Немецкая фамилия Штраус принадлежит многим знаменитостям. Среди них есть и несколько музыкантов, причем два носят имя Иоганн Штраус. Отец и сын прославились созданием танцевальной музыки, преимущественно вальсов. Их творческое наследие вошло в золотой фонд мировой культуры, а биографии музыкантов могли бы стать сюжетом увлекательного сериала.
В XVIII-XIX вв. Вену без преувеличения можно было назвать столицей не только Австрии, но и мировой музыки – достаточно вспомнить имена Гайдна, Моцарта, Шуберта, Брамса и многих других. Музыкальное образование получали даже дети из простых семей, многие венцы владели нотной грамотой и умели читать музыку с листа. Место рождения Иоганна Батиста Штрауса, старшего в династии музыкантов – небогатое венское предместье Леопольдштадт (1804 г). Его отец, Франц, содержал гостиницу, а вот дед, Иоганн Михаэль, был евреем, переселившимся из Венгрии и принявшим христианство. Этот факт, означавший запрет на музыку всех потомков этой семьи, тщательно скрывался во времена нацизма, и властями даже были подделаны хранившиеся в венском соборе документы.
Иоганн Штраус (отец) фотография
Иоганн проявлял большой талант к музыке еще в детстве, и его стали обучать игре на скрипке. По воспоминаниям, он прятался под столом в зале гостиницы и слушал игру музыкантов, затем выходил, брал скрипку и точно повторял мелодию. Когда ребенку было семь лет, его мать умерла от лихорадки. В двенадцать Иоганн остался круглым сиротой – его отец утонул в Дунае, по слухам, покончил с собой из-за угрозы банкротства. Дядя, взявший над мальчиком опеку, отправил его обучаться ремеслу переплетчика. Однако Иоганн не расставался со скрипкой и стал брать уроки самостоятельно. Вскоре он уже играл в оркестре Памера, исполнявшем танцевальную музыку, а в 1824 году занял должность помощника дирижера известного оркестра Ланнера.
Реклама:
Именно этими музыкантами в кабачке 'Красный петух' был исполнен первый вальс Штрауса. Правда, его автором был объявлен Йозеф Ланнер – но зато на Иоганна положила глаз дочка хозяина, Анна Штрайм. Она очень любила музыку и танцы, и охотно отдала свою руку и сердце молодому музыканту, хотя счастья этот брак ей не принес.
Иоганн Штраус (отец) фотография
Штраус писал одно произведение за другим, и создавал себе славу не только как композитор, но и как необычный дирижер. Он стремительно двигался в такт польки или галопа, плавно взмахивал руками, исполняя вальс, а место палочки использовал смычок и скрипку. В нужное время маэстро поворачивался к зрителям и виртуозно исполнял сольную партию. Его часто сравнивали с Никколо Паганини. На выступлениях оркестра всегда был аншлаг, и концерты не остановила даже эпидемия холеры. Правда, зрители разделились на поклонников Ланнера и Штрауса, что привело к публичному скандалу, после которого их дороги разошлись.
Ланнер был назначен придворным музыкантом императора Франца I. Иоганн создал свой собственный оркестр, который наперебой приглашали на все балы и праздники, а после исполнения нового вальса или польки их ноты моментально раскупались. В 1832 году оркестр Штрауса отправился на гастроли. Он дал 72 концерта в Англии в год коронации Виктории, с триумфом выступал в Будапеште, Дрездене, Берлине, Париже и других столицах. Заслугой Штрауса стало изменение отношения образованной публики к танцевальной музыке, которая до этого считалась низким жанром. Он создавал циклы из музыкальных произведений, у каждого из которых было вступление и заключение, а его 'Дунайские песни', 'Вальс баядерок', 'Тальони', 'Габриэла' пользовались огромной популярностью и принесли ему неофициальный титул 'Моцарта вальсов'.
Иоганн Штраус (отец) фотография
Такая увлеченность музыкой и концертами отвлекала Иоганна от семейных дел. Его старший сын, также Иоганн, родился в 1825 году, и с каждым годом семья увеличивалась. Однако отец не занимался домашними заботами и воспитанием детей. Однажды, услышав, как старший сын играет на скрипке, он отобрал у него инструмент и запретил обучаться музыке. Та же участь постигла и двух других сыновей, Йозефа и Эдуарда, а таланты двух дочерей Штрауса-младшего не интересовали. Однако Анна пошла наперекор воле мужа, и все трое сыновей стали хорошими музыкантами. Отец не догадывался об этом, поскольку все свое время посвящал или выступлениям, или роману с новой пассией, Эмилией Трамбуш, которая родила ему семерых детей. В 1843 году, после смерти Ланнера, он занял его должность и стал придворным музыкантом.
Штраус-старший настоял, чтобы Иоганн учился в коммерческом училище, а вечерами работал счетоводом, но у молодого человека были свои планы на жизнь. Он решил создать собственный оркестр и обратился с соответствующим прошением в магистрат. Анна, опасаясь запрета со стороны мужа, подала на развод, обвиняя его в измене. В ответ на это Штраус-старший завещал все свое состояние Эмилии и ее детям, и заключил с ней официальный брак.
Революция 1848 года еще сильнее отдалила отца и сына друг от друга. Иоганн-младший поддерживал венских повстанцев и исполнял для них 'Марсельезу', а его отец декларировал свою преданность Габсбургам. В честь подавления итальянского восстания Штраус сочинил 'Марш Радецкого', ставший одним из его лучших произведений. Присутствовавшие при его первом исполнении австрийские офицеры вопреки этикету стали хлопать в такт музыке, и эта традиция до настоящего сохраняется на всех концертах, в том числе и на новогоднем представлении в Венской филармонии. Однако успех нового произведения сопровождался охлаждением зрителей, которые не одобряли привязанность Штрауса старым устоям. Публики на концертах поубавилось, и на одном из них разгневанный Иоганн сломал смычок и вышел.
Лучшие дня
Мировой рекорд по хлопкам в ладоши Посетило:11947
Екатерина Приморская. Биография Посетило:7625
Добродушный великан из «Гарри Поттера» Посетило:7298
Это представление стало для него последним. В Вене бушевала эпидемия скарлатины, и Штраус тяжело заболел. Жена, понимая, что болезнь заразна, уехала вместе с детьми. Узнав об этом, Иоганн-младший вместе с Анной бросились на помощь отцу, однако он скончался до их приезда. Это произошло в 1849 году, 25 сентября.
На похороны Штрауса-старшего собралась почти вся Вена, а на его могиле сын исполнил на скрипке моцартовский 'Реквием'. Не получив ни копейки из отцовского наследства, он бережно собрал все его произведения и позднее издал их за собственный счет – всего 251 сочинение, большую часть из которых составляли вальсы. Эти мелодии стали основными и в творчестве Штрауса–младшего, которого до настоящего времени называют 'королем вальсов', да и личная жизнь его была не менее бурной, чем у отца.