Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√устав ћалер

   /   

Gustav Mahler

   /
             
‘отографи€ √устав ћалер (photo Gustav Mahler)
   

ƒень рождени€: 07.07.1860 года
ћесто рождени€:  алиште, јвстри€
ƒата смерти: 18.05.1911 года
ћесто смерти: ¬ена, »тали€
¬озраст: 50 лет

√ражданство: јвстри€
—оцсети:


ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї

јвстрийский композитор, оперный и симфонический дирижер

ѕри жизни ћалера его музыка часто недооценивалась. —имфонии ћалера именовались Ђсимфоническими попурриї, их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление Ђреминисценци€миї из других авторов и цитатами из австрийских народных песен.

19.05.2024

ћјЋ≈–, √”—“ј¬ (Mahler, Gustav) (1860Ц1911), австрийский композитор и дирижер. –одилс€ 7 июл€ 1860 в  алиште („ехи€) вторым из 14 детей в семье ћарии √ерманн и Ѕернхарда ћалера, евре€-винокура. ¬скоре после рождени€ √устава семь€ переселилась в маленький промышленный городок …иглаву Ц островок немецкой культуры в ёжной ћоравии (ныне „ехи€).

√устав ћалер фотографи€
√устав ћалер фотографи€

–ебенком ћалер про€вил незаур€дную музыкальную одаренность и училс€ у местных преподавателей. «атем отец отвез его в ¬ену. ¬ возрасте 15 лет ћалер поступил в ¬енскую консерваторию, где занималс€ у ё.Ёпштейна (фортепиано), –.‘укса (гармони€) и ‘.  ренна (композици€). ќн прослушал также курсы лекций по истории музыки и философии в ¬енском университете и познакомилс€ с работавшим тогда в университете ј.Ѕрукнером. ѕервое значительное сочинение ћалера, кантата ∆алобна€ песнь (Das klagende Lied, 1880), не получило консерваторской Ѕетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посв€тить себ€ дирижерской де€тельности Ц сначала в маленьком опереточном театре под Ћинцем (май-июнь 1880), затем в Ћюбл€не (—ловени€, 1881Ц1882), ќломоуце (ћорави€, 1883) и  асселе (√ермани€, 1883Ц1885). ¬ возрасте 25 лет ћалер был приглашен дирижером в ѕражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы ћоцарта и ¬агнера и исполнил ƒев€тую симфонию Ѕетховена. ќднако в результате конфликта с главным дирижером, ј.«айдлем, ћалер был вынужден уехать из ¬ены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижера ј.Ќикиша в Ћейпцигской опере. Ѕезответна€ любовь, пережита€ музыкантом в это врем€, вызвала к жизни два крупных произведени€ Ц вокально-симфонический цикл ѕесни странствующего подмастерь€ (Lieder eines fahrenden Gesellen, 1883) и ѕервую симфонию (1888).

—редний период.

¬след за триумфальным успехом в Ћейпциге премьеры законченной им оперы  .ћ.¬ебера “ри ѕинто (Die drei Pintos), ћалер исполнил ее в течение 1888 еще несколько раз в театрах √ермании и јвстрии. Ёти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижера. ѕосле ссоры с Ќикишем он уехал из Ћейпцига и стал директором  оролевской оперы в Ѕудапеште. «десь он провел венгерские премьеры «олота –ейна и ¬алькирии ¬агнера, поставил одну из первых веристских опер, —ельскую честь ћасканьи. ≈го интерпретаци€ ƒон ∆уана ћоцарта вызвала восторженный отклик ».Ѕрамса.

¬ 1891 ћалеру пришлось покинуть Ѕудапешт, так как новый директор  оролевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером.   этому времени ћалер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; дев€ть песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии ¬олшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) составили одноименный вокальный цикл. —ледующим местом службы ћалера стал √ородской оперный театр √амбурга, где он исполн€л об€занности первого дирижера (1891Ц1897). “еперь в его распор€жении оказалс€ ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общатьс€ с крупнейшими музыкантами своего времени. ¬ роли покровител€ ћалера выступил ’.фон Ѕюлов, который накануне своей кончины (1894) передал ћалеру руководство √амбургскими абонементными концертами. ¬ гамбургский период ћалер закончил оркестровую редакцию ¬олшебного рога мальчика, ¬торую и “ретью симфонии.

√устав ћалер фотографи€
√устав ћалер фотографи€

¬ √амбурге ћалер пережил увлечение јнной фон ћильденбург Ц певицей (драматическое сопрано) из ¬ены; тогда же зав€залась его многолетн€€ дружба со скрипачкой Ќатали Ѕауэр-Ћехнер: они проводили мес€цы летнего отдыха вместе, и Ќатали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей ћалера. ¬ 1897 он прин€л католицизм, одной из причин обращени€ стало желание получить место директора и дирижера ѕридворной оперы в ¬ене. ƒес€ть лет, которые ћалер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком ¬енской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочита€ при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. ’удожественный фанатизм ћалера, его упр€мый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традици€ми, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечани€, которые он делал во врем€ репетиций, создали ћалеру немало врагов в ¬ене Ц городе, где музыка рассматривалась как объект скорее наслаждени€, чем жертвенного служени€. ¬ 1903 ћалер пригласил в театр нового сотрудника Ц венского художника ј.–оллера; вместе они создали р€д постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиес€ на рубеже веков в европейском театральном искусстве.  рупнейшими достижени€ми на этом пути стали “ристан и »зольда (1903), ‘иделио (1904), «олото –ейна и ƒон ∆уан (1905), а также цикл лучших опер ћоцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дн€ рождени€ композитора.

¬ 1901 ћалер женилс€ на јльме Ўиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. јльма ћалер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась сочин€ть, вообще ощущала себ€ творческой натурой и вовсе не стремилась прилежно исполн€ть об€занности хоз€йки дома, матери и супруги, как того хотел ћалер. ќднако благодар€ јльме расширилс€ круг общени€ композитора: в частности, он близко сошелс€ с драматургом √.√ауптманом и композиторами ј.÷емлинским и ј.ЎЄнбергом. ¬ своем маленьком Ђкомпозиторском домикеї, спр€танном в лесу на берегу озера ¬Єртерзее, ћалер закончил „етвертую симфонию и создал еще четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из ¬олшебного рога мальчика (—емь песен последних лет, Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на стихи –юккерта ѕесни об умерших дет€х (Kindertotenlieder).

√устав ћалер фотографи€
√устав ћалер фотографи€

  1902 композиторска€ де€тельность ћалера получила широкое признание, во многом благодар€ поддержке –.Ўтрауса, который устроил первое полное исполнение “ретьей симфонии, имевшее большой успех.  роме того, Ўтраус включил ¬торую и Ўестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестивал€ возглавл€вшегос€ им ¬сегерманского музыкального союза. ћалера стали часто приглашать дирижировать собственными произведени€ми, и это привело к конфликту композитора с администрацией ¬енской оперы, полагавшей, что ћалер пренебрегает своими об€занност€ми художественного руководител€.

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8289
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:7490
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:2828
ћакс Ћоренс

ѕоследние годы.

ќчень т€желым выдалс€ дл€ ћалера 1907 год. ќн ушел из ¬енской оперы, за€вив, что его де€тельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младша€ дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. ћалер зан€л место главного дирижера нью-йоркской Ђћетрополитен-операї, но состо€ние здоровь€ не позволило ему зан€тьс€ дирижерской де€тельностью. ¬ 1908 в Ђћетрополитен-операї по€вилс€ новый менеджер Ц италь€нский импресарио ƒж.√атти- асацца, который привез своего дирижера Ц знаменитого ј.“осканини. ћалер прин€л приглашение на должность главного дирижера Ќью-…оркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждалс€ в срочной реорганизации. Ѕлагодар€ ћалеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 Ц в гастрольных поездках), в программах стали по€вл€тьс€ не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и слав€нских авторов. ¬ сезоне 1910/1911 Ќью-…оркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но ћалер, который плохо себ€ чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в ≈вропу. ќн задержалс€ в ѕариже, чтобы пройти курс лечени€, затем вернулс€ в ¬ену. ”мер ћалер в ¬ене 18 ма€ 1911.

ћузыка ћалера. «а полгода до кончины ћалер пережил величайший триумф на своем тернистом пути композитора: в ћюнхене состо€лась премьера его грандиозной ¬осьмой симфонии, котора€ требует дл€ исполнени€ около тыс€чи участников Ц оркестрантов, певцов-солистов и хористов. ¬ летние мес€цы 1909Ц1911, которые ћалер проводил в “облахе (ёжный “ироль, ныне »тали€), он создал ѕеснь о земле дл€ солистов и оркестра (Das Lied von der Erde), ƒев€тую симфонию, а также работал над ƒес€той симфонией (оставшейс€ незавершенной).

ѕри жизни ћалера его музыка часто недооценивалась. —имфонии ћалера именовались Ђсимфоническими попурриї, их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление Ђреминисценци€миї из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. ¬ысокую композиторскую технику ћалера не отрицали, но его обвин€ли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытаетс€ скрыть свою творческую несосто€тельность. ≈го сочинени€ порой отталкивали и шокировали слушателей напр€женностью внутренних парадоксов и антиномий, типа Ђтрагеди€ Ц фарсї, Ђпафос Ц ирони€ї, Ђностальги€ Ц пароди€ї, Ђутонченность Ц вульгарностьї, Ђпримитив Ц изощренностьї, Ђпламенный мистицизм Ц цинизмї. Ќемецкий философ и музыкальный критик “јдорно первым сумел показать, что разного рода сломы, искажени€, отклонени€ у ћалера никогда не бывают произвольными, даже если они не подчин€ютс€ обычным законам музыкальной логики. јдорно также первым отметил самобытность общего Ђтонаї музыки ћалера, который делает ее непохожей ни на какую другую и сразу узнаваемой. ќн обратил внимание на Ђроманоподобныйї характер развити€ в симфони€х ћалера, драматурги€ и размеры которых определ€ютс€ чаще ходом определенных музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

—реди открытий ћалера в области формы можно выделить почти полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохран€етс€, в то врем€ как измен€етс€ ее интервальный состав; применение разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетани€; в поздних произведени€х Ц тенденцию к Ђтотальному тематизмуї (позже теоретически обоснованному ЎЄнбергом), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. ћалер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального €зыка, однако он создавал музыку столь сложную (€ркий пример Ц финал Ўестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже ЎЄнберг и его школа.

«амечено, что гармони€ ћалера сама по себе менее хроматична, менее Ђсовременнаї, чем, например, у –.Ўтрауса.  вартовые последовательности на грани атональности, которые открывают  амерную симфонию ЎЄнберга, имеют аналог в малеровской —едьмой симфонии, однако подобные €влени€ дл€ ћалера Ц исключение, а не правило. ≈го сочинени€ насыщены полифонией, все более усложн€ющейс€ в поздних опусах, и созвучи€, образующиес€ в результате сочетани€ полифонических линий, могут казатьс€ часто случайными, не подчин€ющимис€ законам гармонии. ѕри этом малеровска€ ритмика в основном довольно проста, очевидное предпочтение отдаетс€ метру и ритму, типичным дл€ марша и лендлера. ѕристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыке, легко объ€сн€етс€ детскими воспоминани€ми о воинских парадах в его родной …иглаве. ѕо словам ћалера, Ђпроцесс сочинени€ напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возвод€тс€ каждый раз новые постройки. Ќо сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть врем€ собирани€ и накоплени€ї.

ќркестровое письмо ћалера вызывало особенно €ростные споры. ќн ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. ќн примен€л традиционные инструменты в нехарактерных дл€ них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетани€ми оркестровых голосов. ‘актура его музыки очень изменчива, и массивное тутти всего оркестра может внезапно смен€тьс€ одиноким голосом солирующего инструмента.

’от€ в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Ѕ.¬альтер, ќ. лемперер и ƒ.ћитропулос, насто€щее открытие ћалера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Ћ.Ѕернстайном, ƒж.Ўолти, –. убеликом и Ѕ.’айтинком.   1970-м годам сочинени€ ћалера прочно вошли в репертуар и стали исполн€тьс€ во всем мире.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—авелий  рамаров: ћечты не имеют срока давности
ѕосетило:11680
—авелий  рамаров
ѕервый в истории штраф за скорость
ѕосетило:15963
”олтер јрнолд
—емейный бизнес
ѕосетило:10122
ƒэвид –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru