Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јрам ’ачатур€н

   /   

Aram Khachaturian

   /
             
‘отографи€ јрам ’ачатур€н (photo Aram Khachaturian)
   

ƒень рождени€: 06.06.1903 года
ћесто рождени€:  оджори, –осси€
ƒата смерти: 01.05.1978 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: ———–

ћистер "“анец с сабл€ми"

—оветский композитор, дирижЄр, музыкально-общественный де€тель, педагог

¬изитна€ карточка јрама ’ачатур€на Ч знаменитый Ђ“анец с сабл€миї, благодар€ которому во многих странах мира за композитором утвердилось прозвище Ђмистер “анец с сабл€миї. ЂЌепокорное и шумливое дит€ї, Ч так сам ’ачатур€н называл пьесу, которую сочинил не по доброй воле, а по насто€тельному требованию постановщика балета Ђ√а€неї. —очинил буквально за один вечер. ќтдава€ балетмейстеру ноты, композитор в сердцах написал на них: Ђ„ерт возьми, в угоду балету!ї Ѕыло это в 1942 году.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.05.2020

1 ма€ исполн€етс€ 41 год как не стало классика советской и мировой музыки јрама ’ачатур€на.

јрам ’ачатур€н фотографи€
јрам ’ачатур€н фотографи€

¬иртуоз большой скрипки

ƒо 18 лет будущий композитор жил в “билиси Ч столице √рузии. ƒома маленький јрам говорил по-арм€нски, на улице с друзь€ми Ч по-грузински, в школе Ч по-русски. “огда это было нормально и естественно и ни о какой национальной вражде не было и речи. Ќа всю жизнь ’ачатур€н сохранил любовь к своему народу и уважительное отношение к другим.

јрам ’ачатур€н фотографи€
јрам ’ачатур€н фотографи€

≈го мать любила петь народные арм€нские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. ѕод их впечатлением мальчик забиралс€ на чердак дома и часами выстукивал полюбившиес€ ему ритмы на медном тазу. ЂЁта мо€ первоначальна€ Ђмузыкальна€ де€тельностьї, Ч рассказывал ’ачатур€н, Ч доставл€ла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отча€ниеЕї

ћатериальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании јрам не мог и мечтать. ѕоэтому по€вление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало дл€ мальчика большим событием. ѕо слуху он подбирал мелодии народных песен и танцев. Ђ¬скоре € совсем осмелел, Ч вспоминал ’ачатур€н,Ч и начал варьировать знакомые мотивы, присочин€ть новые. ѕомню, какую радость доставл€ли мне эти Ч пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композицииї.

јрам ’ачатур€н фотографи€
јрам ’ачатур€н фотографи€

¬ ћоскву 18-летний јрам попал благодар€ старшему брату, театральному режиссеру, который помог юноше получить музыкальное образование, ввел в художественные круги ћосквы. »менно брат привил начинающему композитору любовь к театру. ¬последствии ’ачатур€н, написавший музыку к 20 с лишним спектакл€м, говорил: Ђћо€ страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое врем€ не заполнила мои думы, €, наверное, стал бы актеромї.

—дава€ экзамены в ћосковский музыкальный техникум, јрам заметил сто€вшую в углу виолончель и за€вил, что хотел бы учитьс€ Ђна этой большой скрипкеї! ¬р€д ли бы, не имевшего даже элементарной подготовки ’ачатур€на зачислили в музыкальный техникум, если бы ≈лена ‘абиановна и ћихаил ‘абианович √несины не распознали в юноше природного даровани€.

јрам ’ачатур€н фотографи€
јрам ’ачатур€н фотографи€

ЂЁнергичный, порывистый, увлекающийс€, не очень организованный, но бесконечно преданный любимому искусствуї Ч таким запомнилс€ друзь€м Ч современникам јрам ’ачатур€н тех лет.

Ќовизна ради новизны

Ћауреат √осударственных и Ћенинской премий, √ерой —оциалистического труда, народный артист ———– јрам »льич ’ачатур€н прожил счастливую жизнь. ќн объездил весь мир, встречалс€ с –оменом –олланом, ’емингуэем, „аплином, —ибелиусом, —травинским,  ара€ном, ЅарберомЕ ’ачатур€на с радостью принимали великие мира сего Ч королева Ѕельгии ≈лизавета, ѕапа –имский »оанн ’’III, католикос ¬азген. ≈го сочинени€ играли звезды исполнительского искусства Ч скрипачи яша ’ейфец, ƒжордже Ёнеску, ƒавид ќйстрах, пианисты Ч јртур –убинштейн, Ёмиль √илельс, виолончелист ћстислав –остроповичЕ ќн был ове€н славой, любим слушател€ми, уважаем власт€миЕ ќднако мало кто знал (разве что несколько самых близких), что в конце жизни ’ачатур€н переживал т€желейшую внутреннюю драму. ¬ 70 лет, после долгой болезни, он жаловалс€: Ђя вновь пытаюсь сочин€ть. я ищу новое, не хочу упустить старое Ч эмоциональность, мелодическое богатство. ј это так трудно! »з-за этого € нервничаю, у мен€ плохое настроение, все мен€ раздражает. —егодн€, например, был у мен€ урок в консерватории. “ам Ч погон€ за новизной ради новизны. —туденты соревнуютс€, кто острее, кто абстрактнее. ј выразительность, вдохновение Ч просто пустые пон€ти€ї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

***

”мер јрам »льич ’ачатур€н 1 ма€ 1978 года.

јрам ’ачатур€н фотографи€
јрам ’ачатур€н фотографи€

≈го хоронили в јрмении неверо€тно торжественно. √роб привезли из ћосквы. Ѕыл страшный дождь. Ќа аэродроме на ступеньках сто€ли хоры, как это бывает в греческих трагеди€х, и под диким дождем пели. —овершенно неверо€тное зрелище. ј на другой день, после похорон, вс€ дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

_____________________________________________

ќднажды, наход€сь в »спании на гастрол€х, которые проходили с огромным успехом, јрам ’ачатур€н встретилс€ с —альвадором ƒали. ¬от как эту встречу описал в своем рассказе Ђ“анец с сабл€миї писатель ћихаил ¬еллер.

ЂЕ÷еремониймейстер приглашает его в роскошный приемный зал Ч бела€ лепка, наборный паркет и зеркала, Ч предлагает садитьс€ и вещает по-испански, что монсеньор ƒали сейчас выйдет вот из этой двери. ¬ этот самый миг старинные часы на стене бьют два удара, церемониймейстер клан€етс€ и исчезает, закрыв за собой двери.

» ’ачатур€н остаетс€ в зале один.

ќн сидит на каком-то роскошном златотканом диване, не иначе из гарнитуров Ћуи XV, перед ним мозаичный столик, и на этом столике из€щно расположены арм€нские конь€ки, испанские вина, фрукты и сигары. ј в другом углу зала больша€ золота€ клетка, и там ходит и распускает радужный хвост павлин.

ѕроходит минута, и друга€. «на€, что пунктуальность в »спании не прин€та ни на каком уровне, ’ачатур€н оживленно осматриваетс€ по сторонам, приглаживает волосы и поправл€ет галстук. ќчевидно, жена ƒали √ала тоже будет, раз не требуетс€ переводчик. ќн заготавливает вступительные фразы и оттачивает тонкие комплименты.

¬ дес€ть минут третьего он полагает, что, в общем, с секунды на секунду ƒали уже зайдет, и прислушиваетс€ к шагам.

¬ четверть третьего садитс€ поудобнее и выбирает сигару из €щичка. ¬ыпускает дым и закидывает ногу на ногу.

¬ двадцать минут третьего он начинает слегка раздражатьс€ Ч какого лешего, в самом делеЕ сам же назначил на два часа! Ч наливает себе рюмку конь€ка и выпивает.

¬ половине третьего он наливает еще рюмку конь€ка и запивает ее бокалом вина. ўиплет виноград!..

Ќалицо все-таки нарушение этикета. ’амство-с! „то он, мальчик? ќн встает, расстегивает пиджак, раст€гивает узел галстука, сует руки в карманы и начинает расхаживать по залу. — павлином перегл€дываетс€. ƒурна€ птица орет, как ишак!

ј часы исправно отзванивают четверти, и в три четверти третьего ’ачатур€ну эта встреча окончательно перестает нравитьс€. ќн трогает ручку двери, из которой должен выйти ƒали Ч может, церемониймейстер залы перепутал? Ч но дверь заперта. » ’ачатур€н решает: ждет до трех Ч и уходит к черту. „то ж это за безобразиеЕ это уже унижение!

–овно в три он нервно плюет на сигарный окурок, хлопает на посошок рюмочку Ђјхтамараї и твердо ступает к двери.

Ќо оказываетс€, что эта дверь, в которую он входил, тоже не хочет открыватьс€. ’ачатур€н удивл€етс€, крутит ручку, пожимает плечами. ќн пробует по очереди все двери в этом дворцовом покое Ч и все они заперты!

ќн в растер€нности и злобе дергает, толкает, Ч закрыли! “огда он дл€ улучшени€ умственной де€тельности осаживает еще конь€чку, ругаетс€ вслух, плюет павлину на хвост, сдирает галстук и запихивает в карманЕ

ќн ищет звонок или телефон Ч позвонить камердинеру или кому там. Ќикаких признаков сигнализации.

ћожет, с ƒали что-нибудь случилось? ћожет, он не прилетел? Ќо ведь Ч пригласили, уверилиЕ —умасшествие!

ј жрать уже, между прочим, охота! ќн человек утробистый, эти удовольстви€ насчет пожрать любит, а врем€ обеденное: причем он специально заранее не ел, чтоб оставить место дл€ обеда с ƒали Ч по всему обед-то должен быть, нет?

ѕрисаживаетс€ обратно к столику, выбирает грушу поспелее, апельсином закапывает рубашку, налегает на конь€к, и звереет Ч настраиваетс€ на агрессивный лад!

» в половине четвертого начинает ощущать некоторую потребность. ¬ино, понимаете, конь€к, фруктыЕ ¬ туалет надобно выйти јраму »льичу. ј двери заперты!!!

Ќикакие этикеты и правила хорошего тона уже неуместны, он стучит во все двери, сначала застенчиво, а дальше Ч просто грохочет ногами: никакого ответа. “огда пытаетс€ отворить окна Ч или покричать, или ужЕ тогоЕ Ќо стрельчатые замковые окна имеют сплошные рамы и никак не открываютс€.

’ачатур€н начинает бегать на своих коротких ножках по залу и материтьс€ с возрастающим напором. » к четырем часам вс€кое терпение его исс€кает, и он решает дл€ себ€ Ч вот –ќ¬Ќќ в четыре, а там будь что будет! да провались они все!

ј на подиуме меж окон стоит кака€-то коллекционна€ ваза, мавританска€ древность.  расивой формы и изр€дной, однако, емкости. » эта ваза все более завладевает его мысл€ми.

» в четыре он, мелко подпрыгива€ и отдува€сь, с мстительным облегчением писает в эту вазу и думает, что жизнь не так уж плоха: замок, вино, павлинЕ и высота у вазы удобна€.

ј часы бьют четыре раза, и с последним ударом врубаетс€ из скрытых динамиков с оглушительным звоном Ђ“анец с сабл€миї! ƒверь с громом распахиваетс€ Ч и влетает верхом на швабре совершенно голый ƒали, размахива€ над головой саблей!

ќн гарцует голый на швабре через весь зал, размахива€ своей саблей, к противоположным двер€м Ч они впускают его, и захлопываютс€!

» музыка обрываетс€.

¬ходит церемониймейстер и объ€вл€ет, что аудиенци€ дана.

» приглашает к выходу.

ќстолбеневший ’ачатур€н судорожно приводит себ€ в пор€докЕ Ќа крыльце ему почтительно вручают роскошный, голландской печати, с золотым обрезом альбом ƒали с трогательной надписью хоз€ина об этой незабываемой встрече.

—ажают в автомобиль и доставл€ют в отель.

ѕо дороге ’ачатур€н пришел в себ€ и хотел выкинуть к черту этот поганый альбом, но подумал и не стал выкидывать.

ј там его ждут и наперебой расспрашивают, как прошла встреча двух гигантов. » он им что-то такое плетет о разговорах про искусство, стара€сь быть немногословным и не завратьс€.

¬ тот же день полное изложение событи€ по€вл€етс€ в вечерних газетах, причем ƒали в простительных тонах отзываетс€ об обыкновении гост€ из дикой –оссии использовать в качестве ночных горшков коллекционные вазы стоимостью в сто тыс€ч долларов и возрастом в шестьсот лет.

“ак или иначе, но больше ’ачатур€н в »спанию не ездилї.

Hachaturian
 омитас √еворк€н 14.05.2006 11:05:56
”важаема€ –едакци€,
Ѕудучи живущим во ‘ранции музыкантом, хочу выразитъ мое мнение по поводу написани€ фамилии јрама »льича латиницей Hachaturian.
«а почти тридцатилетнее проживание в ѕариже € никогда не встречал этой версии написани€ его фамилии.
¬ фамилии ’ачатур€н который состоит из двух корней первый, это слово хач который в арм€нском означает крест, а второй тур, от слова дай, давать. —оединенные два слова можно было бы перевести как данный креста или крестом. “ак что написанна€ по латинице верси€ Khachaturian была бы более точным переводом и с русского и с арм€нского.
— уважением и музыкальным приветом из ѕарижа.

ћихаил ¬еллер наврал.
Ѕеринг 13.04.2008 10:37:32
ћихаил ¬еллер наврал. “акого не было в »спании. ¬ообще ¬еллер много чего напридумывал.

картина есть
валерий 11.02.2015 12:31:41
 артина о встрече ј.’ачатр€на и —альвадора ƒали демонстрируетс€ в музее Ёротики, что в центре ћосквы. ≈Є нарисовала испанска€ художница в 2011 году. ћожет быть это плод еЄ воображени€ или написана ею по факту прошедшей встречи великих, точно не знаю.  ак узнать точнее: была ли встреча вообще?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru