Людибиографии, истории, факты, фотографии

Эрик Сати

   /   

Erik Satie

   /
             
Фотография Эрик Сати (photo Erik Satie)
   

День рождения: 17.05.1866 года
Место рождения: Онфлер, Франция
Дата смерти: 01.07.1925 года
Место смерти: Париж, СССР
Возраст: 59 лет

Гражданство: Франция
Соцсети:


Эрик Сати - парадоксалист, опередивший время

французский композитор

"Пьесы Сати малы так же как мала замочная скважина – все мгновенно меняется, как только ты начнешь внимательно всматриваться или вслушиваться, что там внутри происходит".
/Жан Кокто/

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.02.2005

Завораживающие, вводящие в транс «Гимнопедии» Эрика Сати (Erik Satie) как, впрочем, и большая часть его музыки – музыкальный анахронизм. Эти легкие, воздушные, скупые, но такие выразительные фортепианные пьесы были написаны в 1888 году, до Стравинского и Шенберга, в эпоху когда в музыке господствовали монументальные Вагнер и Малер, пафосный Чайковский и тяжеловесный Брукнер. Написанная более века назад музыка звучит сегодня предельно современно. Кроме анахронизма есть в ней еще и парадокс - она очень популярна, но, в отличие от другой поп-классики, не звучит заезженно и пошло.

Эрик Сати фотография
Эрик Сати фотография

«Величайшая ирония в карьере великого музыкального ирониста Эрика Сати заключалась в том, что случилась она, эта карьера, явно преждевременно. Родись он на полстолетия позже, быть бы ему героем поколения хиппи, и Леннон с Маккартни рядом с ним могли бы оказаться робкими новичками в борьбе за всемирные хиты и баснословные гонорары. Ну а так, большую часть жизни за пределами узкого круга авангардистов его считали просто чудаком, а то и клоуном, которому некого было кроме себя самого винить за свое одинокое и бедное существование» – так начинает свое повествование о Сати известный критик Ричард Даррелл.

Реклама:

«[Пьесы Сати] малы так же как мала замочная скважина – все мгновенно меняется, как только ты начнешь внимательно всматриваться или вслушиваться, что там внутри происходит»

Жан Кокто

Одним из первых произведений Сати, написанных молодым композитором по окончании Парижской консерватории, был цикл песен для мюзик-холла. А вот как сам он – в свойственной ему ироничной манере - описывает то, что предшествовало консерватории

«Род Сати восходит по всей видимости в далекую древность. Впрочем, я никак не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть. Могу лишь предположить, что семья моя не была благородной и не принадлежала к папскому роду, что члены ее были простыми и добрыми крестьянами и к происхождению своему относились с честью и достоинством. Я не знаю, чем предки мои занимались в Столетнюю войну, нет у меня никаких сведений и о том, какую роль играли они и в Тридцатилетней войне. Да будет земля им пухом… Что же до меня, то я родился в городке Онфлер в провинции Кальвадос 17 мая 1866 года. Онфлер омывается поэтическими водами Сены и в то же время бурными волнами Ла-Манша. Жители – онфлерцы – люди очень вежливые и сговорчивые. Я прожил там до 12 лет и затем перебрался в Париж. Детство и отрочество мои были ничем не примечательны, потому я воздержусь от рассказа о них».

Сати не был плодовитым композитором, всего за свою жизнь он написал около сотни произведений, причем многие из них предельно коротки - по несколько минут, а то и секунд. Комментируя краткость пьес Сати, его друг и соратник поэт, драматург и кинорежиссер Жан Кокто заметил, что они «малы так же как мала замочная скважина – все мгновенно меняется, как только ты начнешь внимательно всматриваться или вслушиваться, что там внутри происходит»

Краткость краткостью, но неутомимый парадоксалист Сати должен был и тут перевернуть все с ног на голову и еще в 1892 году создал опус, воплотивший в себе весь будущий музыкальный минимализм и концептуализм. Опус этот называется Vexation, дословно это трудное слово переводится как «раздражение, досада, мучения». Состоит он из трех музыкальных фраз, которые, по инструкции композитора, должны повторяться ни много, ни мало – 840 раз. Не удивительно, что премьеры этот опус дожидался долгие 70 лет, и еще менее удивительно, что организовал эту премьеру в 1963 году в Нью-Йорке никто иной, как Джон Кейдж. Тогда Vexation Сати, сменяя друг друга, исполняли один за другим целый отряд пианистов, и исполнение растянулось на 18 часов 40 минут. С тех пор, уже в новую авангардную эпоху – Сати явно родился не вовремя – Vexation исполнялась неоднократно такими же отрядами пианистов причем исполнения эти затягивались, как правило, на 24 часа. Особо примечательна оркестровая версия, исполненная так называемым Great Learning Orchestra в 1999 году в Швеции, когда музыканты, сменяя друг друга, уходили поесть, поспать, временами в зрительном зале не было ни души, но музыка продолжалась. Потрясающее чтение (http://home.swipnet.se/sonoloco14/learning/vexcomments.html) представляют собой сделанные во время концерта записи как его участников так и зрителей, которые то погружаются в волшебный медитативный транс, то проклинают себя за упорство, с которым они продолжают слушать эту музыку.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

Хотя больше всего Сати знаменит своими фортепианными произведениями, писал он для и оркестра. Из оркестровых его работ выделяется «Парад» – балет, написанный по теме Жана Кокто и поставленный впервые труппой Дягилева с декорациями Пикассо в Париже в 1917 году. В партитура балета наряду с инструментами традиционного оркестра был включен бутылофон – выстроенная в качестве ударного инструмента батарея бутылок и четыре пишущие машинки.

Предтеча минимализма Сати хоть и был предельно предан своей музыке, но относился к ней без какого бы то ни было пиетета. В совершенно современном, пост-модернистском духе он выдвинул идею furniture music – музыки для мебели, вполне перекликающуюся с изобретенной восемь десятилетий спустя Брайаном Ино музыкой ambient. Не случайно к Сати тяготеют и джазмены – причем не только почти обожающий классику Жак Люсье, но и знаменитый Vienna Art Orchestra, который записал целую пластинку под названием Минимализм Эрика Сати, и электронщики – мне попалась как-то вполне развлекательная пластинка под названием Сhill Satie – и рокеры. Бывший гитарист Genesis Стив Наккет (Steve Hackett) вместе со своим братом флейтистом Джоном Хаккетом (John Hackett) записал целый альбом музыки Сати.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history