Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќикита Ѕогословский

   /   

Nikita Bogoslovskiy

   /
             
‘отографи€ Ќикита Ѕогословский (photo Nikita Bogoslovskiy)
   

ƒень рождени€: 22.05.1913 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 04.04.2004 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 90 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


90 лет шут€

–оссийский композитор, дирижер, пианист, литератор

»«¬≈—“Ќќћ” композитору, автору песен Ђ“емна€ ночьї и ЂЎаланды полные кефалиЕї, Ќиките Ѕќ√ќ—Ћќ¬— ќћ” 22 ма€ исполнилось 90 лет. —егодн€ он Ч последний из могикан эпохи, в которой жили и творили Ћеонид ”тесов, ћарк Ѕернес, ‘аина –аневска€, јлександр ¬ертинский, ћихаил «ощенко. — каждым из этих людей Ѕогословского св€зывала тесна€ дружба.

25.03.2006

— Ѕернесом мы были неразлучны

Ч я ”¬≈–≈Ќ, что самое ценное в жизни Ч это друзь€. “акие друзь€, которым можно позвонить в три часа ночи с каким-то совершенно ерундовым анекдотом, и чтобы они при этом на теб€ не обиделись.

—ейчас, к сожалению, мало кому могу позвонить: почти все друзь€ покинули этот мир, а с тем светом св€зи, как известно, нет. «ато в прошлом € мог с легкой душой позвонить среди ночи ћихаилу «ощенко, —аше √аличу, ћарку Ѕернесу. ѕравда, ћарк в таких случа€х обычно шутил в ответ и перезванивал мне через час. ћарк был моим лучшим другом. ћногие ошибочно полагают, что с Ѕернесом € познакомилс€ во врем€ съемок фильма Ђƒва бойцаї, где он исполнил мою Ђ“емную ночьї. Ќа самом деле это случилось раньше, в 1939 году, на съемках фильма Ђ»стребителиї. ћарк тогда сразу стал всенародно знаменитым и любимым артистом.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

 ак-то € сидел с поэтом ћихаилом —ветловым в кафе ЂЌациональї и рассказывал, что Ѕернес влюблен в его стихи. » вдруг за соседним столиком заметил самого ћарка. Ђ—мотрите, ћиша, какое совпадение. Ѕернес сидит за соседним столикомї. ЂЁто вот тот крашеный блондин?ї Ч спросил —ветлов. ќн в кино ходил редко и не знал Ѕернеса в лицо. ќднако, польщенный тем, что известный артист увлекаетс€ его поэзией, встал и подошел к соседнему столику. ј ћарк, утомленный свалившейс€ на него славой, лениво подн€л глаза и спросил: Ђ¬ы, конечно, насчет автографа?ї —ветлов согласно кивнул. Ѕернес достал из заготовленной на вс€кий случай пачки одну из своих фотографий и собралс€ уже подписать, но —ветлов сказал: ЂЌет, вы мен€ не пон€ли. Ёто € хочу вам дать автографї. » расписалс€ на своей вынутой из кармана книжке.

ћы с ћарком почти не расставались до самой его кончины. ¬месте обожали разыгрывать друзей. ќднажды на съемках очередного фильма в  иеве с ћарком и его женой ѕаолой (на редкость красивой женщиной) мы отправились ужинать в ресторан.   нам решил присоединитьс€ один известный артист, который выступал в  иеве с концертом. ќн поинтересовалс€ у мен€, что за женщина р€дом с Ѕернесом, на что € ответил: Ђѕроститутка, приехала подработать из ћосквыї. ѕаола мне подыграла и пригласила его в 12 ночи прийти к ней в номер. јртист пришел в положенный час. ѕаола лежала на кровати, до подбородка накрыта€ оде€лом. ЂЌу что же вы стоите, раздевайтесьї, Ч сказала она. јртист сн€л с себ€ всю одежду и продолжал сто€ть посередине комнаты. ¬ этот момент из ванной вышел голый Ѕернес. ”видев артиста, он возмущенно закричал: Ђ„то вы здесь делаете, голый, в номере моей жены?!ї

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

ј в другой раз в ћоскве мы разыграли скульптора —ерге€ ќрлова, который в тот момент работал над известным пам€тником ёрию ƒолгорукому, который стоит на “верской улице. Ќа момент нашего розыгрыша у него был готов только миниатюрный макет. «ато постамент дл€ пам€тника на “верской уже был установлен. —ам скульптор жил недалеко.  ак-то ночью, будучи у него в гост€х, мы вз€ли этот макет, не больше метра в высоту, и водрузили на подготовленный пьедестал. Ёта Ђкомпозици€ї просто€ла сутки. » никто из городского начальства не обратил на нее внимани€. ѕотом спохватились. —кандал. Ќачали разыскивать злоумышленников. ќрлов сразу призналс€, что был пь€н и спал. Ќикого не нашли.

Ѕернес часто выручал мен€ в непредвиденных ситуаци€х. ¬ 1947 году мы были с творческими вечерами в “ашкенте. Ќа банкете € сильно надралс€ и, когда вернулс€ в гостиницу, еле сто€л на ногах. ј у мен€ в номере было несколько включенных электроплиток, потому что не работало отопление. я с трудом разделс€, а потом покачнулс€ и со всего размаха плюхнулс€ на одну из раскаленных плиток.  онечно, заорал нечеловеческим голосом. “огда ћарк, ухватил мен€ под мышки, отодрал от приварившейс€ к телу плитки. ј от ожога спас старинным дедовским способом Ч положил на ковер лицом вниз и пустил на пораженное место тонкую струю (догадайтесь чего).

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

—лучай с ширинкой

„“ќ касаетс€ розыгрышей, то € не только люблю делать это сам, но еще и собираю вс€кие забавные истории, записываю их. ¬от одна из них. «наменитый в 40Ц60-е годы джазовый пианист-виртуоз  . после гастролей в „ехословакии, возвраща€сь в ћоскву, очень нервничал. ¬ечером должен был состо€тьс€ его концерт, а самолет опаздывал на час. ¬ результате все обошлось, но на концерт ему пришлось ехать, не заезжа€ домой, со всем багажом. ¬ клубе, где он должен был выступать, вы€снилось, что все сценические стуль€ срочно увезли в какое-то высокое учреждение, где проходило важное многолюдное собрание. »з зала стул позаимствовать было невозможно, поскольку стуль€ всех р€дов были скреплены намертво.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

Ќачало концерта через несколько минут. «а кулисами нарастает паника Ч никакого другого сидень€, кроме огромного м€гкого старинного кресла с вычурными ручками, не нашлось. » тогда пианисту пришла в голову гениальна€ мысль. ƒело в том, что он купил в ѕраге новенький унитаз, который, не успев завезти домой, захватил с собой в клуб уже распакованный таможенниками. Ётот агрегат быстро пристроили к ро€лю и задрапировали какой-то зеленой тканью. —иденье по своей высоте вполне подошло пианисту. ¬се шло нормально до тех пор, пока маэстро во врем€ одного из темпераментных пассажей сильно не перегнулс€ влево Ч скатерть соскользнула с унитаза, и весь зал увидел, на чем восседает пианист. ќ реакции зрителей говорить излишне.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41483
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9268
Ќадежда ћихалкова

»ли другой случай. ¬ начале п€тидес€тых в «але „айковского проходил сборный концерт. јртист “еатра им. ¬ахтангова √орюнов рассказывал какую-то забавную историю. ѕублика сме€лась навзрыд, но не только потому, что ее веселил текст, Ч √орюнов по рассе€нности не застегнул ширинку. «а кулисами после выступлени€ разгорелс€ скандал. ƒиректор зала во всем стал упрекать ведущую. ЂЌо ведь € не могу провер€ть состо€ние штанов у каждого артистаї, Ч оправдывалась она. ѕосле антракта крайне расстроенна€ ведуща€ вышла объ€вл€ть первый номер второго отделени€. ј открывать его должен был известный эстрадный чтец Ёммануил  аминка. ¬едуща€, чьи мысли были зан€ты минувшим скандалом, неожиданно объ€вила: Ђ¬ыступает заслуженный артист –—‘—– Ёммануил Ўиринка!ї  аминка, посчитав это про€влением антисемитизма, в бешенстве покинул зал. “ой же ведущей пришлось объ€вить о замене. Ђ¬ыступает квартет имени Ѕетховена в составе: ¬асилий ЎирЕї Ч и, не договорив, ведуща€ уходит, вернее, уползает со сцены. ƒело в том, что в составе квартета играли два брата Ч скрипач и виолончелист. » оба носили фамилию Ўиринский!

ѕижон в ЂЋинкольнеї

я ¬—≈√ƒј жил вне политики, никогда не водил дружбу с сильными мира сего. “ворческа€ работа располагала к тому, что у мен€ никогда не было начальства. я написал музыку более чем к п€тидес€ти фильмам. ј если считать все песни, то их наберетс€ несколько сотен. „аще всего занималс€ тем, что мне интересно. ѕри этом из-за своего двор€нского происхождени€ (мой дедушка по материнской линии был камергером ≈го »мператорского ¬еличества) никогда не состо€л ни в пионерах, ни в комсомольцах, ни тем более в партии. ƒа от мен€, собственно, никто никогда и не требовал туда вступать. Ђ¬друг выкинет что-то? ј нам потом отвечать?ї- думали партийные боссы.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

ќднако при всем при этом € хорошо зарабатывал. Ѕлагодар€ кино и эстраде получал большие по сравнению с общей массой населени€ деньги. ¬ молодые годы был абсолютным пижоном. Ўиковал. ≈сли заказывал номер в гостинице, то не ниже трехкомнатного люкса.  огда € жил еще в Ћенинграде и приезжал в ћоскву на съемки, то останавливалс€ в гостинице ЂЌациональї . „тобы ехать обедать в Ђћетропольї, вызывал интуристовскую машину ЂЋинкольнї.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

ќднажды в ресторане € впервые увидел ‘аину –аневскую. ќна сидела с каким-то господином и смотрела в мою сторону, а потом указала на мен€ пальцем и рассме€лась. я тогда был сильно озадачен. » когда через несколько лет благодар€ съемкам познакомилс€ с ней лично, напомнил ей этот эпизод. ќказалось, на вопрос своего спутника Ђ„то вы будете на десерт?ї она ответила: Ђ¬он того мальчикаї.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

‘аина, конечно, была удивительна€ женщина. ќдно врем€ мы были сосед€ми.  ак-то € вышел из подъезда и увидел у заднего входа овощного магазина кучу пустых €щиков. Ќа одном из них сидела ‘аина. я спросил: Ђ«ачем ты здесь сидишь?ї Ч Ђ√ул€ю. Ёто мой садї. Ч » показывает на €щики. Ђ акой сад?ї Ч Ђ¬ишневыйї. Ч Ђѕочему, собственно, вишневый?ї Ч Ђя же –аневска€ї. ¬от така€ старуха была. „асто по вечерам, когда ей было нечего делать, она приходила к нам в гости. ќднажды € у нее спросил: Ђ‘аин, а как тво€ лична€ жизнь?ї Ч Ђќна еще не совсем угасла. »ногда по ночам € слышу, как за стенкой занимаютс€ любовью мои соседиї.

Ќикита Ѕогословский фотографи€
Ќикита Ѕогословский фотографи€

— большой теплотой вспоминаю свою дружбу с јлександром ¬ертинским. ќчень часто јлександр Ќиколаевич звонил мне и спрашивал: Ђ„то делаешь? ѕошли прогул€емс€?ї ћы выходили утром, шли завтракать в ЂЌациональї, потом прогуливались по центру города и заходили в Ђ октейль-холлї Ч было такое заведение на “верской. ѕотом наступало врем€ обеда, мы шли в Ђћетропольї, а ужинали в ƒоме актера. “аким образом возвращались домой поздно ночью в хорошеньком виде. Ќаши жены ненавидели эти встречи.

–азница в возрасте, котора€ существовала между мной и ¬ертинским, нам абсолютно не мешала. “очно так же, как и моим отношени€м с Ћеонидом ”тесовым. я училс€ в одной школе с дочерью ”тесова ƒитой и впервые познакомилс€ с Ћеонидом »осифовичем на ее дне рождени€. Ќа том вечере исполнил вальс, который сочинил в подарок имениннице. ѕосле этого ”тесов подошел ко мне и сказал: Ђ” теб€, по-моему, есть музыкальные способности. “ак что ты не бросай это делої. —обственно, так и случилось, и в будущем € написал не одну песню дл€ него самого. ”тесова € называл д€д€ Ћед€ и на Ђтыї. ќднажды он мне сказал: Ђ≈сли бы ты когда-нибудь назвал мен€ Ћеонид »осифович, € бы подумал, что ты на мен€ за что-то обиделс€ї.

 иркоров Ч это безвкусица

—≈…„ј— € почти не пишу песен, потому что их некому петь. ј своей стилистики, по которой мен€ все узнавали, мен€ть не собираюсь. ¬ообще к современной эстраде отношусь весьма критически. ћне категорически не нравитс€ ‘илипп  иркоров. ќн представл€ет синтез всей той жанровой пошлости, котора€ царит на нашей эстраде. ’от€ и парень красивый, и голос есть.

 ритику€ других, € прекрасно понимаю, что сам не без греха. ” мен€ полно плохой музыки.  огда начинаю перебирать, пересматривать, то думаю: Ђ„ерт, да тут же не так надо было сделатьї. ћои любимые песни из всего написанного Ч Ђѕочему ты мне не встретилась?ї и Ђ“ри года ты мне сниласьї. ’от€ многие уверены, что любимой должна быть Ђ“емна€ ночьї. ¬овсе нет. я считаю, что она была написана в помощь войне.  ак —имонов мне однажды сказал: Ђћы с тобой по немцу убили. “ы Ч Ђ“емной ночьюї, а € Ч Ђ∆ди мен€ї. —транно, но € даже недолюбливаю эту песню. ћожет, потому, что написал ее всего за семь минут.  о мне пришел режиссер Ћеонид Ћуков и сказал, что без хорошей песни никак не получаетс€ сцена в земл€нке. » при этом так талантливо рассказал и даже показал, кака€ она должна быть, что € сел к ро€лю и сыграл всю мелодию от начала до конца без единой остановки именно в том виде, в котором она вошла в фильм.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11920
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12907
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru