Людибиографии, истории, факты, фотографии

Никита Богословский

   /   

Nikita Bogoslovskiy

   /
             
Фотография Никита Богословский (photo Nikita Bogoslovskiy)
   

День рождения: 22.05.1913 года
Возраст: 90 лет
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
Дата смерти: 04.04.2004 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Он никогда не писал плохих песен

Российский композитор, дирижер, пианист, литератор

В 2003 году «АиФ. Долгожитель» опубликовал большое интервью с Никитой Богословским накануне его 90-летия. Мы желали тогда юбиляру крепкого здоровья и мечтали, как будем отмечать его 100-летие…

Увы, прошло чуть меньше года, и Никиты Владимировича не стало. Отдавая дань памяти этому выдающемуся композитору, приведем несколько отрывков из того, совсем еще недавнего интервью.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

18.04.2004

«Таланта, равного Дунаевскому, не наблюдаю»

— НИКИТА Владимирович, могли бы вы назвать лучших эстрадных композиторов сегодняшнего дня?

Реклама:

— Не могу и не хочу выстраивать их по ранжиру, а выскажу лишь собственное субъективное мнение. Мне нравится композитор Игорь Николаев, хотя его сценического поведения не воспринимаю. Есть еще четверо или пятеро способных людей. Но таланта, равного Исааку Дунаевскому, среди них не наблюдаю.

Никита Богословский фотография
Никита Богословский фотография

— А вам приходилось писать музыку на заведомо плохие или сомнительные по качеству стихи?

— Никогда. К качеству стихов я относился очень придирчиво, работал с самыми талантливыми поэтами — Алексеем Фатьяновым, Николаем Доризо, Евгением Долматовским… Слова лучших моих песен, таких, как «Темная ночь», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Ну что сказать, мой старый друг», да и многих других, вполне могли стать сюжетами рассказов.

— Шлягерами они стали благодаря первым исполнителям?

— За что я очень благодарен исполнителям, среди которых были Леонид Утесов, Марк Бернес, замечательные оперные певцы Иван Козловский, Сергей Лемешев… Только благодаря таланту исполнителей могут состояться авторы песен.

Хорошие композиторы живут очень плохо

— СКАЖИТЕ, а как живут сейчас композиторы?

— Хорошие — очень плохо. Благоденствуют, как правило, халтурщики и ремесленники. Настоящие же вынуждены преподавать в школах, давать частные уроки.

Лучшие дня


Алиса Фрейндлих: Тайна всеобщей любимицы
Посетило:209
Алиса Фрейндлих
'Вся моя жизнь - сплошная ошибка'
Посетило:200
Георгий Жженов
Человек, который не боится змей
Посетило:146
Тим Фрид

Раньше, если я исполнял песню на телевидении, то получал какие-то деньги. А сейчас порядок изменился: оказывается, я еще должен заплатить за исполнение собственной песни. Рассказываю об этом зарубежным коллегам — не верят, говорят — быть такого не может.

— Скажите, а если бы сегодня были живы самые наши великие — Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, — они тоже бы бедствовали?

— Вряд ли. Скорее всего, уехали бы.

— Никита Владимирович, а при социализме вы были богаты?

— Был вполне обеспеченным человеком, который мог не думать о хлебе насущном. Тогда композитора могли прокормить две или три популярные песни, а у меня их было гораздо больше.

Богатым я себя ощутил в шестнадцать лет, когда в Ленинградском театре музыкальной комедии были поставлены два моих спектакля. Кстати, на премьеру первого меня не хотела пускать билетерша. Она не могла поверить, что я автор, и сказала: «Мальчик, приходи в воскресенье на утренник».

Король розыгрыша

— НИКИТА Владимирович, давайте поговорим еще об одном виде вашего творчества — о розыгрышах. Ведь вам официально присвоен титул «Король розыгрыша».

— Розыгрыши я действительно люблю, это не только веселый отдых, но и действительно один из видов творчества, требующий и настроения, и фантазии, и чувства меры, что не всегда удается соблюсти…

— Я слышал об одном таком розыгрыше. Вы звоните известному поэту, представляетесь работником патриархии и говорите: «Сергей Владимирович, напишите нам церковный гимн». Предлагаете ему заоблачный гонорар. Сначала поэт отнекивается: мол, негоже ему, коммунисту, Герою Соцтруда, лауреату и т. д. Вы удваиваете гонорар, потом утраиваете и наконец дожимаете поэта…

— А вы не слышали, как я звонил талантливейшему актеру от имени министра морского флота? Я попросил разрешения назвать его именем океанский лайнер. На следующий день перезваниваю, извиняюсь, говорю, что лайнеру Политбюро ЦК решило присвоить имя героя революции, но есть пароход поменьше. Так я звонил ему каждый день, снижая каждый раз тоннаж и значимость судна, и в конце концов предложил дать его имя какому-то катерочку-дерьмовозу…

Слышали об этом? Я так и думал. Ну так вот: это все выдумано кем-то, не было ни первого, ни второго розыгрыша. «Литгазета» года три назад правильно написала: если хотите придать достоверность своей шутке, сошлитесь на Бернарда Шоу или Никиту Богословского.

— Тогда, Никита Владимирович, расскажите о настоящем, фирменном розыгрыше Богословского.

— Пожалуйста. Вместе с моим другом и коллегой Сигизмундом Кацем мы гастролировали в Донбассе. Концерты шли одновременно на двух площадках. На одной первое отделение отрабатывал он, на другой — я. В антракте нас быстренько на машинах меняли.

Гастроли затянулись, мы смертельно надоели друг другу, и я решил положить конец нашим выступлениям. В первом отделении я вышел на сцену и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац». И отыграл и спел весь его репертуар. После «рокировки» на ту же сцену вышел другой человек, представился Сигизмундом Кацем и заиграл уже слышанные зрителями мелодии…

Что тут началось: скандал, из обкома звонят в Москву, гастроли прервали, Кац обиделся. А я был на три месяца исключен из Союза композиторов.

Еще? Пожалуйста. У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостей на вечер назвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «…В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — Сталинскую премию третьей степени…»

Шум, гам, поздравления… Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: «…Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — ни х…».

Generic placeholder image
Кирилл ОРЛОВ
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


«Лучшая актриса второго плана»
Посетило:662
Люси Лью
Удивительные даты рождения детей
Посетило:387
Барбара Сопер
Стяпонас Юцявичус-Дарашюс
Посетило:7437
Стяпонас Юцявичус-Дарашюс

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history