Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еорг ‘ридрих √ендель

   /   

Heorh Handel

   /
             
‘отографи€ √еорг ‘ридрих √ендель (photo Heorh Handel)
   

ƒень рождени€: 23.02.1685 года
ћесто рождени€: √алле, , —аксони€ ,¬еликобритани€
ƒата смерти: 14.04.1759 года
¬еликобритани€
¬озраст: 74 года

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

 омпозитор

ќратори€ √ендел€ ћесси€ (Messiah) Ц в числе всемирно любимых и попул€рных произведений, но ћесси€ Ц лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

26.02.2003

–анние годы.

√еорг ‘ридрих √ендель родилс€ 23 феврал€ 1685 в √алле (—аксони€). ќтец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных зан€тий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. ¬ €нваре 1702, после смерти отца, √ендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через мес€ц был назначен органистом в кафедральный собор. ¬ следующем году он распростилс€ с √алле и отправилс€ в √амбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в √амбургской опере, в то врем€ единственном оперном театре √ермании. ¬ √амбурге √ендель сочинил —трасти по ≈вангелию от »оанна (Passion nach dem Evangelium Johannes), в 1705 там была поставлена его перва€ опера јльмира (Almira). «а ней вскоре последовали Ќерон (Nero), ‘лориндо (Florindo) и ƒафна (Dafne). ¬ 1706 он уехал в »талию и оставалс€ там до весны 1710, жив€ во ‘лоренции, –име, Ќеаполе и ¬енеции и сочин€€ италь€нские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. √ендель познакомилс€ с ј. орелли, ј. и ƒ.—карлатти и другими ведущими италь€нскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в »талии усилило обозначившуюс€ ранее склонность √ендел€ к италь€нскому музыкальному стилю.

ѕоездки в јнглию.

¬ июне 1710 √ендель сменил ј.—теффани на посту придворного капельмейстера курфюрста √анноверского √еорга, испросив предварительно отпуск дл€ поездки в јнглию. ќсенью того же года он отправилс€ в Ћондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу –инальдо (Rinaldo), поставленную 24 феврал€ 1711.

„ерез полгода √ендель вернулс€ в √анновер, но весной 1712 вновь оказалс€ в јнглии, где написал еще несколько опер и посв€тил королеве јнне ќду на день рождени€, а в честь заключени€ ”трехтского мира написал Te Deum (1713). ќднако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал √еорг √анноверский, который был весьма сердит на √ендел€ за его самовольную задержку в јнглии.

√еорг ‘ридрих √ендель фотографи€
√еорг ‘ридрих √ендель фотографи€

ѕрощение было даровано после исполнени€ ћузыки на воде (Water Music) Ц сюрприза, приготовленного √енделем к путешествию корол€ на лодке по “емзе из ”айтхолла в Ћаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (–ассказ о прощении √ендел€ некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка √ендел€ звучала во врем€ другого королевского плавани€ в июле 1717.)  ороль утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой јнной, и в €нваре 1716 √ендель сопровождал монарха при его посещении √анновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст Ц поэму о —траст€х √осподних Ѕ.’.Ѕроккеса, использованную также ».—.Ѕахом в его —траст€х по »оанну.

ѕо возвращении в Ћондон (1717) √ендель поступил на службу к герцогу „андосскому и руководил концертами в герцогском дворце  аннонс под Ћондоном; там же был создан р€д англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль јцис и √алате€ (Acis and Galatea) и маска (развлекательное представление) јман и ћордехай (Haman and Mordechai, перва€ редакци€ оратории Ёсфирь, Esther).

ќперный композитор и менеджер.

—лужба √ендел€ у герцога совпала с периодом, когда в Ћондоне не давали италь€нскую оперу, но в 1720 оперные представлени€ возобновились в т.н.  оролевской музыкальной академии, котора€ была основана годом ранее при участии представителей английского двор€нства и под руководством √ендел€, ƒж.ћ.Ѕонончини и ј.јриости. √ендель отправилс€ в ≈вропу в поисках певцов и возвратилс€ с новой оперой Ц –адамисто (Radamisto). јкадеми€ просуществовала дев€ть сезонов, в течение которых √ендель поставил несколько лучших своих опер Ц например, ‘лориданте (Floridante), ќттон (Ottone), ёлий ÷езарь (Giulio Cesare), –оделинда (Rodelinda). ¬ феврале 1726 √ендель стал гражданином Ѕритании. ѕосле кончины корол€ √еорга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема дл€ его наследника. ¬ 1728 ћузыкальна€ академи€ обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Ћондоне оригинальной остросатирической ќперой нищего √е€ и ѕепуша, имевшей колоссальный успех. “ем не менее √ендель не захотел признать себ€ побежденным и вместе со своим деловым партнером ’ейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представлени€ сначала в  оролевском театре, потом в театре ЂЋинкольнс »нн ‘илдзї в Ђ овент-√арденеї. ѕоскольку ему пришлось во врем€ ¬еликого поста исполн€ть Ёсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию ƒебора (Deborah) специально дл€ великопостного периода, когда нельз€ было давать оперу. √енделевска€ антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц ”эльский. ¬ этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали √ендел€, покинутого к тому же своим компаньоном.  омпозитор заключил перемирие с кредиторами и отправилс€ принимать гор€чие ванны в јхен.

ќратори€. 1737 Ц поворотный пункт в жизни √ендел€. ќн вернулс€ с курорта бодрым и окрепшим. Ќо хот€ он возобновил партнерство с ’ейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в  оролевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, ƒейдамию, Deidamia, последнюю оперу композитора), внимание √ендел€ отныне обратилось на другой жанр Ц английскую ораторию, котора€ не требовала ни сцены, ни дорогосто€щих италь€нских певцов.

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9795
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7316
¬иктор Ћ€гин
ќлег ћедведев. Ѕиографи€
ѕосетило:319
ќлег ћедведев

28 марта 1738 √ендель показал в театре Ђ’еймаркетї программу, которую он назвал ќраторией (на самом деле это была смешанна€ программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тыс€чу фунтов, что позволило ему заплатить все долги.   этому времени уже существовали Ёсфирь, ƒебора и јтали€ (Athalia), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. ќтныне, начина€ с —аула (Saul) и »зраил€ в ≈гипте (Israel in Egypt, 1739), √ендель стал сочин€ть оратории с той же регул€рностью, с какой ранее создавал италь€нские оперы. —ама€ известна€ оратори€ Ц ћесси€ (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апрел€ 1742 в ƒублине. «а ней последовали —амсон, —емела, »осиф и ¬алтасар. Ћетом 1745 √ендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и св€занный с ухудшением здоровь€, но сумел оправитьс€ от него и отметил подавление восстани€ €кобитов созданием пастиччо под названием ќратори€ к случаю (Occasional Oratorio). ≈ще одной ораторией, св€занной с €кобитским восстанием, стал »уда ћаккавей (Judas Maccabaeus, 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю јнглии, Ђм€сникуї  амберленду (”иль€му ќгастесу, герцогу  амберлендскому). »уда ћаккавей Ц лучша€ оратори€ √ендел€; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что √ендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включа€ не только двор€нство, но и средний класс. ¬ 1748Ц1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров Ц јлександр Ѕалус (Alexander Balus), »исус Ќавин (Joshua), —усанна (Susanna), —оломон (Solomon) и “еодора (Theodora), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. ¬ 1749 √ендель сочинил ћузыку фейерверка (Fireworks Music) дл€ празднества по поводу заключени€ в јхене мирного договора, положившего конец войне за јвстрийское наследство; сам фейерверк не слишком удалс€, но музыка √ендел€ имела большой успех.

ѕоследние годы, слепота и смерть.

Ћетом 1750 √ендель в последний раз посетил √ерманию. ¬ернувшись в јнглию, он начал работу над ораторией »евфай (Jephtha), но почувствовал, что зрение ему отказывает. ≈му трижды делали операции, но в €нваре 1753 √ендель ослеп окончательно. ќднако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга ƒж. . —мита сочинил свое последнее большое пастиччо “риумф ¬ремени и ѕравды (Triumph of Time and Truth, 1757), материал дл€ которого был заимствован, в основном, из ранней италь€нской оратории √ендел€ Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. √ендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. “ак, 6 апрел€ 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением ћессии в театре Ђ овент-√арденї. √ендель скончалс€ 14 апрел€, а 20 апрел€ был похоронен в ¬естминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тыс€ч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. ѕавла и  оролевской капеллы.

моЄ мнение
јрина 10.11.2006 04:03:05
€ думаю что этот текст слишком скучный.ќсобенно дл€ сочинений.¬ школах дети просто не будут это слушать.≈сли вы слушаете своих читателей то € очень надеюсь что вы прислушаетесь к моему мнению!

√ендель - великий композитор!
бармалей 22.04.2007 07:02:36
√ендель - великий композитор! ¬ыше его смог подн€тьс€ только Ѕах.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12187
Ёнцо ‘еррари
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:11944
 арл Ћагерфельд
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20257
јлла Ћарионова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru