Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√ектор Ѕерлиоз

   /   

Hector Berlioz

   /
             
‘отографи€ √ектор Ѕерлиоз (photo Hector Berlioz)
   

ƒень рождени€: 11.12.1803 года
ћесто рождени€: Ћа- от-—ент-јндре в 56 км на северо-запад от √ренобл€, ‘ранци€
ƒата смерти: 08.03.1869 года
ћесто смерти: ѕариж), ‘ранци€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ѕиографи€

‘ранцузский композитор, дирижер

‘ранцузский композитор, дирижЄр, музыкальный писатель. „лен »нститута ‘ранции (1856).

09.07.2009

–одилс€ в городке  от-—ент-јндре (»зер) на юго-востоке ‘ранции в семье врача. ¬ 1821 Ѕерлиоз Ч студент-медик, но в скором времени, несмотр€ на сопротивление родителей, он оставл€ет медицину, решив посв€тить себ€ музыке. ѕервое публичное исполнение его произведени€ Ђ“оржественна€ мессаї состо€лось в ѕариже в 1825, не име€, однако, никакого успеха. ¬ 1826Ч1830 Ѕерлиоз учитс€ в ѕарижской консерватории у ∆. ‘. Ћесюэра и ј. –ейхи. ¬ 1828Ч1830 гг. вновь были исполнены несколько произведений Ѕерлиоза Ч увертюры Ђ¬аверлейї, ЂFrancs-jugesї и Ђ‘антастическа€ симфони€ї (эпизод из жизни артиста). ’от€ эти произведени€ также не встретили особенного сочувстви€, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Ќачина€ с 1828 г., Ѕерлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика.

√ектор Ѕерлиоз фотографи€
√ектор Ѕерлиоз фотографи€

ѕолучив –имскую премию (1830) за кантату Ђ—арданапалї, жил как стипендиат в »талии, из которой он, однако, вернулс€ через 18 мес€цев убежденным противником италь€нской музыки. »з своего путешестви€ Ѕерлиоз привез с собой увертюру Ђ ороль Ћирї и симфоническое произведение ЂLe retour à la vieї, названное им Ђмелологомї (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составл€ет продолжение Ђ‘антастической симфонииї. ¬ернувшись в ѕариж в 1832 г., он занималс€ композиторской, дирижЄрской, критической де€тельностью.

— 1834 г. положение Ѕерлиоза в ѕариже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете ЂGazette musicale de Parisї, a вслед за тем и в ЂJournal des Débatsї. –абота€ в этих издани€х до 1864 г., Ѕ. приобрел репутацию строгого и серьЄзного критика. ¬ 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. Ч членом јкадемии. — 1842 много гастролировал за границей. — триумфом выступал как дирижЄр и композитор в –оссии (1847, 1867Ч68), в частности, наполнив публикой ћосковский манеж.

Ћична€ жизнь Ѕерлиоза омрачилась р€дом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих Ђћемуарахї (1870). ≈го первый брак с ирландской актрисой √арриэт —митсон (1833) закончилс€ разводом в 1843 (—митсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после еЄ смерти Ѕерлиоз вступал в брак с певицей ћарией –есио, котора€ внезапно умерла в 1854. —ын композитора от первого брака умер в 1867. —ам композитор скончалс€ в одиночестве 8 марта 1869 года.

“ворчество

Ѕерлиоз Ч €ркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. ≈го искусство во многом сродни творчеству ¬. √юго в литературе и ƒелакруа в живописи. ќн смело вводил нововведени€ в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, т€готел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

“ворчество композитора отобразило и присущие романтизму разногласи€: стремление к общенародности, массовости музыки употребл€лось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос Ч с интимными вы€влени€ми одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. ¬ 1826 была написана кантата Ђ√реческа€ революци€ї Ч отзыв на освободительную борьбу греков против ќсманской империи. ¬о врем€ Ѕольшой июльской революции 1830 года на улицах ѕарижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им дл€ хора и оркестра Ђћарсельезуї. ¬ р€де крупных произведений Ѕерлиоза нашла отражение революционна€ тематика: в пам€ть героев »юльской революции созданные грандиозный Ђ–еквиемї (1837) и Ђ“раурно-триумфальна€ симфони€ї (1840, написанна к торжественной церемонии перенесени€ праха жертв июльских событий).

—тиль Ѕерлиоза определилс€ уже в Ђ‘антастической симфонииї (1830, подзаголовок Ч ЂЁпизод из жизни художникаї). Ёто известное произведение Ѕерлиоза Ч перва€ романтическа€ программна€ симфони€. ¬ ней нашли отражение типичные дл€ того времени настроени€ (разлад с действительностью, преувеличенна€ эмоциональность и чувствительность). —убъективные переживани€ художника поднимаютс€ в симфонии к социальным обобщени€м: тема Ђнесчастной любвиї приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Ћучшие дн€

Ѕарбра —трейзанд Ц Ќавстречу мечте
ѕосетило:8075
Ѕарбра —трейзанд
Ёсте Ћаудер и ее импери€ красоты
ѕосетило:7993
Ёсте Ћаудер
¬ладимир  омаров. Ѕиографи€
ѕосетило:4731
¬ладимир  омаров

¬след за симфонией Ѕерлиоз пишет монодраму ЂЋелио, или ¬озвращение к жизниї (1831, продолжение Ђ‘антастической симфонииї). Ѕерлиоза привлекали сюжеты произведений ƒж. Ѕайрона Ч симфони€ дл€ альта и оркестра Ђ√арольд в »талииї (1834), увертюра Ђ орсарї (1844); ”. Ўекспира Ч увертюра Ђ ороль Ћирї (1831), драматическа€ симфони€ Ђ–омео и ƒжульеттаї (1839), комическа€ опера ЂЅеатриче и Ѕенедиктї (1862, на сюжет Ђћного шума из ничегої); √Єте Ч драматическа€ легенда (оратори€) Ђќсуждение ‘аустаї (1846, что свободно трактует поэму √Єте). Ѕерлиозу принадлежат также опера ЂЅенвенуто „еллиниї (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности Ђ–имский карнавалї (1844); романсы и др. пр. —обрание сочинений в 9 сери€х (20 тт.) издано в Ћейпциге (1900Ч1907). ¬ последние годы жизни Ѕерлиоз все больше склон€лс€ к академизму, моральной проблематике: ораториальна€ трилоги€ Ђƒетство ’ристаї (1854), оперна€ дилоги€ Ђ“ро€ї по ¬ергилию (Ђ¬з€тие “роиї и Ђ“ро€ в  арфагенеї, 1855Ч1859).

»з многочисленных его произведений особенного внимани€ заслуживают: симфони€ Ђ√арольд в »талииї (1834), Ђ–еквиемї (1837), опера ЂЅенвенуто „еллиниї (1838), симфони€-кантата Ђ–омео и ƒжульеттаї (1839), Ђѕогребальна€ и торжественна€ симфони€ї (1840 г., при открытии »юльской колонны), драматическа€ легенда Ђ√ибель ‘аустаї (1846 г.), оратори€ Ђƒетство ’ристаї (1854), Ђ“е Deumї дл€ двух хоров (1856), комическа€ опера ЂЅеатриче и Ѕенедиктї (1862) и опера Ђ“ро€нцы в  арфагенеї (1864).

“екст к последним двум операм, равно как и к Ђ‘аустуї, к Ђƒетству ’ристаї и к др. произведени€м, был сочинен самим Ѕерлиозом.

»з литературных произведений Ѕерлиоза наиболее выдаютс€: ЂVoyage musical en Allemagne et en Italieї (ѕариж, 1854), ЂLes Soirées de lТorchestreї (ѕариж, 1853; 2 изд. 1854), ЂLes grotesques de la musiqueї (ѕариж, 1859), ЂA travers chantї (ѕариж, 1862), ЂTraité dТinstrumentationї (ѕариж, 1844).

ѕричина разноречивости отзывов о Ѕерлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной де€тельности пошЄл по совершенно новой, вполне самосто€тельной дороге. ќн тесно примыкал к новому развивавшемус€ в то врем€ в √ермании музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил √ерманию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. ¬ –оссии Ѕ. уже давно получил свою оценку. ѕосле своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во ‘ранции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведени€ Ѕерлиоза приобрели большую попул€рность среди его соотечественников.

«начение Ѕерлиоза в области искусства заключаетс€ в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. ≈го партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Ѕольшим распространением пользуетс€ его трактат об инструментовке, переведенный на многие €зыки. ѕо смерти Ѕерлиоза по€вились незадолго перед тем написанные им ЂMémoiresї (ѕариж, 1870), ЂCorrespondance inedite 1810Ч1868ї (1878).

Ѕерлиоз был выдающимс€ дирижЄром. ¬месте с ¬агнером он заложил основы новой школы дирижировани€, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:31042
√еоргий ¬ицин
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14834
Ќиколай »льин
Ђ—ашка-артистї
ѕосетило:9769
јлександр Ћеньков

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru