Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёрик —ати

   /   

Erik Satie

   /
             
‘отографи€ Ёрик —ати (photo Erik Satie)
   

ƒень рождени€: 17.05.1866 года
ћесто рождени€: ќнфлер, ‘ранци€
ƒата смерти: 01.07.1925 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 59 лет

√ражданство: ‘ранци€

Ёрик —ати - парадоксалист, опередивший врем€

‘ранцузский композитор

"ѕьесы —ати малы так же как мала замочна€ скважина Ц все мгновенно мен€етс€, как только ты начнешь внимательно всматриватьс€ или вслушиватьс€, что там внутри происходит".
/∆ан  окто/

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.02.2005

«авораживающие, ввод€щие в транс Ђ√имнопедииї Ёрика —ати (Erik Satie) как, впрочем, и больша€ часть его музыки Ц музыкальный анахронизм. Ёти легкие, воздушные, скупые, но такие выразительные фортепианные пьесы были написаны в 1888 году, до —травинского и Ўенберга, в эпоху когда в музыке господствовали монументальные ¬агнер и ћалер, пафосный „айковский и т€желовесный Ѕрукнер. Ќаписанна€ более века назад музыка звучит сегодн€ предельно современно.  роме анахронизма есть в ней еще и парадокс - она очень попул€рна, но, в отличие от другой поп-классики, не звучит заезженно и пошло.

Ёрик —ати фотографи€
Ёрик —ати фотографи€

Ђ¬еличайша€ ирони€ в карьере великого музыкального ирониста Ёрика —ати заключалась в том, что случилась она, эта карьера, €вно преждевременно. –одись он на полстолети€ позже, быть бы ему героем поколени€ хиппи, и Ћеннон с ћаккартни р€дом с ним могли бы оказатьс€ робкими новичками в борьбе за всемирные хиты и баснословные гонорары. Ќу а так, большую часть жизни за пределами узкого круга авангардистов его считали просто чудаком, а то и клоуном, которому некого было кроме себ€ самого винить за свое одинокое и бедное существованиеї Ц так начинает свое повествование о —ати известный критик –ичард ƒаррелл.

Ђ[ѕьесы —ати] малы так же как мала замочна€ скважина Ц все мгновенно мен€етс€, как только ты начнешь внимательно всматриватьс€ или вслушиватьс€, что там внутри происходитї

∆ан  окто

ќдним из первых произведений —ати, написанных молодым композитором по окончании ѕарижской консерватории, был цикл песен дл€ мюзик-холла. ј вот как сам он Ц в свойственной ему ироничной манере - описывает то, что предшествовало консерватории

Ђ–од —ати восходит по всей видимости в далекую древность. ¬прочем, € никак не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть. ћогу лишь предположить, что семь€ мо€ не была благородной и не принадлежала к папскому роду, что члены ее были простыми и добрыми кресть€нами и к происхождению своему относились с честью и достоинством. я не знаю, чем предки мои занимались в —толетнюю войну, нет у мен€ никаких сведений и о том, какую роль играли они и в “ридцатилетней войне. ƒа будет земл€ им пухомЕ „то же до мен€, то € родилс€ в городке ќнфлер в провинции  альвадос 17 ма€ 1866 года. ќнфлер омываетс€ поэтическими водами —ены и в то же врем€ бурными волнами Ћа-ћанша. ∆ители Ц онфлерцы Ц люди очень вежливые и сговорчивые. я прожил там до 12 лет и затем перебралс€ в ѕариж. ƒетство и отрочество мои были ничем не примечательны, потому € воздержусь от рассказа о нихї.

—ати не был плодовитым композитором, всего за свою жизнь он написал около сотни произведений, причем многие из них предельно коротки - по несколько минут, а то и секунд.  омментиру€ краткость пьес —ати, его друг и соратник поэт, драматург и кинорежиссер ∆ан  окто заметил, что они Ђмалы так же как мала замочна€ скважина Ц все мгновенно мен€етс€, как только ты начнешь внимательно всматриватьс€ или вслушиватьс€, что там внутри происходитї

 раткость краткостью, но неутомимый парадоксалист —ати должен был и тут перевернуть все с ног на голову и еще в 1892 году создал опус, воплотивший в себе весь будущий музыкальный минимализм и концептуализм. ќпус этот называетс€ Vexation, дословно это трудное слово переводитс€ как Ђраздражение, досада, мучени€ї. —остоит он из трех музыкальных фраз, которые, по инструкции композитора, должны повтор€тьс€ ни много, ни мало Ц 840 раз. Ќе удивительно, что премьеры этот опус дожидалс€ долгие 70 лет, и еще менее удивительно, что организовал эту премьеру в 1963 году в Ќью-…орке никто иной, как ƒжон  ейдж. “огда Vexation —ати, смен€€ друг друга, исполн€ли один за другим целый отр€д пианистов, и исполнение раст€нулось на 18 часов 40 минут. — тех пор, уже в новую авангардную эпоху Ц —ати €вно родилс€ не воврем€ Ц Vexation исполн€лась неоднократно такими же отр€дами пианистов причем исполнени€ эти зат€гивались, как правило, на 24 часа. ќсобо примечательна оркестрова€ верси€, исполненна€ так называемым Great Learning Orchestra в 1999 году в Ўвеции, когда музыканты, смен€€ друг друга, уходили поесть, поспать, временами в зрительном зале не было ни души, но музыка продолжалась. ѕотр€сающее чтение (http://home.swipnet.se/sonoloco14/learning/vexcomments.html) представл€ют собой сделанные во врем€ концерта записи как его участников так и зрителей, которые то погружаютс€ в волшебный медитативный транс, то проклинают себ€ за упорство, с которым они продолжают слушать эту музыку.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

’от€ больше всего —ати знаменит своими фортепианными произведени€ми, писал он дл€ и оркестра. »з оркестровых его работ выдел€етс€ Ђѕарадї Ц балет, написанный по теме ∆ана  окто и поставленный впервые труппой ƒ€гилева с декораци€ми ѕикассо в ѕариже в 1917 году. ¬ партитура балета нар€ду с инструментами традиционного оркестра был включен бутылофон Ц выстроенна€ в качестве ударного инструмента батаре€ бутылок и четыре пишущие машинки.

ѕредтеча минимализма —ати хоть и был предельно предан своей музыке, но относилс€ к ней без какого бы то ни было пиетета. ¬ совершенно современном, пост-модернистском духе он выдвинул идею furniture music Ц музыки дл€ мебели, вполне перекликающуюс€ с изобретенной восемь дес€тилетий спуст€ Ѕрайаном »но музыкой ambient. Ќе случайно к —ати т€готеют и джазмены Ц причем не только почти обожающий классику ∆ак Ћюсье, но и знаменитый Vienna Art Orchestra, который записал целую пластинку под названием ћинимализм Ёрика —ати, и электронщики Ц мне попалась как-то вполне развлекательна€ пластинка под названием —hill Satie Ц и рокеры. Ѕывший гитарист Genesis —тив Ќаккет (Steve Hackett) вместе со своим братом флейтистом ƒжоном ’аккетом (John Hackett) записал целый альбом музыки —ати.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru