Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ранц √айдн

   /   

Franz Haydn

   /
             
‘отографи€ ‘ранц √айдн (photo Franz Haydn)
   

ƒень рождени€: 31.03.1732 года
ћесто рождени€: –орау, јвстри€
ƒата смерти: 31.05.1809 года
ћесто смерти: ¬ена, »тали€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: јвстри€
—оцсети:


Ѕиографи€

јвстрийский композитор, представитель венской классической школы,

¬еликий мастер, √айдн неустанно обновл€л свой €зык; вместе с ћоцартом и Ѕетховеном √айдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Ќачала этого стил€ лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. ѕ€тьдес€т лет творческой жизни √айдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Ѕахом и Ѕетховеном. ¬ 19 в. все внимание было сосредоточено на Ѕахе и Ѕетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двум€ мирами.

20.07.2009

јвстрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. –одилс€ 31 марта или 1 апрел€ 1732 (данные о дате рождени€ противоречивы) в кресть€нской семье в –орау (область Ѕургенланд в восточной части Ќижней јвстрии). ≈го отец, ћатиас √айдн, был каретным мастером, мать, ћари€  оллер, служила кухаркой в семье графа ’арраха, владельца поместь€ в –орау. …озеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. –аньше считалось, что предки √айдна €вл€лись хорватами (которые в 16 в. стали пересел€тьс€ в Ѕургенланд, спаса€сь от турков), но благодар€ исследовани€м Ё.Ўмидта вы€снилось, что род композитора был чисто австрийским.

‘ранц √айдн фотографи€
‘ранц √айдн фотографи€

–анние годы. ¬спомина€ о своем детстве, √айдн писал в 1776: "ћой отец... был гор€чим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зна€ нот. ѕ€тилетним ребенком € абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить мен€ заботам нашего родственника, ректора школы в ’айнбурге, дабы € изучил первоосновы музыки и другие необходимые дл€ юношества науки...  огда мне исполнилось семь лет, ныне покойный капельмейстер фон –ойтер (√. .фон –ойтер, 1708-1772], проезжа€ через ’айнбург, случайно услышал мой слабый, но при€тный голос. ќн вз€л мен€ с собой и определил в капеллу (собора cв. —тефана в ¬ене), где, продолжа€ образование, € училс€ пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. ƒо восемнадцати лет € с большим успехом исполн€л сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. ѕотом у мен€ пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... я сочин€л преимущественно по ночам, не зна€, имею ли € какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. “ак продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина ѕорпоры (Ќ.ѕорпора, 1685-1766), который жил тогда в ¬ене".

¬ 1757 √айдн прин€л приглашение австрийского аристократа графа ‘юрнберга провести лето в его поместье ¬ейнцирль, которое соседствовало с большим бенедиктинским монастырем в ћельке на ƒунае. ¬ ¬ейнцирле родилс€ жанр струнного квартета (первые 12 квартетов, написанные летом 1757, составили опусы 1 и 2). —пуст€ два года √айдн стал капельмейстером графа ‘ердинанда ћаксимилиана ћорцина в его замке Ћукавец в „ехии. ƒл€ капеллы ћорцина композитор написал свою ѕервую симфонию (ре мажор) и несколько дивертисментов дл€ духовых (некоторые из них были сравнительно недавно, в 1959, обнаружены в одном дотоле не исследованном пражском архиве). 26 но€бр€ 1760 √айдн заключил брак с јнной ћарией  еллер, дочерью графского парикмахера. Ётот союз оказалс€ бездетным и вообще неудачным: сам √айдн обычно называл супругу "исчадьем ада".

¬скоре граф ћорцин ради сокращени€ расходов распустил капеллу. “огда √айдн прин€л предложенное ему место вице-капельмейстера у кн€з€ ѕаул€ јнтона Ёстерхази.  омпозитор приехал в кн€жеское имение Ёйзенштадт в мае 1761 и оставалс€ на службе в семье Ёстерхази в течение 45 лет.

¬ 1762 кн€зь ѕауль јнтон скончалс€; преемником стал его брат ћиклош "¬еликолепный" - в это врем€ род Ёстерхази прославилс€ на всю ≈вропу своим покровительством искусствам и художникам. ¬ 1766 ћиклош перестроил фамильный охотничий дом в роскошный дворец, один из самых богатых в ≈вропе. Ёстерхазу, новую резиденцию кн€з€, называли <венгерским ¬ерсалем>; среди прочего там имелс€ насто€щий оперный театр на 500 мест и театр марионеток (дл€ которого √айдн сочин€л оперы). ¬ присутствии хоз€ина концерты и театральные представлени€ давались каждый вечер.

√айдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Ёстерхазу, пока там находилс€ сам кн€зь, и никому из них, за исключением √айдна и дирижера оркестра, скрипача Ћ.“омазини, не дозвол€лось привозить во дворец свои семьи. —лучилось так, что в 1772 кн€зь задержалс€ в Ёстерхазе дольше обычного, и музыканты попросили √айдна написать пьесу, котора€ напомнила бы его высочеству, что ему давно пора возвращатьс€ в ¬ену. “ак по€вилась знаменита€ ѕрощальна€ симфони€, где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удал€ютс€, а на сцене остаютс€ только две солирующие скрипки (эти партии играли √айдн и “омазини).  н€зь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек пон€л, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу.

√оды славы. ѕостепенно слава √айдна начала распростран€тьс€ по ≈вропе, чему способствовала де€тельность венских фирм, занимавшихс€ перепиской нот и продававших свою продукцию на территории всей јвстро-¬енгерской империи. ћного сделали дл€ распространени€ музыки √айдна и австрийские монастыри; копии разных его произведений хран€тс€ в р€де монастырских библиотек в јвстрии и в „ешской –еспублике. ѕарижские издатели печатали гайдновские сочинени€ без согласи€ автора. —ам композитор в большинстве случаев вовсе не знал об этих пиратских издани€х и, разумеетс€, не получал от них никакой прибыли.

¬ 1770-х годах оперные представлени€ в Ёстерхазе постепенно переросли в посто€нные оперные сезоны; их репертуар, состо€вший главным образом из опер италь€нских авторов, разучивалс€ и исполн€лс€ под руководством √айдна. ¬рем€ от времени он сочин€л собственные оперы: одна из них, Ћунный мир по пьесе  .√ольдони (Il mondo della luna, 1777), была с большим успехом возобновлена в 1959.

Ћучшие дн€

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:17771
»кер  асиль€с
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12620
Ќатали€ ќрейро
Ѕизнес и музыка совместимы
ѕосетило:8265
ƒжо  окер

«имние мес€цы √айдн проводил в ¬ене, где познакомилс€ и подружилс€ с ћоцартом; они восхищались друг другом, и ни один из них не позвол€л никому дурно отзыватьс€ о своем друге. ¬ 1785 ћоцарт посв€тил √айдну шесть великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании, устроенном в квартире ћоцарта, √айдн сказал отцу ¬ольфганга, Ћеопольду ћоцарту, что его сын - "величайший из композиторов", которых он, √айдн, знает по отзывам или лично. ћоцарт и √айдн во многом обогащали друг друга творчески, и их дружба - один из самых плодотворных союзов в истории музыки.

¬ 1790 скончалс€ кн€зь ћиклош, и на некоторое врем€ √айдн получил свободу передвижени€. ¬последствии кн€зь јнтон Ёстерхази, наследник ћиклоша и новый хоз€ин √айдна, не испытыва€ особенной любви к музыке, вообще распустил оркестр. ”знав о смерти ћиклоша, ».ѕ.«аломон, немец по происхождению, работавший в јнглии и добившийс€ там большого успеха в организации концертов, поспешил прибыть в ¬ену и заключить с √айдном контракт.

јнглийские издатели и импресарио уже давно пытались пригласить композитора в английскую столицу, но об€занности √айдна как придворного капельмейстера Ёстерхази не допускали длительных отлучек из јвстрии. “еперь композитор охотно прин€л предложение «аломона, тем более что тот имел в запасе два выгодных контракта: на сочинение италь€нской оперы дл€  оролевского театра и на сочинение 12 инструментальных композиций дл€ концертов. Ќа самом деле √айдн не стал сочин€ть заново все 12 пьес: несколько ноктюрнов, до того неизвестных в јнглии, были написаны ранее по заказу неаполитанского корол€, а в портфеле композитора имелось также несколько новых квартетов. “аким образом, дл€ английских концертов сезона 1792 года он написал только две новые симфонии (NN95 и 96) и поставил в программы еще несколько симфоний, которые пока не исполн€лись в Ћондоне (NN90-92), а были сочинены ранее по заказу графа д'ќньи из ѕарижа (т.н. ѕарижские симфонии).

√айдн и «аломон прибыли в ƒувр в первый день нового, 1791 года. ¬ јнглии √айдна принимали с почетом повсюду, и принц ”эльский (будущий король √еорг IV) оказал ему множество знаков внимани€. ÷икл гайдновских концертов «аломона имел огромный успех; во врем€ премьеры —имфонии N96 в марте медленную часть пришлось повторить - "редкий случай", как заметил автор в письме домой.  омпозитор решил остатьс€ в Ћондоне и на следующий сезон. ƒл€ него √айдн сочинил четыре новые симфонии. —реди них была знаменита€ симфони€ —юрприз (N104, —имфони€ с ударом литавр: в ее медленной части нежна€ музыка внезапно прерываетс€ оглушительным ударом литавр; √айдн будто бы сказал, что хотел: заставить дам подскочить на креслах"). ƒл€ јнглии композитор сочинил также прекрасный хор Ѕур€ (The Storm) на английский текст и  онцертную симфонию (Sinfonia concertante).

ѕо дороге домой летом 1792 √айдн, проезжа€ через Ѕонн, познакомилс€ с Ћ. ван Ѕетховеном и вз€л его в ученики; стареющий мастер сразу распознал масштабы даровани€ юноши и в 1793 предрек, что "его признают когда-нибудь одним из лучших музыкантов ≈вропы, и € буду с гордостью называть себ€ его учителем". ƒо €нвар€ 1794 √айдн жил в ¬ене, потом уехал в јнглию и оставалс€ там до лета 1795: эта поездка оказалась не менее триумфальной, чем предыдущие. ¬ это врем€ композитор создал свои последние - и лучшие - шесть симфоний (NN99-104) и шесть великолепных квартетов (ор. 71 и 74).

ѕоследние годы. ѕосле возвращени€ из јнглии в 1795 √айдн зан€л свое прежнее место при дворе Ёстерхази, где теперь правителем стал кн€зь ћиклош II. √лавной об€занностью композитора было сочинение и разучивание ежегодно новой мессы ко дню рождени€ кн€гини ћарии, супруги ћиклоша. “аким образом на свет по€вились шесть последних гайдновских месс, в том числе Ќельсоновска€, всегда и везде пользовавша€с€ особыми симпати€ми публики.

  последнему периоду гайдновского творчества относ€тс€ и две большие оратории - —отворение мира (Die Schpfung) и ¬ремена года (Die Jahreszeiten). ¬о врем€ пребывани€ в јнглии √айдн познакомилс€ с творчеством √.‘.√ендел€, и, по-видимому, ћесси€ и »зраиль в ≈гипте вдохновили √айдна на создание собственных эпических хоровых произведений. ќратори€ —отворение мира была впервые исполнена в ¬ене в апреле 1798; ¬ремена года - трем€ годами позже. –абота над второй ораторией, кажетс€, истощила силы мастера. ѕоследние годы √айдн провел в тишине и спокойствии в своем уютном доме на окраине ¬ены, в √умпендорфе (ныне в черте столицы). ¬ 1809 ¬ена была осаждена наполеоновскими войсками, и в мае они вошли в город. √айдн был уже очень слаб; он подн€лс€ с постели только дл€ того, чтобы исполнить на клавире австрийский национальный гимн, который сам же сочинил несколькими годами ранее. √айдн умер 31 ма€ 1809.

—тановление стил€. —тиль √айдна органически св€зан с почвой, на которой он вырос, - с ¬еной, великой австрийской столицей, котора€ была дл€ —тарого —вета таким же "плавильным котлом", каким был Ќью-…орк дл€ Ќового —вета: италь€нска€, южно-германска€ и другие традиции сплавл€лись здесь в единый стиль. ¬енский композитор середины 18 в. имел в своем распор€жении несколько разных стилей: один - "строгий", предназначавшийс€ дл€ месс и прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главна€ роль принадлежала полифоническому письму; второй - оперный: в нем италь€нска€ манера преобладала вплоть до времен ћоцарта; третий - дл€ "уличной музыки", представленной жанром кассаций, часто дл€ двух валторн и струнных или дл€ духового ансамбл€. ѕопав в этот пестрый мир, √айдн быстро создал собственный стиль, притом единый дл€ всех жанров, будь то месса или кантата, улична€ серенада или клавирна€ соната, квартет или симфони€. ѕо рассказам, √айдн утверждал, что больше всех на него повли€л  .‘.Ё.Ѕах, сын »оганна —ебасть€на: действительно, ранние сонаты √айдна весьма точно повтор€ют модели "гамбургского Ѕаха".

„то же касаетс€ гайдновских симфоний, то они прочно св€заны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведени€ √. .¬агензейл€, ‘.Ћ.√ассмана, д'ќрдонье и в меньшей степени ћ.ћонна.

“ворчество. —реди наиболее известных произведений √айдна - —отворение мира и ¬ремена года, эпические оратории в манере позднего √ендел€. Ёти произведени€ сделали автора знаменитым в јвстрии и √ермании в большей степени, нежели его инструментальные опусы.

Ќапротив, в јнглии и јмерике (а также во ‘ранции) фундаментом гайдновского репертуара €вл€етс€ оркестрова€ музыка, причем некоторые из симфоний - хот€ бы та же —имфони€ с ударом литавр - пользуютс€, заслуженно или нет, особым предпочтением. ѕопул€рность сохран€ют в јнглии и јмерике и другие Ћондонские симфонии; последн€€ из них, N12 ре мажор (Ћондон), по праву считаетс€ вершиной гайдновского симфонизма.

  сожалению, произведени€ камерных жанров в наше врем€ не столь известны и любимы - быть может, потому, что практика домашнего, любительского квартетного и вообще ансамблевого музицировани€ постепенно сходит на нет. ѕрофессиональные квартеты, выступающие перед "публикой", - не та среда, в которой музыка исполн€етс€ только ради самой музыки, а гайдновские струнные квартеты и фортепианные трио, содержащие в себе глубоко личные, сокровенные высказывани€ музыканта, самые его глубокие мысли, предназначены прежде всего дл€ исполнени€ в интимной камерной обстановке среди близких людей, но вовсе не дл€ виртуозов в парадных, холодных концертных залах.

ƒвадцатое столетие возродило к жизни гайдновские мессы дл€ солистов, хора и оркестра - монументальные шедевры хорового жанра со сложным аккомпанементом. ’от€ эти сочинени€ всегда были основополагающими в церковно-музыкальном репертуаре ¬ены, они ранее никогда не распростран€лись за пределы јвстрии. ¬ насто€щее врем€, однако, звукозапись донесла до широкой публики эти прекрасные произведени€, в основном принадлежащие к позднему периоду творчества композитора (1796-1802). —реди 14 месс наиболее совершенной и драматичной €вл€етс€ Missa in Angustiis (ћесса во времена страха, или Ќельсоновска€ месса, сочиненна€ в дни исторической победы английского флота над французами в сражении у јбукира, 1798).

„то касаетс€ клавирной музыки, то следует особенно выделить поздние сонаты (NN50-52, посв€щенные “ерезе ƒженсен в Ћондоне), поздние клавирные трио (почти все созданные во врем€ пребывани€ композитора в Ћондоне) и исключительно выразительное Andante con variazione фа минор (в автографе, хран€щемс€ в Ќью-…оркской публичной библиотеке, это сочинение названо "сонатой"), по€вившеес€ в 1793, между двум€ поездками √айдна в јнглию.

¬ жанре инструментального концерта √айдн не стал новатором, да и вообще не испытывал к нему особого т€готени€; наиболее интересный образец концерта в творчестве композитора - несомненно, концерт дл€ трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1796), написанный дл€ инструмента с клапанами, отдаленного предшественника современной вентильной трубы.  роме этого позднего сочинени€, следует назвать ¬иолончельный концерт ре мажор (1784) и цикл из€щных концертов, написанных дл€ неаполитанского корол€ ‘ердинанда IV: в них солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata) - редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.

«начение творчества √айдна. ¬ 20 в. обнаружилось, что √айдна нельз€ считать, как полагали ранее, отцом симфонии. ѕолные симфонические циклы, включавшие менуэт, создавались уже в 1740-е годы; что еще раньше, между 1725 и 1730, по€вились четыре симфонии јльбинони, тоже с менуэтами (их рукописи нашли в немецком городе ƒармштадте). ».—тамиц, умерший в 1757, т.е. в то врем€, когда √айдн начинал работать в оркестровых жанрах, был автором 60 симфоний. “аким образом, историческа€ заслуга √айдна - не в создании жанра симфонии, а в подытоживании и совершенствовании того, что было сделано его предшественниками. «ато √айдна можно назвать отцом струнного квартета. ѕо всей видимости, до √айдна не существовало жанра, обладающего следующими типическими признаками: 1) состав - две скрипки, альт и виолончель; 2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленна€ часть, менуэт и финал или аллегро, менуэт, медленна€ часть и финал) или п€тичастность (аллегро, менуэт, медленна€ часть, менуэт и финал - варианты, не измен€ющие форму по существу). Ёта модель выросла из жанра дивертисмента в том виде, в каком он культивировалс€ в ¬ене в середине 18 в. »звестно немало п€тичастных дивертисментов, написанных разными авторами около 1750 дл€ разных составов, т.е. дл€ духового ансамбл€ или дл€ духовых и струнных (особенно попул€рным был состав из двух валторн и струнных), но до сих пор не удалось обнаружить цикла дл€ двух скрипок, альта и виолончели.

Ќыне мы знаем, что среди множества технических новаций, приписывавшихс€ ранее √айдну, большинство, строго говор€, не €вл€ютс€ его открыти€ми; величие √айдна состоит скорее в том, что он сумел осмыслить, возвысить и довести до совершенства существовавшие ранее простые формы. ’отелось бы отметить одно техническое открытие, в основном принадлежащее лично √айдну: это форма рондо-сонаты, в которой принципы сонаты (экспозици€, разработка, реприза) сливаютс€ с принципами рондо (ј-¬-—-ј или ј-¬-ј-—-ј-¬-ј). Ѕольшинство финалов в поздних инструментальных сочинени€х √айдна (например, финал симфонии N97 до мажор) представл€ют собой великолепные образцы рондо-сонаты. Ётим способом было достигнуто отчетливое формальное различие между двум€ быстрыми част€ми сонатного цикла - первой и заключительной.

ќркестровое письмо √айдна обнаруживает постепенное ослабление св€зи со старой техникой basso continuo, при которой клавишный инструмент или орган заполн€л аккордами звуковое пространство и образовывал "скелет", на который накладывались другие линии скромного оркестра тех времен. ¬ зрелых произведени€х √айдна basso continuo практически исчезает, кроме, конечно, речитативов в вокальных произведени€х, где еще необходим клавирный или органный аккомпанемент. ¬ своей трактовке дерев€нных и медных духовых √айдн с первых же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в весьма скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Ќаписанные с помощью весьма ограниченных средств, симфонии √айдна, по выражению –имского- орсакова, оркестрованы так хорошо, как никака€ ина€ музыка «ападной ≈вропы.

¬еликий мастер, √айдн неустанно обновл€л свой €зык; вместе с ћоцартом и Ѕетховеном √айдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Ќачала этого стил€ лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. ѕ€тьдес€т лет творческой жизни √айдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Ѕахом и Ѕетховеном. ¬ 19 в. все внимание было сосредоточено на Ѕахе и Ѕетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двум€ мирами.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћегенда музыкального мира
ѕосетило:11516
‘рэнк —инатра
ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34225
ћари€ Ѕиешу
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26557
јлексей ћаресьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru