Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘редерик Ўопен

   /   

Frederic Chopin

   /
             
‘отографи€ ‘редерик Ўопен (photo Frederic Chopin)
   

ƒень рождени€: 01.03.1810 года
ћесто рождени€: ∆ел€зовой ¬оле под ¬аршавой, ѕольша
ƒата смерти: 17.11.1849 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 39 лет

√ражданство: ѕольша
—оцсети:


Ќепревзойденный творец мелодий

ѕольский композитор и пианист-виртуоз, педагог

 омпозиторска€ техника Ўопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от прин€тых в его эпоху правил и приемов. Ўопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле слав€нские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейс€ к концу 18 в.

17.11.2023

‘ридерик ‘ранцишек Ўопен - польский композитор и пианист, долгое врем€ живший и работавший во ‘ранции (поэтому закрепилась французска€ транскрипци€ его имени). Ўопен Ц один из немногих композиторов, сочин€вших практически только дл€ фортепиано. ќн не писал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Ќо его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах Ц мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее Ц это всеми признанные шедевры. Ўопен был насто€щим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. ќн создал новый гармонический €зык и открыл формы, призванные вместить в себ€ новое, романтическое содержание.

‘редерик Ўопен фотографи€
‘редерик Ўопен фотографи€

‘редерик Ўопен родилс€ в 1810, веро€тно, 22 феврал€, в ∆ел€зовой ¬оле под ¬аршавой. ≈го отец Ќикол (ћиколай) Ўопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мать воспитывалась в двор€нской семье. ”же ребенком Ўопен про€вил €ркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. ¬скоре он стал баловнем всех аристократических салонов ¬аршавы. ¬ богатых домах польской знати он приобрел вкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.



¬ 1823 Ўопен поступил в ¬аршавский лицей, продолжа€ заниматьс€ музыкой частным образом с »осифом Ёльснером, директором ¬аршавской консерватории. ¬ 1825 его пригласили выступить перед российским императором јлександром I, и после концерта он получил награду Ц бриллиантовый перстень. ¬ 16 лет Ўопен был прин€т в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Ўопена. ¬ том же году, стрем€сь познакомить со своим искусством издателей и публику, Ўопен дал два концерта в ¬ене, где критики высоко оценили его произведени€, а дамы Ц превосходные манеры. ¬ 1830 Ўопен сыграл три концерта в ¬аршаве, а затем отправилс€ в поездку по «ападной ≈вропе. Ќаход€сь в Ўтутгарте, Ўопен узнал о подавлении польского восстани€. —читаетс€, что падение ¬аршавы стало поводом дл€ сочинени€ до-минорного этюда, который иногда называют Ђреволюционнымї. Ёто произошло в 1831, и после этого Ўопен никогда не возвращалс€ на родину.

‘редерик Ўопен фотографи€
‘редерик Ўопен фотографи€

¬ 1831 Ўопен поселилс€ в ѕариже. ќн любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хот€ нередко отзывалс€ о них с иронией. ≈го очень ценили как пианиста, особенно когда он исполн€л собственную музыку в небольших домашних собрани€х. «а всю свою жизнь он дал не более трех дес€тков публичных концертов. ≈го исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайна€ ритмическа€ свобода Ц Ўопен был, если можно так выразитьс€, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлева€ одни звуки за счет сокращени€ других.

¬ 1836 Ўопен направилс€ в „ехию повидатьс€ с родител€ми. Ќаход€сь в ћариенбаде, он увлекс€ юной полькой ћарией ¬одзиньской. ќднако их помолвка была вскоре расторгнута. ќсенью того же года в ѕариже он познакомилс€ с выдающейс€ женщиной Ц баронессой ƒюдеван, о жизни которой в ѕариже ходило немало сплетен и котора€ приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом ∆орж —анд. Ўопену было тогда 28 лет, мадам —анд Ц 34. »х союз продолжалс€ восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ќоане.  ошмаром дл€ Ўопена, который никогда не отличалс€ крепким здоровьем, стала зима 1838Ц1839, прожита€ с ∆орж —анд на ћайорке (Ѕалеарские острова). —очетание плохой погоды с беспор€дком в домашнем хоз€йстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. ¬ 1847 отношени€ Ўопена с ∆орж —анд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношени€ его подруги со своими детьми от первого брака. Ёто обсто€тельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Ўопена в состо€ние черной меланхолии. ѕоследний раз он выступил в ѕариже 16 феврал€ 1848. „ерез восемь дней разразилась революци€, свергнувша€ корол€ Ћуи ‘илиппа. ƒрузь€ композитора отвезли его в јнглию, где, уже очень больной, он играл у королевы ¬иктории и дал несколько концертов Ц последний из них состо€лс€ 16 но€бр€ 1848. „ерез неделю он вернулс€ в ѕариж. Ќе в силах более давать уроки, Ўопен вынужден был прин€ть щедрую помощь от своей шотландской почитательницы ƒжейн —тирлинг. ”хаживать за больным приехала из ѕольши сестра композитора, Ћюдвика; не оставл€ли его вниманием и французские друзь€. Ўопен умер в своей парижской квартире на ¬андомской площади 17 окт€бр€ 1849. ¬ соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. ћадлен прозвучали фрагменты реквиема ћоцарта.

ћузыка

 омпозиторска€ техника Ўопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от прин€тых в его эпоху правил и приемов. Ўопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле слав€нские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейс€ к концу 18 в. “о же касаетс€ ритма: использу€ формулы польских танцев, Ўопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. ќн разработал сугубо индивидуальные Ц лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического €зыка.

‘ортепианные пьесы малых форм. Ёти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно Ђевропейскиеї по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо Ђпольскиеї по колориту.   первой группе относитс€ большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. —пецифически польскими €вл€ютс€ мазурки и полонезы.

Ћучшие дн€

ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8842
ƒжем ћэйс
Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8828
Ѕилли јйдол
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6478
ёрий яковлев

Ўопен сочинил около трех дес€тков этюдов, цель которых Ц помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терци€ми). Ёти упражнени€ принадлежат к высшим достижени€м композитора: подобно баховскому ’орошо темперированному клавиру, этюды Ўопена Ц прежде всего гениальна€ музыка, притом блест€ще раскрывающа€ возможности инструмента; дидактические задачи уход€т здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

’от€ Ўопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничилс€. “ак, в течение зимы, проведенной на ћайорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональност€х. ÷икл построен по принципу Ђот малого к большомуї: первые прелюдии Ц лаконичные виньетки, последние Ц насто€щие драмы, диапазон настроений Ц от полной безм€тежности до €ростных порывов. Ўопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. ≈го перу принадлежит более двадцати ноктюрнов Ц прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Ўопен Ц автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой попул€рностью пользуютс€ его вальсы.

Ђѕольскиеї жанры

Ўопен поразил ѕариж своими оригинальными мазурками и полонезами Ц жанрами, в которых нашли отражение слав€нские танцевальные ритмы и гармонический €зык, типичный дл€ польского фольклора. Ёти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку слав€нский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последовател€м. Ўопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип Ц польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) Ц небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-слав€нски, а иной раз в них слышитс€ и нечто восточное.  ак почти все написанное Ўопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнител€ большого искусства Ц даже если не содержат €вных технических трудностей. ѕолонезы крупнее мазурок и по прот€женности, и по фактуре. ѕолонеза-фантазии и полонеза, известного под названием Ђвоенногої, вполне хватило бы, чтобы обеспечить Ўопену одно из первых мест в р€ду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

 рупные формы

¬рем€ от времени Ўопен обращалс€ к крупным музыкальным формам. ¬озможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840Ц1841. ¬ этом сочинении Ўопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, котора€ оказывалась не под силу многим его современникам. ¬место того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позвол€ет замыслу сочинени€, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенност€м материала определ€ть структуру целого и способы развити€. ¬ баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845Ц1846), прихотлива€, гибка€ мелоди€ в размере 6/8, характерном дл€ песен венецианских гондольеров, варьируетс€ на фоне неизменной фигуры сопровождени€ (в левой руке).

Ўопен создал три фортепианных сонаты. ѕерва€, до минор (1827), Ц юношеское произведение, которое ныне редко исполн€етс€. ¬тора€, си минор, по€вилась дес€тилетие спуст€. ≈е треть€ часть Ц известный во всем мире похоронный марш, а финал Ц вихрь октав, подобный Ђветру, воющему над могиламиї. —читавша€с€ неудачной по форме, ¬тора€ соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. ѕоследн€€ шопеновска€ соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объедин€ющую ее четыре части, и €вл€етс€ одним из высших достижений Ўопена.

ƒругие сочинени€. Ўопену принадлежит также р€д произведений дл€ фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. ƒл€ фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантази€ на польскую тему, рондо-краков€к, а также вариации на тему ћоцарта La ci darem la mano (ари€ из оперы ƒон ∆уан). ¬месте с виолончелистом ќ.∆.‘раншоммом он сочинил Ѕольшой концертный дуэт дл€ виолончели и фортепиано на темы из оперы ћейербера –оберт-дь€вол, сонату соль минор, интродукцию и полонез дл€ того же состава, а также трио соль минор дл€ фортепиано, скрипки и виолончели. Ўопеном создан р€д песен дл€ голоса с фортепиано на польские тексты. ¬о всех сочинени€х с оркестром сказываетс€ неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры внос€тс€ изменени€.

‘редерик Ўопен
ћал€вкин ¬алерий “имофеевич 07.03.2017 09:00:33
’отелось бы обратить ¬аше внимание на отсутствие ударений в именах и фамили€х. ѕосмотрите как расписали Ўопена в ¬икипедии - и французский, и польский варианты.  стати,у англо€зычных народов это им€ тоже встречаетс€,но у них-то ударение идЄт на первый слог!я написал, издал книгу ¬еликие люди. «агадки с отгадками. ¬ ней-то с ударением никак нельз€ ошибитьс€, так как фамили€ €вл€етс€ последним рифмованным словом в опусе.буду признателен, если ¬ы взгл€нете на 15 стихотворений, вз€тых из моей книги и помещЄнных в иркутской газете ћои года. (¬ интернете надо в ѕоиске найти √ероев много - целый свод...—тихи-загадки.)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9733
‘редди ћеркьюри
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9521
ёрий ¬ойнов
“рагеди€ художника
ѕосетило:13650
јлександр ƒовженко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru