Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёрик —ати

   /   

Erik Satie

   /
             
‘отографи€ Ёрик —ати (photo Erik Satie)
   

ƒень рождени€: 17.05.1866 года
ћесто рождени€: ќнфлер, ‘ранци€
ƒата смерти: 01.07.1925 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 59 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ёрик —ати. Ѕиографи€

‘ранцузский композитор

Ёксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столети€.
≈го фортепианные пьесы оказали вли€ние на многих композиторов стил€ модерн, начина€ от  лода ƒебюсси, французской ЂЎестЄркиї и заканчива€ ƒжоном  ейджем. Ёрик —ати Ч предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. ¬ конце 1910-х годов —ати придумал жанр Ђмеблировочной музыкиї, которую не надо специально слушать, ненав€зчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

23.11.2022

—ати родилс€ 17 ма€ 1866 года в нормандском городе ќнфлЄр (департамент  альвадос).  огда ему было четыре года, семь€ переехала в ѕариж. «атем, в 1872 году, после смерти матери, детей снова отправили в ќнфлЄр.

Ёрик —ати фотографи€
Ёрик —ати фотографи€

¬ 1879 году —ати поступил в ѕарижскую консерваторию, но после двух с половиной лет не слишком успешной учЄбы был исключЄн. ¬ 1885 году снова поступил в консерваторию, и снова еЄ не закончил.

¬ 1888 году —ати написал произведение Ђ“ри гимнопедииї (фр. Trois gymnopédies) дл€ фортепианного соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов. ѕодобный прием уже встречалс€ у —. ‘ранка и Ё. Ўабрие. —ати первым ввЄл последовательности аккордов, построенных по квартам; этот приЄм впервые по€вилс€ в его произведении Ђ—ын звЄздї (Le fils des étoiles, 1891). “акого рода нововведени€ были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Ёти приЄмы стали характерными дл€ французской музыки направлени€ модерн. ¬ 1892 году —ати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что дл€ каждой пьесы он сочин€л несколько Ч часто не более п€ти-шести Ч коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

Ёрик —ати фотографи€
Ёрик —ати фотографи€

—ати был эксцентричен, свои сочинени€ он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. ќн давал своим произведени€м такие названи€, как Ђ“ри пьесы в форме грушї или Ђ«асушенные эмбрионыї. ¬ его пьесе Ђ–аздражени€ї небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Ёрик —ати был эмоциональным человеком и, хот€ дл€ своей Ђћузыки как предмета обстановкиї использовал мелодии  амил€ —ен-—анса, искренне его ненавидел. ≈го слова стали даже своеобразной визитной карточкой:

√лупо защищать ¬агнера только потому, что на него нападает —ен-—анс, нужно кричать: ƒолой ¬агнера вместе с —ен-—ансом!

¬ 1899 году —ати начал подрабатывать в качестве пианиста в кабаре Ђ„Єрный котї, что было единственным источником его дохода.

 огда работаешь тапЄром или аккомпаниатором в кафе-шантане, очень многие считают своим долгом поднести пианисту стаканчик-другой виски, но почему-то никто не желает угостить хот€ бы бутербродом.

Ч јльфонс јлле

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—ати до своего п€тидес€тилети€ был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда ‘ранции. Ўирокой публике его творчество стало известно благодар€ ћорису –авелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издател€ми.

Ђ ороче говор€, в самом начале 1911 года ћорис –авель (как он везде говорил, очень Дмногим мне об€занныйУ) сделал двойную публичную инъекцию Ч и мной, и мне одновременно. —разу несколько концертов, исполнени€ в оркестре, в салоне, в ро€ле, плюс издатели, дирижЄры, ослыЕ, и снова Ч нав€зчивое отсутствие денег, как же мне надоело это тухлое слово! јплодисменты и крики Дбис!У подействовали на мен€ сильно, но дурно. √решным делом, истосковавшись по ним за прошлые годы, € даже не сразу пон€л, что их нельз€ принимать слишком всерьЄзЕ, и на свой счЄтї.

Ч Ёрик —ати, ёрий ’анон. Ђ¬оспоминани€ задним числомї.

¬ 1917 году —ати по заказу —ерге€ ƒ€гилева написал дл€ его Ђ–усских сезоновї балет Ђѕарадї (либретто ∆ана  окто, хореографи€ Ћеонида ћ€сина, оформление ѕабло ѕикассо; оркестром дирижировал Ёрнест јнсерме). ¬о врем€ премьеры, состо€вшейс€ 18 ма€ 1917 года в театре ЂЎатлеї, в театре разразилс€ скандал: публика требовала опустить занавес, кричала Ђƒолой русских! –усские боши!ї, в зрительном зале началась драка. –аздражЄнный приЄмом, оказанным спектаклю не только зрител€ми, но и прессой, —ати послал одному из критиков, ∆ану ѕуэгу, оскорбительное письмо Ч за что 27 но€бр€ 1917 года был приговорЄн трибуналом к восьми дн€м тюрьмы и 800 франков штрафа (благодар€ вмешательству ћизии —ерт министр внутренних дел ∆юль ѕамс 13 марта 1918 года выдал ему Ђотсрочкуї от наказани€).

¬ то же врем€ партитура Ђѕарадаї была высоко оценена »горем —травинским:

Ђ—пектакль поразил мен€ своей свежестью и подлинной оригинальностью. ДѕарадУ как раз подтвердил мне, до какой степени € был прав, когда столь высоко ставил достоинства —ати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке тем, что противопоставил смутной эстетике доживающего своей век импрессионизма свой мощный и выразительный €зык, лишЄнный каких-либо вычурностей и прикрасї.

Ч »горь —травинский. Ђ’роника моей жизниї.

Ёрик —ати познакомилс€ с »горем —травинским ещЄ в июне 1911 года, вскоре после парижской премьеры Ђѕетрушкиї в –усских балетах ƒ€гилева (этим же годом, но трем€ мес€цами позже датируютс€ две известные фотографии, сделанные —травинским и —ати в гост€х у  лода ƒебюсси, на которой можно видеть всех троих) и испытал к нему сильную личную и творческую симпатию. ќднако более тесное и регул€рное общение —травинского и —ати произошло только после премьеры Ђѕарадаї и окончани€ ѕервой мировой войны. ѕеру Ёрика —ати принадлежат две большие статьи о —травинском (1922 года), опубликованные тогда же во ‘ранции и —Ўј, а также около дес€тка писем, окончание одного из которых (датированного 15 сент€бр€ 1923 года) особенно часто цитируетс€ в литературе, посв€щЄнной обоим композиторам. ”же в самом конце письма, проща€сь со —травинским, —ати подписалс€ со свойственной ему иронией и улыбкой, на сей раз Ч доброй, что с ним случалось не так часто: Ђ¬ас, ¬ас € обожаю: не вы ли тот самый ¬еликий —травинский? ј это € Ч не кто иной, как маленький Ёрик —атиї. ¬ свою очередь, и €довитый характер, и оригинальна€, Ђни на что не похожа€ї музыка Ёрика —ати вызывали неизменное восхищение Ђкн€з€ »гор€ї, хот€ между ними так и не возникло ни близкой дружбы, ни сколько-нибудь посто€нных отношений. —пуст€ дес€ть лет после смерти —ати —травинский написал о нЄм в ’ронике моей жизни: Ђ—ати понравилс€ мне с первого взгл€да. “онка€ штучка, он весь был наполнен лукавством и умной злостьюї. Ч Ѕудучи основоположником нескольких больших стилей в музыке XX века, начина€ от импрессионизма и конча€ неоклассицизмом, —ати парадоксальным образом неоднократно становилс€ предтечей и ориентиром дл€ творчества разных периодов »гор€ —травинского. Ќекоторые произведени€ —ати, в особенности балет Ђѕарадї (1917) и симфоническа€ драма Ђ—ократї (1918), оказали поворотное вли€ние на творчество —травинского, подтолкнув его к очередной перемене стил€.:321

 роме скандально нашумевшего Ђѕарадаї, Ёрик —ати €вл€етс€ автором ещЄ четырЄх балетных партитур: Ђ”спудї (1892), Ђѕрекрасна€ истеричкаї (1920), Ђѕриключени€ ћеркури€ї (1924) и Ђѕредставление отмен€етс€ї (1924). “акже (уже после смерти автора) многие его фортепианные и оркестровые произведени€ часто использовались дл€ постановки одноактных балетов и балетных номеров, прежде всего Ч гимнопедии и сюита Ђƒжек в стойлеї.:103

Ёрик —ати умер от цирроза печени в результате чрезмерного употреблени€ алкогол€ (особенно абсента) 1 июл€ 1925 года в рабочем пригороде јркЄй близ ѕарижа. ≈го смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество стало возвращатьс€ в активное пространство. —егодн€ Ёрик —ати €вл€етс€ одним из самых часто исполн€емых фортепианных композиторов XX века.

“ворческое вли€ние

–аннее творчество —ати оказало вли€ние на молодого –авел€. ќн был старшим товарищем недолго просуществовавшего дружеского объединени€ композиторов ЂЎестЄркаї. ќно не имело никаких общих идей[19] и даже эстетики, но всех объедин€ла общность интересов, выражавшеес€ в непри€тии всего расплывчатого и стремлении к чЄткости и простоте Ч как раз того, что было в произведени€х —ати.

—ати стал одним из первопроходцев идеи подготовленного фортепиано и существенно повли€л на творчество ƒжона  ейджа.  ейдж увлЄкс€ Ёриком —ати во врем€ своего первого путешестви€ в ≈вропу, получив ноты из рук јнри —оге, и в 1963 году он решил представить американской публике сочинение —ати Ђƒосадыї Ч короткую фортепианную пьесу, сопровождавшуюс€ инструкцией: Ђѕовторить 840 разї[20]. ¬ шесть часов вечера 9 сент€бр€ при€тельница  ейджа ¬иола ‘арбер села за ро€ль и прин€лась играть Ђƒосадыї. ¬ восемь вечера за ро€лем еЄ сменил другой при€тель  ейджа, –оберт ¬уд, продолжив с того места, на котором ‘арбер остановилась. ¬сего исполнителей было одиннадцать, они смен€ли друг друга каждые два часа. ѕублика уходила и приходила, обозреватель ЂЌью-…орк таймсї заснул в кресле. «авершилась премьера в 0:40 11 сент€бр€, считаетс€ что это был самый длинный фортепианный концерт в истории музыки.

ѕод непосредственным вли€нием —ати сформировались такие известнейшие композиторы, как  лод ƒебюсси (бывший его близким при€телем на прот€жении более чем двадцати лет), ћорис –авель, знаменита€ французска€ группа ЂЎестиї, в которой наиболее известны ‘рансис ѕуленк, ƒариус ћийо, ∆орж ќрик и јртюр ќнеггер. “ворчество этой группы (она просуществовала чуть больше года), а также самого —ати оказало заметное вли€ние на ƒмитри€ Ўостаковича, который услышал произведени€ —ати уже после его смерти, в 1925 году, во врем€ гастролей французской ЂЎестЄркиї в ѕетрограде-Ћенинграде. ¬ его балете ЂЅолтї заметно вли€ние музыкального стил€ —ати времЄн балета Ђѕарадї и Ђѕрекрасна€ истеричкаї.

Ќекоторые произведени€ —ати произвели чрезвычайно сильное впечатление на »гор€ —травинского. ¬ особенности, это относитс€ к балету Ђѕарадї (1917), партитуру которого он едва ли не целый год просил у автора, и симфонической драме Ђ—ократї (1918). »менно два этих сочинени€ оставили наиболее заметный след в творчестве —травинского: первое в его конструктивистском периоде, а второе Ч в неоклассических произведени€х конца 1920-х годов. »спытав большое вли€ние —ати, он перешЄл от импрессионизма (и фовизма) русского периода к почти скелетному стилю музыки, упростив стиль письма. Ёто видно в произведени€х парижского периода Ч Ђ»стории солдатаї и опере Ђћавраї. Ќо даже и через тридцать лет об этом событии продолжали вспоминать не иначе, как об удивительном факте истории французской музыки:

ѕоскольку ЂЎестЄркаї чувствовала себ€ свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитани€ к тем, против кого выставл€ла себ€ в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составл€ла. Ђ¬есна св€щенна€ї произросла мощным деревом, оттесн€€ наш кустарник, и мы собирались было признать себ€ побеждЄнными, как вдруг —травинский вскоре сам присоединилс€ к нашему кругу приЄмов и необъ€снимым образом в его произведени€х даже чувствовалось вли€ние Ёрика —ати.

Ч ∆ан  окто, Ђк юбилейному концерту ЎестЄрки в 1953 годуї.

ѕридумав в 1916 году авангардный жанр Ђфоновойї (или Ђмеблировочнойї) индустриальной музыки, которую не надо специально слушать, Ёрик —ати также €вилс€ первооткрывателем и предтечей минимализма. ≈го ненав€зчивые мелодии, повтор€ющиес€ сотни раз без малейшего изменени€ и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во врем€ приЄма гостей, опередили своЄ врем€ почти на полвека.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru