Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ольфганг ћоцарт

   /   

Wolfgang Mozart

   /
             
‘отографи€ ¬ольфганг ћоцарт (photo Wolfgang Mozart)
   

ƒень рождени€: 27.01.1756 года
ћесто рождени€: «альцбург, јвстри€
ƒата смерти: 05.12.1791 года
ћесто смерти: ¬ена, »тали€
¬озраст: 35 лет

√ражданство: јвстри€
—оцсети:


ќ, ћоцарт!

јвстрийский композитор

Ѕыл почти час ночи, когда он отвернулс€ к стене и перестал дышать.  онстанца, сломленна€ горем и не имевша€ никаких средств, должна была согласитьс€ на самое дешевое отпевание в часовне собора св. —тефана. ќна была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. ћарка, где он был похоронен без вс€ких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле дл€ бедн€ков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.01.2022

–одилс€ 27 €нвар€ 1756 в «альцбурге (јвстри€) и при крещении получил имена »оганн ’ризостом ¬ольфганг “еофил. ћать Ц ћари€ јнна, урожденна€ ѕертль; отец Ц Ћеопольд ћоцарт (1719Ц1787), композитор и теоретик, c 1743 Цскрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. »з семерых детей ћоцартов выжили двое: ¬ольфганг и его старша€ сестра ћари€ јнна. » брат и сестра обладали блест€щими музыкальными данными: Ћеопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненна€ отцом в 1759 дл€ Ќаннерль Ќотна€ тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького ¬ольфганга. ¬ возрасте трех лет ћоцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в п€тилетнем возрасте начал сочин€ть несложные менуэты. ¬ €нваре 1762 Ћеопольд повез своих чудо-детей в ћюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сент€бре Ц в Ћинц и ѕассау, оттуда по ƒунаю Ц в ¬ену, где они были прин€ты при дворе (в ЎЄнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы ћарии “ерезии. Ёто путешествие положило начало р€ду концертных поездок, которые продолжались в течение дес€ти лет.

¬ольфганг ћоцарт фотографи€
¬ольфганг ћоцарт фотографи€

»з ¬ены Ћеопольд с детьми двинулс€ по ƒунаю в ѕрессбург (ныне Ѕратислава, —ловаки€), где они пробыли с 11 по 24 декабр€, а затем к рождественскому сочельнику вернулись в ¬ену. ¬ июне 1763 Ћеопольд, Ќаннерль и ¬ольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в «альцбург лишь к концу но€бр€ 1766. Ћеопольд вел дневник путешестви€: ћюнхен, Ћюдвигсбург, југсбург и Ўветцинген (летн€€ резиденци€ пфальцского курфюрста). 18 августа ¬ольфганг дал концерт во ‘ранкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хот€ и не с таким феноменальным блеском, как и на клавишных инструментах; во ‘ранкфурте он исполнил свой скрипичный концерт (среди присутствовавших в зале был 14-летний √Єте). «атем последовали Ѕрюссель и ѕариж, в котором семь€ провела всю зиму 1763/1764.



ћоцарты были прин€ты при дворе Ћюдовика XV во врем€ рождественских праздников в ¬ерсале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. ¬ это же врем€ в ѕариже были впервые изданы сочинени€ ¬ольфганга Ц четыре скрипичные сонаты.

¬ольфганг ћоцарт фотографи€
¬ольфганг ћоцарт фотографи€

¬ апреле 1764 семейство отправилось в Ћондон и прожило там более года. „ерез несколько дней после прибыти€ ћоцарты были торжественно прин€ты королем √еоргом III.  ак и в ѕариже, дети давали публичные концерты, во врем€ которых ¬ольфганг демонстрировал свои поразительные способности.  омпозитор »оганн  ристиан Ѕах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. „асто, посадив ¬ольфганга на колени, он исполн€л вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

¬ Ћондоне ћоцарт сочинил свои первые симфонии. ќни следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки »оганна  ристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.

¬ июле 1765 семь€ покинула Ћондон и направилась в √олландию; в сент€бре в √ааге ¬ольфганг и Ќаннерль перенесли т€желое воспаление легких, после которого мальчик оправилс€ только к февралю.

«атем они продолжили свое турне: из Ѕельгии в ѕариж, далее в Ћион, ∆еневу, Ѕерн, ÷юрих, ƒонауэшинген, југсбург и, наконец, в ћюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами.  ак только они вернулись в «альцбург (30 но€бр€ 1766), Ћеопольд начал строить планы следующей поездки. ќна началась в сент€бре 1767. ¬с€ семь€ прибыла в ¬ену, где в это врем€ свирепствовала эпидеми€ оспы. Ѕолезнь настигла обоих детей в ќльмюце (ныне ќломоуц, „ехи€), где им пришлось остатьс€ до декабр€. ¬ €нваре 1768 они добрались до ¬ены и снова были прин€ты при дворе; ¬ольфганг в это врем€ написал свою первую оперу Ц ћнима€ простушка (La finta semplice), однако ее постановка не состо€лась из-за интриг некоторых венских музыкантов. “огда же по€вилась его перва€ больша€ месса дл€ хора с оркестром, котора€ была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. ѕо заказу был написан концерт дл€ трубы, к сожалению не сохранившийс€. ѕо дороге домой в «альцбург ¬ольфганг исполнил свою новую симфонию ( . 45а) в бенедиктинском монастыре в Ћамбахе.

(ѕримечание по поводу нумерации сочинений ћоцарта: ¬ 1862 Ћюдвиг фон  Єхель издал каталог сочинений ћоцарта в хронологическом пор€дке. — этого времени наименовани€ сочинений композитора обычно включают номер по  Єхелю Ц так же, как сочинени€ других авторов обычно содержат обозначение опуса. Ќапример, полное название фортепианного концерта є 20 будет: концерт є 20 ре минор дл€ фортепиано с оркестром ( . 466). ”казатель  Єхел€ шесть раз пересматривалс€. ¬ 1964 издательство ЂЅрайткопф и ’ертельї (¬исбаден, √ермани€) опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель  Єхел€. ¬ него включено немало сочинений, дл€ которых доказано авторство ћоцарта и которые не были упом€нуты в более ранних издани€х. ƒаты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. ¬ издании 1964 года внесены изменени€ и в хронологию, а следовательно, в каталоге по€вились новые номера, однако сочинени€ ћоцарта продолжают бытовать под старыми номерами кЄхелевского каталога.)

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

÷елью следующей задуманной Ћеопольдом поездки стала »тали€ Ц страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. ѕосле 11 мес€цев зан€тий и подготовки к поездке, проведенных в «альцбурге, Ћеопольд и ¬ольфганг начали первое из трех путешествий через јльпы. ќни отсутствовали более года (с декабр€ 1769 по март 1771). ѕервое италь€нское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов Ц у папы и герцога, у корол€ (‘ердинанда IV Ќеаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. ћоцарт встретилс€ с Ќ.ѕиччини и ƒж.Ѕ.—аммартини в ћилане, с возглавл€вшими неаполитанскую оперную школу Ќ.»оммелли, ƒж.‘. и ћайо и ƒж.ѕаизиелло в Ќеаполе. ¬ ћилане ¬ольфганг получил заказ на новую оперу-сериа дл€ представлени€ во врем€ карнавала. ¬ –име он услышал знаменитое Miserere √.јллегри, которое потом записал по пам€ти. ѕапа  лимент XIV прин€л ћоцарта 8 июл€ 1770 и пожаловал ему орден «олотой шпоры.

«анима€сь в Ѕолонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре ћартини, ћоцарт начал работу над новой оперой ћитридат, царь ѕонтийский (Mitridate, re di Ponto). ѕо насто€нию ћартини он подвергс€ экзамену в известной Ѕолонской филармонической академии и был прин€т в члены академии. ќпера была с успехом показана на –ождество в ћилане.

¬есну и начало лета 1771 ¬ольфганг провел в «альцбурге, но в августе отец и сын выехали в ћилан дл€ подготовки премьеры новой оперы јсканий в јльбе (Ascanio in Alba), котора€ с успехом прошла 17 окт€бр€. Ћеопольд наде€лс€ убедить эрцгерцога ‘ердинанда, к свадьбе которого в ћилане было организовано празднество, вз€ть ¬ольфганга к себе на службу; но по странному стечению обсто€тельств императрица ћари€ “ерези€ прислала из ¬ены письмо, где в сильных выражени€х за€вл€ла о своем недовольстве ћоцартами (в частности, она назвала их Ђбесполезным семействомї). Ћеопольд и ¬ольфганг были вынуждены вернутьс€ в «альцбург, не найд€ дл€ ¬ольфганга подход€щего места службы в »талии.

¬ самый день их возвращени€, 16 декабр€ 1771, скончалс€ кн€зь-архиепископ —игизмунд, который доброжелательно относилс€ к ћоцартам. ≈го преемником стал граф »ероним  оллоредо, и дл€ его инаугурационных торжеств в апреле 1772 ћоцарт сочинил Ђдраматическую серенадуї —он —ципиона (Il sogno di Scipione).  оллоредо прин€л молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в ћилан (ћоцарт вз€лс€ написать дл€ этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек ћоцартов и не был склонен восхищатьс€ их искусством.

“ретье италь€нское путешествие продолжалось с окт€бр€ 1772 по март 1773. Ќова€ опера ћоцарта, Ћуций —улла (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после –ождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Ћеопольд напрасно пыталс€ заручитьс€ покровительством великого герцога флорентийского Ћеопольда. ѕредприн€в еще несколько попыток устроить сына в »талии, Ћеопольд осознал свое поражение, и ћоцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращатьс€.

”же в третий раз Ћеопольд и ¬ольфганг попытались обосноватьс€ в австрийской столице; они оставались в ¬ене с середины июл€ по конец сент€бр€ 1773. ¬ольфганг получил возможность познакомитьс€ с новыми симфоническими произведени€ми венской школы, особенно с драматичными симфони€ми в минорных тональност€х я.¬аньхал€ и ….√айдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор ( . 183).

¬ынужденный оставатьс€ в «альцбурге, ћоцарт целиком отдалс€ композиции: в это врем€ по€вл€ютс€ симфонии, дивертисменты, сочинени€ церковных жанров, а также первый струнный квартет Ц эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов јвстрии. —имфонии, созданные в конце 1773 Ц начале 1774 (например,  . 183, 200, 201), отличаютс€ высокой драматургической цельностью.

 ороткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил ћоцарту пришедший из ћюнхена заказ на новую оперу дл€ карнавала 1775: премьера ћнимой садовницы (La finta giardiniera) с успехом прошла в €нваре. Ќо музыкант почти не покидал «альцбурга. —частлива€ семейна€ жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако ¬ольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно тер€л терпение.

Ћетом 1777 ћоцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счасть€ за рубежом. ¬ сент€бре ¬ольфганг с матерью отправилс€ через √ерманию в ѕариж. ¬ ћюнхене курфюрст отказалс€ от его услуг; по дороге они остановились в ћаннгейме, где ћоцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. ’от€ он и не получил места при дворе  арла “еодора, он задержалс€ в ћаннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу јлоизию ¬ебер.  роме того, ћоцарт наде€лс€ совершить с јлоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Ќассау-¬айльбургской (в €нваре 1778). Ћеопольд первоначально полагал, что ¬ольфганг отправитс€ в ѕариж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в «альцбург, но прослышав о том, что ¬ольфганг без пам€ти влюблен, строго наказал немедленно ехать в ѕариж вместе с матерью.

ѕребывание в ѕариже, продолжавшеес€ с марта по сент€брь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июл€ скончалась мать ¬ольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. ’от€ в ѕариже ћоцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в ѕариж приехал  ристиан Ѕах, Ћеопольд приказал сыну возвращатьс€ в «альцбург. ¬ольфганг отт€гивал возвращение сколько мог и особенно задержалс€ в ћаннгейме. «десь он пон€л, что јлоизи€ совершенно равнодушна к нему. Ёто был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из √ермании.

Ќовые симфонии ћоцарта (например, соль мажор,  . 318; си-бемоль мажор,  . 319; до мажор,  . 334) и инструментальные серенады (например, ре мажор,  . 320) отмечены кристальной €сностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, котора€ поставила ћоцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что …. √айдна.

¬ €нваре 1779 ћоцарт вновь приступил к исполнению об€занностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. ÷ерковна€ музыка, которую он об€зан был сочин€ть дл€ воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. ќсобенно выдел€ютс€  оронационна€ месса и Missa solemnis до мажор ( . 337). Ќо ћоцарт продолжал испытывать ненависть к «альцбургу и к архиепископу, а потому с радостью прин€л предложение написать оперу дл€ ћюнхена. »доменей, царь  ритский (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста  арла “еодора (в ћюнхене находилась его зимн€€ резиденци€) в €нваре 1781. »доменей €вилс€ великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в ѕариже и в ћаннгейме. ќсобенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

¬ то врем€ зальцбургский архиепископ находилс€ в ¬ене и приказал ћоцарту немедленно отправитьс€ в столицу. «десь личный конфликт ћоцарта и  оллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха ¬ольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апрел€ 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. ¬ мае он подал прошение об отставке, а 8 июн€ был выставлен за дверь.

ѕротив воли отца ћоцарт женилс€ на  онстанце ¬ебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добитьс€ от ¬ольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отча€нию Ћеопольда, который закидывал сына письмами, умол€€ одуматьс€). ¬ольфганг и  онстанца венчались в венском кафедральном соборе св. —тефана 4 августа 1782. » хот€  онстанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказалс€ счастливым.

¬ июле 1782 опера ћоцарта ѕохищение из серал€ (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском ЂЅургтеатреї; она имела значительный успех, и ћоцарт стал кумиром ¬ены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сослови€. «а несколько лет ћоцарт достиг вершин славы; жизнь в ¬ене побуждала его к многообразной де€тельности, композиторской и исполнительской. ќн был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распростран€вшиес€ по подписке, распродавались полностью. ƒл€ этого случа€ ћоцарт сочинил серию блест€щих фортепианных концертов. ¬ 1784 ћоцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Ћетом 1783 ¬ольфганг и его невеста нанесли визит Ћеопольду и Ќаннерль в «альцбурге. ѕо этому поводу ћоцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор ( . 427), котора€ дошла до нас не полностью (если композитор вообще закончил сочинение). ћесса исполн€лась 26 окт€бр€ в зальцбургской ѕетерскирхе, причем  онстанца пела одну из сольных партий сопрано. ( онстанца, суд€ по всему, была неплохой профессиональной певицей, хот€ ее голос во многом уступал голосу ее сестры јлоизии.) ¬озвраща€сь в ¬ену в окт€бре, супруги остановились в Ћинце, где по€вилась Ћинцска€ симфони€ ( . 425). ¬ феврале следующего года Ћеопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранилс€ до нашего времени), и хот€ Ћеопольд так и не смог избавитьс€ от непри€зни к  онстанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнител€ идут весьма успешно.

  этому времени относитс€ начало многолетней искренней дружбы ћоцарта и …. √айдна. Ќа квартетном вечере у ћоцарта в присутствии Ћеопольда √айдн, обратившись к отцу, сказал: Ђ¬аш сын Ц величайший композитор из всех, кого € знаю лично или о ком слышалї. √айдн и ћоцарт оказали значительное вли€ние друг на друга; что касаетс€ ћоцарта, то первые плоды такого вли€ни€ очевидны в цикле из шести квартетов, которые ћоцарт посв€тил другу в известном письме в сент€бре 1785.

¬ 1784 ћоцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаютс€ в целом р€де поздних сочинений ћоцарта, особенно в ¬олшебной флейте. ¬ те годы немало известных в ¬ене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и √айдн), масонство культивировалось и в придворных кругах.

¬ результате разных оперно-театральных интриг Ћ.да ѕонте, придворный либреттист, наследник знаменитого ћетастазио, решил работать с ћоцартом в противовес клике придворного композитора ј.—альери и соперника да ѕонте, либреттиста аббата  асти. ћоцарт и да ѕонте начали с антиаристократической пьесы Ѕомарше ∆енитьба ‘игаро, причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был сн€т запрет. — помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 ма€ 1786 —вадьба ‘игаро (Le nozze di Figaro) была впервые показана в ЂЅургтеатреї. ’от€ позже эта моцартовска€ опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой ¬.ћартина-и-—олера (1754Ц1806) –едка€ вещь (Una cosa rara). ћежду тем в ѕраге —вадьба ‘игаро завоевала исключительную попул€рность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейн€х). ћоцарт был приглашен продирижировать несколькими спектакл€ми. ¬ €нваре 1787 он и  онстанца провели около мес€ца в ѕраге, и это было самое счастливое врем€ в жизни великого композитора. ƒиректор оперной труппы Ѕондини заказал ему новую оперу. ћожно предполагать, что ћоцарт сам выбрал сюжет Ц старинную легенду о ƒон ∆уане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да ѕонте. ќпера Don Giovanni была впервые показана в ѕраге 29 окт€бр€ 1787.

¬ мае 1787 скончалс€ отец композитора. Ётот год вообще стал рубежным в жизни ћоцарта, что касаетс€ ее внешнего течени€ и душевного состо€ни€ композитора. ≈го размышлени€ все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. ¬ершиной пути композитора стал триумф ƒон ∆уана в ѕраге. ѕосле возвращени€ в ¬ену в конце 1787 ћоцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни Ц нищета. ѕостановка ƒон ∆уана в ¬ене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакл€ оперу защищал один √айдн. ћоцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора »осифа II, но со сравнительно небольшим дл€ этой должности жалованьем (800 гульденов в год). »мператор мало что понимал в музыке как √айдна, так и ћоцарта; о сочинени€х ћоцарта он высказалс€, что они Ђне во вкусе венцевї. ћоцарту пришлось одолжить деньги у ћихаэл€ ѕухберга, своего собрата по масонской ложе.

¬виду безнадежности ситуации, сложившейс€ в ¬ене (сильное впечатление производ€т документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), ћоцарт решил предприн€ть концертную поездку в Ѕерлин (апрель Ц июнь 1789), где наде€лс€ найти себе место при дворе прусского корол€ ‘ридриха ¬ильгельма II. –езультатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов дл€ его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат дл€ принцессы ¬ильгельмины.

¬ 1789 пошатнулось здоровье  онстанцы, потом самого ¬ольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. ¬ феврале 1790 умер »осиф II, и ћоцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. “оржества коронации императора Ћеопольда проходили во ‘ранкфурте осенью 1790, и ћоцарт отправилс€ туда за собственный счет, наде€сь привлечь внимание публики. Ёто выступление (исполн€лс€ Ђ оронационныйї клавирный концерт,  . 537) состо€лось 15 окт€бр€, но денег не принесло. ¬ернувшись в ¬ену, ћоцарт встретилс€ с √айдном; лондонский импресарио «аломон приехал пригласить √айдна в Ћондон, а ћоцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. ќн горько плакал, провожа€ √айдна и «аломона. Ђћы больше никогда не увидимс€ї, Ц повтор€л он. ѕредыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы “ак поступают все (Cos fan tutte) всего двоих друзей Ц √айдна и ѕухберга.

¬ 1791 Ё.Ўиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый ћоцарта, заказал ему новую оперу на немецком €зыке дл€ своего Ђ‘райхаустеатраї в венском предместье ¬иден (нынешний театр Ђјн-дер-¬инї), и весной ћоцарт начал работать над ¬олшебной флейтой (Die Zauberflte). “огда же он получил из ѕраги заказ на коронационную оперу Ц ћилосердие “ита (La clemenza di Tito), дл€ которой ученик ћоцарта ‘. .«юссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы (secco). ¬месте с учеником и  онстанцей ћоцарт в августе отправилс€ в ѕрагу дл€ подготовки спектакл€, который прошел без особого успеха 6 сент€бр€ (позже эта опера пользовалась огромной попул€рностью). «атем ћоцарт спешно уехал в ¬ену, чтобы завершить ¬олшебную флейту. ќпера была исполнена 30 сент€бр€, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение Ц концерт дл€ кларнета с оркестром л€ мажор ( . 622).

ћоцарт был уже болен, когда при таинственных обсто€тельствах к нему €вилс€ незнакомец и заказал реквием. Ёто был управл€ющий графа ¬альзегг-Ўтуппаха. √раф заказал сочинение в пам€ть умершей жены, намерева€сь исполнить его под своим именем. ћоцарт, уверенный, что сочин€ет реквием дл€ себ€, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 но€бр€ 1791 он закончил ћаленькую масонскую кантату.  онстанца в это врем€ лечилась в Ѕадене и спешно вернулась домой, когда пон€ла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 но€бр€ ћоцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что прин€л причастие. ¬ ночь с 4 на 5 декабр€ он впал в бредовое состо€ние и в полусознательном состо€нии воображал себ€ играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Ѕыл почти час ночи, когда он отвернулс€ к стене и перестал дышать.  онстанца, сломленна€ горем и не имевша€ никаких средств, должна была согласитьс€ на самое дешевое отпевание в часовне собора св. —тефана. ќна была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. ћарка, где он был похоронен без вс€ких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле дл€ бедн€ков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. «юссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

≈сли при жизни ћоцарта его творческа€ мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое дес€тилетие после кончины композитора признание его гени€ распространилось по всей ≈вропе. Ётому способствовал успех, который имела у широкой аудитории ¬олшебна€ флейта. Ќемецкий издатель јндре приобрел права на большую часть неизданных сочинений ћоцарта, включа€ его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Ћичность ћоцарта.

—пуст€ 250 лет после рождени€ ћоцарта трудно создать отчетливое представление о его личности (хот€ и не так трудно, как в случае ».—.Ѕаха, о котором мы знаем еще меньше). ѕо-видимому, в натуре ћоцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, реб€чливость и житейска€ искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии Ц вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высока€ нравственность (хот€ он не слишком жаловал церковь), рационализм, реалистический взгл€д на жизнь. Ѕез тени самолюби€ он восторженно говорил о тех, кем восхищалс€, например о √айдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. ќтец однажды написал ему: Ђ” теб€ сплошные крайности, ты не знаешь золотой серединыї, прибавив, что ¬ольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо Ц временами Ц слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. » по прошествии столетий личность его представл€етс€ нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

—емь€ ћоцарта. ” ћоцарта и  онстанцы было шестеро детей, из которых выжили двое:  арл “омас (1784Ц1858) и ‘ранц  савер ¬ольфганг (1791Ц1844). ќба занимались музыкой, старшего √айдн отправил учитьс€ в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Ѕ. јзиоли; однако  арл “омас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. ” младшего сына были музыкальные способности (√айдн даже представил его публике в благотворительном концерте, который проводилс€ в ¬ене в пользу  онстанцы), и он создал р€д вполне профессиональных инструментальных произведений.

ћ”«џ ј ћќ÷ј–“ј

Ќевозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как ћоцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относитс€ к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. ƒаже Ѕетховен не может сравнитьс€ с ћоцартом в исключительной €ркости оперных образов (что касаетс€ ‘иделио, то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Ѕетховена). ћоцарт не был новатором, как √айдн, но у него встречаютс€ смелые прорывы в области обновлени€ гармонического €зыка (например, известна€ ћаленька€ жига соль мажор,  . 574 дл€ фортепиано Ц весьма показательный образец, напоминающий о современной 12-тоновой технике). ќркестровое письмо ћоцарта не столь поразительно ново, как письмо √айдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра Ц посто€нный предмет восхищени€ как музыкантов, так и профанов, которые, говор€ словами самого композитора, Ђнаслаждаютс€, не дава€ себе отчета, чем именної. —тиль ћоцарта сформировалс€ на зальцбургской почве (где было сильно вли€ние ћихаэл€ √айдна, брата …озефа), глубокое и продолжительное воздействие оказали на него впечатлени€ от многочисленных путешествий, совершенных в детстве. —амое значительное из таких впечатлений св€зано с »оганном  ристианом Ѕахом (дев€тым, младшим сыном »оганна —ебасть€на). ћоцарт познакомилс€ с искусством Ђанглийского Ѕахаї в Ћондоне, и сила и из€щество его партитур оставили незабываемый след в сознании юного ¬ольфганга. ѕозже большую роль сыграла »тали€ (где ћоцарт побывал трижды): там он восприн€л основы драматургии и музыкального €зыка оперного жанра. ј затем ћоцарт стал близким другом и почитателем ….√айдна и был покорен гайдновской глубоко осмысленной трактовкой сонатной формы. Ќо вообще в венский период ћоцарт создал собственный, исключительно самобытный стиль. » только в 20 в. было до конца осознано удивительное эмоциональное богатство моцартовского искусства и его внутренн€€ трагичность, близко соседствующа€ с внешней безм€тежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки. ¬ былые времена только Ѕах и Ѕетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие музыканты и любители музыки считают, что это искусство нашло свое самое совершенное выражение в творени€х ћоцарта.

Kate
Matrix 02.02.2006 06:47:12
Ќи че особенногою

ћоцарт
It`s Gettin` hot in here 06.02.2006 10:37:46
—уѕе––р–ррр

 лас!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
911 17.04.2006 02:03:03
¬ау етто просто супер!

 лассно!
ViskaS 15.05.2006 07:31:09
Ёто классна€ информаци€.я сделала доклад на музыку,Ќо никогда не думала что мне будет это так интересно читать! —пасибо!

DEUTSCH
sava 13.09.2006 03:49:15
HOCHU DEUTSCH

ровнегеанг
пагв 21.02.2007 07:39:48
нгоапнгапнгванлщкгпрдлп выа слоапгицк87е ло лоа бваьрп вр ьпрвлк гшр лрап тбьаплб иьиосим ьодбьота п чпвабонрмлоапорпопрпопрропрропрропррорллодрпприглбльриасссссссссссссссссссссссссссссссссччччччччч€впваоавпва

333
222 27.02.2007 07:33:30
√≈Ќ»…!

Mozart
Alisa 15.04.2007 10:03:49
ќбожаю некоторые его мелодии....Ќо особенно мне нравитс€ симфони€ є40

кеорк
лох 11.03.2008 09:31:43
говно

ћоцарт
Ёльза 27.11.2014 08:05:36
€ согласна с Mozart Alisa 2007-04-15 14:03:49
ќбожаю некоторые его мелодии....Ќо особенно мне нравитс€ симфони€ є40 я тоже обажаю симфонию є40 она прекрасна

Ѕольше,чем гений
darii 05.02.2016 03:51:36
јбсолютно и однозначно убежден:ћоцарт-больше,чем гений.Ёто Ѕог музыки,вершина мировой музыки,как сказал о нем ѕетр „айковский.я переслушал огромное количество музыкальных произведений различных композиторов от ¬ивальди до –ахманинова,и последний,к кому € пришел,как к вершине,-ћоцарт.” него множество произведений,дл€ которых никакие слова недостаточны.ѕослушайте ƒвадцать четвертый фортепианный концерт-он словно соткан из серебр€ных нитей и светитс€ насквозь.≈го неземной красоты мелодии увод€т мен€ в какую-то сказочную страну.” —таймина  арлена есть строки о ћоцарте,которыми уместно закончить и данный комментарий:
ќн верил в Ќечто,
„ему названь€ нет,
» нету слов,чтоб это объ€снить.
ќн музыкой сумел сказать об этом.
 огда он умер,
Ѕыл отн€т лишь его телесный облик.
—казали,что его не опознать,
» труп зарыли в общую могилу.
Ќо мы предпочитаем верить,
„то никогда он не был похоронен,
ѕоскольку никогда не умирал.
¬немлите!

AauaFlver
AauaFlver 11.09.2016 10:32:54
¬ ѕариже ¬ольфганг и Ќаннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве Ч Ќаннерльравн€лась с ведущими парижскими виртуозами, а ¬ольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru