Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћодест ћусоргский

   /   

Modest Musorgsky

   /
             
‘отографи€ ћодест ћусоргский (photo Modest Musorgsky)
   

ƒень рождени€: 21.03.1839 года
ћесто рождени€: с.  арево, –осси€
ƒата смерти: 28.03.1881 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 42 года

√ражданство: –осси€

»стори€ жизни

–усский композитор

–одилс€ ћодест ћусоргский 21 марта 1839 года в селе  арево “оропецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика ѕетра јлексеевича. ƒетство он провел на ѕсковщине, в глуши, среди лесов и озер.

22.03.2023

ќн был самым младшим, четвертым сыном в семье. ƒвое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. ¬с€ нежность матери, ёлии »вановны, женщины доброй и м€гкой, была отдана двум оставшимс€, а особенно ему, любимцу, меньшому, ћодиньке. Ёто она перва€ стала учить его играть на старом пианино, сто€вшем в зале их дерев€нного барского дома.

ћодест ћусоргский фотографи€
ћодест ћусоргский фотографи€

Ќо будущее ћусоргского было предрешено. ¬ дес€тилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в ѕетербург здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище Ч Ўколу гвардейских подпрапорщиков.

ѕо окончании Ўколы ћусоргский был определен в ѕреображенский гвардейский полк. ћодесту было семнадцать лет. ќб€занности его были необременительны. ƒа, будущее ему улыбалось. Ќо неожиданно дл€ всех ћусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. ѕравда, это было неожиданно только дл€ тех, кто знал лишь внешнюю сторону жизни этого незаур€дного человека.

ћодест ћусоргский фотографи€
ћодест ћусоргский фотографи€

Ќезадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с ƒаргомыжским, привел к нему ћусоргского. ёноша сразу покорил маститого музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизаци€ми. ƒаргомыжский высоко оценил его незаур€дные музыкальные способности и познакомил с Ѕалакиревым и  юи. “ак началась дл€ молодого музыканта нова€ жизнь, в которой главное место зан€ли Ѕалакирев и кружок Ђћогуча€ кучкаї.

≈ще тогда, в юношеские годы, будущий композитор поражал всех окружающих разносторонностью своих интересов, среди которых музыка и литература, философи€ и истори€ занимали первое место.

ћодест ћусоргский фотографи€
ћодест ћусоргский фотографи€

ќтличала ћусоргского и демократичность взгл€дов, поступков. ќсобенно €рко это про€вилось после кресть€нской реформы 1861 года. „тобы избавить своих крепостных кресть€н от выкупных платежей, ћодест ѕетрович отказалс€ от своей доли наследства в пользу брата.

¬скоре период накоплени€ знаний сменилс€ периодом активной творческой де€тельности.  омпозитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

¬ поисках сюжета ћусоргский обратилс€ к роману ‘лобера Ђ—аламбої из истории древнего  арфагена. ќдна за другой рождались в голове композитора прекрасные, выразительные музыкальные темы, особенно Ч дл€ массовых эпизодов. ќднако когда композитор осознал, что созданные им образы очень далеки от подлинного, исторического  арфагена, он совсем охладел к своей работе.

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12336
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12088
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8315
ёрий ¬избор

ѕристрастие композитора к юмору, насмешке как нельз€ более соответствовало характеру другого его замысла. ѕо совету ƒаргомыжского ћусоргский начал писать оперу Ђ∆енитьбаї. «адача его была нова и неслыханна до того написать оперу на прозаический текст гоголевской комедии.

¬се товарищи расценивали Ђ∆енитьбуї как новое €ркое про€вление комедийного таланта ћусоргского и его умение создавать интересные музыкальные характеристики. Ќо при всем том было €сно, что Ђ∆енитьбаї Ч не более чем увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти развитие насто€щей оперы. Ќадо воздать должное ћусоргскому он сам первым осознал это и не стал продолжать сочинение.

ѕосеща€ Ћюдмилу »вановну Ўестакову Ч сестру √линки, ћусоргский познакомилс€ у нее с ¬ладимиром ¬асильевичем Ќикольским. Ёто был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. ќн и обратил внимание ћусоргского на трагедию ЂЅорис √одуновї. Ќикольский высказал мысль, что эта трагеди€ могла бы стать замечательным материалом дл€ оперного либретто. Ёти слова заставили ћусоргского глубоко задуматьс€. ќн погрузилс€ в чтение ЂЅориса √одуноваї.  омпозитор почувствовал опера, созданна€ на основе ЂЅориса √одуноваї, может стать удивительно многогранным произведением.

  концу 1869 года опера была завершена. ¬ начале 1870 года ћусоргский получил по почте конверт со штампом директора императорских театров √едеонова.  омпозитору сообщали, что комитет в составе семи человек отверг его оперу. Ќова€, втора€ редакци€ была создана в течение года. “еперь вместо прежних семи картин опера состо€ла из пролога и четырех действий.

ЂЅорис √одуновї оказалс€ первым в истории мировой оперы произведением, в котором с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

—вое детище ћусоргский посв€тил товарищам по кружку. ¬ посв€щении он необычайно €рко выразил основную мысль оперы Ђя разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Ёто мо€ задача. я попыталс€ разрешить ее в опереї.

— момента окончани€ оперы в новой редакции началась и нова€ фаза борьбы за ее сценическую постановку. ѕартитура вновь была представлена в театральный комитет и... вновь отвергнута. ѕомогла актриса ѕлатонова, использовавша€ свое положение примадонны в ћариинском театре.

Ќетрудно представить себе возбуждение ћусоргского, все усиливавшеес€ по мере приближени€ премьеры. » вот наступил долгожданный день. ќн превратилс€ в подлинное торжество, триумф композитора. ¬есть о новой опере молниеносно разнеслась по городу, и все последующие спектакли проходили в полных залах.  азалось бы, ћусоргский мог быть вполне счастлив.

ќднако неожиданно т€желый удар обрушилс€ на ћусоргского с той стороны, с которой он его менее всего ожидал.  огда в феврале 1874 года в Ђ—анкт-ѕетербургских ведомост€хї по€вилась разгромна€ рецензи€ со знакомой подписью Ђї (так всегда подписывалс€  юи), это было точно нож в спину.

¬се проходит, и постепенно улеглось возбуждение, св€занное с премьерой ЂЅорисаї, рецензией  юи и шумом, подн€тым вокруг оперы прессой. ¬новь наступили будни. ќп€ть изо дн€ в день хождение в Ћесной департамент (он работал теперь по следственной части), изготовление Ђделї по несколько тыс€ч листов каждое. ј дл€ себ€ Ч новые творческие планы, новые работы. ∆изнь, казалось, вошла в прежнюю колею. ”вы, вместо этого началс€ последний и самый мрачный период ere жизни.

Ќемало было причин дл€ того Ч внутренних и внешних. », прежде всего Ч распад Ђћогучей кучкиї, который ћусоргский воспринимал как измену старым идеалам.

«лобные нападки реакционной прессы также т€жело ранили ћусоргского и омрачили последние годы его жизни.   тому же спектакли ЂЅориса √одуноваї шли все реже, хот€ интерес публики к ним не падал. », наконец, смерть близких друзей. ¬ начале 1870-х годов умер один из них Ч художник √артман. ”мерла женщина, гор€чо любима€ ћусоргским, им€ которой он всегда скрывал. Ћишь его многочисленные произведени€, посв€щенные ей, да ЂЌадгробное письмої, обращенное к ней же, найденное после смерти композитора, дают представление о глубине его чувства и помогают пон€ть всю безмерность страдани€, вызванного кончиной дорогого человека. ѕо€вл€лись и новые друзь€. ќн повстречалс€ с молодым поэтом графом јрсением јркадьевичем √оленищевым- утузовым и очень прив€залс€ к нему. » какой удивительной, восторженной и беспокойной была эта дружба! —ловно ею ћусоргский хотел вознаградить себ€ за понесенные утраты и разочаровани€. Ћучшие из вокальных произведений ћусоргского 1870-х годов были написаны на слова √оленищева- утузова. Ќо и отношени€ с  утузовым принесли горькие разочаровани€. „ерез год-полтора после начала дружбы јрсений за€вил, что собираетс€ женитьс€. ƒл€ ћусоргского это €вилось ударом.

ѕод вли€нием т€желых переживаний возобновилась т€га ћусоргского к вину, про€вивша€с€ еще в годы пребывани€ в юнкерской школе. ќн изменилс€ внешне обрюзг, был уже не так безукоризненно одет, как когда-то. ѕошли непри€тности по службе; не раз он оставалс€ без места, испытывал посто€нную нужду в деньгах и однажды был даже изгнан из занимаемой квартиры за неуплату. «доровье его разрушалось.

ќднако именно в этот период к нему приходит признание за границей. Ђ¬еликий старецї ‘еренц Ћист, получив от своего издател€ ноты произведений русских композиторов, был поражен новизной и талантливостью этих сочинений. ќсобо бурный восторг вызвала Ђƒетска€ї ћусоргского Ч цикл песен, в которых композитор воспроизвел мир детской души. Ёта музыка потр€сла великого маэстро.

Ќесмотр€ на ужасающие услови€, ћусоргский переживал в эти годы подлинный творческий взлет. ћногое из того, что было задумано композитором, так и осталось незавершенным или не совсем осуществленным. Ќо то, что было создано в эти годы, доказывает, что ћусоргский достиг новой вершины творчества.

ѕервым произведением, по€вившимс€ вслед за ЂЅорисом √одуновымї, в год первой постановки его, была сюита Ђ артинки с выставкиї.  огда после смерти √артмана —тасов устроил в ѕетербурге выставку его работ, ћусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посв€тил ее пам€ти умершего друга.

Ёто Ч самое крупное и самое значительное из всех произведений дл€ ро€л€, сочиненных ћусоргским. —вое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

ћусоргский думал о дальнейшем развитии принципов многоплановой пушкинской драматургии. ¬ его воображении рисовалась опера, содержание которой охватывало бы жизнь целого государства, со множеством картин и эпизодов, рисующих то, что происходит в одно и то же врем€.

Ћитературного произведени€, которое могло бы послужить основой дл€ либретто столь широко задуманной оперы, не находилось, и ћусоргский решил сам сочинить сюжет.

Ђ’ованщинаї стала новой, высшей ступенью в развитии музыкального €зыка ћусоргского. ѕо-прежнему считал он речь главным средством выражени€ чувств и характеров человеческих. Ќо в пон€тие музыкальной речи он вкладывал теперь смысл более широкий и глубокий, чем когда-то сюда входили и речитатив, и песенна€ мелоди€, посредством которой только и можно выразить самые глубокие, самые значительные чувства.

ѕараллельно с Ђ’ованщинойї ћусоргский сочин€л еще одну оперу. Ёто была Ђ—орочинска€ €рмаркаї по √оголю. Ёта опера свидетельствует о неисс€каемой, несмотр€ ни на какие страдани€, любви ћусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости.

–абота€ над Ђ’ованщинойї, Ђ—орочинской €рмаркойї и песн€ми, ћусоргский одновременно уже мечтал о дальнейшем. ќн замышл€л третью народную музыкальную драму Ч о ѕугачевском восстании, котора€ вместе с ЂЅорисом √одуновымї и Ђ’ованщинойї составила бы своеобразную трилогию на темы из русской истории.

Ќо этой мечте не дано было осуществитьс€, как не пришлось ћусоргскому закончить Ђ’ованщинуї и Ђ—орочинскую €рмаркуї.

ѕоследние годы его жизни не богаты событи€ми. ћусоргский больше не служил. √руппа людей, сложившись, выплачивала ему нечто вроде небольшой пенсии.  омпозитор должен был получать ее вплоть до окончани€ опер. ќн много выступал в этот период как пианист-аккомпаниатор. ¬ 1879 году он отправилс€ в концертное турне по ”краине и  рыму. Ёто путешествие было последней встр€ской, последним светлым событием в жизни ћусоргского.

«имой 1881 года его настиг первый удар. «а ним последовали другие. 28 марта 1881 года ћусоргского не стало. ≈му едва исполнилось 42 года.

ћирова€ слава пришла к нему посмертно. ¬скоре после его кончины –имский- орсаков вз€л на себ€ великий труд завершени€ Ђ’ованщиныї и приведени€ в пор€док всех оставшихс€ рукописей покойного. ¬ редакции –имского- орсакова Ђ’ованщинаї впервые и была поставлена. ¬ той же редакции обошли весь мир и другие произведени€ ћусоргского.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:17978
¬иктор ÷ой
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19700
Ѕренден јдамс
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65654
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru