Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јндрей Ёшпай

   /   

Andrey Eshpay

   /
             
‘отографи€ јндрей Ёшпай (photo Andrey Eshpay)
   

ƒень рождени€: 15.05.1925 года
ћесто рождени€:  озьмодемь€нск, , ћарийской –еспублики ,———–
ƒата смерти: 08.11.2015 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 90 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

композитор

ѕо натуре јндрей Ёшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, оба€тельный (и внутренне, и внешне), неверо€тно работоспособный и целеустремленный. ј за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевна€ чистота. ќн мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда прот€нет руку помощи, окажет поддержку.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.04.2005

–одилс€ 15 ма€ 1925 года в старинном волжском городе  озьмодемь€нске ћарийской –еспублики. —упруга, јлександра ћихайловна, пианистка, много лет была заведующей фортепианным отделом издательства " омпозитор". ƒети: ¬алентин - научный работник »нститута  ино, јндрей (младший) - режиссер на киностудии имени ћ.√орького.

јндрей Ёшпай фотографи€
јндрей Ёшпай фотографи€

Ќа формирование творческой личности јндре€ Ёшпа€ - выдающегос€ композитора современности, €рчайшего представител€ российской музыкальной культуры, основное вли€ние, несомненно, оказали родители.

ќтец, яков јндреевич Ёшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. ќн был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и €вл€етс€ автором проникновенных акварельных зарисовок. яков Ёшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений дл€ симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, дл€ скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. ѕодлинным примером служени€ искусству €вл€етс€ подвижнический труд я.Ёшпа€ по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). —вое научное исследование он посв€тил народным инструментам, защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведени€.

«а заслуги перед –одиной я.ј.Ёшпай награжден орденами  расной «везды (1946) и "«нак ѕочета" (1951), двум€ медал€ми. ¬ пам€ть о своем выдающемс€ музыканте марийский народ установил на его родине в селе  окшамары мемориальную доску, присвоил его им€ одной из центральных улиц столицы республики, города …ошкар-ќлы.

ћать јндре€ Ёшпа€, ¬алентина  онстантиновна (1898-1982), учительница русского €зыка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре. ќна - плем€нница композитора ј.Ќ.“огаева, жившего в ћариинском ѕосаде („уваши€), в доме которого и познакомились будущие родители ј.Ёшпа€.

¬ 1928 году семь€ Ёшпаев переехала в ћоскву. ќтец училс€ в аспирантуре ћосковской консерватории, мать - в педагогическом институте. Ќачались музыкальные зан€ти€ и у их старшего сына ¬алентина. “рехлетнему јндрею тоже не терпелось поиграть на загадочном пианино, но его зан€ти€м мешала ужасна€ непоседливость.

 аждое лето брать€ проводили на ¬олге, в ћариинском ѕосаде, в семье “огаевых. ’оз€ин дома, где "даже воздух пропитан музыкой" (как сказал уже взрослый јндрей), јнатолий Ќиколаевич “огаев, композитор, автор многих задушевных песен, создатель нескольких хоровых коллективов, учитель пени€, играл на гусл€х и скрипке. ќн был дружен со знаменитым ћитрофаном ѕ€тницким, который подарил ему сборник собственных песен с надписью "–одной душе - родные звуки".

  “огаевым "на огонек" стекались все, кому дорого искусство, - от народного певца до маститого художника. «десь бывали ћариан  оваль, ¬иктор Ѕелый, венгр ‘еренц —або. ј заводилой вечеров выступала жена “огаева - јлександра ¬асильевна, котора€ даже после выхода на пенсию продолжала играть на любительской сцене. ¬ каждый свой приезд сюда непременными участниками импровизированных концертов становились и родители ј.Ёшпа€. Ћовко срезанна€ ветка в руках якова Ёшпа€ превращалась в дудочку, рожок или свирель, а скрипка под его смычком умела петь вселенской болью.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

”дивительна€ жизнь и многогранна€ де€тельность отца, прит€гательна€ сила просторов ¬олги, добрые и открытые сердца окружающих людей не могли не оказать благотворного вли€ни€ на чуткие души подростков. Ќе потому ли јндрей Ёшпай так часто любит возвращатьс€ в страну своего детства?

–едкую щедрость души ощутил ј.Ёшпай и в своем первом педагоге в музыкальной школе имени √несиных - в ¬алерии ¬ладимировне Ћистовой. »х знакомство состо€лось, когда јндрею было всего 4 года. Ќо в этом ребенке, в этом маленьком человечке она сумела разгл€деть задатки насто€щего, большого музыканта. ¬алери€ ¬ладимировна пробудила в питомце фантазию мысли и звуков, интерес к урокам музыки, помогла ему найти живой отклик на природу, искусство и "планету людей". ѕознани€ ¬.Ћистовой в различных сферах художнической де€тельности были неистощимы. ≈е воздействие - педагога-мыслител€, наделенного чувством ¬ысшей —праведливости, - во многом способствовало становлению Ёшпа€ как творческой личности.

Ѕольшое внимание ¬алери€ ¬ладимировна удел€ла развитию технических навыков. "” мен€ были ученики, которые любили играть гаммы, не отрыва€ рук от клавиатуры; так и ползли по полутонам, игра€ гаммы одну за другой: до мажор, до-диез мажор, ре мажор и т.д. ѕредварительно они изучали, конечно, каждую из них с большой тщательностью, и только один ученик не учил гамм и играл их без вс€кой подготовки. ќн говорил мне: "«ачем € буду учить гаммы, когда € чувствую их под пальцами с каждой клавиши в терцию, сексту, дециму". ќн обладал удивительным слухом. Ёто был јндрей Ёшпай". (»з книги ≈.ћакуренковой "ќ педагогике ¬.¬.Ћистовой". - ћ., 1971, стр.73).

»з воспоминаний ј.Ёшпа€ о Ћистовой: "¬алери€ ¬ладимировна - воплощение ума, благородства, тонкого юмора, аристократична и проста. ћы - все ее ученики - были влюблены в нее".

Ўкольные годы јндре€ были окружены заботой и вниманием многих наставников. —реди них знаменитые сестры √несины - ≈лена, ќльга и ≈лизавета ‘абиановны. ¬ роковом 1941 году музыкальную школу имени √несиных по классу фортепиано ¬.Ћистовой окончили два €рких ученика - јндрей Ёшпай и —танислав Ќейгауз...

”чебу в 10-м классе средней школы Ёшпай продолжил в ћариинском ѕосаде, в эвакуации. јндрей рвалс€ добровольцем на фронт, но его врем€ тогда еще не пришло.

¬ €нваре 1943 года он поступил в „каловское (ќренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ¬»»я ј, и с конца 1944 года јндрей Ёшпай находилс€ в действующей армии на 1-м Ѕелорусском фронте. ¬ составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой  раснознаменной, ордена —уворова ќстровской дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки ј.я.Ёшпай был на передовой и участвовал в бо€х за освобождение ¬аршавы, брал ѕомеранский вал (западнее Ѕыдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе ѕольцина и  ольберга на Ѕалтийском море, на реке ќдер и побережье ѕомеранской бухты. “€желейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Ѕерлине. –айон ћаобит, театр  омише опер, рейхстаг - места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Ёшпа€. ” стен рейхстага погибли два лучших друга јндре€, разведчики ¬олод€ Ќикитинский из јрхангельска и √ена Ќовиков из “ашкента. ѕосле окончани€ войны еще до сент€бр€ 1946 года Ёшпай служил в управлении информации (Ѕерлин,  арлсхорст).

Ѕоевой путь отважного разведчика лейтенанта јндре€ Ёшпа€ отмечен государственными наградами: орденом  расной «везды, медал€ми "«а освобождение ¬аршавы", "«а вз€тие Ѕерлина", "«а победу над √ерманией", польской медалью "«а ¬аршаву, 1939-1945 гг.".

»менно на фронте ј. Ёшпай осознал свое призвание, почувствовал неодолимую т€гу к творчеству. ѕосле демобилизации он стал студентом музыкального училища при ћосковской консерватории, где обучалс€ на двух факультетах: фортепианном (класс –.„ернова) и композиторском (класс ≈.ћесснера). —ильное воздействие на формирование композиторского почерка ј.Ёшпа€ оказало изучение стилистики народных песен. Ёта область была ему особенно близка. ќн приступает к обработке песен, придава€ им форму вокальных и инструментальных миниатюр. я.ј.Ёшпай помогал сыну отбирать в своеобразнейших народных образцах самое интересное из записанного им в фольклорных экспедици€х.

¬ 1948 году јндрей поступил в ћосковскую консерваторию и снова на два факультета: композиторский (класс Ќ.–акова, Ќ.ћ€сковского, ≈.√олубева) и фортепианный (класс ¬.—офроницкого). ¬ итоге композиторские и исполнительские достижени€ Ёшпа€ были признаны отличными. ќткрывалась дорога в школу высшего мастерства - аспирантуру, куда он был прин€т в класс ј.’ачатур€на (1953-1956).

ќпусы ј.Ёшпа€ студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. ќн сочин€ет —онатину дл€ фортепиано, пьесы дл€ скрипки, кларнета, флейты, " олыбельную" и "“анец" дл€ двух ро€лей (1952), ѕассакалью дл€ органа (пам€ти Ќ.ћ€сковского, 1950). ћного позже, в 1977 году, Ёшпай посв€тил пам€ти своего учител€ еще одно произведение - ¬торой скрипичный концерт.

  крупным сочинени€м той поры относ€тс€ "—имфонические танцы" на марийские темы (1951). ƒве из них подлинно народные, треть€ - оригинальна€, но близка€ по складу национальному мелосу. Ёта подвижна€ тема передана автором малому кларнету (на фоне динамичного движени€ струнных). ќна попала в книгу ƒ.–огаль-Ћевицкого "—овременный оркестр" (ћ., 1956) как удачный пример использовани€ данного вида кларнета.

’арактер каждой из выбранных тем рельефный: это архаический танец, шуточный напев, лирическа€ песн€. –азработка тем в первой части произведени€ близка глинкинским вариаци€м, во второй - изысканно полифонична. √лубина изобретательности, с которой Ёшпай выстраивает взаимодействие тем, приводит к их лирической трансформации и ослепительному блеску финала. Ёто сочинение вошло в репертуар многих оркестров. —реди интерпретаторов-дирижеров был такой поразительный музыкант, как —.—амосуд.

ќбщность музыкальных корней марийского и венгерского народов объ€сн€ет интерес композитора к мелоди€м ¬енгрии. ¬ "¬енгерских напевах" дл€ скрипки с оркестром (1953) в рапсодической форме объединено шесть разнохарактерных мелодий, получающих исключительно темпераментное и виртуозное воплощение.

Ћюбопытна истори€ создани€ "¬енгерских напевов". ¬ыбрав несколько народных песен, ј.Ёшпай решает на их основе написать вокальный цикл и включить его в программу государственного экзамена в консерватории. »сполнитель был найден - венгр ј.¬арга. ќн стажировалс€ тогда в ћосковской консерватории.

Ќо вот до экзамена осталось два-три дн€. ¬ квартире сокурсника јндре€ скрипача Ёдуарда √рача раздаетс€ телефонный звонок: "Ёдик, спасай! ¬арга заболел. “во€ скрипка будет звучать не хуже голоса!" ¬месте они сыграли пьесы, после чего Ёшпай сказал: "¬се, никакие это не песни! Ёто музыка дл€ скрипки с оркестром. я допишу еще три номера с развернутым tutti, и в таком виде мы покажем весь цикл" (из беседы автора очерка с Ё.√рачом). “ак родились "¬енгерские напевы".

¬первые они были исполнены 24 €нвар€ 1953 года в  онцертном зале имени „айковского √осударственным симфоническим оркестром ———– под управлением  .»ванова, солист - Ё.√рач. ¬ 1955 году "Ќапевы" были удостоены первой премии на конкурсе молодых композиторов V ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов в ¬аршаве.

«а год до окончани€ консерватории, в 1952 году, јндрей Ёшпай был прин€т в —оюз композиторов ———– и стал одним из самых молодых его членов.

¬ 1954 году ј.Ёшпай обращаетс€ к новому дл€ себ€ жанру в сфере симфонической музыки - он пишет ѕервый фортепианный концерт ("ѕам€ти ћориса –авел€"). —в€зь  онцерта с именем великого французского композитора не ограничиваетс€ одним лишь посв€щением. Ёшпай строит композицию  онцерта на сквозном проведении в каждой из трех частей короткой мелодии из оперы "ƒит€ и волшебство" –авел€. ќна модифицирована, но легко узнаваема.  онтрастно сочета€ ее с марийским мелосом, композитор создает их органический эмоциональный сплав. ѕриемы изложени€ в  онцерте близки импрессионистической стилистике  .ƒебюсси и ћ.–авел€, их изумительной тонкости в передаче чувств и токкатному накалу страстей —.ѕрокофьева.

ѕервое исполнение ‘ортепианного концерта состо€лось 5 декабр€ 1954 года в Ѕольшом зале консерватории. √осударственным симфоническим оркестром ———– дирижировал ≈.—ветланов. —олисткой выступила “.Ќиколаева. јндрей Ёшпай до сих пор с восторгом вспоминает, как “ать€на ѕетровна, вз€в ноты, через три дн€ проиграла ему весь трехчастный труднейший  онцерт наизусть! Ёто феноменально! Ќеописуемо!

Ќа премьере она играла одухотворенно, с истинным блеском, вызвав самое гор€чее одобрение публики.

25 окт€бр€ 1956 года в  олонном зале ƒома союзов состо€лась премьера ѕервого концерта дл€ скрипки с оркестром (с посв€щением Ё. √рачу) јндре€ Ёшпа€. »сполнител€ми были Ѕольшой симфонический оркестр ¬сесоюзного радио, дирижер ≈.—ветланов, солист Ё.√рач.

Ѕогата€ насыщенность мелоди€ми фольклорного происхождени€ в ‘ортепианном концерте уступила в —крипичном место оригинальному тематическому материалу. —озданные воображением автора темы оказались необычайно интересными, а наличие в них р€да особенностей, свойственных марийско-венгерским мелоди€м (синкопированность, кварто-квинтовость), только усиливало воздействие.

¬сегда строгий и сдержанный декан теоретико-композиторского факультета консерватории профессор —.—.Ѕогатырев после премьеры поздравил Ёшпа€ и с удивлением произнес: "ѕодумать только - квинта. ¬сего-навсего квинта. » как звучит!" (»мелась в виду побочна€ парти€ первой части  онцерта.)

Ќа конкурсе молодых композиторов VI ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов в ћоскве (1957) —крипичный концерт Ёшпа€ был удостоен первой премии.

Ўли годы. Ќакапливалс€ духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата ¬алентина и гибели друзей не утихала. ¬от как рассказывает Ёшпай о создании песни "ћосквичи" ("—ережка с ћалой Ѕронной", 1957): "Ёто просто поразительно! ¬се, о чем говоритс€ в песне "—ережка с ћалой Ѕронной", было у мен€ в жизни. ѕоэт-фронтовик ∆ен€ ¬инокуров, конечно, этих подробностей не знал. ћарк Ѕернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. я прочел стихи и был буквально ошеломлен.

¬ пол€х за ¬ислой сонной

лежат в земле сырой

(«емл€ там сыра€, форсирование ¬ислы - мои военные дороги в ѕольше.)

—ережка с ћалой Ѕронной

» ¬итька с ћоховой.

(Ќаша семь€ жила на Ѕронной, только не на ћалой, а на Ѕольшой, старший брат ¬ал€ не вернулс€ с войны.)

ј где-то в людном мире

 оторый год подр€д

ќдни в пустой квартире

»х матери не сп€т.

(» мо€ мама не спала ночами.)

—вет лампы воспаленный

ѕылает над ћосквой

¬ окне на ћалой Ѕронной,

¬ окне на ћоховой.

(» лампа пылала все ночи напролет.)

ƒрузь€м не встать. ¬ округе

Ѕез них идет кино.

ƒевчонки, их подруги,

¬се замужем давно.

(“очнее не придумаешь).

 артину, подобную моим ощущени€м, € наблюдал не раз во врем€ концертов. ѕомню наши выступлени€ с »осифом  обзоном в  азани - люди плакали, потому что это коснулось души каждого. «амечательные стихи поэта".

«амечательна€, конечно, и музыка, благодар€ которой песн€ стала одной из самых любимых в народе.

Ќа небывалом подъеме композитор создал ѕервую (1959) и ¬торую (1962) программные симфонии. Ёпиграф ѕервой трагедийно-философской симфонии - "Ќадо вырвать радость у гр€дущих дней". —имфони€ состоит из двух частей: одна - реквием павшим, пам€ть о фронтовом братстве, друга€ - радость дней гр€дущих с реминисценцией-напоминанием - "Ќикто не забыт, и ничто не забыто". ≈е первое исполнение состо€лось в Ѕольшом зале консерватории 10 но€бр€ 1959 года. √осударственным симфоническим оркестром ———– дирижировал √.–ождественский.

Ќачало ¬торой симфонии властно напоминает о пульсе времени - жизнь не статична, в ней происходит посто€нный процесс рождени€ нового, и это новое утверждаетс€ в ходе непрерывной борьбы.

» вдруг... гитарный напев под м€гкий аккомпанемент арфы.  ак будто человек устал и хочет остатьс€ наедине со своими мысл€ми. “акой нетрадиционный прием дл€ симфонической музыки понадобилс€ Ёшпаю дл€ усилени€ контраста светлых и темных сил в их крайнем выражении.

¬ финале ¬торой симфонии все нити борьбы ст€гиваютс€ в один узел. ¬ музыке преобладают быстрые темпы, динамичный напор, под воздействием которых даже "тема зла" превращаетс€ в свой антипод. ќна звучит здесь восторженно, ликующе, слива€сь в общем хоре хвалы свету - risoluto con tutta forza (решительно, со всей силой).

—имфони€ "’вала свету" посв€щена ее первым исполнител€м - √осударственному симфоническому оркестру ———– и дирижеру  .»ванову, премьера состо€лась 4 но€бр€ 1962 года в  онцертном зале имени „айковского.

¬ феврале 1963 года умер я.ј.Ёшпай - отец јндре€, человек мудрый и проницательный в искусстве, в жизни - ранимый и беззащитный, сама доброта и отзывчивость. ќборвалась жива€ св€зь, но сын навсегда сохранил нежные чувства к отцу и верность его делу.

¬ “ретьей симфонии с посв€щением "ѕам€ти моего отца" (1964) јндрей Ёшпай использовал две особенно любимые отцом песни. ќдна из них "¬доль по улице", - сурова€, сдержанна€ (главна€ парти€) - получила сквозное развитие. ƒруга€ - "¬оды текут", как бы вбирающа€ в себ€ весь мир, - вела к пониманию идеи сочинени€:

¬оды текут - берега остаютс€,

ѕтицы улетают - гнезда остаютс€,

Ћисть€ опадают - деревь€ остаютс€,

ћы уходим - вы остаетесь.

ќчень точен композитор в выборе солирующего инструмента - альтовый флейты, передающей скорбный характер этой мелодии. ƒрагоценный изумруд народного творчества - вечна€ пам€ть об отце, и утешение, и сострадание.

ƒл€ встречи с образами из "мира иного" ј.Ёшпай прибегает к серийной двенадцатитоновой системе (оркестр играет пианиссимо, достига€ завороженной неземной звучности), что €вл€етс€ антитезой мелодически €рким фольклорным образам. ѕервое исполнение —имфонии состо€лось 20 но€бр€ 1964 года в Ѕрюсселе. ќркестром Ѕельгийского радио дирижировал  .»ванов.

  этому времени относитс€ поездка Ёшпа€ в ¬енгрию. ¬ Ѕудапеште состо€лось его знакомство с «. одаем, хорошо знавшим я.Ёшпа€ и, как оказалось, внимательно следившим за работами јндре€. —обеседников сближал взаимный интерес к музыкальным корн€м марийского и венгерского народов, фольклорна€ близость которых доходит подчас до полного совпадени€. ѕрослушав в записи ¬торую симфонию ј.Ёшпа€,  одай был "захвачен ею в плен" и сказал, что восхищен нашей композиторской школой.

ѕам€ти отца јндрей Ёшпай посв€тил еще одно мемориальное произведение - "ѕесни горных и луговых мари" дл€ симфонического оркестра (1983). ¬ "ѕесн€х" композитор вновь дает возможность ощутить чарующий магнетизм пентатоники как в длительном экспонировании лирических тем, так и в их дальнейшем драматическом развитии.

ћузыкальный облик этого сочинени€ созвучен строчкам из марийской поэзии:

*≈сли положу в воду

 усочек железа, -

¬ода не удержит.

*Ќельз€ золотом привлечь

–азлюбившее сердце.

*ќттого что порошит

Ћегкий снежок, -

ѕоскользнулась € на камне.

*„тобы успокоить

„истое сердце, -

Ќужны хорошие слова.

»нструментовка сочинени€ опираетс€ в основном на струнный оркестр, который лучше всего передает кантиленный характер народных мелодий. ѕервое исполнение "ѕесен" состо€лось 17 окт€бр€ 1983 года в Ѕольшом зале консерватории. √осударственным симфоническим оркестром ———– дирижировал ¬.—инайский.

  100-летию ћосковской консерватории (1966) ј.Ёшпай нар€ду с другими педагогами, бывшими учениками Ќ.я.ћ€сковского, написал оркестровую ¬ариацию на темы из его Ўестнадцатой симфонии. ¬ юбилейном концерте консерватории все эти вариации, объединенные в единый цикл, были исполнены студенческим симфоническим оркестром под управлением √.–ождественского.

¬ этом же году Ёшпай прин€л участие в конкурсе на об€зательную скрипичную пьесу дл€ III ћеждународного конкурса имени ѕ.».„айковского. ќн сочинил —онату, введ€ в нее фрагмент из —трунной серенады „айковского. Ёто создавало момент неожиданности и вносило какую-то особую праздничность, приподн€тость, подчеркива€ св€зь произведени€ с проводимым конкурсом.

„лен жюри конкурса скрипачей –.ѕринчипе (»тали€) позднее скажет: "ћне представл€етс€ удачным введение во второй тур пьес ¬.ќвчинникова и ј.Ёшпа€. — точки зрени€ скрипичной техники они написаны отлично. » все же мне показалось, что в —онате ќвчинникова больше ума, нежели сердца. Ёшпай теплее, демократичнее". Ёта же мысль сквозит в высказывании победител€ конкурса скрипача ¬.“реть€кова: "...когда за три мес€ца до начала конкурса нам разослали две об€зательные —онаты, € выбрал Ёшпа€. Ёта музыка давала возможность показать себ€ - в ней есть кантилена, виртуозна€ техника, больша€ мысль, лирическа€ одушевленность...".

¬сего за две недели јндрей Ёшпай написал  онцерт дл€ оркестра с солирующими трубой, вибрафоном, фортепиано и контрабасом (Concerto grosso). ¬ концерт органично внедрены элементы импровизационного джаза. —олирующие инструменты, по словам автора, - это маленький оркестр в оркестре, который может звучать и сам по себе. Ќо он здесь противостоит остальной массе оркестра.

—очинение было впервые исполнено в Ћенинграде 25 сент€бр€ 1967 года Ѕольшим симфоническим оркестром ÷ентрального телевидени€ и ¬сесоюзного радио под управлением √.–ождественского. —олистами были “.ƒокшицер (труба), ¬.¬асильков (вибрафон), ћ.ћунт€н (фортепиано), Ћ.јндреев (контрабас).

≈.—ветланов неоднократно сто€л у дирижерского пульта при исполнении  онцерта дл€ оркестра и отметил, что "это - одно из самых замечательных сочинений не только в творчестве Ёшпа€, но и в современной музыке последних лет... ¬ нем мастерски использованы возможности... оркестра, играющего всеми красками и изобилующего неисчислимыми находками буквально на каждой странице партитуры".

¬тора€ скрипична€ соната по€вилась из-под пера ј.Ёшпа€ спуст€ четыре года после ѕервой. Ё.√рач и автор впервые исполнили ее в Ѕремене (‘–√) 21 окт€бр€ 1970 года и записали в  ельне на радио.

¬ —онате композитор вновь обратилс€ к усложненной серийной технике. » если в “ретьей симфонии с помощью серии ј.Ёшпай сумел воплотить образы зла, то во ¬торой скрипичной сонате та же техника стала материалом дл€ выражени€ углубленных лирико-сосредоточенных образов. язык —онаты богат интонационными перепадами, ритмическими хитросплетени€ми, звуковые метафоры зримы и непосредственно ощутимы. —очинение равно убедительно и в еле слышных флажолетных замирани€х, и в моментах подлинной экспрессии.

ѕоследнее дес€тилетие изменило представление росси€н о социальных €влени€х. “от, кому безоговорочно верили, низвергнут с пьедестала. Ќо "времена не выбирают, в них живут и умирают". Ќасто€щий художник всегда пишет искренне, кровью сердца.  аждое произведение как родное дит€, и отказатьс€ от него даже в эпоху перемен - это изменить самому себе, вз€ть т€жкий грех на душу.

¬ беседе с корреспондентом газеты "ѕр€ма€ речь" ј.ѕапушиным (30.07.1994) ј.Ёшпай говорил: "ќт души ли написана кантата "Ћенин с нами?" –азумеетс€. Ћенин был в сознании народа антиподом —талина, опорой и основой идеи, в которую люди верили, - идеи социализма. ѕосле войны €, фронтовик, - смог получить образование, писать музыку, мне не нужно было думать об оркестре и зале. Ёто все нам давало государство бесплатно, у нас были дивные дома творчества... "ѕридворным" композитором € никогда не был, да и в партии никогда не состо€л".

¬ основе  антаты (дл€ смешанного хора и симфонического оркестра) - ранние стихи ¬.ћа€ковского: "ѕоследн€€ страничка гражданской войны" (I часть), " ое-что про ѕетербург" (II часть), в III части объединены стихотворение "Ћенин с нами" и фрагмент из поэмы "’орошо".

ћузыкально-драматургическа€ концепци€ сочинени€ определ€етс€ прежде всего законами симфонического развити€, ибо оркестр в  антате - главное действующее лицо. Ёшпай не придерживаетс€ строгих временных рамок (событи€ свободно перемещаютс€ во времени), и, как в кино, автор дает резкую смену кадров, наплывы.

Ёпически масштабна€, с внутренними конфликтами I часть  антаты смен€етс€ настороженным, приглушенным звучанием хора a cappella, как будто сердце остаетс€ "с правдой наедине", - во II части. ¬ III части - тема –одины, труда во им€ ее блага и личной сопричастности с происход€щим - главенствуют над всеми остальными.

 омпозитор согласен с поэтом - "день наш тем и хорош, что труден", а строить, мыть и мести просто необходимо.

’валить не заставит ни долг, ни стих

¬сего, что делаем мы.

я полотечества мог бы снести,

ј пол - отстроить, умыв.

я с теми, кто вышел строить и месть

¬ сплошной лихорадке буден.

ќтечество славлю, которое есть,

Ќо трижды - которое будет.

‘инал разворачиваетс€ на большом динамическом нарастании. —тремительный звуковой поток подводит действие к апофеозу:

» €, как весну человечества,

–ожденную в трудах и в бою,

ѕою мое отечество,

–еспублику мою!

ѕереоценка ценностей и демократические преобразовани€ в стране дают робкую надежду, что когда-нибудь каждый гражданин –оссии сможет с сыновней гордостью произнести: "ѕою мое отечество".

ѕервое исполнение  антаты состо€лось 16 декабр€ 1968 года в Ѕольшом зале консерватории. Ѕольшим симфоническим оркестром и Ѕольшим хором ¬сесоюзного радио и телевидени€ дирижировал √.–ождественский. ’удожественный руководитель хора -  .ѕтица.

ѕозднее отличным интерпретатором  антаты €вилс€ дирижер ћаксим Ўостакович.

ѕочти через четверть века после окончани€ войны Ёшпай написал оперетту "Ќет мен€ счастливей" (либретто ¬. онстантинова и Ѕ.–ацера, 1969). ¬ ней нашли отражение дни мужественного сопротивлени€ нашей –одины фашизму.

ќбилие зажигательной и лирической по настрою музыки сделало оперетту попул€рной на многие годы. ќна обрела не только сценическую, но и экранную жизнь. Ќа киностудии имени ћ.√орького сн€та музыкальна€ кинокомеди€ "«везда экрана" (режиссер ¬.√орриккер).

ƒл€ Ѕратиславского (—ловаки€) театра "Ќова€ сцена" јндрей Ёшпай создал мюзикл "—вадьба по жребию" ("Ћюбить воспрещаетс€", 1973).

ѕразднична€ увертюра " ремлевские куранты" написана композитором дл€ шести арф, четырех фортепиано, группы вокалистов, двенадцати скрипок, восьми виолончелей и большого симфонического оркестра. ѕервое исполнение состо€лось на сцене  ремлевского ƒворца съездов 21 апрел€ 1970 года. (ќркестр и ансамбль солистов √осударственного јкадемического Ѕольшого театра. ƒирижер ё.—имонов. —реди солистов-инструменталистов -  .√еоргиан, Ќ.√утман, “.√ринденко, Ћ.»сакадзе, ќ. рыса, ¬.—пиваков, ¬.“реть€ков...)

ƒебют ¬торого фортепианного концерта ј.Ёшпа€ состо€лс€ 18 сент€бр€ 1972 года в Ѕольшом зале консерватории. √осударственным симфоническим оркестром ———– дирижировал ≈.—ветланов, солистом был ј.Ёшпай.

"я рад, что мне удалось убедить автора выступить в качестве солиста, - говорил ≈.—ветланов. - ѕоначалу он не очень-то соглашалс€ на это. ј затем, когда вошел во вкус и обыграл  онцерт много раз, он признал, что наше решение было правильным. –аботать с јндреем яковлевичем интересно, хот€ и нелегко, ибо его требовани€ весьма высокие и принципиальные, и за них он, как говор€т, готов голову сложить".

 онцерт открывает дерзка€, динамична€ по характеру музыка (главна€ парти€). ≈е острый, пульсирующий нерв вносит напр€женность, своего рода зар€д активности, и заставл€ет слушателей с неослабевающим вниманием следить за ходом "действи€".

Ётой графически четкой, рельефной музыке контрастирует другой образ - эпический (побочна€ парти€), который, как и ранее, Ёшпай св€зывает с марийскими истоками.

ќбе темы имеют сквозное развитие и определ€ют интонационно-ладовую окраску  онцерта.

¬ стилистике  онцерта ощущаютс€ также джазовый колорит и рахманиновска€ кантиленность. ”дары по тарелкам щеткой, контрабас соло pizzicato, россыпи пассажей и гирл€нды аккордов фортепиано сочетаютс€ с эффектными тембровыми комбинаци€ми основных тем произведени€.

ѕроблема соотношени€ оркестра и солиста находит во ¬тором фортепианном концерте новое, индивидуальное решение. ≈сли в ѕервом (юношеском) - соотношение строилось на противопоставлении ро€л€ и оркестра, стремлении вывести ро€ль на первый план, то во ¬тором концерте Ёшпай идет по пути их сближени€ и взаимообогащени€.

«авершает  онцерт главна€ парти€, приобрета€ при этом характер апофеоза.

¬торой концерт дл€ скрипки с оркестром был написан ј.Ёшпаем по заказу ћеждународного музыкального совета (ћћ—) при ёЌ≈— ќ и впервые прозвучал на ¬семирной неделе музыки в Ѕратиславе 14 окт€бр€ 1977 года. ќн имел ошеломл€ющий успех. —имфоническим оркестром радио города ‘ранкфурта-на-ћайне дирижировал Ё.»нбал. ѕартию скрипки исполн€л Ё.√рач.

ѕозднее в ћексике с не меньшим успехом звучал —крипичный концерт в интерпретации јкадемического симфонического оркестра ћосковской филармонии под управлением ƒ. итаенко. —олировал Ё.√рач - первый исполнитель почти всех скрипичных опусов Ёшпа€.

¬ €нваре 1983 года в Ѕомбее (»нди€)  онцерт прозвучал на конференции ћћ— (по проблемам "ћузыки ¬остока и «апада") и вызвал большой энтузиазм участников симпозиума.

ћузыкальным эпиграфом  онцерта, посв€щенного пам€ти Ќ.я.ћ€сковского, стала своеобразна€ маленька€ "Lacrimosa" (вступительный раздел). Ќа печальные попевки остинатного характера в партии солирующей скрипки накладываютс€ космически зыбкие, плывущие звуки вибрафона.

√лавна€ парти€ (как и в ѕервом скрипичном концерте), упруга€, динамична€, разворачиваетс€ наподобие спирали все с большим нагнетанием и внезапным резким замедлением, снова напомина€ этими ритмическими бросками о марийско-венгерских истоках сочинени€.

¬ дальнейшем солирующа€ скрипка надел€етс€ виртуозно-фоновой ролью, а мелодическа€ функци€ последовательно переходит к альтам с виолончел€ми, кларнетам, флейтам. Ёта контрастно-полифоническа€ "в€зь" служит мостом к кульминации, излагаемой струнными.

¬нутри побочной партии имеетс€ группа тем (в традиции ћоцарта, Ѕетховена, „айковского):

1-€ тема проводитс€ композитором в трех вариантах - у басового кларнета, затем у солирующей скрипки и первой валторны;

2-€ - звучит у кларнета на фоне pizzicato струнных басов (имитирующих звучание бас-гитары) и у виртуозно солирующей скрипки;

3-€ - образует контраст теме вступлени€, как некий протест, непри€тие смерти. Ёту тему Ёшпай подает в богатом оркестровом облачении, в виде мрачного, напр€женного апофеоза, после которого заключительный этап драмы первой части  онцерта, также насыщенный полифоническими приемами развити€, воспринимаетс€ как просветление и успокоение.

¬ разработке подчеркиваетс€ инфернальность музыки. „ерез ударный эпизод композитор приходит к психологической стретте, где голоса наслаиваютс€ друг на друга, как бы захлебыва€сь в своей экспрессии.

¬ репризу  онцерта автор вводит русскую народную песню "«елена€ сосенушка зелена была". ≈е развитие подобно магической сцене колдовства с постепенным расширением круга действующих лиц. ‘актура эпизода выдел€ет его как пример антифонного пени€, выраженного средствами оркестра.

 ода построена на истаивании 1-й темы побочной партии, ее введение в конце произведени€ придает гибкость и законченность форме  онцерта.

“ехника в  онцерте - своего рода фундамент, на котором Ёшпай выстраивает мелодически €ркое, глубоко эмоциональное произведение.

30 апрел€ 1976 года в Ѕольшом театре состо€лась премьера балета ј.Ёшпа€ "јнгара" (либретто ё.√ригоровича и ¬.—околова по пьесе ј.јрбузова "»ркутска€ истори€", постановщик ё.√ригорович).

÷ентральной осью драматургии балета стал образ реки јнгары - то сказочно прекрасной, то страшной в своей непредсказуемости.

»стори€ музыки знает великолепные примеры образного решени€ темы реки (тема ƒнепра в "–усалке" ј.ƒаргомыжского, –ейна в "«олоте –ейна" –.¬агнера, ¬лтавы в симфоническом цикле "ћо€ родина" Ѕ.—метаны).

” Ёшпа€ тема реки получила сквозное развитие - во многих эпизодах балета звучат ее различные варианты.

»сключительно насыщена колористическа€ палитра "јнгары", в симфоническую партитуру композитор ввел инструменты русского народного оркестра (балалайка, домра, ба€н), инструменты, принадлежащие джазу и обозначенные автором как jazz batteria.

—ложные в психологическом отношении сцены балета ј.Ёшпай нередко решает приемом монологического высказывани€ героев: драматический монолог ¬иктора во II акте, дл€ которого игра в любовь неожиданно обернулась искренним и глубоким чувством; три монолога ¬алентины, особенно в III акте, с тонкой градацией чувств героини - страх, надежда, любовь, наконец, ужас перед свершившимс€ (в борьбе строителей с разбушевавшейс€ стихией погибает —ергей) смен€ют друг друга.

ћногие страницы "јнгары" исполнены глубокого лиризма. ѕримером поэтического откровени€ €вл€етс€ музыка " олыбельной".

ћогучие воды красавицы "јнгары" получили "прописку" на Ќеве (ћариинский театр) и на ¬олге (—амарский театр оперы и балета).

  данному виду театрального искусства ј.Ёшпай обратилс€ вновь через п€ть лет. ¬ 1980 году он создает на основе либретто ».„ернышева балет " руг" ("ѕомните!"). —ложный по проблематике (бедстви€ "конца мироздани€", гибель цивилизации, борьба за жизнь) новый балет не имеет аналогов ни в прошлом, ни в насто€щем. јвтору не понаслышке ведомо, что приносит с собой война.

"ƒаже если вы не пишете конкретно о войне, - говорит композитор, - она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. ќ войне нельз€ говорить словами. “от, кто не был на поле бо€, никогда не узнает, что такое война. ¬се герои в земле - война унесла лучших".

—воим балетом " руг" ј.Ёшпай средствами музыки пытаетс€ предостеречь земл€н от апокалипсиса, от де€ни€ рук человеческих - нейтронной бомбы. “о, к чему может привести использование новейшего оружи€, сценически демонстрирует балет.

¬озрождение цивилизации из небыти€ в балете удаетс€ осуществить силой всепоглощающей любви героини, ее самопожертвованием.

јнтивоенна€ направленность музыкально-драматического произведени€ решена композитором синтетическим сплавом разнородных стилей (классика, джаз, фольклор, знаменный распев) с присущими Ёшпаю умением и вкусом.

ѕремьера балета " руг" под названием "ѕомните!" состо€лась 23 феврал€ 1981 года на сцене  уйбышевского театра оперы и балета. ѕостановку балета осуществил балетмейстер ».„ернышев. ѕоказ балета на гастрол€х в ћоскве принес ему заслуженный успех.

ѕо характеру тематического материала и по способам его развити€ музыка балета " руг" - насто€ща€ симфоническа€ партитура. — этим св€зано ее естественное "перевоплощение" в „етвертую симфонию ("—имфони€ - балет" дл€ большого симфонического оркестра, 1980), первое исполнение которой состо€лось 15 окт€бр€ 1981 года в Ѕольшом зале консерватории. Ѕольшим симфоническим оркестром ¬сесоюзного радио и ÷ентрального телевидени€ дирижировал ¬.‘едосеев.

Ќа ¬тором ћеждународном музыкальном фестивале в ћоскве в мае 1984 года прозвучал  онцерт дл€ гобо€ с оркестром ј.Ёшпа€. ≈го исполнител€ми были ј.Ћюбимов (гобой) и √осударственный симфонический оркестр Ћатвии под управлением ¬.—инайского. ѕо требованию публики  онцерт был повторен полностью. (ѕервое исполнение сочинени€ состо€лось 15 окт€бр€ 1982 года в Ѕольшом зале консерватории на фестивале "ћосковска€ осень". √осударственным симфоническим оркестром ———– дирижировал ¬.—инайский. ѕартию гобо€ исполн€л ј.Ћюбимов, - ему автор и посв€тил произведение.)

¬  онцерте соблюдены законы жанра: в нем есть виртуозна€ соревновательность солиста (а также группы солистов) с оркестром, богатейша€ ритмо-пластика народного музицировани€, непринужденность джаза и, самое ценное, - поразительна€ красота мелодики.

ѕрозрачность оркестровки смен€етс€ жесткой канвой неуюта, чтобы противосто€ть мысл€м о смерти. Ќо преодоление их не завершаетс€ на материале главной партии  онцерта, а приводит к возникновению философски значимой, "всепрощающей", €вственно новой темы. ѕо этому поводу Ёшпай говорил: "...пока не пришла музыка новой финальной темы, -  онцерта, каким € его видел, все не было. » форма, и оркестр, и развитие материала диктовались музыкой, котора€, не скрою, мучительно не возникала. Ќо потом вдруг сразу пришла, когда € совсем было отча€лс€ ее найти. Ёта нова€ тема освободила дыхание и сломала панцирь стереотипной формы инструментального концерта, перевед€ повествование в мир симфонической мысли. ј почему это так? ќбъ€снить невозможно..."

”спех √обойного концерта у публики был потр€сающим.

¬семи "кругами ада" войны, прошедшей огненным мечом по каждой российской семье, подготовлена ѕ€та€ "¬оенна€" симфони€ јндре€ Ёшпа€ дл€ большого симфонического оркестра. ќна повествует о судьбах людей, о человеке, о €влени€х мира, в котором не должно быть места насилию.

ќбнаженна€ конфликтность в сочинении создаетс€ столкновением интонационных сфер русской песенности и образов зла с легко узнаваемым нацистским маршем.

ѕо масштабу художественного воплощени€ темы войны и по силе эмоционального воздействи€ на слушателей "¬оенна€" симфони€ ј.Ёшпа€ сопоставима с —едьмой "Ћенинградской" симфонией ƒ.Ўостаковича.

1 апрел€ 1986 года в Ѕольшом зале консерватории √осударственный симфонический оркестр ———– под управлением ≈.—ветланова впервые исполнил ѕ€тую симфонию јндре€ Ёшпа€.

Ќаписанию Ўестой "Ћитургической" симфонии способствовало событие, всколыхнувшее всю страну, - тыс€челетие крещени€ –уси. Ќе осталс€ в стороне и Ёшпай. ѕо словам композитора, он выбрал текст 13 главы из ѕервого рослани€ к  оринф€нам св€того апостола ѕавла" как материал дл€ развити€ злободневных тем, волнующих людей сегодн€ так же, как и тыс€чу, и две тыс€чи лет назад. ѕосле написани€ хора a cappella, где помимо названного текста было использовано апокрифическое (т.е. неканоническое) послание "ќ, всепета€ ћати" и иромодальный (календарный) хор "„ашу —пасени€ прииму", Ёшпаю показалось, что отобранный материал требует более развернутого музыкального решени€. ¬озник новый, более насыщенный вариант. Ќо ощущение недосказанности оставалось. » привлечение оркестра становилось осознанной необходимостью. “ак родилась Ўеста€ "Ћитургическа€" симфони€.

ѕослание св€того апостола ѕавла из глубины двадцативековой давности в симфоническом "прочтении" Ёшпа€ обращено к современнику:

"≈сли € говорю €зыками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то € - медь звен€ща€ или кимвал звучащий.

≈сли имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею вс€кое познание и всю веру, так что могу и горы переставл€ть, а не имею любви, - то € ничто.

» если € отдам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Ћюбовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордитс€,

Ќе бесчинствует, не ищет своего, не раздражаетс€, не мыслит зла,

Ќе радуетс€ неправде, а сорадуетс€ истине;

¬се покрывает, всему верит, всего надеетс€, все переносит.

Ћюбовь никогда не перестает, хот€ и пророчества прекрат€тс€, и €зыки умолкнут, и знание упразднитс€.

»бо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;

 огда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратитс€...

“еперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,

“огда же лицом к лицу;

“еперь знаю € отчасти, а тогда познаю, подобно как € познан.

ј теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

ѕеред исполнением симфонии јндрей Ёшпай просит прочесть со сцены текст на современном русском €зыке. ¬ыслушав текст ѕослани€, люди €снее понимают то, что услышат сейчас на старослав€нском, и могут лучше проникнутьс€ "духом симфонии", названной автором "Ћитургической".

’ор в —имфонии поет не только a cappella, но и в соединении с оркестром. Ёто дало возможность автору быть более свободным в средствах и выйти из ограничительных рамок знаменного распева. ¬се развитие "Ћитургической" подчинено логике симфонического действа.

ћосковска€ премьера Ўестой симфонии состо€лась 19 но€бр€ 1989 года в Ѕольшом зале консерватории в исполнении ¬олгоградской и ћагнитогорской хоровых капелл, Ѕольшого симфонического оркестра √осударственного телевидени€ и радио под управлением ¬.‘едосеева.

—едьма€ симфони€ дл€ большого симфонического оркестра написана јндреем Ёшпаем в 1991 году, в самом начале коренных изменений и преобразований в стране. —пала до недавнего времени непроницаема€ завеса над учением ’риста, стало возможным и в –оссии свободное обращение к евангельской теме, как в Ўестой "Ћитургической". ¬ —едьмой симфонии нет текстового материала, она решена чисто инструментальными средствами, но от этого не стала менее значимой. —очинение затрагивает извечный вопрос: что такое жизнь? » своей музыкой Ёшпай отвечает почти по Ѕлезу —андрару: "... это - мы, и Ѕог, и € - и ¬ечность это".

јндрей Ёшпай говорит: "¬сю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. ѕроизведение это - наша жизнь. —едьма€ симфони€ - одна из ее частей. —имфони€ одночастна€, с контрастными разделами, как свойственно циклической форме. ≈сть в ней сложнейший эпизод - pizzicato струнных, над которым долго билс€ ≈. —ветланов, но сделал его блистательно. ѕовествование уходит в небо, исчезает, истаивает..."

ѕам€ти ƒ. Ўостаковича Ёшпай посв€тил —трунный квартет "Concordia discordans" (согласие несогласного). "“от не умер, кто не позабыт". ¬с€ интонационна€ сфера квартета в каждом его разделе оттен€ет образ того, чьей пам€ти посв€щено сочинение.

¬ 1999 году композитор закончил "„етыре стихотворени€" дл€ симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи ћ.Ћермонтова, ћ.÷ветаевой, —.≈сенина, ‘.√линки), перекинув невидимый мост от старослав€нского €зыка Ўестой симфонии к высокой русской поэзии. ќтталкива€сь от первоосновы, автор нашел адекватную музыкальную характеристику каждому стиху, соединив их в единый живой организм.

Ќакануне 2000 года јндрей Ёшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживалс€, - завершил "золотую серию"  онцертов дл€ всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучани€): четыре скрипичных, два фортепианных,  онцерты дл€ альта, гобо€, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной  онцерт дл€ трубы и тромбона,  онцерт дл€ оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом.

»сход€ из замысла сочинени€ и интуитивного оркестрового чуть€, состав оркестра Ёшпа€ от произведени€ к произведению посто€нно видоизмен€етс€, варьируетс€ и никогда не повтор€етс€. Ќапример, в ¬иолончельном концерте композитор вз€л струнные плюс фортепиано и арфу; в  онтрабасовом (или фаготовом) - только струнные. ‘актура произведений насквозь полифонична и скрупулезно детализирована. ѕри всей сложности технической стороны  онцертов музыка остаетс€ по-эшпаевски возвышенной и прит€гательной.

«а простым перечислением  онцертов ј.Ёшпа€ стоит колоссальный, каторжный труд, требующий мобилизации как душевных, так и физических сил. ќтрадно, что сочинени€ звучат, а не пишутс€ "в стол". ≈сли же все опусы композитора умножить на количество оркестров-исполнителей, а затем сложить с их составами, то получитс€, что цела€ арми€ первоклассных музыкантов играет Ёшпа€. –€ды его слушателей растут и пополн€ютс€. Ќа сегодн€шний день они уже составл€ют многомиллионную аудиторию. ѕам€тны в сердцах людей авторские концерты композитора, его теплые встречи с тружениками сел и предпри€тий, студентами, школьниками, его шефские концерты у воинов, выступлени€ и дискуссии в ƒомах культуры, клубах, по радио, телевидению и в печати.

ќн де€тельно помогал открывать в самых отдаленных уголках —оюза детские музыкальные школы.  стати, Ёшпай не забывает про музыку дл€ детей, его перу принадлежат дес€тки инструментальных миниатюр (некоторые вошли в "ƒетский альбом", 1970).

¬ неполном списке географических мест, где видели и слышали Ёшпа€ "живьем", значатс€ якути€ (с ќйм€коном и ћирным), “юмень и Ќовосибирск, ”рал и —очи, родна€ ¬олга от ярославл€ до јстрахани, —анкт-ѕетербург и ƒон, —еверный  авказ и «апол€рье, столицы всех бывших союзных республик...

Ќачина€ с 1961 года, композитор нередко бывает за границей. ќн был членом (иногда председателем) жюри попул€рных конкурсов и фестивалей. Ёто - «елена √ура, —опот, "¬аршавска€ осень" в ѕольше, "Ќедел€ музыкального искусства дл€ детей и юношества" в Ѕолгарии, "ѕражский фестиваль джаза" в „ехии и др.

ћузыке јндре€ Ёшпа€ не требуютс€ переводчики - она звучала и продолжает звучать за рубежом в его собственном исполнении, в исполнении наших гастролирующих оркестров и солистов, а также в интерпретации многих европейских оркестров. »скреннюю симпатию и благодарность Ёшпаю-симфонисту выражала публика всех континентов: в странах японии и »ндии, почти во всех государствах ≈вропы, в  анаде и —Ўј.

¬ насто€щее врем€ в —Ўј начат выпуск дес€титомной антологии музыки ј.Ёшпа€ в грамзаписи. ”же записаны три диска.

Ѕудучи в Ќью-…орке в 1973 году Ёшпай посетил дом недавно скончавшегос€ ».—травинского. —ердечной была беседа с его вдовой ¬ерой јртуровной и –. рафтом - дирижером и биографом —травинского. ¬с€ обстановка в доме живо напомнила Ёшпаю предыдущие встречи с великим композитором в ћоскве и Ѕудапеште.

≈ще раньше, в 1968 году, состо€лось знакомство ј.Ёшпа€ с другим знаменитым композитором ’’ века -  .ќрфом. ѕо приглашению немецкого композитора на музыкальный праздник в Ўтутгарт (‘–√) прибыли “.’ренников,  .’ачатур€н, –.ўедрин и ј.Ёшпай. ќни присутствовали на премьере оперы ќрфа "ѕрометей". ¬ доме самого  арла ќрфа Ёшпа€ восхитил целый музей ударных инструментов, собранных в путешестви€х по јфрике, японии, »ндонезии, наконец, изготовленных самим композитором.

¬ рабочем кабинете ј.Ёшпа€ висит фотографи€ немецкого композитора с шутливой дарственной надписью: "—пасибо, сердечное спасибо от на три четверти столетнего  арла ќрфа". јндрей Ёшпай в недоумении: готовитс€ авторский вечер по поводу уже его собственного на три четверти столетнего юбиле€. ≈динственным "утешением" дл€ Ёшпа€ €вл€етс€ то, что он ничуть не уступает ќрфу в скорости, с которой тот носилс€ по квартире, демонстриру€ достоинства своих обожаемых инструментов.

"я никогда не буду стариком, - говорит јндрей Ёшпай. - ћне 75, и мне 19", - тем самым подтвержда€ истину, что "душа не стареет", а талант неподвластен времени.

  бесспорным достижени€м Ёшпа€ относитс€ его эпохальна€ —имфоническа€ картина "ѕереход —уворова через јльпы", прозвучавша€ на XIX ћеждународном фестивале современной музыки в ћоскве (но€брь 1997). јндре€ Ёшпа€, как фронтовика-разведчика, как патриота земли русской и как глубокого знатока истории –оссии, давно интересовал и волновал один из самых знаменитых походов в истории военного искусства - Ўвейцарский поход —уворова 1799 года. «апали в его душу и слова полководца, обращенные к армии: "Ќам предсто€т труды величайшие, небывалые в мире! ћы на краю пропасти! Ќо мы - русские! — нами Ѕог! —пасите, спасите честь и досто€ние –оссии!"

Ёшпай даже был у „ертова ћоста, на перевале в јльпах - в насто€щей природной ловушке, сам слышал страшный гул из бездны коварного ущель€, почти воочию увидел тот опаснейший путь, который избрал —уворов, чтобы уберечь от погибели армию.

» композитор запечатлел то, что прочувствовал. Ѕез артиллерийской стрельбы и чрезмерных шумовых эффектов он нарисовал высоко художественную картину, в которой видны и леден€щий душу риск, и беспримерна€ отвага, и противосто€ние смерти. Ётим оркестрово-развернутым полотном Ёшпай выразил восторг и преклонение перед силой духа русского солдата, но не только...

јвтор "из глубины души" хотел воссоздать трагическую реальность последних мгновений —¬ќ≈… войны, когда с друзь€ми строил планы встреч после ѕобеды. » все рухнуло...

"–оссийска€ музыкальна€ газета" (1999, є4) рассказала о вечере, посв€щенном 200-летию легендарного перехода русской армии через јльпы под предводительством ј.¬.—уворова, в зале јкадемической капеллы —анкт-ѕетербурга. " ульминацией праздника стало исполнение оркестром штаба Ћенинградского военного округа —имфонической картины јндре€ Ёшпа€ "ѕереход —уворова через јльпы" (в переложении дл€ духового оркестра я.Ѕарташевича)... ѕроникновенно русское, €ркое, темпераментное сочинение Ёшпа€ захватило публику и имело столь бурный успех, что пришлось повторить его финал. Ќа фоне заключительных аккордов по мановению руки дирижера в зал торжественным маршем вошла рота почетного караула со знаменами суворовских войск, предоставленными ¬оенно-историческим музеем ј.¬.—уворова.  расочное шествие лишь усилило впечатление от концерта. ћузыканты и слушатели единодушно оценили этот музыкально-поэтический вечер как чудесный и незабываемый".

“риумфальное шествие "—уворова" по концертным залам –оссии началось, будет продолжено в XXI веке, но уже сейчас, по реакции слушателей, несомненно, что —имфоническа€ картина "ѕереход —уворова через јльпы" - есть музыкальный ѕодвиг композитора јндре€ Ёшпа€.

Ќа прот€жении всей своей жизни в искусстве Ёшпай пишет киномузыку. ќн - автор музыки более чем к шестидес€ти кино- и телефильмам, поставленным на разных студи€х страны. ќсобенно плодотворным было его сотрудничество с режиссерами ј.—алтыковым ("Ѕабье царство", "ƒиректор", "» был вечер, и было утро", "—ибир€чка", "¬озврата нет", "—емь€ »вановых", "≈мель€н ѕугачев", "ѕуть в бессмертие"); ≈.“ашковым ("—траницы былого", "∆ажда", "ѕриходите завтра", "ћайор ¬ихрь", "јдъютант его превосходительства", "ƒети ¬анюшина", "ѕреступление"); ¬.Ћевиным ("ѕовесть о первой любви", "—ильнее урагана", "ƒолгий путь в лабиринте"); ¬.∆илиным ("»справленному верить", "¬одил поезда машинист"). “ри последние работы в кино: фильм режиссера ¬.ѕендраковского "я свободен, € ничей" с прекрасными актерами Ќ. –услановой и ¬. √афтом в главных рол€х, детский фильм "Ћиза и Ёлиза" режиссера ј. «гуриди и триллер "”мирать легко" режиссера ј.’вана.

 иномузыке Ёшпа€ свойственны удивительно точное ощущение формы, богатство инструментари€ вкупе со всем арсеналом технических средств, особа€ симфоническа€ завершенность. Ёшпаевска€ музыка, уже став неотъемлемой частью российского киноискусства, непрерывно находитс€ в развитии, в поиске. Ќесмотр€ на все трудности, испытываемые кинематографом сегодн€, Ёшпай своей музыкальной палитрой стремитс€ к философскому исследованию сокровенных движений души и характера человека.

 инематограф сблизил композитора со многими поэтами: √.–егистаном, –.–ождественским, Ћ.ƒербеневым, ¬. арпеко, √.ѕожен€ном, ≈.≈втушенко, в содружестве с которыми написаны чудесные песни. “ворческие контакты не прекращались и после выхода фильмов на экраны. ѕесни обретали крыль€, уносились в самосто€тельную жизнь. —реди них: "— первой встречи с тобой", "ѕочему, отчего? я не знаю сам", "“ы, только ты" - на стихи √.–егистана; "я сказал тебе не все слова", "Ќад рекой ленивой наклонилась ива..." - на стихи ¬.  арпеко; "Ќочь была с ливн€ми" (или "ћы с тобой два берега у одной реки") - на стихи √. ѕожен€на; "“ыс€чу лет дружит студент", "≈сли не вспомнишь мен€" - на стихи Ћ.ƒербенева; "ћарш строителей", "ј снег идет", "„то знает о любви любовь?", "«ашумит ли клеверное поле...", "ќльхова€ сережка" ("”ронит ли ветер в ладони сережку ольховую...") - на стихи ≈.≈втушенко.

»нтересна музыка Ёшпа€ к театральным постановкам (их около 20): "ќпасный возраст" (с песней ћарфиньки - "“о ли встречу, то ль не встречу..." - на стихи ¬. отова) и "¬ам двадцать два, старики" (постановка обоих спектаклей —. Ўтейна, Ћенком); "¬олшебники живут р€дом" (постановка ј.“утышкина, театр миниатюр под руководством ј.–айкина); "“еори€ неверо€тности" (режиссеры ¬.  омиссаржевский, я. √убенко, театр имени ≈рмоловой); "ћалыш и  арлсон, который живет на крыше" (постановка ћ.ћикаэл€н) и "ќбыкновенное чудо" (руководитель постановки ¬.ѕлучек, режиссер ћ.ћикаэл€н, театр —атиры).

¬дохновенные пропагандисты музыки ј.Ёшпа€ - дирижеры —.—амосуд,  .»ванов, ≈.—ветланов, √. –ождественский, ¬.—инайский, ¬.√ергиев, ј. ¬едерников, ƒ. итаенко, √.ѕроваторов, отец и сын ј. и ћ.янсонсы, ¬.ƒударова, ¬.ѕонькин, ÷унг ≈,  .ћазур, Ё.»нбал; скрипачи Ё.√рач, ћ.яшвили, ¬.“реть€ков, ’.јхт€мова, Ћ.ƒмитерко, ј.јнчевска€, ƒ. ох; пианисты “.Ќиколаева, Ќ.ѕетров, ј.Ѕахчиев, я.«ак, ¬. райнев, ћ.ћунт€н; трубач “.ƒокшицер, флейтисты ».ћатуз, ¬.Ўапкин; альтист ё.Ѕашмет, контрабасист –. омачков, кларнетист Ќ. окс, гобоист ј.Ћюбимов, саксофонисты ћ.Ћеонард, —.√урбелошвили; певцы –.—икора, ¬.“рошин, ћ. ристалинска€, ћ.Ѕернес, ≈. ибкало, Ё.’иль, Ћ.«ыкина, —.–отару, Ћ.√урченко, ». обзон, ≈.ѕоломский.

≈сть еще один коллектив, с кем р€дом по жизни шагает музыка Ёшпа€, - это эстрадно-симфонический оркестр под руководством ќ.Ћундстрема. ƒл€ него композитор написал различные джазовые композиции, песни.  оллектив играет киномузыку Ёшпа€, дела€ собственные переложени€.

ѕервой премьерой третьего тыс€челети€ в Ѕольшом зале консерватории стали "Lamento и Toccata" - пьесы ј.Ёшпа€ дл€ струнного оркестра в исполнении  амерного оркестра "ћоскови€" (дирижер - Ё.√рач). ѕерва€ пьеса - редка€ по красоте, возвышенно-трагическа€, втора€ - ритмически нагнетаема€, но просветленна€, - образуют цикл, полный внутренних контрастов и противоречий, чем всецело покор€ют слушателей.

∆дет исполнени€ новое крупное сочинение Ёшпа€ - "»гры дл€ оркестра". јвтор называет "»гры" своим объ€снением в любви симфоническому оркестру. », как всегда, продолжает в нем искать те скрытые возможности, которые могут передать непередаваемое.

Ќесмотр€ на все перипетии сегодн€шней жизни, јндрей Ёшпай предан своей ћузе и своему вдохновению. "ћое кредо, - говорит композитор, - слова Ќикола€ яковлевича ћ€сковского: "Ѕыть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию".

¬ыдерживать сумасшедшие нагрузки и суровую действительность наших дней јндрею Ёшпаю помогает семь€...

ƒва јндре€ - старший и младший - особа€ тема. »х сотрудничество началось в 1972 году, когда јндрей-старший написал песню на стихи јндре€-младшего "«ову теб€, но крик исчез во мгле" - дл€ кинофильма "¬озврата нет". «атем последовали два короткометражных фильма режиссера јндре€-младшего - "«вана" и " огда играли Ѕаха".   первому јндрей-старший написал музыку, ко второму сделал оркестровые обработки музыки Ѕаха.

¬ полнометражных художественных фильмах "Ўут" и "”ниженные и оскорбленные" (с Ќастасьей  ински и Ќикитой ћихалковым) режиссер јндрей-младший использовал "готовую" музыку јндре€-старшего: в первом - эпизод из "ѕесен горных и луговых мари", во втором - эпизод из ¬торого скрипичного концерта.

Ќа сегодн€шний день јндрей-старший написал на стихи јндре€-младшего дес€ть сочинений: " олыбельна€", хор "¬оспоминани€" ("ѕлывут легко на небе облака"), "Ќовогодн€€ песн€", два произведени€ - "–азговор" и "–оманс" (которые дивно поет Ќани Ѕрегвадзе) и др.

¬ короткие дни отдыха композитор Ёшпай увлекалс€ горными лыжами, был за€длым мотоциклистом и автомобилистом. ќн продолжает хорошо водить машину, готов и сейчас, по его словам, пойти учитьс€ летать, так как изначально хотел "жить в музыке и жить в авиации". Ќо во все времена самым желанным дл€ него было проехатьс€ по ¬олге на старом колесном пароходе. Ёто даже не хобби, это - высшее наслаждение, неизбывна€ мечта.

ќблик композитора јндре€ Ёшпа€ будет неполным, если не коснутьс€ других сторон его де€тельности: педагогической - с 1965 по 1971 год он вел класс композиции в ћосковской консерватории, в 1978 и 1979 годах проводил в Ѕолгарии международные семинары молодых композиторов; общественной - на посту секретар€ —оюза композиторов ———– (он - организатор фестивалей и праздников искусств во многих городах и вес€х огромной страны); председател€ ¬сесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью; председател€ жюри первого ¬сесоюзного конкурса пианистов имени —.–ахманинова (1985); председател€ жюри конкурса пианистов на VI (1978), VIII (1986), XI (1998) ћеждународных конкурсах имени ѕ.„айковского. Ёшпай - участник международных встреч с композиторами јвстрии, ¬енгрии, »талии,  анады,  убы, Ќорвегии, —Ўј, ‘–√, Ўвеции, японии.

јндрей Ёшпай - ѕочетный гражданин городов  озьмодемь€нска и …ошкар-ќлы, а с 1979 года - ѕочетный член ќбщества ‘.Ћиста в —Ўј. ќн - президент –оссийского авторского общества.

ј.Ёшпаю присвоено звание "Ќародный артист ———–" (1981), он удостоен Ћенинской премии (1986) за  онцерт дл€ гобо€ с оркестром и "ѕесни горных и луговых мари" и √осударственной премии ———– (1976) за ¬торой фортепианный концерт. «а заслуги перед ќтечеством в мирное врем€ он награжден орденами Ћенина (1985), “рудового  расного «намени (1971), ќтечественной войны II степени (1985), "«нак ѕочета" (1967).

Ёшпай - музыкант-созидатель, мастер своего дела, он по праву считаетс€ классиком отечественной музыки.  онцертные залы переполнены при одном лишь упоминании его имени на афише. Ёто потому, что он умеет "волшебно изва€ть", как молнию и небо, так и мысль и душу человека на грешной земле. ќн щедро дарит свет и радость люд€м, дает им пищу дл€ ума и сердца. » в то же врем€ в его музыке отчетливо про€вл€ютс€ черты характера самого автора - этой высокоталантливой личности.  аков Ёшпай - такова и его музыка.

ѕо натуре јндрей Ёшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, оба€тельный (и внутренне, и внешне), неверо€тно работоспособный и целеустремленный. ј за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевна€ чистота. ќн мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда прот€нет руку помощи, окажет поддержку. Ќо до сих пор остаетс€ неразгаданной природа его таланта, тайна €влени€ по имени - Ёшпай.

я его очень люблю.
grizzly 30.12.2007 09:42:32
%SUBJ%

јртЄм —идоркин
јртЄм 27.10.2017 08:33:39
я.Ёшпай умер в 2015 году 8 но€бр€

Ќоты пьесы Ѕольша€ река (на темы балета Ђјнгараї)
юрий 06.01.2021 02:17:09
«десь вы можете скачать бесплатно ноты пьесы ЅќЋ№Ўјя –≈ ј (на темы балета Ђјнгараї).
—вободна€ обработка ¬. ѕороцкого:
https://musopus.net/big-river-bolshaya-reka-andrei-eshpai/




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru