Людибиографии, истории, факты, фотографии

Геннадий Гладков

   /   

Gennadiy Gladkov

   /
             
Фотография Геннадий Гладков (photo Gennadiy Gladkov)
   

День рождения: 18.02.1935 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 85 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Формула музыки и успеха

Российский композитор, заслуженный деятель искусств России

…Белеет мой парус, такой одинокий… …Ничего на свете лучше нету… …Uno, uno, uno, un momento… …Синема, синема, синема, от тебя мы без ума… … Давайте тихонько, давайте вполголоса… Вряд ли можно найти человека, который не смог бы напеть одну из этих песен. Песни Геннадия Гладкова любимы и узнаваемы, а главное – они поются и не надоедают уже много лет. Пожалуй, его музыкой можно было бы заполнить целый день эфира радиостанции, и ни одна мелодия бы не повторялась, а слушатели были бы только рады такому подарку.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2000

Если бы формула успеха существовала, все бы сочиняли только шедевры, - считает Геннадий Гладков. – Я сам не знаю, как приходят мелодии. Счастье, если мелодия приходит от начала до конца. А бывает, приходит одна половина, а вторую приходится мучительно дорабатывать. Или вовсе ничего нет. Так что высчитать ничего нельзя. И все же, мастерство – это важная часть успеха. А в том, что Геннадий Гладков – Мастер, сомневаться не приходится.

Геннадий Гладков фотография
Геннадий Гладков фотография

18 февраля 2005 года по-настоящему народный композитор, народный артист России Геннадий Гладков отмечает юбилей – 70 лет.

Реклама:

Наверное, формула успеха все же существует. Одно из слагаемых – традиция и умение слушать музыку. Геннадий Гладков вырос в музыкальной семье: дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Отец, Игорь Иванович – аккордеонист, пианист, играл в джазовом оркестре А. Цфасмана. Я в детстве услышал джаз Цфасмана, - вспоминает композитор. – Оркестр был тогда на гастролях в Кисловодске. Отец играл в джазе на рояле и аккордеоне, а мама каждый вечер прогуливалась со мной у курзала, где выступали музыканты. Так что к концу гастролей я уже знал наизусть весь цфасмановский репертуар. По признанию Геннадия Игоревича, музыка тех лет отложилась где-то в подсознании: Лет в четырнадцать я научился играть на аккордеоне и начал этим зарабатывать на жизнь — тут у меня все эти танго и фокстроты и вылезли… Отец с матерью развелись, и нужно было зарабатывать. Пришлось идти в химический техникум, где платили стипендию. А заодно я стал музыкой подхалтуривать: играл с ребятами на танцах в институтах, на заводах, рынках.

Детство Геннадия прошло на улице Москвина (ныне - Петровский переулок), напротив филиала МХАТа. Мальчишки не могли посещать прославленный театр по билетам. Зато летом, когда зрители выходили в антракте на улицу, с ними вместе можно было легко проникнуть внутрь. Репертуар филиала был просмотрен весь и не один раз. Правда, со второго действия. Однако, публика во дворах была разная: Абсолютно все было блатное. Черная кошка из Места встречи изменить нельзя — это про нас. В нашем дворе жил главный уркаган округи Коля Кандауров, к нему постоянно ходили в гости блатные, а я им играл на аккордеоне Цветущий май, ну и, естественно, Мурку… Они же не умели делать то, что умею я, поэтому уважали. Даже защищали. Хотя считалось, что я – интеллигент, артистов сын, драться не умею, и поначалу меня даже жестоко били. Но и мне удалось у них кое-чему научиться.

В 1959 году Геннадий Гладков, отучившийся в Химическом политехникуме и проработав в Институте красителей, поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Композиции он учился у В.Г. Фере, педагога, умевшего найти и развить индивидуальность своих учеников. По окончании аспирантуры с 1966 года и в течение 5 лет Геннадий Гладков занимался преподавательской деятельностью, в том числе в Консерватории. Классическое образование дает о себе знать: Я воспитан в старой школе, - не без гордости признает Геннадий Гладков, - предпочитаю ноты и инструмент. Компьютером не пользуюсь вообще. Впрочем, компьютерный бум, похоже, уже прошел, сейчас к этому опять отношение прохладное – видимо, все убедились, что музыку все-таки сочиняет человек.

Еще в Консерватории Геннадий Гладков начал писать музыку для научно-популярного кино. Дебютом стала картина Тайны минувшего (1962). Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства - Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой Самый, самый, самый. А еще раньше Гладков работал с Ливановым в качестве театрального композитора: музыку к дипломной режиссерской работе Ливанова в Щукинском училище (Три толстяка Юрия Олеши) писал Геннадий Гладков.

Слава к композитору пришла после выхода знаменитых Бременских музыкантов, мультфильма, на котором выросло уже не одно поколение: Впервые удалось выпустить мультик и пластинку одновременно. Она сразу разошлась миллионными тиражами. Поэтому пластинка По следам бременских музыкантов долго лежала на полке. Чиновники не знали, как относиться к такому колоссальному влиянию на подрастающее поколение. Пока не вмешался Тихон Хренников, который в то время был не только секретарем Союза композиторов, но и членом ЦК. На каком-то съезде он сперва поругал меня, что-де Гладков больше занимается кино, нежели серьезной музыкой, но тут же заметил, что когда он кормит своего внука, тот требует, чтобы ему ставили Бременских музыкантов. …Многие считали, что в Бременских мы сделали пародию на западные рок-группы: в Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, в этих четырех зверушках – битлов. Элементы пародии если и имели место, то доброжелательной, свойской…

Геннадия Гладкова – театрального композитора по достоинству оценил Марк Захаров, который был в то время режиссером Театра Сатиры. Один за другим на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: Проснись и пой (1970), Темп-1929 (1971), Чудак-человек (1973). Потом к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета – Укрощение строптивой, Люди и страсти, Дульсинея Тобосская. Теперь, даже учитывая абсолютно разный режиссерский почерк постановщиков, критика заговорила о театре Гладкова.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

В 1983 году в афише Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко появилось новое название - первая опера Геннадия Гладкова Старший сын (автор либретто по одноименной пьесе А. Вампилова - Ю. Ким, режиссер-постановщик - М. Дотлибов).

Список фильмов, которые в буквальном смысле зазвучали благодаря Гладкову, велик. И выбрать самый удачный – практически невозможно: Джентльмены удачи (1971), 12 стульев (1977), Обыкновенное чудо (1978), Дом, который построил Свифт (1983), Формула любви (1984), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Убить дракона (1988), Дон Сезар де Базан (1989)… Истинную цену киномузыке Геннадий Гладков, по его словам, понял, когда услышал стук пишущей машинки, наложенной на тему саксофона, в фильме Джузеппе де Сантиса Рим, 11 часов.

Не стану кокетничать: главное, что я мог сказать в музыке, я уже сказал. Сейчас возможны только какие-нибудь повороты в сторону других жанров. Основное было сделано в семидесятые годы, когда были силы, был задор, было другое время. Сейчас время трудное. Ну, а какое время – такая и музыка. И все же, для Геннадия Гладкова музыка не хобби и не работа, а то единственное, на что я способен, - просто ничего другого я делать не умею.

Продолжая сотрудничество с различными театрами, в девяностые годы композитор пишет музыкальную комедии; балет, мюзиклы. Если бы кто-то задумал выпустить собрание сочинений Геннадия Гладкова, то там обнаружились бы вальсы и фокстроты, марши и танго, галопы, польки, канканы, шимми, мазурки, регтаймы, полонезы, романсы, песни, куплеты, серенады, припевки, частушки, величальные, ариозо, речитативные сцены, песнопения, баллады, гимны – и это далеко не полный перечень форм и жанров.

Я всегда люблю новое, - заявляет Геннадий Гладков. – Я ужасно не люблю считать старое. Все говорят: вот надо то-то сделать. Я лучше новое напишу. А ты вот возьми музыку старую, приспособь ее... Я говорю – да нет, давай лучше что-нибудь новое напишем. Проехали и проехали. Я не люблю возвращаться в старые места, вот у меня такой, знаете, бзик немножечко, псих. Знаете, я стараюсь жить по стихотворению Шпаликова: Никогда не возвращайся в прежние места… Я не могу сказать, что не тщеславный. Мне приятно, когда любят мою музыку, мне приятно... Знаете, это самый высший кайф, когда аплодируют моей музыке, а я где-нибудь с боку смотрю или в дырочку подглядываю. Потом нужно выйти поклониться. Ну, вышел человек кланяться, значит, надо похлопать обязательно. Тут уж неловко не похлопать. А вот когда его нет, а вот только его музыка, вот тут интересно, как реагируют. Мне было очень приятно, когда, исполняли мою сюиту из 12-ти стульев в зале Чайковского и во время номера Мадам Грицацуева народ смеялся. Это редко, чтобы под балетную музыку смеялись. Для меня было редкостное удовольствие…




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history