Людибиографии, истории, факты, фотографии

Карло Джезуальдо

   /   

Carlo Gesualdo

   /
             
Фотография Карло Джезуальдо (photo Carlo Gesualdo)
   

День рождения: 08.03.1566 года
Возраст: 47 лет
Место рождения: Веноза, Италия
Дата смерти: 08.09.1613 года
Место смерти: Джезуальдо, провинция Авеллино, Италия

Гражданство: Италия

Биография

Итальянский композитор

Вошёл в историю музыки как автор мадригалов уникального хроматического стиля.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

05.03.2018

Родился и воспитывался в аристократической среде (мать Джиролама Борромео – племянница папы Пия IV, дядя — кардинал Карло Борромео). Систематического музыкального образования не получил (играл на лютне, клавесине, гитаре). Брал уроки композиции у Помпонио Ненны (служил при дворе в Неаполе). В 1593–96 жил в Ферраре — в то время центре музыкальной культуры (в разные годы там работали А. Вилларт, Н. Вичентино, К. Роре). Был знаком с Торквато Тассо, в ранних мадригалах переложил на музыку 10 его поэтических произведений. На формирование стиля Джезуальдо оказал влияние феррарский придворный композитор Луццаско Луццаски (посвятил Джезуальдо свою 4-ю книгу мадригалов, 1594). В Ферраре Луццаски демонстрировал Джезуальдо сконструированный Вичентино музыкальный инструмент аркичембало, приспособленный для аккомпанемента пению в хроматическом и энармоническом интервальных родах (инструмент не сохранился). В 1594 женился на Леоноре д'Эсте, кузине крупного покровителя искусств, феррарского герцога Альфонсо II д'Эсте. С 1596 жил в фамильном замке в Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки. Последние годы жизни провёл в одиночестве, по свидетельствам некоторых очевидцев, вследствие расстройства психики, усугублённого смертью сына в 1600.O vos omnes [Gesualdo dа Venosa] Опубликовал 6 сборников («книг») 5-голосных мадригалов. Одна книга его 6-голосных мадригалов, опубликованная посмертно (Неаполь, 1626), ныне утеряна. 1-я и 2-я книги пятиголосных мадригалов изданы в 1594 (под псевдонимом Джузеппе Пилонии), 3-я — в 1595, 4-я — в 1596 (все — в Ферраре), 5-я и 6-я — в 1611 (поголосная запись музыки, без тактовых черт; Джезуальдо). В 1613 году все 6 книг 5-голосных мадригалов были изданы в Генуе, в виде партитуры с тактовыми чертами. Эта редакция мадригалов (выполненная С. Молинаро) на сегодняшний день наиболее известная.Две последние (пятая и шестая) книги мадригалов занимают особое место в истории академической музыки. Мадригальные стихи написаны от первого лица (авторство в оригинальных публикациях не указано; возможно, композитор выступил здесь и в роли поэта). Тематика поздних мадригалов, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего жизни (в 1590) свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Велико значение так называемых «мадригализмов» (звукописи) и музыкальной риторики. Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и др. приобретают в светской музыке Джезуальдо эмблематическое значение. Среди известных поздних мадригалов: «Belt?, poi che t’assenti» («Красавица, раз ты уходишь»), «Moro, lasso, al mio duolo» («Увы, я умираю от страданий»; этот мадригал считается парадигматическим в стиле Джезуальдо), «Merc? grido piangendo» («Пощады молю я, плача»), «Tu piangi, o Filli mia» («Ты плачешь, моя Филлида»).Наиболее яркая особенность стиля Джезуальдо — уникальная (в том числе и для Италии 2-й половины XVI и начала XVII веков, которые в истории музыки характеризуются как время активных художественно-эстетических экспериментов) насыщенность хроматизмами. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов и конкордов (с постоянными переченьями, диссонансами) лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика (по выражению И. Ф. Стравинского, эта гармония «направляется голосоведением, как виноградная лоза — шпалерой»), тонально-стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. Звуковысотная структура (гармония) музыки Джезуальдо не получила удовлетворительного теоретического объяснения до наших дней.

Карло Джезуальдо фотография
Карло Джезуальдо фотография
Generic placeholder image
Денис Кацевич
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Вершащий правосудие над нацистами
Посетило:412
Альберт Пирпойнт
Человек с самыми большими ноздрями в мире
Посетило:520
Поли Неудержимый
'Фрагонар туфель'
Посетило:420
Роже Вивье

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history