Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–ихард Ўтраус

   /   

Rihard Strauss

   /
             
‘отографи€ –ихард Ўтраус (photo Rihard Strauss)
   

ƒень рождени€: 11.06.1864 года
ћесто рождени€: ћюнхен, √ермани€
ƒата смерти: 08.09.1949 года
ћесто смерти: √армиш-ѕартен-кирхен, √ермани€
¬озраст: 85 лет

√ражданство: √ермани€

–ихард Ўтраус: Ѕлистательный гений

 омпозитор

ќн прошЄл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. —лава окружала его с юных лет до конца жизни. яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшеес€ в своЄ врем€ необычайно смелым, лишь способствовали росту его попул€рности и вли€ни€. ≈го называли –ихардом вторым, преемником –ихарда ¬агнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки.

09.09.2023

ќн был наделЄн многими способност€ми и талантами, а также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению √устава ћалера, он был "великим —воевременным", подлинным сыном своего века. Ёто говорил "великий Ќесвоевременный", на себе испытавший, каким невзгодам подвергаетс€ художник, опередивший эпоху и далеко загл€нувший в будущее.

–ихард Ўтраус фотографи€
–ихард Ўтраус фотографи€

–ихард Ўтраус родилс€ 11 июн€ 1864 года в ћюнхене. ќтец его, ‘ранц-»озеф, выходец из кресть€н, добилс€ видного положени€ в артистическом мире. ќн был первым валторнистом в ћюнхенском придворном оркестре. ћать –ихарда - »озефина, дочь состо€тельного пивовара, получила музыкальную подготовку; еЄ род насчитывал немало инструменталистов и оперных артистов. ќна была первой учительницей маленького –ихарда; уроки на фортепиано начались, когда мальчику исполнилось четыре года.

ћузыкальное дарование мальчика про€вилось рано: в 6 лет он сочинил несколько пьес и попробовал написать увертюру дл€ оркестра. –одители позаботились о его общеобразовательной и музыкальной подготовке. –ихард прошЄл курс гимназии, изучал историю искусства и философию в ћюнхенском университете. ќдновременно продолжались уроки музыки под наблюдением отца. ≈щЄ в одиннадцатилетнем возрасте мальчик начал постигать теоретические дисциплины - гармонию, анализ форм, оркестровку под руководством мюнхенского дирижера ‘. ¬. ћейера. ”частие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшей де€тельности.

–ихард Ўтраус фотографи€
–ихард Ўтраус фотографи€

«ан€ти€ у ћейера шли успешно. «а п€ть лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним. –ано созревшее мастерство сказалось в произведени€х различных жанров, создававшихс€ в процессе учени€. ѕартитура “оржественного марша, написанна€ двенадцатилетним музыкантом, была издана. —имфони€ ре-минор семнадцатилетнего автора была исполнена ћюнхенским придворным оркестром. ¬ возрасте 18-20 лет он писал много, в разных жанрах, как бы провер€€ на практике полученные знани€. ¬ √ермании сочин€лась масса подобных камерных пьес, и на их фоне музыка –ихарда выдел€лась романтической одухотворЄнностью и мелодической €ркостью.

»нтересы –ихарда не сводились только к музыке. ¬ысокий, худощавый юноша с пышной шевелюрой, вскоре начавшей редеть, с рассе€нным, будто устремлЄнным в пространство взгл€дом, чувствовал себ€ непринужденно в любой среде. ¬есЄлый и общительный, он любил развлечени€, посещал балы, танцевал, участвовал в живых картинах. ћимолетно проходили лЄгкие увлечени€. —колько-нибудь глубокие чувства ещЄ не пришли к нему. ћысли –ихарда по-прежнему были зан€ты музыкой, на него обращали внимание крупнейшие авторитеты √ермании и јвстрии.

–ихард Ўтраус фотографи€
–ихард Ўтраус фотографи€

—уровый Ѕюлов вначале отнесс€ к нему сдержанно. ќзнакомившись с —еренадой дл€ 13 духовых инструментов, Ѕюлов, однако, изменил мнение и назвал еЄ автора "необычайно одарЄнным молодым человеком". ≈щЄ ближе узнав его, Ѕюлов увидел в нЄм "наиболее выдающуюс€ личность после Ѕрамса...".

»менно резкий, требовательный, пользовавшийс€ огромным вли€нием, Ѕюлов посв€тил Ўтрауса в рыцарское достоинство, назвав его в одном из писем –ихардом вторым. ≈два Ўтраусу исполнилс€ 21 год, как Ѕюлов рекомендовал его герцогу —аксен-ћейнингенскому в качестве своего преемника на должность капельмейстера придворного оркестра.

–ихард Ўтраус фотографи€
–ихард Ўтраус фотографи€

¬ ћейнингене создались благопри€тные услови€ дл€ развити€ молодого музыканта. Ќо его энерги€ не находила выхода в тесных рамках провинции. Ќе прошло и полугода, как он покинул гостеприимный городок, соблазнившись должностью третьего капельмейстера в ћюнхенской придворной опере. Ћетом того же года он задумал поехать в »талию. ѕоездка оказалась недолгой, всего мес€ц, но очень насыщенной впечатлени€ми. ¬еро€тно, благодар€ поездке в эту страну были устранены тормоза, сдерживавшие воображение композитора; творчество его стало развиватьс€ привольно, наруша€ некоторые традиционные эстетические нормы.

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

“ак родилась четырЄхчастна€ симфоническа€ фантази€ "»з »талии". ѕремьера нового произведени€, состо€вша€с€ в 1887 году в ћюнхене под управлением автора, вызвала, по его словам, "много шуму, всеобщую €рость и возмущение тем, что € пытаюсь пойти своим собственным путем, создаю новые формы и заставл€ю лент€ев ломать себе головы".

ћолодой, подающий надежды и не лишенный честолюби€ автор мог быть доволен - разыгравшийс€ скандал заставил заговорить о нем.  ак часто бывало с позднейшими произведени€ми Ўтрауса, фантази€ вскоре завоевала признание, и противники еЄ умолкли.

¬ытерпев три года, Ўтраус покинул ћюнхенскую оперу. Ћетом 1887 года, во врем€ отдыха в окрестност€х ћюнхена, при€тель попросил Ўтрауса помочь в зан€ти€х с одной из учениц. «вали еЄ ѕаулина де јна. ќтец еЄ, генерал, занимал солидный пост в военном министерстве. Ёто был человек просвещЄнный, свободный от предрассудков военной касты. ќн не преп€тствовал сценической карьере дочери, что было необычно дл€ его среды. √енерал любезно принимал Ўтрауса, чьи произведени€ знал и ценил. Ќе ставил он преград и зародившемус€ чувству молодых людей, хот€ с сословной точки зрени€ начинавший музыкант был незавидной партией дл€ генеральской дочери.

ќставив ћюнхен, Ўтраус переехал, снова по рекомендации Ѕюлова, в ¬еймар и стал вторым дирижЄром придворного театра, и ѕаулина последовала за ним. „ерез несколько лет они поженились, и более полувека эта властна€, решительна€ женщина оставалась верной, люб€щей подругой своего прославленного спутника жизни.

¬ волнующей и радостной обстановке Ўтраус создавал произведение, выдвинувшее его на видное место в мировом искусстве. Ёто была симфоническа€ поэма "ƒон ∆уан". ≈Є первое исполнение в ¬еймаре 11 но€бр€ 1889 года под управлением автора стало событием в немецкой музыкальной жизни.   чести веймарских слушателей, они восторженно прин€ли новое произведение, что даже несколько удивило композитора. Ѕюлов подтверждал: "ƒон ∆уан"... имел совершенно неслыханный успех". ѕоследующие исполнени€ симфонической поэмы, вскоре завоевавшей концертные залы всего мира, подтвердили верность первых впечатлений.

 ак любое значительное произведение искусства, поэма Ўтрауса - €вление многостороннее. ѕрежде всего, это - великолепна€ музыка, мелодически настолько €рка€ и щедра€, что буквально врезываетс€ в сознание слушател€.

ѕосле "ƒон ∆уана" Ўтраус стал знаменитым. ќкрылЄнный успехом, он развил бурную де€тельность. ¬ течение нескольких лет, с 1889 по 1898-й, он создал наиболее выдающиес€ симфонические поэмы. ќдно из самых €рких его творений - поэма "¬есЄлые проделки “ил€ ”леншпигел€" (1895). ≈Є премьера в 1895 году прошла с не меньшим успехом, чем "ƒон ∆уан".

„ерез год после "“ил€" прозвучала под управлением автора нова€ симфоническа€ поэма "“ак говорил «аратустра" - интересна€ страница философских исканий композитора.

¬ершиной индивидуалистического м€тежа Ўтрауса €вилась симфоническа€ поэма "∆изнь геро€" (1898). ¬ роли геро€ открыто выступил сам Ўтраус.

—воего рода продолжение составила созданна€ через 5 лет, в 1903 году, ƒомашн€€ симфони€ - картина мирной семейной жизни самого композитора: счастье родителей (к тому времени у четы Ўтраус по€вилс€ сын ‘ранц), игры ребЄнка, колыбельна€, отход ко сну, утреннее пробуждение. јпофеоз личной жизни автора, нарисованный с обычной штраусовской €ркостью красок, вызвал в некоторых кругах не меньшее возмущение, чем "∆изнь геро€".  омпозитора обвин€ли в нескромности, высокомерии, саморекламе. Ўтраус осталс€ верен себе, за€вив: "я не вижу, почему бы мне не написать симфонию на самого себ€. я нахожу себ€ не менее интересным, чем Ќаполеон или јлександр". Ќо в то врем€ Ўтраусом создавались и произведени€, отличавшиес€ мрачным, трагическим содержанием - симфонические поэмы "ћакбет" (по Ўекспиру) и "—мерть и просветление". ¬ 1897 году была написана симфоническа€ поэма, вызвавша€, как обычно, нападки и упрЄки одних, восторг и восхищение других, - своеобразна€ музыкальна€ трагикомеди€ "ƒон  ихот". —лушателей пугали непривычные оркестровые находки Ўтрауса, в частности то, что представл€лось "натуралистическими излишествами" - вихрь в изображении специально сконструированной ветровой машины или бле€ние баранов.

  тому времени в судьбе Ўтрауса произошли большие перемены - женитьба и приглашение в ћюнхенский оперный театр, сначала в качестве помощника главного дирижЄра, а с 1896 года - главным дирижЄром. Ќаконец-то родной город признал своего сына. Ќачалс€ долгий период утвердившейс€ славы, перешагнувшей границы √ермании.

¬ 1890-х годах Ўтраус выступал в симфонических концертах в јнглии, ‘ранции, Ѕельгии, √олландии, »талии, »спании. ¬ начале 1896 года он посетил ћоскву. «везда Ўтрауса подымалась всЄ выше. ¬ 1898 году он простилс€ с ћюнхеном и прин€л должность дирижЄра Ѕерлинской придворной оперы, одного из лучших театров ≈вропы. «аслуги Ўтрауса получили официальное признание. √ейдельбергский университет присудил ему степень почЄтного доктора наук.

¬ 1903 году, с по€влением ƒомашней симфонии, закончилась "велика€ симфоническа€ волна" в творчестве Ўтрауса, продолжавша€с€ почти 15 лет. √лавное направление будущей де€тельности Ўтрауса - опера.

ѕервый опыт - опера "√унтрам" на собственное либретто - хранит следы вагнеровского вли€ни€ и не принесла успеха. «аконченна€ в 1893 году и впервые поставленна€ в ¬еймаре в 1894 году, она выдержала всего 3 представлени€, а в родном ћюнхене прошЄл лишь один спектакль.

¬ 1901 году на сцену ƒрезденского театра вышла втора€ опера Ўтрауса "ѕогасшие огни", сыгравша€ роль прелюдии к расцвету оперного творчества Ўтрауса - к созданию "—аломеи", "Ёлектры" и " авалера розы".

—реди литературных и театральных событий внимание Ўтрауса привлекла драма ќ. ”айльда "—аломе€". «атем он обратилс€ к мифу об Ёлектре. Ќа прот€жении п€ти лет (1903-1908) композитор был поглощЄн созданием двух опер, составл€ющих трагедийную вершину в его творчестве. ѕри всЄм различии сюжетов, эпох, действующих лиц в обеих есть общие черты. Ёто - трагедии заката, повесть о гибели не только главных персонажей, но и целых исторических формаций.

ѕо словам Ё.  раузе, "композитор имел намерение показать людей современной ему эпохи в обстановке далекого прошлого, дать возможность представител€м застывшего в своЄм развитии общества увидеть себ€ в зеркале". » эту задачу он блест€ще выполнил.

Ќепривычна€ сложность нового произведени€ вызвала, конечно, недоброжелательство и нападки прессы. »мператор ¬ильгельм II отнесс€ весьма неодобрительно. ќднажды недовольный кайзер назвал своего придворного капельмейстера "змеЄй, вскормленной на моей груди".

Ќо, как обычно бывало с произведени€ми Ўтрауса, период сомнений и дебатов быстро прошЄл, и "—аломе€" утвердилась в мировом репертуаре, остава€сь одной из наиболее известных опер XX века. «акончив "—аломею", Ўтраус увлекс€ другим сюжетом. Ќа него произвела большое впечатление трагеди€ √. √офманстал€ "Ёлектра", котора€ шла в одном из берлинских театров. Ўтраус обратилс€ к драматургу, и началась совместна€ работа, положивша€ начало их долгой творческой дружбе. —лужебные дела и гастрольные поездки не позвол€ли полностью зан€тьс€ новой оперой; партитуру удалось закончить лишь через три года, в 1908 году.

ѕо сравнению с "Ёлектрой" даже партитура "—аломеи" казалась умеренной. ќгромный оркестр - 150 человек, превышающий обычный симфонический коллектив, плотна€ полифони€, сложное, нерасчленимое слухом переплетение экспрессивных мелодических линий создавали волнующую и мрачную картину, на фоне которой развертывалась цепь кровавых преступлений. ƒрама, бушевавша€ в оркестре, во многих эпизодах выступала на первый план, заслон€€ неистовую динамику сценического действи€. ¬ некоторых кульминаци€х Ўтраус применил новые выразительные средства, казавшиес€ современникам необычайно дерзкими и лишь впоследствии получившие распространение.

ѕремьера оперы, состо€вша€с€ в ƒрездене в начале 1909 года, большого успеха не имела.  ак признавал автор, в "—аломее" и "Ёлектре" он "дошЄл до крайних границ... способности к воспри€тию современных ушей". “ем не менее "Ёлектра", подобно своей предшественнице, начала триумфальное шествие по европейским сценам и вскоре прочно вошла в оперный репертуар.

Ўтраус приобретал всЄ большую славу как дирижЄр. ≈го пригласили на пост руководител€ Ѕерлинского придворного оркестра, затем он стал генеральным музикдиректором Ѕерлинской придворной оперы. Ќачались Ўтраусовские фестивали в ¬исбадене, ƒрездене, ‘ранкфурте-на-ћайне и других городах, показавшие, какой попул€рностью пользовалс€ этот всЄ ещЄ спорный и неприемлемый дл€ многих "современных ушей" новатор. “риумфальным и утомительным было турне по —Ўј, где пришлось за два с лишним мес€ца дать 35 концертов.

ѕриходитс€ только поражатьс€ неисчерпаемой энергии Ўтрауса, сумевшего в разгаре бурной де€тельности создать свою попул€рнейшую оперу " авалер розы".

ќпера получилась скорее в духе »оганна Ўтрауса. " авалер розы" - апофеоз венского вальса, царство широко разливающихс€ потоков богатой и чувственной лирической мелодики.

ƒрезденска€ премьера оперы состо€лась в €нваре 1911 года. ”спех был триумфальный. ѕо словам одного из современников, постановка оперы €вилась "последним беззаботным театральным торжеством ≈вропы перед войной".

Ќе успели пройти в разных городах постановки " авалера", как на сцену вышла нова€ опера Ўтрауса "јриадна на острове Ќаксос" (1912). Ќебольшой интерлюдией в творчестве композитора €вилс€ одноактный балет "Ћегенда об »осифе" (1914). Ёто был его первый опыт балетной музыки.

ѕомимо сценической музыки, Ўтраус писал произведени€ дл€ хоров и оркестровые пьесы. ћного времени по-прежнему занимала дирижЄрска€ де€тельность. ≈го приглашали в разные страны мира, он выступал с лучшими оркестрами ≈вропы и јмерики, исполн€€ свои сочинени€ и немецкую классическую музыку. ¬ начале 1913 года Ўтраус вторично гастролировал в –оссии.

≈щЄ до войны, в 1911 году, Ўтраус сделал наброски јльпийской симфонии, ставшей его последним крупным симфоническим произведением. ¬ первую военную зиму 1914-1915 годов он закончил оркестровку, в окт€бре 1915 года симфони€ впервые прозвучала в Ѕерлине под управлением автора. Ёто - втора€ развернута€ "картина природы" в наследии Ўтрауса.

ѕерва€ опера военного времени, "∆енщина без тени", создавалась снова в сотрудничестве с √офмансталем. ¬ сценарии причудливо сочетались мотивы сказок - немецких (братьев √римм), арабских, индийских.

Ќесмотр€ на т€жЄлые услови€, композитор создал красочную и вдохновенную партитуру. ћногие считали "∆енщину без тени" вершиной его творчества. "∆енщина без тени" - эффектное зрелище с характерными чертами "большой оперы" - хоровыми эпизодами, ансамбл€ми, пышными финальными сценами. ѕотоки пластичных, €рких мелодий, роскошь гармонических и тембровых красок, богатство полифонической ткани поражали слушателей, и ранее знакомых с изобильной звуковой палитрой Ўтрауса. ѕремьера оперы, состо€вша€с€ в окт€бре 1919 года в столице распавшейс€ јвстрийской империи, стала большим празднеством, демонстрацией торжества высокой культуры среди хаоса, царившего в ÷ентральной ≈вропе.

¬ 1919 году его пригласили зан€ть пост директора ¬енского оперного театра. ѕ€тилетнее пребывание стареющего композитора в австрийской столице ознаменовано интенсивным трудом. ѕо-прежнему он любил чередовать произведени€ крупных форм и миниатюры, как бы обвива€ свои оперы венками песен и романсов.

¬ 1921 году по€вилс€ второй балет Ўтрауса "Ўлагобер". «атем в 1928 году композитор создает оперу "большого плана", получившую название "≈лена ≈гипетска€". Ќесмотр€ на пиетет композитора опера была прин€та довольно холодно.

ѕосле "≈лены ≈гипетской" неутомимый композитор задумал новую оперу. "јрабелла" сочин€лась на прот€жении почти четырЄх лет, премьера состо€лась летом 1933 года в ƒрездене. ¬есЄла€, не ставивша€ сложных проблем опера была прин€та восторженно. ”спех еЄ оказалс€ прочным - до насто€щего времени "јрабелла" остаетс€ одной из попул€рных опер Ўтрауса.

ѕосле смерти √офманстал€ композитор не мог найти близкого по духу литератора дл€ совместной работы. ” него возникла мысль о ÷вейге, разностороннем писателе-новеллисте, поэте, драматурге. ѕредложение Ўтрауса, переданное через его издател€, было с радостью прин€то ÷вейгом. ќн предложил композитору сюжет комедии "ћолчалива€ женщина" английского драматурга шекспировских времен ¬ена ƒжонсона.

Ўтраус с неистощимой щедростью, словно игра€, развертывает в "ћолчаливой женщине" (1935) все богатство своего нестареющего мелодического воображени€.

«ахватив власть, √итлер и его сообщники старались привлечь видных де€телей немецкой культуры к укреплению "нового пор€дка". Ќе спрашива€ согласи€, √еббельс назначил Ўтрауса главой так называемой »мперской музыкальной камеры, учреждени€, призванного руководить музыкальной жизнью √ермании. ѕолитическа€ беспечность Ўтрауса сыграла с ним злую шутку: он прин€л новый пост и оказалс€, таким образом, св€занным с гитлеровской властью, о чЄм вскоре пришлось горько пожалеть.

ѕремьера была назначена на 24 июн€ 1935 года в ƒрездене. Ќакануне спектакл€ он попросил корректуру афиши. — негодованием увидел он, что не указан автор либретто - —тефан ÷вейг. Ўтраус покраснел от волнени€ и, не повыша€ голоса, сказал:

"ƒелайте что хотите, но завтра же утром € покидаю ƒрезден, и премьера пройдет без мен€". ѕоследовало разрешение восстановить им€ ÷вейга, во избежание публичного скандала. —пектакль прошЄл с триумфом, однако негодование Ўтрауса не утихло.  омпозитор подал в отставку.

ѕосле конфликта первый композитор √ермании уходит в тень. ѕоследние оперы "ƒень мира", "Ћюбовь ƒанаи", "ƒафна" не принадлежат к лучшим сочинени€м композитора.

Ќа 86 году жизни могучее здоровье Ўтрауса стало сдавать, по€вились приступы слабости, сердечные припадки. ¬ременами наступала потер€ сознани€. 8 сент€бр€ 1949 года он мирно, без мучений скончалс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru