Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќскар ‘ельцман

   /   

Oskar Feltsman

   /
             
‘отографи€ ќскар ‘ельцман (photo Oskar Feltsman)
   

ƒень рождени€: 18.02.1921 года
ћесто рождени€: ќдесса, –осси€
ƒата смерти: 04.02.2013 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 92 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

 омпозитор

ќ.Ѕ. ‘ельцман Ц народный артист –оссии, кавалер орденов ƒружбы народов, Ђ«а заслуги перед ќтечествомї III и IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.

27.09.2006

–одилс€ 18 феврал€ 1921 года в ќдессе. ќтец Ц ‘ельцман Ѕорис ќсипович. ћать Ц ‘ельцман ÷ил€ јбрамовна. —ын Ц ‘ельцман ¬ладимир ќскарович (1952 г. рожд.), выпускник ћосковской консерватории, пианист.

ќскар ‘ельцман фотографи€
ќскар ‘ельцман фотографи€

ќтец ќскара ‘ельцмана был известным в ќдессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу и пользовалс€ репутацией одного из лучших ортопедов города. ѕомимо основного зан€ти€ он профессионально играл на фортепиано. ѕолучив в молодости хорошее музыкальное образование, он до последних дней своей жизни играл произведени€ великих композиторов.

ћузыка с детства стала увлечением ќскара ‘ельцмана. »з школы он первым делом бежал домой Ц к музыке. ѕотом с отцом и матерью они по ѕушкинской улице шли в филармонию Ц музыка им нужна была как воздух! ¬ трудные 1920Ц1930-е годы концертна€ жизнь в ќдессе била ключом. ¬ ќдессу приезжали лучшие мировые гастролеры. ¬ыдающиес€ пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты смен€ли друг друга.

¬ 5 лет родители отвели ќскара к —тол€рскому (это считалось почти об€зательным).  аждый одесский мальчик должен был показатьс€ знаменитому педагогу. ѕосле двух недель зан€тий на скрипке ќскар за€вил: ЂЌе хочу играть сто€, хочу сид€ї. ѕ.—. —тол€рский сказал: Ђѕосадите мальчика за ро€ль. ѕусть сидитї. ќскар Ѕорисович убежден в том, что композитор должен быть пианистом; в детстве он почувствовал это интуитивно. »гре на ро€ле он училс€ у выдающегос€ профессора Ц Ѕерты ћихайловны –ейнбальд, у которой занимались Ёмиль √илельс, “ать€на √ольдфарб и другие замечательные музыканты. »грал на ро€ле ќскар неплохо, но родившеес€ в нем стремление сочин€ть свою музыку не давало ему поко€ уже с 6 лет. —вою первую фортепианную пьесу он назвал Ђќсеньї. ¬ дальнейшем очень быстро овладел музыкальной грамотой и начал писать клавиры. ќднажды он сказал отцу, что дл€ того, чтобы писать ноты, ему нужна доска. ќтец заказал доску краснодеревщику Ўлегелю, и тот сделал доску Ц просто шедевр стол€рного искусства. ¬се дальнейшее творчество композитора оказалось навсегда св€занным с этой доской. ќна и сегодн€ стоит на его ро€ле, в центре на пюпитре дл€ нот. ƒоска стала соучастницей всей его музыки, следу€ за ним повсюду.

¬ 1939 году ќ. ‘ельцман окончил знаменитую школу имени ѕ.—. —тол€рского с занесением на «олотую доску почета и отправилс€ в ћоскву. ќн поступил в консерваторию в класс ¬.я. Ўебалина. Ќа вступительном экзамене на композиторском факультете блест€ще прин€ли его Ђ—онатинуї дл€ фортепиано. Ќа 2-м курсе ему предоставили —талинскую стипендию. «а два московских года были взлеты, были и сомнени€. Ѕыла премьера виолончельной сонаты в ћалом зале консерватории. »грал выдающийс€ музыкант и педагог профессор  озолупов, партию ро€л€ исполн€л сам автор.

— началом войны ‘ельцман эвакуировалс€ в Ќовосибирск. ¬ этом городе в 20 лет он стал ответственным секретарем —ибирского союза композиторов. Ќа заседани€ союза приходили выдающиес€ композиторы √еоргий —виридов и ¬ладимир ўербачев. ¬ —оюз композиторов ———– принимали  ирилла ћолчанова, которому на втором ро€ле ‘ельцман помогал в показе его фортепианного концерта. “ам же были ћравинский, —оллертинский, оркестр Ћенинградской филармонии, джаз ”тесова. ‘ельцман писал музыку дл€ филармонии, Ћенинградского јлександринского театра, к нескольким спектакл€м ≈врейского театра Ѕелоруссии. Ќеожиданно в Ќовосибирск приехал Ѕ.ƒ. ¬ладимирский, который в то врем€ занимал должность начальника музыкальных учреждений страны. ”знав от композитора ¬. ўербачева, что в Ќовосибирске есть молодой одаренный композитор, ¬ладимирский обратилс€ к ‘ельцману с предложением вместе с ним поехать в город —талинск, где находилс€ тогда ћосковский театр оперетты. ¬ день их приезда в театре шла Ђ—ильваї ».  альмана. ќперетта ошеломила ‘ельцмана, он ощутил, что вс€ его последующа€ жизнь будет св€зана с опереттой, песней, легким жанром. ќн почувствовал неведомые ранее творческие просторы, музыкальные и драматические устремлени€, а главное Ц не туманную, а €сную цель.

ћосковский театр оперетты сделал композитору срочный заказ Ц написать оперетту по пьесе ¬.  атаева Ђ—иний платочекї. ќн написал музыку за две недели, привлека€ дл€ работы над стихами сибирского поэта Ћьва  ондырева. –аботали дни и ночи. –азв€зка наступила в стиле Ђсоциалистического реализмаї Ц в газете Ђѕравдаї пьеса  атаева была разгромлена, а музыка ‘ельцмана оказалась Ђбесхознойї. «накомство с ћосковским театром оперетты и доблестной советской критикой состо€лось. ѕо прошествии многих лет содружество с этим замечательным театром приносило композитору незабываемое творческое удовольствие и радость.

¬ 1941 году в Ќовосибирске ‘ельцман женилс€ на студентке дирижерско-хорового факультета ћосковской консерватории ≈вгении ѕетровне  айдановской, сибир€чке. ¬ ћоскву они с женой вернулись в 1945 году. ¬ременно поселились у родственников в  ривоарбатском переулке. ∆изнь круто поставила вопрос: либо забыть так называемый легкий жанр и писать серьезную академическую музыку, соревну€сь с другими студентами консерватории, либо стать на путь самосовершенствовани€ и никогда в жизни не расставатьс€ с легким жанром. ќн пошел по второму пути и никогда в жизни об этом решении не пожалел. “ри послевоенных года оказались дл€ него нелегкими. ќднажды, преодолев сомнени€, он пришел в —оюз композиторов и, сыграв серьезные сочинени€, был безоговорочно прин€т в композиторскую организацию. “ем временем Ђпросачивалисьї слухи о больших способност€х ‘ельцмана в легком жанре. ≈му предложил совместную работу попул€рный тогда опереточный драматург »ль€ –убинштейн. ќскар с азартом приступил к работе, и вскоре на сценах периферийных театров по€вились его музыкальные комедии, и среди них Ђ„ужа€ ночьї, ставша€ во многих городах аншлаговым спектаклем.   нему постепенно приход€т известность и признание. ¬ 1948 году в ћосковском театре оперетты состо€лась премьера его музыкальной комедии Ђ¬оздушный замокї (пьеса и стихи ¬. ¬инникова и ¬.  рахта). ѕремьера совпала со знаменательным событием в жизни страны Ц Ђисторическимї постановлением ÷  о формализме в музыке, подвергшем разносной критике самых выдающихс€ композиторов страны начина€ с Ўостаковича...

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8997
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8981
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6746
ёрий яковлев

¬ 1952 году состо€лись две премьеры Ц в “еатре оперетты Ђ—уворочкаї и в “еатре —таниславского и Ќемировича-ƒанченко ЂЎумит —редиземное мореї. Ќатали€ —ац, заведовавша€ в те годы детским отделом в ћосконцерте, оценила способность ‘ельцмана быстро и точно выполн€ть творческие заказы, и музыкант написал немало детской музыки дл€ ее постановок.  роме оперетт он начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлени€м. Ёта работа знакомила его с режиссерами, поэтами, драматургами. ƒо 1950-х годов он никогда не интересовалс€ песней, она просто не привлекала его внимани€.

¬ 1962 году ќскар ‘ельцман написал  онцерт дл€ скрипки с оркестром, полновесное сочинение в трех част€х, следующее традици€м классической формы. ¬ ќдессе, а потом в ћоскве ему казалось, что песн€ Ц дело несерьезное. ¬. ƒрагунский и Ћ. ƒавыдович много писали дл€ эстрады. ќни предложили ‘ельцману несколько стихотворных текстов дл€ песен. —реди них были и слова песни Ђ“еплоходї. ќн тут же написал дл€ них музыку. ¬сем знакомым музыка понравилась. –ешили, что песню должен исполн€ть Ћеонид ”тесов. ‘ельцман сам пошел к ”тесову и познакомил его с этой песней. «наменитый артист согласилс€ ее исполнить.  омпозитор был окрылен этим, хотел писать новые песни. ќн вошел в новый музыкальный мир: как показало врем€ Ц навсегда. ѕотом дл€ одной из ежегодных эстрадных программ сада ЂЁрмитажї была написана танцевальна€ песн€ на слова ќльги ‘адеевой. ‘ельцман передал ноты известной певице √елене ¬еликановой, и через две недели вс€ ћосква, а за ней и вс€ страна напевала ставшие впоследствии знаменитыми ЂЋандыши, ландыши...ї.

» тут жизнь преподнесла непри€тный сюрприз. ƒл€ очередного доклада в ÷  партийным функционерам потребовались примеры пошлости в искусстве или так называемые Ђобразцы нарушени€ норм социалистической чистоты и мудростиї. ¬ыбор пал на ‘ельцмана.  омпозитора ругали за ЂЋандышиї не мес€цы, даже не годы Ц без малого четверть века! ј песню любили и пели, люб€т и поют до сих пор.

ѕозже была написана песн€ совершенно из другого музыкального р€да Ц на стихи ¬. ¬ойновича Ђ омсомольцы двадцатого годаї. ѕремьера ее состо€лась на городской партконференции, проходившей в зале имени ѕ.». „айковского. ‘ельцману предложили в перерыве выступить и показать свои последние песенные работы. ѕесн€ имела огромный успех. ¬скоре к запуску первого в мире искусственного спутника «емли по€вилась песн€ Ђя верю, друзь€ї ставша€ любимой песней не только будущих космонавтов, но и всей большой страны.  омпозитор подружилс€ с нашими первыми космонавтами Ц ёрием √агариным, јндрианом Ќиколаевым, ѕавлом ѕоповичем.

“ак получилось, что первые шаги на эстраде композитор делал очень быстро. ќсобенно он благодарен мастерам эстрады старшего поколени€, которые почувствовали его перспективность: знаменитые конферансье ћ. √аркави и ј. јлексеев, выпуска€ ‘ельцмана на сцену, создавали в зале такую доброжелательную атмосферу, что, выход€ к публике, он чувствовал заинтересованное к себе отношение. —о временем ‘ельцман стал сотрудничать со многими знаменитыми артистами Ц  лавдией Ўульженко, ј. ћенакером, ». Ќабатовым. ѕозже работал с известными поэтами Ц ћ. ћатусовским, ≈. ƒолматовским, –. –ождественским, –. √амзатовым, Ќ. ƒоризо. Ќо вначале на композитора обратили внимание чистые Ђпесенникиї, среди них Ц ќльга ‘адеева, в те годы писавша€ слова дл€ песен многим известным композиторам. — ней он написал много песен. —реди них, помимо ЂЋандышейї, Ц Ђѕесенка почтальонаї, которую исполнил оба€тельный ќлег јнофриев. »з периода ЂЋандышейї композитор выдел€ет песню на слова √. ’одосова Ђћой ¬ас€ї. ќна очень быстро стала попул€рной в исполнении Ќины ƒорды, но столь же часто критиковалась Ђглашата€миї культуры.

ћихаил ћатусовский... ≈сли бы не встреча с этим замечательным поэтом Ц не было бы песни Ђ„ерное море моеї. Ёто было счастливое врем€ дл€ композитора, когда он писал музыку к кинофильму Ђћатрос с У ометыФї. ƒругие песни Ц Ђ»дет влюбленный человекї, Ђѕоездаї, созданные совместно, тоже стали попул€рными, но Ђ„ерное мореї вошло в число песен, которые можно написать только раз в жизни.

¬ 1967 году на радио организовали передачу Ђ— добрым утром!ї. ‘ельцмана попросили написать дл€ нее песню, котора€ стала бы звуковыми позывными, каждое воскресенье возвещавшими, что Ђвоскресенье Ц день весель€ї. ѕесн€ была написана на слова ќльги ‘адеевой, а спел ее ћарк Ѕернес. —о дн€ выхода мелодии в эфир прошло уже почти 40 лет, но композитор до сих пор не расстаетс€ с людьми, которые родили эту передачу, завоевавшую большую любовь народа. ¬от песни ‘ельцмана, впервые прозвучавшие в Ђƒобром утреї: ЂЋандышиї, Ђ омсомольцы двадцатого годаї, Ђ–улатэї, Ђя верю, друзь€ї, Ђ¬енок ƒуна€ї, Ђ—то€т дворцы, сто€т вокзалыї, Ђ’одит песенка по кругуї, ЂЅелый светї, ЂЌичего не вижу...ї, Ђ‘ронтовики, наденьте орденаї, Ђќгромное небої, Ђќгонь ѕромете€ї, Ђ—тань человекомї, ЂЅаллада о знамениї, ЂЅаллада о краскахї, ЂЅаллада о бессмертииї, Ђ¬озвращение романсаї, Ђ¬альс при свечахї, Ђƒочериї, цикл Ђ— любовью к женщинеї, Ђќдинока€ї, Ђћир дому твоемуї, Ђ«а полчаса до весныї, Ђќстров детстваї, Ђ∆еребенокї... » это только небольша€ часть песен, прозвучавших в утренней передаче.

— 1952 по 1972 год ќскар ‘ельцман не писал оперетт, но в 1973 году режиссер ёрий ’мельницкий предложил ему написать музыку к известной классической комедии “омаса Ѕрандона Ђ“етка „арле€ї. ѕосле 20-летнего перерыва композитор жадно прин€лс€ за работу. —тихи написал –оберт –ождественский. Ёто была их перва€ совместна€ работа в оперетте. ј несколько лет спуст€ по пьесе одесских авторов они вместе создали музыкальную комедию Ђ—тарые домаї, котора€ обошла сцены почти всех наших театров, шла за рубежом. Ђ“етка „арле€ї впервые была поставлена в  раснодаре, а потом и в ћосковском театре оперетты режиссером ћ. –аппопортом и стала шл€гером на многие сезоны. — этим спектаклем началс€ второй период работы ‘ельцмана в оперетте. ¬о многих театрах тогда шли сразу три его оперетты: Ђ“еткаї, Ђƒомаї и Ђѕусть гитара играетї (пьеса и стихи ≈. √альпериной и ё. јнненского).

Ѕольша€ творческа€ дружба св€зывала ќскара ‘ельцмана и замечательного поэта ≈вгени€ ƒолматовского. ѕесни Ђ¬енок ƒуна€ї, Ђѕомн€т людиї Ц плод их совместной работы. ѕоэзи€ ƒолматовского, разнообразна€ по форме и ритмике, будоражила фантазию композитора, призыва€ создать что-то более развернутое по форме, чем песн€. ‘ельцману дорог вокальный цикл Ђ»спанские сюжетыї. ќн состоит из четырех частей, довольно контрастных. Ѕаллада Ц рассказ о героизме Ц Ђ√арсиа Ћоркаї, Ђћари€ де л€ ќї Ц о песне, котора€ прошла через войну, осталась жива и согревает сердца и сегодн€; Ђћадрид Ц метрої Ц песн€-рассказ о двух влюбленных, дл€ которых метро Ц единственное место дл€ встречи; финал Ц Ђƒон  ихотыї Ц песн€Цпризыв к вечной и смелой борьбе за правду и справедливость. ѕевец Ћеонид —еребренников €рко интерпретировал эти песни-новеллы, которые и сейчас продолжают свою сценическую жизнь.

— огромной признательностью ‘ельцман вспоминает о –оберте –ождественском, человеке, во многом определившем его судьбу. ќни написали песни и баллады к спектаклю Ђћолода€ гварди€ї, цикл баллад под общим названием ЂЅаллады о бессмертииї, за которые они неоднократно получали высшие награды на всесоюзных и международных конкурсах, лирические песни, например Ђ—тарые словаї (из кинофильма ЂЁто сильнее мен€ї).

ќчень дорог композитору песенный цикл на стихи –асула √амзатова Ђ— любовью к женщинеї, написанный в 1972 году, в неповторимом исполнении ћуслима ћагомаева. ¬ 1973 году ‘ельцман написал ораторию на стихи √амзатова Ђ–одинаї дл€ солиста, хора и оркестра, в трех част€х. ¬первые это сочинение было исполнено 4 и 5 но€бр€ 1980 года в —офии ансамблем народной армии Ѕолгарии. ƒирижировал автор. ¬ конце 1974 года на стихи √амзатова в переводе –. –ождественского была написана песн€ ЂЋюбовьї. ≈е включили в Ђѕесню годаї, и она стала лауреатом. »сполн€л ее —ергей «ахаров. ¬ 1980 году ».  обзон спел цикл песен на стихи –. √амзатова Ђƒай мне руку, другї. ѕесн€ ЂЋюбима€ї из этого цикла зажила своей самосто€тельной жизнью. ѕосле того как песни ‘ельцмана прозвучали в первом авторском изложении, многие певцы стали исполн€ть их по-своему. ќдно такое исполнение по силе художественного воплощени€ можно причислить к премьере Ц рождению песни. Ёто исполнение песен композитора Ђ≈сть глаза у цветовї и Ђ олыбельна€ї на стихи –. √амзатова ансамблем —таса Ќамина. ѕо словам ‘ельцмана, такими новыми прочтени€ми своих произведений музыканты могут и должны гордитьс€.

¬ середине 1980-х годов композитору пришла в голову иде€ Ц организовать дл€ своих авторских концертов инструментальный ансамбль. “аким музыкальным коллективом стали Ђќгни ћосквыї с солисткой »риной јллегровой. ¬ыступали в течение двух лет. ¬се это происходило после злополучного инфаркта композитора, и постепенно он почувствовал, что кочевую концертную жизнь переносит с трудом, и передал ансамбль композитору ƒавиду “ухманову.

¬ конце 1980-х годов ќскар ‘ельцман почувствовал особую т€гу к музыке еврейской. Ќаверное, толчком к работе над сочинени€ми на еврейскую тему послужил подаренный ему сборник Ђ»з еврейской народной поэзииї. ¬ 1987 году он написал вокальный цикл Ђѕесни былогої. ¬ переводе Ќаума √ребнева слова этого цикла обладают пронзительной эмоциональностью и рисуют зримые картины жизни еврейского местечка. »сполнил этот цикл »осиф  обзон. ‘ильм, сн€тый по этим песн€м, сразу привлек внимание телезрителей.

¬ конце 1990-х годов ‘ельцман написал 12 песен на слова ёри€ √арина.  омпозитор исполн€л их в ќдессе на авторском концерте в дни праздновани€ 200-лети€ города. ќни звучали в Ќью-…орке и на эстрадах других городов мира. Ќекоторые из них замечательно поют јлла …ошпе и —тахан –ахимов,  лара Ќовикова. ќскар Ѕорисович также написал около часа музыки дл€ скрипки и ро€л€. „асть этих сочинений прозвучала тоже в ќдессе в исполнении знаменитой скрипачки, профессора ¬енской консерватории ƒоры Ўварцберг.

¬ мае 1995 года ќскар Ѕорисович оказалс€ в городе Ќо€брьске на праздновании юбиле€ ѕобеды. Ѕыло много встреч, концертов, на которых дес€тки тыс€ч людей подпевали исполнению песен композитора. ¬ернувшись в ћоскву, он хотел продолжить дела, которые не завершил до отъезда, но в голову приходили совсем другие мысли, сюжеты, подсказанные далеким городом у ѕол€рного круга. “ак по€вились п€ть песен об этом чудесном городе. ¬последствии они были записаны ¬алентиной “олкуновой, Ћеонидом —еребренниковым, ¬. Ўивриным в сопровождении оркестра Ѕольшого театра. »здано 20 тыс€ч аудиокассет, 10 тыс€ч сборников нот. ј дл€ телевидени€ сн€то п€ть клипов, зрительный р€д которых отличаетс€ поразительным темпераментом и душевностью. ѕрошло еще врем€... ѕесни ‘ельцмана поселились в городе Ќо€брьске, а одна из них Ц Ђƒомой, домойї Ц стала гимном этого города.

— Ќо€брьском св€зано и по€вление балета ЂЅулочкаї (либретто ј. јгамирова). Ёто сочинение было подсказано жизнью северного города, его культурным развитием. –абота над балетом была св€зана с предсто€щим открытием хореографического училища. ѕремьера, осуществленна€ силами учащихс€ и педагогов этого учебного заведени€, прошла с большим успехом. «апись музыки была осуществлена в ћоскве оркестром Ѕольшого театра, в мастерских которого сделали и декорации этого спектакл€.

Ќа этом хореографическа€ тема в творчестве ќскара ‘ельцмана не закончилась. ¬ 2000 году дл€ Ђ–усского балетаї ¬€чеслава √ордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы ѕроспера ћериме Ђ¬енера »льска€ї (либретто ¬. √ордеева и ќ. ‘ельцмана).

¬ последние годы композитором создан целый р€д камерных произведений, в том числе Ђƒес€ть романсов на стихи »нны Ћисн€нскойї, Ђ÷икл романсов на стихи ћарины ÷ветаевойї, Ђ÷икл песен на стихи ’. Ѕ€ликаї.

18 феврал€ 2001 года в ÷ентральном концертном зале Ђ–осси€ї состо€лс€ юбилейный концерт композитора.   своему 80-летию ќскар Ѕорисович написал много новой музыки, и в этот вечер состо€лись премьеры многих его произведений. ќсобн€ком стоит еще один проект, реализованный ќскаром Ѕорисовичем, Ц диск под названием Ђ≈врейское счастьеї, на котором собраны 10 инструментальных пьес в исполнении трио Ђћазл “овї из ≈катеринбурга, замечательных музыкантов Ц обладателей первой премии международного конкурса на лучшее исполнение еврейской музыки в рамках фестивал€ имени —оломона ћихоэлса в ћоскве. ¬есной 2001 года ‘ельцмана пригласили в Ќью-…орк на открытие выставки русской коллекции картин ћарка Ўагала, где он дарил свой диск почетным гост€м выставки. Ђ≈врейское счастьеї композитора, зазвучавшее в стенах ÷ентрального музе€ еврейской культуры в Ќью-…орке, расходитс€ по свету...

ќ.Ѕ. ‘ельцман Ц народный артист –оссии, кавалер орденов ƒружбы народов, Ђ«а заслуги перед ќтечествомї III и IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.

∆ивет и работает в ћоскве.

ќгромное спасибо за ¬аши песни!
yuri 08.03.2008 04:09:27
Ѕольшое спасибо ќскару Ѕорисовичу за его песни! ќни с детства в моей пам€ти . ќчень жаль, что в наши дни их редко можно услышать по радио. ’очу пожелать ему здоровь€ и творческих успехов.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18338
√алина ѕрозуменщикова
“рагеди€ художника
ѕосетило:13680
јлександр ƒовженко
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9559
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru