Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей –ыбников

   /   

Aleksey Ribnikov

   /
             
‘отографи€ јлексей –ыбников (photo Aleksey Ribnikov)
   

ƒень рождени€: 17.07.1945 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬сегда нужно работать как в последний раз

 омпозитор

»сполнилось 60 лет композитору јлексею –ыбникову, чь€ музыка звучит более чем в сотне кинофильмов; их герои - Ѕуратино,  расна€ Ўапочка, барон ћюнхгаузен, сержант “равкин. –ыбникову принадлежат п€ть симфоний и р€д других сочинений, среди которых наиболее попул€рна и любима опера ёнона и јвось.

23.07.2005

- јлексей Ћьвович, диапазон вашего творчества настолько широк, что за последнее врем€ ваша музыка исполн€лась в ћоскве и Ќациональным филармоническим оркестром - это была ѕ€та€ симфони€, и панк-группой Ћетучие рыбы, отыгравшей целый концерт из ваших песен.  акое впечатление на вас произвело выступление Ћетучих рыб?

јлексей –ыбников фотографи€
јлексей –ыбников фотографи€

- «а пару дней до концерта мне позвонили, пригласили, € пошел в этот... «апасник, да? » там, в атмосфере не очень дл€ мен€ привычной, клубной, ночной, € увидел, что јлександр јндрюшкин создал прежде всего замечательный актерский образ. ћатериал был интеллигентно и тонко подан, никакого панка. ћне понравилось, как искренне реагировала публика - народ подтанцовывал, подпевал... Ќикто не знал о моем присутствии. ќбстановка была в хорошем смысле накаленна€.

—ейчас мы ставим детский музыкальный спектакль Ѕу-ра-ти-но!. ” нас там группа “айм-јут будет играть вживую, заглавную песню они поют уже дес€ть лет, теперь мы и остальные с ними сделали. јлександр Ћазарев у нас в роли ѕапы  арло, —ветлана Ќемол€ева - „ерепахи “ортиллы, јнна Ѕольшова - Ћисы јлисы, ‘едор „еханков - ƒуремара, —ергей —тепанченко -  арабаса Ѕарабаса, это мюзикл по мотивам фильма "ѕриключени€ Ѕуратино". Ќедавно мы издали альбом, п€ть дисков с музыкой дл€ кино. ѕусть она так и звучит, а кавер-версии кажда€ эпоха делает свои.

- »здание альбома стало возможно после того, как на сайте alexeyrybnikov.ru было собрано определенное количество за€вок...

- ƒа, это делалось через сайт, и сама инициатива поступила оттуда. —айт изначально без моего ведома создавалс€, реб€та робели, не знали, как мне сказать... теперь это мой официальный сайт.  ак-то € увидел на сайте вопли, что, мол, мы где-то переписали такие-то фонограммы, но они в ужасном состо€нии... Ќаша команда потратила на сбор материала почти год, мы привели в пор€док три с половиной часа музыки, теперь на сайте эти диски можно заказать.

-  ак вам работалось с “еодором  урентзисом при подготовке ѕ€той симфонии?

- ѕ€та€ симфони€ была написана за шесть-семь недель, и € загорелс€ именно потому, что дирижировать должен был  урентзис.  огда мы с ним встретились, € пон€л, что мы очень близки духовно, это не так часто бывает. я слышал, как он исполн€ет ћалера, слышал большую программу, где были и Ѕрамс, и  анчели... ≈сли дирижер держит зал в напр€жении на прот€жении полутора часов, и все слушают не шелохнувшись, то это большой музыкант. ” нас было достаточно времени дл€ репетиций, оркестр прекрасный, и дл€ мен€ сама€ ценна€ похвала - от оркестрантов, ее крайне редко можно услышать. ќни очень настороженно к дирижерам относ€тс€, а уж к композиторам, особенно к живущим... и все же они благодарили за то, что им интересно было играть, и между собой говорили об этом.

- »сполн€лись ли ваши первые четыре симфонии, есть ли возможность их услышать?

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41378
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13252
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9265
Ќадежда ћихалкова

- ћне очень хочетс€ их все записать - раньше € как-то спокойно к этому относилс€, а теперь вдруг стало интересно. „етвертую симфонию играл ћарк √оренштейн с оркестром ћолода€ –осси€, образовалась она из музыки дл€ спектакл€ ќперный дом. ѕо форме это вполне классическа€ симфони€ с музыкальным €зыком конца XVIII - начала XIX веков. ѕерва€ была написана в 1968 году в аспирантуре и посв€щалась јраму »льичу ’ачатур€ну, дирижировала ею ¬ероника ƒударова, партитура скоро будет издана. ¬тора€ и “реть€ не исполн€лись и не записывались, их фрагменты потом € включал в разные фильмы, просто чтобы послушать, как это звучит. ≈ще было концертное каприччио —коморох, мне за него дали премию, но после этого совсем уже не исполн€ли. Ёто был 1969 год, играл √осоркестр, дирижировал ћаксим Ўостакович. Ѕыл концерт дл€ скрипки с оркестром, его сыграли ќлег  аган и √еннадий –ождественский. ƒелались записи на радио: не знаю, где они. ƒорого дал бы, чтобы их послушать.

- ¬озможно, есть смысл предложить эти сочинени€ фестивалю ћосковска€ осень?

- Ёто значило бы - одна-две репетиции, и поехали. “ак работать и дл€ молодых-то композиторов вредно, они услышат и не поймут, что написали. ј если плохо сыграть, можно просто убить талант. ѕоэтому надо серьезнейшим образом ставить вопрос перед ћинистерством культуры о выделении средств дл€ создани€ новых музыкальных произведений. ƒа, удовольствие дорогое, но на новые фильмы трат€т миллионы долларов. ¬ажнейшее из искусств, как сказал Ћенин. ѕосле цирка. ’удожникам дают деньги, скульпторам, почему на музыку нельз€ их истратить? ћузыкальные ценности очень долговечны и здорово работают на престиж государства. ” нас о композиторах вспоминают, только если юбилей или премьера нового сочинени€. Ќо откуда вз€тьс€ премьере, раз нет никакого стимулировани€? „ем может гордитьс€ –осси€, так это в первую очередь потр€сающей композиторской школой. ¬едь как воспринимают в мире нашу культуру? “олстой, ƒостоевский, а дальше –ахманинов, Ўостакович, ѕрокофьев, „айковский, всех их знают и люб€т.  ак раз эту школу у нас уничтожили практически. Ќо именно она, а не кино, создает имидж нашей страны.

- Ќасколько важной частью вашего творчества €вл€етс€ работа дл€ кино? ¬спомним, что јльфред Ўнитке относилс€ к киномузыке со всей серьезностью, тогда как Ёдисон ƒенисов этого не одобр€л и полагал, что прикладные жанры нечестно уравнивать с высокими.

- ƒл€ мен€ киномузыка была творческой лабораторией, особенно раньше, когда больше свои сочинени€ негде было услышать. „тобы они звучали в концертных залах, полагалось писать соответствующую музыку на деньги государства, и это было бы нечестно. „естнее было находить в кино защиту от взаимодействи€ с системой, это была материальна€, да и творческа€ независимость. я и начал заниматьс€ музыкой, име€ в виду ее сочетание с драматургией в театре, в кино, в опере и балете. ј сейчас это стало еще интереснее. Ќапример, музыка к ƒелу о мертвых душах ѕавла Ћунгина на гоголевские темы. »ли сказки јндерсена, которые сейчас ставит Ёльдар –€занов. “олько что смотрел материал к "«айцу над бездной" “играна  еоса€на - сюрреалистическое, абсурдистское кино... Ѕезумно смешно и интересно. —очин€ть дл€ уже готового изображени€ гораздо проще и пон€тнее, чем когда нужно писать музыку до съемок и суметь попасть в режиссерское и актерское видение сценари€. Ёто сложно, а  еоса€н как раз хотел, чтобы на съемочной площадке уже звучала музыка. —ейчас в кино € не убегаю, просто это интересно: на сегодн€шний день в нашем кинематографе происходит масса неординарных, спорных вещей. Ќедавно в ƒоме кино была премьера фильма о „айковском јпокриф, его поставил јдель јль-’адад. «ал сто€ аплодировал, все были в приподн€том настроении, очень необычный фильм: мне говорили, что у нас ничего подобного раньше не было в кино. ј потом € прочитал какие-то две статьи, и даже стало интересно - чтобы так фильм уничтожали, с такой ненавистью. ¬ общем, это даже хорошо, что драки происход€т вокруг него.

- ƒва года назад отмечалось столетие со дн€ рождени€ јрама ’ачатур€на, у которого вы учились в консерватории.  ак вы оцениваете его роль в отечественной музыке? „ему он учил вас?

- “анец с сабл€ми € считаю вообще первым произведением рок-музыки, это было открытие. ѕомимо него есть еще и —партак, он уже столько лет идет в Ѕольшом, и музыка балета часто в фильмах американских звучит. ¬ообще, во всем мире ’ачатур€на люб€т очень. ќн €рок, эмоционален, доступен. ≈го произведени€ самобытны, узнаваемы, он ни на кого не похож. ћен€ јрам »льич учил прежде всего эмоциональному контакту с аудиторией: можете играть как угодно, хоть носом, но вы должны захватить зал, выплеснуть энергию на слушател€. ”чил тому, что компромиссы дл€ творчества гибельны. ¬сегда нужно работать как в последний раз, даже если сочин€ешь музыку дл€ третьестепенного фильма: его потом и вспоминать не хочетс€, а музыка жива. ќдин раз ’ачатур€н попробовал написать в честь —талина “ретью симфонию, там п€тнадцать труб... и тут же попал под постановление о формалистах. ќн был не то чтобы вне тусовки, но всегда в стороне.

- ¬ книге »зюм из булки ¬иктор Ўендерович вспоминает, как наиграл при вас мелодию из “ого самого ћюнхгаузена, и вы, услышав фальшь, дипломатично сказали: Ѕыл и такой вариант.  ак реагируете на подобные ситуации?

- ¬ последнее врем€ это случаетс€ настолько часто... ѕриход€т люди и став€т диски: вот, мы сделали переработку. Ќу ладно, ритм новый, аранжировка, но они и мелодию мен€ют, и гармонии, ничего уже не остаетс€. я не против, пусть используют мою тему, но она должна сохран€тьс€ в неприкосновенности. ≈сли изменить несколько нот, исказитс€ весь смысл. ј оркестровки можно и нужно делать; сейчас жанр вариаций забыт, а раньше все чужое брали, и хороша€ музыка получалась.

јвось еще напишет

ёнона и јвось - перва€ и главна€ отечественна€ рок-опера: это така€ же аксиома, как то, что поэт - ѕушкин, фрукт - €блоко, а дерево - дуб. Ќа самом деле ќрфей и Ёвридика јлександра ∆урбина и рыбниковска€ же «везда и смерть ’оакина ћурьеты по€вились раньше, но именно двойной зеленый альбом с оперой –ыбникова - ¬ознесенского ёнона и јвось стал подлинным предметом культа среди советских меломанов. ќдноименный спектакль успешно идет в Ћенкоме уже почти 25 лет, многочисленную киномузыку –ыбникова беззастенчиво растаскивают на телезаставки, кавер-версии его песен исполн€ют патлатые рокеры и безликие попсовики. —ам же јлексей Ћьвович и не думает почивать на лаврах, работа€ над музыкой к трем фильмам одновременно и раздумыва€ о следующей симфонии.

с 80-х годов ¬аш дар стал деградировать.
јлексей 15.05.2009 08:26:18
повторы музыкальных тем не могут не вызывать озобоченность у тех любителей ¬ашего таланта, которые ограничиваютс€ мнением о необходимости изоморфизма замыслов композитора с его произведени€ми.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11915
—аманта ‘окс
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41378
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13252
Ќиколай »льин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru