Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей –ыбников

   /   

Aleksey Ribnikov

   /
             
‘отографи€ јлексей –ыбников (photo Aleksey Ribnikov)
   

ƒень рождени€: 17.07.1945 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я не хотел писать оперу! (√азета Ђ√удокї)

 омпозитор

јвтор знаменитых рок-опер, хитовых саундтреков к спектакл€м и фильмам недавно закончил работу над музыкальной драмой по роману Ћ.Ќ.“олстого Ђ¬ойна и мирї.

13.12.2011

ћежду прочим, тот самый јлексей –ыбников Ц это не только Ђ“от самый ћюнхгаузенї, Ђ«везда и смерть ’оакина ћурьетыї, Ђѕриключени€ Ѕуратиної, Ђѕро  расную Ўапочкуї или культова€ Ђёнона и јвосьї. Ќо так получаетс€, что массова€ публика ассоциирует композитора только с его хитами, а другие его сочинени€ (например, симфонические и камерные) ей не всегда известны.

‘ото с сайта kinokadr.ru
‘ото с сайта kinokadr.ru

Ц Ќе обидно ли вам, что широкие массы труд€щихс€ знают вас по музыке дл€ театра и кино, тогда как вы ещЄ и автор симфонических произведений?

Ц я этим так же не мучаюсь, как Ўостакович не страдал от того, что его опознавали по —едьмой симфонии, а ћоцарт не впадал в отча€ние от растиражированности своей —ороковой симфонии. ’от€ есть композиторы, испытывающие зубную боль от исполнени€ своих знаменитых произведений. ’ачатур€н ненавидел Ђ“анец с сабл€миї. “ем не менее если у композитора нет ни одного запоминающегос€ произведени€...

Ц ’от€ бы один хит должен быть, вы считаете?

Ц ќб€зательно. ћогу поделитьс€ свежим ощущением. ЂЋенкомї открыл свой 85-й сезон, в котором исполн€етс€ 30 лет Ђёноне и јвосьї. √одовщине спектакл€ был посв€щЄн капустник, в котором актЄры шутливо стонали: мол, как же нам надоела эта Ђёнонаї! ” нас не остаЄтс€ времени на личную жизнь. ћы играем Ђёнонуї изо дн€ в день, в ћоскве и на гастрол€х, в –оссии и за границей. » так уже тридцать лет. —колько можно! ј дл€ композитора это замечательно. «начит, спектакль на его музыку по-прежнему собирает залы, публика готова за него платить, и театр вынужден этот спектакль играть.

Ц ¬ы недавно закончили работу над предназначенным дл€ сцены музыкальным сочинением по роману “олстого Ђ¬ойна и мирї.  ем и когда будет осуществлена постановка?

Ц Ётому проекту уже семь лет. “ак что его иде€ никак не св€зана с предсто€щим 200-летием ќтечественной войны 1812 года. ѕросто однажды ко мне пришли люди, которые сказали: нельз€, чтобы жанр, возникший в Ђёноне и јвосьї, не развивалс€. Ќадо, сказали, что-нибудь сделать ещЄ. я стал их отговаривать: есть опера ѕрокофьева, ставша€ классикой, и стоит ли вступать в сост€зание с этим шедевром? ќни говор€т: да, есть опера ѕрокофьева, но роман “олстого настолько многоплановый, там такое количество персонажей, что по его мотивам можно бесконечно сочин€ть театральные спектакли. » € подумал, что Ђ¬ойна и мирї Ц это действительно така€ литература, на основе которой можно писать оперы, балеты, мюзиклы, рок-оперы, что угодно. Ёто наше российское досто€ние, которое может воплощатьс€ в самых разных видах искусства. “ем не менее к этой работе € не приступал очень долго. ’от€ исподволь на эту тему думал, и у мен€ начал копитьс€ музыкальный материал.  огда он достиг критической массы, € всЄ бросил, поехал в ¬енецию на остров —ан- лементе, вз€л в руки роман “олстого и ничем больше не занималс€, как только читал, читал, читалЕ ћен€ захватила современность этого произведени€. я пон€л, что оно про молодых людей, которым лет по двадцать с небольшим. ƒо мен€ дошло, что ѕьер Ѕезухов Ц это легкомысленный юноша, который совершает безумства. јндрей Ѕолконский Ц это относительно умудрЄнный опытом человек, ему в начале романа 27 лет. » € нашЄл ключик к Ђ¬ойне и мируї. я выбрал те эпизоды, которые с оперой ѕрокофьева никак не пересекаютс€. я начинаю с салона мадам Ўерер и заканчиваю последней сценой, когда ѕьер приезжает к Ќаташе.

Ц —делать либретто по Ђ¬ойне и мируї не так-то просто.  ому вы это доверили?

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7644
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3586
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2945
¬€чеслав ‘етисов

Ц Ћибретто € сам написал. ќно сделано на текстах “олстого, которые оказались удивительно музыкальными, драматургически активными. »спользован и документальный материал Ц манифесты јлександра I, а также письма и дневники Ќаполеона.

Ц  ак вы определ€ете жанр вашего произведени€? Ёто что, современна€ опера?

Ц Ќет, € не хотел писать оперу. ѕотому что Ћев “олстой не любил оперу, в романе Ђ¬ойна и мирї он отзывалс€ о ней очень едко и зло, а мне хотелось сделать так, чтобы классику понравилось. ƒумаю, получилась музыкальна€ драма. XXI век тем и примечателен, что в нЄм случаютс€ самые немыслимые смешени€ стилей и форм. ¬от и у мен€ все смешалось. Ёто и драматический спектакль, и современна€ опера, где артисты поют в микрофоны, и классическа€ опера, где микрофоны не используютс€. ≈сть и большой симфонический оркестр, и электронна€ музыка Ц когда действие приобретает условный характер и как бы отрываетс€ от того исторического времени. ≈сть и разговорные диалоги, и пение, и речитативы. ѕри этом музыка звучит посто€нно, не прекраща€сь ни на секунду.

Ц ¬ вашей фильмографии около 150 названий. ћиллионы зрителей видели эти картины. ћожно ли сказать, что киномузыка Ц это классическа€ музыка, адаптированна€ к массовой аудитории?

Ц Ёто абсолютно точна€ формулировка.  огда мен€ спрашивают, почему классическую музыку не слушают, почему народ не ходит на симфонические концерты, € отвечаю: вы это слушаете каждый день в огромных количествах, если смотрите голливудские фильмы. “ам играет живой симфонический оркестр, большой Ц человек сто, и в нЄм очень хорошие музыканты. ¬ √олливуде понимают, что жива€ симфоническа€ музыка очень эффективно воздействует на душу человека, никакой электроникой еЄ не заменишь. Ёлектроника имеет своЄ эмоциональное воздействие, но красок у неЄ значительно меньше. ” электроники п€ть, ну максимум дес€ть красок. ј в симфоническом оркестре их миллион. ѕоэтому, хорошо понима€ природу зрительского воспри€ти€, продюсеры √олливуда никогда не отходили от симфонического оркестра. » они абсолютно правы. —лушать симфоническую музыку в залах Ц на это требуетс€ специальна€ аудитори€, она у нас есть, и очень благодарна€. Ќо это, конечно, не массова€ аудитори€.

Ц «ападные продюсеры предоставл€ют авторам киномузыки необходимый творческий простор?

Ц Ќет, они очень жЄстко работают с композиторами. я это знаю, потому что сотрудничал с американскими и английскими продюсерами. ќни дают композитору задание: Ђ¬от здесь мне нужно как у ѕрокофьева, здесь Ц как у ћусоргского, а здесь Ц как у –авел€ї.  омпозитор в √олливуде абсолютно не самосто€телен. ќн не может про€вить свою творческую индивидуальность.  ак только музыка приобретает некую автономию, начинает возвышатьс€ над изображением, привлекает большее внимание, нежели картинка, еЄ тотчас же убирают. “ака€ музыка не нужна. Ќужна музыка, котора€ не мешает изображению.

Ц  огда-то кажда€ эпоха в советской их череде оставл€ла после себ€ крупные композиторские имена. —талинска€ Ц ѕрокофьева и Ўостаковича, брежневска€ Ц ўедрина, —виридова, Ўнитке, ƒенисова, √убайдулину...  ого оставит нынешн€€?

Ц ≈сли кто-то из композиторов и останетс€ от нынешней эпохи, то не благодар€ ей, а вопреки. ѕотому что в развитии музыкальной культуры сегодн€ никто не заинтересован.  роме самих композиторов и просвещЄнной публики. ћен€ всегда поражала недальновидность политиков, непонимание ими, что от любой эпохи, от любой формы правлени€ в истории остаЄтс€ только культурный слой. Ќе остаЄтс€ следов от политических интриг, экономических неур€диц, смут, злодейств, войнЕ ќстаютс€ пирамиды, храмы, живописные полотна, литературные произведени€, музыкаЕ ћы читаем книги, слушаем музыку, смотрим живопись Ц и составл€ем представление об эпохе. ¬едь кто бы что ныне ни говорил с больших трибун, а кроме культурного сло€ от нас ничего не останетс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11959
—аманта ‘окс
√ильди€ гени€
ѕосетило:17897
»ван  улибин
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11992
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru