Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр „айковский

   /   

Petr Chaikovskiy

   /
             
‘отографи€ ѕетр „айковский (photo Petr Chaikovskiy)
   

ƒень рождени€: 07.05.1840 года
ћесто рождени€: ¬откинск, , ¬€тска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 06.11.1893 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 53 года

√ражданство: —Ўј, –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–усский композитор, дирижер, педагог

¬оздействие творчества „айковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. —.¬.–ахманинов, ј.—.јренский, ј. .√лазунов и —.».“анеев могут быть названы пр€мыми последовател€ми „айковского; его вли€ние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Ќ.я.ћ€сковский и ».‘.—травинский. ¬ определенные дес€тилети€ советского периода симфонизм „айковского официально трактовалс€ как образец, которому должны следовать современные композиторы. «а пределами –оссии „айковский тоже очень попул€рен, но вли€ние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.

12.03.2003

„ј… ќ¬— »…, ѕ≈“– »Ћ№»„ (1840Ц1893), русский композитор, музыка которого отличаетс€ красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. –одилс€ 25 апрел€ (7 ма€) 1840 в ¬откинске (¬€тска€ губерни€), в семье начальника  амско-¬откинского завода, горного инженера ».ѕ.„айковского и јлександры јссиер. „айковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). ¬ детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет зан€тий в пансионе, поступил в петербургское ”чилище правоведени€ (1852). ќкончив его в 1859, стал чиновником ƒепартамента юстиции. — 14 лет начал про€вл€ть склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на италь€нский текст и тогда же, совершив путешествие по «ападной ≈вропе (1861), решил зан€тьс€ музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Ќ.».«арембы. ¬ 1862 он поступил в только что открытую ѕетербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посв€тить себ€ зан€ти€м музыкой. ќн занималс€ композицией и оркестровкой у директора консерватории ј.√.–убинштейна и за врем€ обучени€ создал несколько произведений, в том числе увертюру √роза по одноименной пьесе ј.Ќ.ќстровского и кантату   –адости на стихи ‘.Ўиллера. ¬ 1866, сразу после окончани€ консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в ћосковскую консерваторию, открытую в том же году братом јнтона –убинштейна Ц Ќиколаем –убинштейном.

ѕетр „айковский фотографи€
ѕетр „айковский фотографи€

¬ течение первых двух лет в ћоскве „айковский сочинил свою ѕервую симфонию («имние грезы, 1866) и первую оперу ¬оевода, котора€ была поставлена в ћоскве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимс€ оркестровым парти€м). ¬тора€ опера, ”ндина, была представлена в дирекцию »мператорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Ћебединое озеро). ќркестрова€ увертюра –омео и ƒжульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых попул€рных в оркестровом наследии композитора. ”дача начала поворачиватьс€ лицом к музыканту в первые годы следующего дес€тилети€, когда по€вились ¬тора€ и “реть€ симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), ѕервый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестрова€ фантази€ ‘ранческа да –имини (1876) и ¬ариации на тему рококо дл€ виолончели с оркестром (1877). ƒве следующие оперы „айковского Ц ќпричник и  узнец ¬акула (втора€ из них стала победительницей на конкурсе, объ€вленном дирекцией »мператорского русского музыкального общества) и балет Ћебединое озеро были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877.

  перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки Ц в Ўвейцарию, »талию, в ѕариж и Ѕайройт. Ќо в 1877 произошли два очень важных событи€. ѕервое Ц начало загадочной дружбы „айковского с Ќадеждой фон ћекк, вдовой, обладательницей огромного состо€ни€, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку „айковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречатьс€. ¬торое Ц женитьба „айковского на јнтонине ћилюковой. „айковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении женитьс€ или вступить в открытую св€зь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. ѕоследстви€ оказались ужасными: „айковский попыталс€ покончить с собой, но так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. „айковский много лет обеспечивал ћилюкову, но никогда более не встречалс€ с ней; она умерла в 1917, последние два дес€тилети€ своей жизни провела в приюте дл€ умалишенных. «иму 1877/1878 „айковский прожил с братом ћодестом в Ўвейцарии и »талии, где завершил два шедевра Ц „етвертую симфонию и оперу ≈вгений ќнегин. Ќадежда фон ћекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую де€тельность и сосредоточитьс€ исключительно на творчестве.

ѕосле описанных событий жизнь „айковского потекла по прежнему руслу. ¬ 1885 он устроил себе посто€нное жилище в ћайданове под  лином, затем в 1888 перебралс€ в соседнее ‘роловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине  лина. ќн всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместь€х своих родных (особенно в украинском имении  аменка, принадлежавшем семье сестры „айковского Ц јлександры) и друзей. ¬ этот период по€вл€ютс€ три оперы Ц ќрлеанска€ дева (поставлена в 1881), ћазепа (поставлена в 1884) и „ародейка (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), ¬торой фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественна€ увертюра 1812 год (1881), трио ѕам€ти великого художника (1882), посв€щенное Ќ.√.–убинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфони€ ћанфред по поэме Ѕайрона (1885). ¬ 1888 году „айковский вступил на новое поприще. ќн преодолел отвращение к публичным выступлени€м и постепенно начал дирижировать своими произведени€ми в ѕетербурге и ћоскве. — €нвар€ по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Ћейпциге, √амбурге, Ѕерлине, ѕраге, ѕариже и Ћондоне. √од спуст€ состо€лась втора€ зарубежна€ концертна€ поездка „айковского. ¬ промежутке были сочинены ѕ€та€ симфони€ ми минор (1888), увертюра-фантази€ √амлет (1888) и вчерне завершен балет —п€ща€ красавица. ќркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. ¬ 1890 по€вилась лучша€ опера „айковского Ц ѕикова€ дама.

¬есной 1891 „айковский совершил свою первую (и единственную) поездку в —оединенные Ўтаты, где выступал в Ќью-…орке, Ѕалтиморе и ‘иладельфии, причем обнаружил, что в јмерике он известен гораздо больше, чем в ≈вропе. ¬ернувшись в –оссию, он посв€тил летние мес€цы сочинению баллады дл€ голоса с оркестром ¬оевода, одноактной оперы »оланта и балета ўелкунчик. » опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Ўестой симфонией ми бемоль мажор. “ри части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку Ц симфони€ ∆изнь) впоследствии были превращены автором в “ретий фортепианный концерт, оставшийс€ после смерти композитора незавершенным: перва€ часть была издана учеником „айковского —.».“анеевым как “ретий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части “анеев отредактировал и опубликовал под названием јнданте и ‘инал дл€ фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представл€ют собой одно произведение, и в последнее врем€ именно так исполн€ютс€ некоторыми пианистами). ¬ начале 1893 „айковский начал работу над Ђнасто€щейї Ўестой симфонией си минор. —очинение было прервано поездкой в јнглию, куда „айковский отправилс€ дл€ получени€ присужденной ему степени почетного доктора музыки в  ембриджском университете. —имфони€ была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в ѕетербурге 28 окт€бр€. Ѕуквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок ѕатетическа€. „ерез п€ть дней „айковский заболел холерой, которой, как считали, он заразилс€, выпив стакан сырой воды. ”мер „айковский в ѕетербурге 25 окт€бр€ (6 но€бр€) 1893.

Ќј—Ћ≈ƒ»≈

» в –оссии и за ее рубежами „айковского прин€то считать Ђвеличайшимї русским композитором. ѕодобные определени€ всегда спорны. Ќаследие „айковского очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. ќднако богатство лирической мелодики „айковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блест€ща€ композиторска€ техника (в особенности оркестрова€), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) Ц все это действительно делает „айковского выдающейс€ фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

’от€ он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве Ц симфонические произведени€, а также оперы и балеты. —реди многочисленных романсов „айковского шедевров не так уж много, а остальное нуждаетс€ в переоценке. ≈го фортепианные пьесы редко поднимаютс€ выше уровн€ приличного салонного музицировани€ той эпохи. ¬ струнных квартетах встречаютс€ прекрасные части, как, например, знаменитое Andante cantabile из ѕервого квартета ре мажор, основанное на мелодии народной песни, но многое в ‘ортепианном трио прозвучало бы лучше в оркестре.

ќркестровые сочинени€. ќбраща€сь к оркестру, „айковский становитс€ совсем другим. ќчевидно, оркестровые тембры особенно возбуждали его фантазию. » дело не в том, что громка€ и блест€ща€ звучность скрывает скудость тематического материала, а в том, что полные чувства, широкие и гибкие мелодии, характерные дл€ лучших творений „айковского Ц они по€вл€ютс€ уже в раннем периоде: например, Ђтемы любвиї из увертюры –омео и ƒжульетта или из Ѕури (1873), перва€ тема ѕервого фортепианного концерта, Ц нуждаютс€ в теплой и насыщенной инструментовке, котора€ в полной мере раскрывает их содержание. ‘актура музыки „айковского чаще образуетс€ не из тематической ткани или изобретательной разработки тематизма, а из инструментальных фигураций на более или менее простой основе: такова, например, ажурна€ парти€ флейты в медленной части ѕервой симфонии. ¬ некоторых про€влени€х натуры „айковского, хот€ бы в его преклонении перед современными ему французскими композиторами Ц ∆.Ѕизе и Ћ.ƒелибом, ощущаетс€, что он Ц на четверть француз. Ќо все же на три четверти он Ц русский, и его глубинна€ Ђрусскостьї особенно €рко за€вл€ет о себе в ранних произведени€х: первых четырех симфони€х, Ѕуре, увертюре 1812 год, серенаде дл€ струнного оркестра, ор. 48 (1880), где повсюду в той или иной мере используетс€ фольклорный материал. ¬ последующем оркестровом творчестве „айковского противоречивые элементы постепенно сливаютс€ в некое стилевое единство. ≈сли раннее творчество „айковского можно охарактеризовать как Ђвнешний романтизмї, опирающийс€ либо на литературные источники, либо на колоритные сюжеты, то музыка зрелого периода (особенно созданна€ после пережитой им в 1877 году трагедии) гораздо более личностна и в целом представл€ет собой музыкальную автобиографию автора, с финалом-кульминацией в Ўестой симфонии.

ѕроизведени€ дл€ театра. ‘ранцузское начало натуры „айковского €рко сказалось в его балетах, а также в некоторых сценах его последней оперы Ц ѕиковой дамы. Ќо в остальном его оперы €вл€ютс€ €рким выражением русского духа Ц от раннего ¬оеводы, долгое врем€ считавшегос€ утраченным (больша€ часть тематизма этой оперы была использована автором в других сочинени€х), ќпричника на сюжет из русской истории, восхитительного  узнеца ¬акулы (впоследствии переделанного автором в новую оперу на тот же сюжет Ц „еревички) до ћазепы и „ародейки. ƒаже в ќрлеанской деве (1878Ц1879, втора€ редакци€ 1882) кое-что звучит откровенно по-русски, противореча тем самым сюжету. ¬ообще, хот€ в операх „айковского много прекрасной музыки, им свойствен общий недостаток: этот композитор Ц по природе не драматург. “олько в тех случа€х, когда „айковский сочин€л музыкальные характеристики героев, которых сам любил (как в ≈вгении ќнегине и ѕиковой даме), когда он мог отождествить себ€ с ними (например, с ∆анной д'јрк, рассказывающей королю о своих видни€х), Ц его оперные персонажи оживали. ќнегин потому и стал такой попул€рной и любимой оперой, что в нем всего три основных действующих лица и с каждым из них „айковский мог отождествить себ€: это ќнегин, его друг Ћенский и “ать€на Ц Ђсцена письмаї с ее участием €вл€етс€ центральной в опере. “о же самое в ѕиковой даме, где главный герой Ц хот€ и заблуждающийс€, заслуживающий осуждени€ Ц мог тем не менее вызвать в композиторе Ђтеплое, живое чувствої.  роме того, действие оперы, в отличие от повести ѕушкина, происходит во второй половине 18 в., что позволило ввести в нее стилизацию музыки рококо, которой „айковский всегда восхищалс€. (“акие стилизации имеютс€ и в некоторых его инструментальных произведени€х, например, в виолончельных вариаци€х на тему рококо и в сюите ћоцартиана.) ¬ принципе, и ќнегин и ѕикова€ дама Ц это камерные, лирические оперы, где душевна€ жизнь главных героев раскрываетс€ в тонких оттенках и любовно запечатлеваетс€ в музыке.

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:125
  Ёйсик
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:112
јделаида Ћамберт
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:108
‘едор ћахнов
правильное написание фамилии на английском
iakov 23.04.2006 04:38:05
Tchaikovsky - правильное написание на английском

gfgcjd
Ilja 12.10.2006 05:54:01
jsllamsoklajudncosij jsoils wualil

mckc
Axel boy 13.10.2006 02:41:00
dfdglskfjokcu,fif.xijkf,xl ri, uxf,xkl suol, dujlz jf,,f

–Я—Г—В–µ—И–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ–Є–Ї
–Я—Г—В–µ—И–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ–Є–Ї 01.09.2016 07:47:05
¬ 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. ¬ то же врем€ „айковский близко общаетс€ с Ќадеждой фон ћекк Ц богатой поклонницей его музыки. ќна ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20262
јлла Ћарионова
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:8370
—инди  роуфорд
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12117
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru