Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћорис –авель

   /   

Maurice Ravel

   /
             
‘отографи€ ћорис –авель (photo Maurice Ravel)
   

ƒень рождени€: 07.03.1875 года
ћесто рождени€: —ибурне, , близ —ен-∆ан-де-Ћюз (департамент јтлантические ѕиренеи) ,‘ранци€
ƒата смерти: 27.12.1937 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 62 года

√ражданство: ‘ранци€

ќркестровый виртуоз

‘ранцузский композитор, дирижЄр, один из реформаторов музыки XX века

–авель виртуозно владел оркестром. ƒафнис и ’ло€, ¬альс, оркестровка  артинок с выставки ћусоргского (1922) Ц насто€щие учебники инструментовки. “емброва€ фантази€ Ѕерлиоза сочетаетс€ здесь с гармоничностью оркестрового колорита –имского- орсакова.

07.03.2022

–одилс€ 7 марта 1875 в —ибурне близ —ен-∆ан-де-Ћюз (департамент јтлантические ѕиренеи). ќчень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматьс€ фортепиано у ј.√иза и в 1887 гармонией у Ў.–ене. ƒва года –авель обучалс€ в подготовительном классе ѕарижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ў.де Ѕерио. “еоретические дисциплины проходил у ѕессара и ƒюбуа, композицией занималс€ в 1898 у √.‘оре.

ћорис –авель фотографи€
ћорис –авель фотографи€

¬ годы ученичества из-под пера –авел€ вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе —таринный менуэт (Menuet antique, 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную ѕавану усопшей инфанте (Pavane pour une infante dfunte). ¬ консерватории –авель подружилс€ с испанским пианистом –. ¬иньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.

¬ 1901, после неудавшейс€ попытки завоевать –имскую премию, –авель создал фортепианный цикл »гра воды (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаютс€ здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Ќовые попытки победить в конкурсе на –имскую премию, предприн€тые –авелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это врем€ прекрасный —трунный квартет фа мажор. Ќеудача –авел€ с –имской премией породила в ѕариже много толков: говорили, что причиной €вл€етс€ размолвка между –авелем и ‘оре. — тех пор и до конца своих дней –авель вел лишенную примечательных событий жизнь Ђкабинетногої композитора. »сключением стали лишь годы ѕервой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927Ц1928 он выезжал на гастроли в —Ўј.

ћорис –авель фотографи€
ћорис –авель фотографи€

—писок наиболее значительных сочинений –авел€ выгл€дит следующим образом: —онатина дл€ фортепиано (1905); оперы »спанский час (L'heure espagnole, 1907) и ƒит€ и чудеса (L'enfant et les sortilges, 1917); балет ƒафнис и ’ло€ (Daphnis et Chlo, 1909) Ц великолепное сочинение, которое по€вилось вслед за другим шедевром Ц большим фортепианным циклом Ќочной √аспар (Gaspard de la nuit, 1908); Ѕлагородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), первоначально написанные дл€ фортепиано, но вскоре переложенные дл€ оркестра; камерный опус “ри поэмы —тефана ћалларме (Trois pomes de Stphane Mallarm, 1913); ‘ортепианное трио (1914); хореографическа€ поэма ¬альс (La valse, 1917); сюита √робница  уперена (Le tombeau de Couperin, 1917), тоже написанна€ сначала дл€ фортепиано, а потом инструментованна€ автором; вокальный цикл ћадагаскарские песни (Chansons madcasses, 1926); оркестровое Ѕолеро (Bolero, 1928); два фортепианных концерта (один из них Ц дл€ левой руки, 1931).

¬ 1933 –авель попал в автомобильную катастрофу. ¬ результате травмы стала развиватьс€ опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку. ”мер –авель в ѕариже 27 декабр€ 1937.

ћорис –авель фотографи€
ћорис –авель фотографи€

“ворчество –авел€.

»м€ –авел€ часто упоминаетс€ вместе с именем  лода ƒебюсси (1862Ц1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. √армонии –авел€ стро€тс€ по терцовому принципу, и в них нет ничего Ђтуманногої. ≈го больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Ћишь в »спанской рапсодии (Rapsodie espagnole, 1907) ощущаютс€ импрессионистические ве€ни€.

ћорис –авель фотографи€
ћорис –авель фотографи€

–авель обладал €сным чувством формы, хот€, например, его »нтродукци€ и аллегро (1905Ц1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком €рких мелодических фраз. “о же можно сказать о медленной части струнного квартета. ¬ общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличаетс€ красотой музыкального содержани€.

–€д не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната дл€ скрипки и виолончели (1922), ни соната дл€ скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.

–авель виртуозно владел оркестром. ƒафнис и ’ло€, ¬альс, оркестровка  артинок с выставки ћусоргского (1922) Ц насто€щие учебники инструментовки. “емброва€ фантази€ Ѕерлиоза сочетаетс€ здесь с гармоничностью оркестрового колорита –имского- орсакова. ѕарадоксально, но такой мастер, как –авель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно »спанскую рапсодию; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались дл€ театра. «наменитое Ѕолеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощени€ танца. —ам –авель называл Ѕолеро Ђоркестровым сочинением без музыкиї. –авель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Ѕолеро Ц театральной и на следующий день концертной. ¬ зале аудитори€ реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была прин€та как должное, без вс€ких протестов.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113829
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:7681
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:5741
‘ред ‘уген

–авель великолепно использовал ресурсы фортепиано. —амое попул€рное среди его фортепианных сочинений Ц сонатина. ƒва его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру.  онцерт дл€ левой руки Ц грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт дл€ двух рук Ц дерзкий вызов от начала до конца. —ам –авель называл его Ђдивертисментом в духе ћоцартаї и брал за образец из€щное фортепианное письмо —ен-—анса. Ёти произведени€ сочин€лись одновременно.  онцерт дл€ левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом ѕ. ¬итгенштейном, Ц одно из сочинений, опровергающих измышление, будто –авель был мастером только малых форм.

–авель всегда тщательно отделывал свои сочинени€. “ак, в опере »спанский час он скрупулезно выставил указани€ метронома даже на бой часов. Ёто замечательное сочинение, одно из самых оба€тельных в мировом оперном репертуаре, €вл€етс€ оригинальным решением проблемы Ђразговорнойї оперы.

Ќаибольшей известностью пользуетс€ фортепианное творчество –авел€. ќн сам оркестровал јльбораду (Alborado del graсioso, 1905) и √робницу  уперена, но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. “рудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Ѕлагородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.

–авель был очень оригинальной личностью. ¬ его сознании причудливо св€зывались музыка и механика. ќн собрал коллекцию механических игрушек Ц точность их движений восхищала композитора. Ќеудачи, св€занные с –имской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда –авелю был предложен орден ѕочетного легиона, он отказалс€ от награды, сочт€ ее оскорблением. ќднако степень почетного доктора музыки ќксфордского университета он прин€л как дань уважени€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11403
ћаксим јверин
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18358
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16770
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru