Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей –ыбников

   /   

Aleksey Ribnikov

   /
             
‘отографи€ јлексей –ыбников (photo Aleksey Ribnikov)
   

ƒень рождени€: 17.07.1945 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


"јвось" не потонет!

 омпозитор

"—ейчас смешно вспоминать, какие баталии разворачивались в прессе: нужны ли нам рок-опера, мюзикл? ћогут ли драматические артисты петь с микрофоном?.. ¬ конце концов власти сочли жанр, в котором € работал, "идеологически чуждым", - вспоминает автор первых советских рок-опер "«везда и смерть ’оакина ћурьеты", "ёнона и јвось" композитор јлексей –ыбников

02.08.2005

јлексей –ыбников написал музыку более чем к ста фильмам, среди них "ѕриключени€ Ѕуратино", "ѕро  расную Ўапочку", "“от самый ћюнхгаузен"... ј еще были драматические композиции, балеты, симфонические сочинени€ и даже литургии. »менно –ыбников стал автором первых советских рок-опер "«везда и смерть ’оакина ћурьеты" и "ёнона и јвось", последн€€ попул€рна и по сей день. ”дивительно, но юбилей композитора - –ыбникову исполнилось 60 лет - прошел достаточно скромно. ¬прочем, маэстро пообещал, что его им€ по€витс€ на афишах уже осенью.

јлексей –ыбников фотографи€
јлексей –ыбников фотографи€

- јлексей Ћьвович, знаю, что вы страсть как не любите отмечать юбилеи.  ажетс€, и в этот раз постарались увильнуть.

- ”вильнуть? Ќет, специально такой задачи € не ставил. ѕросто мой день рождени€ приходитс€ как раз на середину лета. ¬ это врем€ никого просто физически нет в ћоскве. ј вот осенью ожидаетс€ несколько симфонических концертов и в Ѕ« , и в зале имени „айковского, премьера нового мюзикла. ћожет, удастс€ организовать ретроспективный показ фильмов, музыку к которым € писал. Ќо € не хотел бы, чтобы все это было прив€зано именно к юбилею... ј надобности в типовом концерте с приглашенными звездами, как прин€то в таких случа€х, дл€ мен€ лично нет. ћне такой "праздник" просто неинтересен.

- ¬ы вообще нетусовочный человек, что по нашим временам больша€ редкость.

- я не вполне понимаю, что такое тусовочный. ¬округ мен€ очень много разного народа, как вы говорите, тусуетс€, мелькает. » чтобы еще € вокруг кого-то мелькал? Ќе вижу смысла.

- Ќе боитесь потер€ть попул€рность?

- Ќу... –азве то, что ты дефилируешь на каких-то презентаци€х, вли€ет на попул€рность? “еб€ ведь все равно вспоминают прежде всего по сделанному. „естно говор€, мне вообще не очень нравитс€ такой поворот темы. ѕопул€рность, бо€знь ее потер€ть... я не живу в таких категори€х и жить не собираюсь. я делаю только то, что мне интересно. ј те произведени€, которые были попул€рны четверть века назад, они и сейчас не потер€лись. ѕо€вились проблемы другого рода: беззастенчивое воровство, притом с чудовищными звуковыми искажени€ми... ѕираты используют мою музыку и в хвост и в гриву без указани€ автора.

- ѕочти четверть века назад ваши рок-оперы воспринимались как некий вызов режиму. —пектакли запрещали, разрешали... Ќо "ёнона и јвось" и сегодн€ собирает полные залы. „ем вы это объ€сн€ете?

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12326
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12084
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8306
ёрий ¬избор

- ѕроизведение, в котором заключен сильный энергетический зар€д, не устаревает.  ак говорил мой учитель јрам ’ачатур€н, основой любого произведени€ искусства должна быть энерги€. ¬едь спектакль не может быть индифферентен по отношению к зрителю. ≈сли бездарный - забирает энергию, и зритель выходит из театра больной, опустошенный. ј если талантливый - отдает. » ты выходишь из зала окрыленный.

- — вами это часто случаетс€?

- ¬ последние годы, к сожалению, нет. ѕоэтому € стараюсь оберегать себ€ от театральных впечатлений.

- ¬ас приглашали на "ёнону" с новым составом? ѕосле замены  араченцова?

- ј что мен€ приглашать? я и сам могу прийти. Ќо вопрос о замене очень непростой. я люблю актера ѕевцова, наверное, он интересен в роли графа –езанова. Ќо музыка написана дл€ конкретных исполнителей, с учетом их человеческой и творческой индивидуальности. ƒл€  араченцова и Ўаниной. ≈лена, к сожалению, не играет уже давно. ј Ќиколаю  араченцову хотел бы пожелать возвращени€ в театр. ¬ообще врем€ моей работы в "Ћенкоме", начина€ с постановки оперы "«везда и смерть ’оакина ћурьеты" в 75-м, было замечательно счастливым. » это несмотр€ на идеологический прессинг, прохождение спектаклей через цензурные препоны. —ейчас даже смешно вспоминать, какие баталии разворачивались в прессе: нужны ли нам рок-опера, мюзикл? ћогут ли драматические артисты петь с микрофоном?

- —транно, что при таком бешеном успехе у публики вы больше не работали в этом жанре.

- Ёто произошло по независ€щим от мен€ причинам. ѕосле прорыва наступили годы изол€ции. ¬ конце концов власти сочли жанр, в котором € работал, "идеологически чуждым". Ќельз€ было высовыватьс€. Ќадо было быть как все. ¬от мен€ и спр€тали в карман.

- —егодн€ у вас свой театр, можно экспериментировать. “олько вот существует он как-то странно, вне театральных афиш.

- я бы не сказал, что странно. ѕросто у нас нет своего помещени€. ј “еатр –ыбникова по€вилс€ еще в начале 90-х как мой частный театр. ¬ подвальчике Ѕольшого –жевского переулка шли первые спектакли, в том числе "Ћитурги€ оглашенных". ћы создали новый тип театрального пространства, который никто так и не сумел повторить. ”спешно съездили на гастроли в јмерику. ј дальше - обычна€ истори€: разорение спонсоров, финансовый кризис. “еатр закрылс€. —егодн€ он вновь существует, но уже как государственный, под эгидой  омитета по культуре ћосквы. Ќо, повтор€ю, своего помещени€ у нас нет. ј прокатом спектаклей заниматьс€ сегодн€ очень сложно. јренда залов безумно дорога. ¬звинчивать же цены на билеты мне не хочетс€, ведь это автоматически отсекает ту часть зрителей, котора€ не слишком состо€тельна. Ќо как тогда окупить затраты?

- «амкнутый круг.

- »менно. ” нас ведь театры, как правило, пожизненно закреплены за каким-то одним человеком. “акой режиссер считает театр своей собственностью и распор€жаетс€ по своему усмотрению. ¬от если бы в городе по€вились независимые площадки, где можно было бы прокатывать интересные проекты, дело сдвинулось бы с мертвой точки.

-  ороче говор€, вы уповаете на театральную реформу.

- ƒа, но только в том случае, если она пройдет грамотно, цивилизованно. ј пока мы счастливы, что удаетс€ арендовать репетиционную базу - один из бывших кинотеатров. ≈сть сцена, и теперь мы можем работать над новыми спектакл€ми гораздо интенсивнее. ”же осенью должна состо€тьс€ премьера мюзикла "Ѕу-ра-ти-но!" с насто€щим звездным составом поющих драматических актеров: јлександром Ћазаревым-старшим, —ветланой Ќемол€евой, ‘едором „еханковым, јнной Ѕольшовой. ј самого геро€ в очередь будут играть две молодые актрисы ѕолина –ашкина и јрина  ирсанова.

- Ёто будет наш ответ зарубежным мюзиклам?

- ” мен€ нет непри€ти€ к иностранным мюзиклам на русской сцене. ќни давно уже стали старой доброй классикой. я, правда, не так много их здесь видел. Ќо не считаю, что искусство нужно дл€ какого-то "ответа", борьбы. ƒругое дело, надо трезво оценивать ситуацию: американские мюзиклы у нашей публики большим успехом уже не пользуютс€. » дело не только в исполнении.

- ѕочему такое ощущение?

- Ќу, во-первых, достаточно устарела их эстетика, сформированна€ в основном в 30-40-е годы. ј во-вторых, мне кажетс€, русска€ публика уже не хочет просто тупо развлекатьс€. ≈е все меньше интересуют декоративно-пустоватое зрелище, эффекты. ¬се хот€т либо глубоких страстей, либо юмора. Ќо главное - большего психологизма. ј его-то как раз американские мюзиклы практически лишены.

- Ѕудете развивать это направление?

- Ёто зависит не только от мен€, но и от желани€ и возможностей продюсеров. ѕравда, в данный момент мен€ занимают другие проекты. ” мен€ никогда не было так много и такой интересной работы в кино, как сегодн€. «а короткий период € написал музыку к фильму Ёльдара –€занова "јндерсен" и сериалу ѕавла Ћунгина "ƒело о мертвых душах". –аботаю с “играном  еоса€ном над картиной "«а€ц над бездной" и с јркадием —иренко над сериалом "—еверный сфинкс".

-  ак вы все успеваете? Ќаверное, сказываетс€ ваша технологическа€ продвинутость? ¬ы ведь давно играете во вс€кие компьютерные игрушки.

- Ёто трудно назвать игрушками.  омпьютерные достижени€ последних лет перевернули всю композиторскую технику. “о, на что требовались мес€цы, теперь можно сделать за неделю.

- ј легкого дыхани€, непосредственности они не лишают?

- “олько помогают. ѕредставьте себе, € могу моделировать тембры ¬енского симфонического оркестра. » сразу же вживую слышать сочиненную музыку в этих тембрах. Ёто же фантастика! »менно так € услышал свое последнее сочинение - ѕ€тую симфонию, до того как в мае она прозвучала на фестивале "„ерешневый лес". » должен вам сознатьс€, не в обиду режиссерам, что кино дл€ мен€ все-таки не главное. я много пишу сейчас симфонической музыки и просто мечтаю, чтобы спуст€ тридцать четыре года она вернулась в большие концертные залы.

- ¬ советское врем€ трудно было пробитьс€ в силу идеологических причин, а теперь?

- ¬ –оссии за последние дес€ть лет произошел полный разгром серьезной музыки. ћногие умерли, кто-то уехал. ћузыкальных премьер и значимых событий в этой области было крайне мало. ј что касаетс€ молодежи... Ќачинающие сталкиваютс€ просто с катастрофическими проблемами. »м сейчас сделать первые шаги намного труднее, чем в прошлом. Ќет ни одной организации, включа€ —оюз композиторов, котора€ занималась бы их поддержкой, созданием условий дл€ творчества.

- ’отите добрым словом пом€нуть старый —оюз композиторов и “ихона ’ренникова?..

- —ложный вопрос. ’очетс€ быть объективным.  онечно, у мен€ здесь свой счет. Ќачина€ с 71-го года моей симфонической музыке был закрыт доступ в концертные залы. —оюз композиторов писал в ÷  партии насчет мен€ докладные записки. — подачи —  обо мне запрещали писать, даже упоминать мое им€ в прессе: за это выгон€ли с работы. » € был вынужден пойти "другим путем": работать в театре, в кино, где мен€ уже никто не трогал... ѕонимаете, сама роль руководител€ —оюза композиторов противоречива. ќн ведь тоже был несвободен. Ќо при этом ’ренников сделал очень много. ¬едь все врем€, пока он возглавл€л —оюз - а это более сорока лет, - композиторы чувствовали себ€ за ним как за каменной стеной.

- Ќапример вы?

-  онечно, композиторов и ругали, и шельмовали, и заставл€ли публично ка€тьс€. Ёто было ужасно. ’ренников и сам кого-то поругивал. Ќо в тюрьму при нем, заметьте, никого не сажали, как тех же поэтов, писателей и художников. ‘изических расправ не было. Ќе говор€ уж о том, что многим он помогал и материально, и в бытовом отношении. ј главное, при ’ренникове очень большое внимание удел€ли молодым талантам, вс€чески их поддерживали. ѕрежде всего начинали исполн€ть их произведени€. ƒл€ композитора ведь крайне важен общественный статус, повысить который можно только с помощью финансировани€. Ќужны деньги на проведение фестивалей, конкурсов. Ќо сегодн€ все диктует рынок. » молодому таланту, чтобы выжить, пробитьс€ - вот трагический парадокс, - надо вначале убить себ€, работать только на потребу невзыскательному заказчику. Ќо самое страшное - альтернативы никакой нет. ѕон€тно, дес€ть лет назад стране было не до жиру, не до музыки. “ак, может, сейчас пришло наконец врем€ поддержать молодое композиторское искусство? Ќевозможно, чтобы музыкальна€ российска€ традици€ прервалась. —мотрите, ведь каждое врем€ оставило после себ€ какое-то выдающеес€ музыкальное им€. —талинское - ѕрокофьева и Ўостаковича, брежневское - ўедрина, —виридова, Ўнитке, ƒенисова, √убайдулину... Ќо вот наступила эпоха демократии, и мы можем уйти, не оставив после себ€ ни одного нового композиторского имени.

- Ќеужели никто из молодых вам не интересен?

- ƒл€ начала их произведени€ надо где-то услышать. Ќо негде. ј ведь в той же јмерике созданы очень серьезные услови€ дл€ выращивани€ композиторского таланта. “ам вообще сам климат другой: очень доброжелательный к талантам. “ут приехавшие американцы мне рассказывали про своего 22-летнего соотечественника, довольно одаренного. ѕолучает по 250 тыс€ч долларов за одну песню, ездит на "–оллс-–ойсе" и чувствует себ€ прекрасно. ” нас такое невозможно ни при каких услови€х и никогда.

- Ќо вам-то берег американский оказалс€ все-таки не нужен?

- ћне нет, а молодому поколению, к сожалению, может потребоватьс€. «десь пока оно обречено, его затопчут. ¬едь талант предполагает тонкую душевную организацию, он не способен быть наглым, нахрапистым. ј пока многое решают именно эти качества. ƒа, долгие годы мы провели в советском зоопарке. Ќо сегодн€ нас как будто выпустили в джунгли.

- ј дл€ вас лучше джунгли или зоопарк?

- Ќе имеет значени€, что лучше. ћы, очевидно, должны пройти эту стадию. ј там погл€дим, может, все переменитс€. –осси€ така€ непредсказуема€ страна...

- ∆аль только жить в это врем€ прекрасное...

- ј физическое доживание и необ€зательно. ≈сли произведение насто€щее - оно останетс€!..




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќепокорна€ дочь
ѕосетило:33221
јлександра «ахарова
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:17954
¬иктор ÷ой
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15811
“игран ѕетрос€н

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru