла –укї “. ћура), так же как в Ђ—ценах из ‘аустаї (1844Ч53, по ». ¬. √Єте), Ўуман близко подошЄл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. ≈динственна€ оконченна€ опера Ўумана Ђ√еновеваї (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признани€ на сцене. “ворческой удачей €вилась музыка Ўумана к драматической поэме Ђћанфредї ƒж. Ѕайрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). ¬ 4 симфони€х композитора (т. н. Ђ¬есенн€€ї, 1841; 2-€, 1845Ч46; т. н. Ђ–ейнска€ї, 1850; 4-€, 1841Ч51) господствуют светлые, жизнерадостные настроени€. ѕреобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Ўуман Ч автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепь€нных трио (2 Ч 1847, 1851), фортепь€нного квартета (1842) и получившего широкую попул€рность фортепь€нного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений дл€ струнных и духовых инструментов, произведений дл€ хора.

Ўуман внЄс большой вклад в музыкальную критику. ѕропагандиру€ на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, бор€сь против антихудожественных €влений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Ўуман бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающеес€ под маской благонамеренности и фальшивой учЄности. √лавные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Ўуман на страницах печати, Ч пылкий, неистово дерзкий и ироничный ‘лорестан и нежный мечтатель Ёвсебий. ќба они олицетвор€ли черты характера самого композитора.

»деалы Ўумана были близки передовым музыкантам 19 века. ≈го высоко ценили ‘. ћендельсон, √. Ѕерлиоз, ‘. Ћист. ¬ –оссии творчество Ўумана пропагандировали ј. √. –убинштейн, ѕ. ». „айковский, √. ј. Ћарош, де€тели Ђћогучей кучкиї.

Ћучшие дн€

Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:44967
Ёдуард —трельцов
ћихаил «адорнов: Cатирик, которого знали не только в –оссии
ѕосетило:9049
ћихаил «адорнов
Ћична€ война ’емингуэ€
ѕосетило:3585
Ёрнест ’емингуэй

“ворчество Ўумана - одна из вершин мирового музыкального искусства XIX века. ѕередовые эстетические тенденции немецкой культуры периода 20-40-х годов нашли €ркое выражение в его музыке. ¬ противоречи€х, присущих шумановскому творчеству, отразились сложные противоречи€ общественной жизни его времени. »скусство Ўумана пронизано тем беспокойным, бунтарским духом, который роднит его с Ѕайроном, √ейне, √юго, Ѕерлиозом, ¬агнером и многими другими выдающимис€ художниками первой половины века.

¬ 1830 году душевный разлад композитора, вынужденного заниматьс€ юриспруденцией, привел к тому, что Ўуман покинул √ейдельберг и его академическую среду и вновь вернулс€ в Ћейпциг к ¬ику, чтобы всецело и навсегда посв€тить себ€ музыке.

√оды, проведенные в Ћейпциге (с конца 1830 до 1844), наиболее плодотворны в творчестве Ўумана. ќн серьезно повредил руку, и это лишило его надежды на карьеру виртуозного исполнител€. “огда весь свой выдающийс€ талант, энергию и пропагандистский темперамент он обратил на композицию и музыкально-критическую де€тельность.

Ѕыстрый расцвет его творческих сил изумителен. —мелый, самобытный, законченный стиль его первых произведений кажетс€ почти неправдоподобным. "Ѕабочки" (1829-1831), вариации "Abegg" (1830), "—имфонические этюды" (1834), " арнавал" (1834-1835), "‘антази€" (1836), "‘антастические пьесы" (1837), " рейслериана" (1838) и множество других произведений 30-х годов дл€ фортепиано открыли новую страницу в истории музыкального искусства.

Ќа этот ранний период приходитс€ также почти вс€ замечательна€ публицистическа€ де€тельность Ўумана.

¬ 1834 году, при участии р€да своих друзей (Ћ. Ўунке, ё.  норр, ‘. ¬ик), Ўуман основал "Ќовый музыкальный журнал". Ёто было практическим осуществлением мечты Ўумана о союзе передовых художников, названном им "ƒавидовым братством" ("ƒавидсбунд"). ќсновна€ цель журнала состо€ла в том, чтобы, как писал сам Ўуман, "подн€ть упавшее значение искусства". ѕодчеркива€ идейность и прогрессивный характер своего издани€, Ўуман снабдил его девизом "ћолодость и движение". ј в качестве эпиграфа к первому номеру избрал фразу из шекспировского сочинени€: "...Ћишь те, кто пришли посмотреть веселенький фарс, будут обмануты".

¬ "эпоху “альберга" (выражение Ўумана), когда с эстрады гремели пустые виртуозные пьесы и искусство развлекательного толка заполонило концертные и театральные залы, шумановский журнал в целом, а его статьи в особенности производили ошеломл€ющее впечатление. Ёти статьи замечательны, прежде всего, настойчивой пропагандой великого наследи€ прошлого, "чистого источника", как называл его Ўуман, "откуда можно черпать новые художественные красоты". ≈го анализы, раскрывавшие содержание музыки Ѕаха, Ѕетховена, Ўуберта, ћоцарта, поражают своей глубиной и пониманием духа истории. —окрушающа€, полна€ иронии критика современных эстрадных композиторов, которых Ўуман называл "торговцами искусством", во многом сохранила свою социальную остроту дл€ буржуазной культуры наших дней.

Ќе менее поразительна чуткость Ўумана в распознавании подлинных новых талантов и оценке их гуманистического значени€. ¬рем€ подтвердило безошибочность шумановских музыкальных прогнозов. ќн один из первых приветствовал творчество Ўопена, Ѕерлиоза, Ћиста, Ѕрамса. ¬ музыке Ўопена за ее из€щным лиризмом Ўуман раньше других увидел революционное содержание, сказав о произведени€х польского композитора, что это "пушки, прикрытые цветами".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22665
јнтон „ехов
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:10159
¬асилий Ћиванов
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10915
Ћеонид јгутин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru