Сегодня вечером на сцене Театра Гоголя в рамках Красивых вечеров у Гоголя состоится творческий вечер композитора Алексея Рыбникова. Вряд ли автор Юноны и Авось, Звезды и смерти Хоакина Мурьеты, опер, саундтреков, лауреат Кинотавра, Золотого Овна, Ники, Золотого орла и Государственной премии нуждается в специальном представлении публике.
07.10.2005
-Почему вы так долго избегали публику? Что было причиной вашего затворничества?
- Дело в том, что вся история постановки Звезды и смерти Хоакина Мурьеты выжала меня достаточно сильно. Спектакль заворачивали 11 раз, в чем только меня не обвиняли тогда... Так что та история меня несколько подкосила. Ну а потом начались такие времена, что людям не до музыки было...
- Несколько удивительна компания, которую вы выбрали для исполнения ваших песен на творческом вечере. Никогда бы не мог себе представить вашего союза с сибирскими панками...
- Ну панками я бы их не стал называть - это отличные музыканты. Они называются ансамблем подводной музыки Летучие рыбы, в который входят ударник Гражданской обороны Александр Андрюшкин и гитарист Александр Чесноков. Александр Андрюшкин помимо многолетней работы с Егором Летовым играет в Тюменском государственном ансамбле народных инструментов, так что панк он лишь отчасти. А нашел я их совершенно случайно. Для концертов, которые будут в декабре, я стал отслушивать разные варианты своих песен в исполнении самых разных музыкантов. Например, Константин Кинчев и Алиса записали песню на одну из мелодий из Острова сокровищ, Борис Гребенщиков - песню из Красной Шапочки, группа Тайм-Аут сделала песенку Лисы Алисы и Кота Базилио Поле чудес из Приключений Буратино...
Так вот, некие Летучие рыбы прислали мне свой вариант Песни о звездах. После чего я сходил на их концерт, причем инкогнито. И я увидел, как горячо реагировали на них молодое и среднее поколения.
- После шума, поднятого постановкой в Большом Детей Розенталя, ряд критиков сказал, что опера абсолютно несовременна как жанр, что она мертва. Вы согласны с этим?
- Понимаете, композиторам всегда нужно писать музыку. А кто и когда их будет слушать - вопрос второй. Ответ на него зависит от общего интеллектуального и духовного уровня развития общества. Серьезная музыка, как, впрочем, и поэзия, никак не вписывается в рыночные отношения - она не приносит доходов. Сейчас гораздо выгоднее заниматься так называемым культурным обслуживанием населения: сочинять музыку для танцев и похорон, для пляжа и ресторана. Более тонкие формы искусства людям, увы, не очень нужны. Что же до оперы, думаю, что в своем классическом виде она должна существовать как музейная ценность. В Европе именно так относятся к классическим постановкам, бережно все в них сохраняя. Сейчас же одной музыкой обходиться уже нельзя. Я за синтетические жанры, когда на зрителя работают и музыка, и свет, и визуальные эффекты.
- Помимо подготовки к юбилейным концертам в декабре над чем вы сейчас еще работаете?
Олег Антонов. Биография Посетило:23296 ![]() |
'Мистер СъешьВсе' Посетило:11658 ![]() |
Арина Постникова: Искренность в каждой роли Посетило:11014 ![]() |
- Пишу музыку для фильма Эльдара Рязанова Андерсен, для картины Николая Лебедева Волкодав и для фильма Тиграна Кеосаяна Заяц над бездной. Везде требуется разная музыка, симфоническая и не симфоническая. Параллельно заканчиваю постановку мюзикла Приключения Буратино по кинофильму, снятому в 70-х годах. Папу Карло у нас играет Лазарев-старший, черепаху Тортиллу - Светлана Немоляева, Федор Чеханков играет Дуремара, Анна Большова - Лису Алису.
- Как автор, создавший Юнону и Авось, оценивает ту волну моды на мюзиклы, что прокатилась по нашим подмосткам и как-то вдруг спала?
- С одной стороны, это был положительный опыт, поскольку это работает на цех, на дело. Но с другой стороны... Ведь все проекты мюзиклов, во всяком случае, большая их часть - это не собственные постановки, а повторение чужого опыта. Это продюсерское искусство, в которое не вложено никаких своих идей. И самое главное, чего часто нет в американских постановках, - так это хитов, мелодий, чтоб запоминались. В Метро была потрясающая энергетика, профессиональная режиссура. Но мне больше понравился Норд-Ост, созданный Иващенко и Васильевым на нашем, родном материале и с нуля. В их музыке есть душевность и непосредственность. С точки зрения жанра мюзикла одной из лучших работ была 42-я улица. Но она провалилась, поскольку там не было хитов.
- Помимо ваших музыкальных занятий вы ведь входите в совет по культуре при президенте. Это формальная должность, или вы действительно можете как-то повлиять на его мнение и решения?
- Нет, она не формальная. Нас в этом совете двадцать человек. На заседаниях, которые случаются два раза в году, мы высказываемся нелицеприятно и искренне.
- И что нелицеприятного последний раз сказали президенту?
- Во время последней встречи - ничего. А вот в прошлый раз подняли тему творчества для детей. Ведь у нас не то чтобы детского телеканала нет, у нас и детских программ невероятно мало. Что им - сериалы про ментов смотреть? Кроме того, именно с нашей подачи повысили зарплату преподавателям консерваторий и музучилищ, а президент выделил деньги ведущим оркестрам страны.
Александр Устюгов: Вживаясь в любую роль Посетило:61251 ![]() |
Дарья Мороз: Яркое продолжение знаменитых родителей Посетило:23029 ![]() |
Век театра и кино: Легенда Георгия Тараторкина Посетило:31479 ![]() |