Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√ектор Ѕерлиоз

   /   

Hector Berlioz

   /
             
‘отографи€ √ектор Ѕерлиоз (photo Hector Berlioz)
   

ƒень рождени€: 11.12.1803 года
ћесто рождени€: Ћа- от-—ент-јндре в 56 км на северо-запад от √ренобл€, ‘ранци€
ƒата смерти: 08.03.1869 года
ћесто смерти: ѕариж), ‘ранци€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


ћузыкальный писатель периода романтизма

‘ранцузский композитор, дирижер

Ѕерлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно св€завший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевани€ романтической эпохи, утвердившегос€ в творчестве композиторов XIX века.

11.12.2019

√ектор Ѕерлиоз родилс€ 11 декабр€ 1803 года в Ћа- от-—ент-јндре близ √ренобл€. ≈го отец - врач Ћуи-∆озефа Ѕерлиоз, был человеком свободомысл€щим и независимым. ќн познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. ќдним из первых сильных музыкальных впечатлений Ѕерлиоза было пение женского хора в местном монастыре. ’от€ интерес к музыке пробудилс€ у Ѕерлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешел во всепоглощающую страсть. ќтныне дл€ него существовала только музыка. √еографи€, классики литературы отошли на задний план.

√ектор Ѕерлиоз фотографи€
√ектор Ѕерлиоз фотографи€

Ѕерлиоз оказалс€ типичным самоучкой: музыкальными знани€ми он был об€зан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. «десь он познакомилс€ с такими сложными трудами, как "“рактат о гармонии" –амо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.

ћальчик показывал все большие музыкальные успехи. ќн свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. ќтец не разрешал ему обучатьс€ игре на фортепиано, опаса€сь, что этот инструмент увлечет его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. ќн считал, что професси€ музыканта не подходит дл€ его сына, и мечтал, что √ектор, подобно ему, будет медиком. Ќа этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт. ћолодой Ѕерлиоз продолжал сочин€ть, а тем временем отец продолжал готовить сына к профессии медика. ¬ 1821 году 18-летний Ѕерлиоз успешно сдал экзамен на степень бакалавра в √ре-нобле. ќттуда он вместе с двоюродным братом уехал в ѕариж, чтобы поступить на медицинский факультет. ќба юноши поселились в Ћатинском квартале - центре студенческой жизни ѕарижа.

√ектор Ѕерлиоз фотографи€
√ектор Ѕерлиоз фотографи€

—вободное врем€ Ѕерлиоз проводил в библиотеке ѕарижской консерватории, изуча€ партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им √люка. ѕонима€, что без серьезной подготовки нельз€ стать композитором, он начал заниматьс€ изучением теорий композиции сначала с ∆ероно, а затем с Ћесюэ-ром - профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

ѕо совету Ћесюэра в 1826 году Ѕерлиоз поступил в консерваторию. ¬ течение следующих двух лет, по словам Ѕерлиоза, его жизнь озар€ли "три удара молнии": знакомство с творени€ми Ўекспира, √Єте и Ѕетховена. Ёто дальнейшие ступени духовного созревани€. Ќо была еще одна молни€, не имеюща€ отношени€ к музыке.

√ектор Ѕерлиоз фотографи€
√ектор Ѕерлиоз фотографи€

¬ 1827 году ѕариж посетила нова€ английска€ драматическа€ труппа во главе со знаменитым трагиком  емблем и актрисой —митсон. Ѕерлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик —митсон, он полюбил ее с первого взгл€да. ћолодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. —овременники отмечали искренность ее лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. —охранившиес€ портреты, в особенности литографи€ ƒевериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгл€д.

Ћюбовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Ћондоне и ѕариже, заставила Ѕерлиоза во что бы то ни стало добиватьс€ творческого успеха. ћежду тем √арриет —митсон не обращала на него внимани€, а слава к нему не приходила.

Ћегко воспламен€ющийс€, непрерывно наход€щийс€ в состо€нии творческого возбуждени€, Ѕерлиоз сочин€ет, переход€ от одного замысла к другому: кантаты, песни ("»рландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. — 1823 года он выступает в печати с острополемическими стать€ми и на долгие годы не расстаетс€ с пером журналиста. “ак незаметно, но интенсивно он вт€нулс€ в художественную жизнь ѕарижа, сблизившись с лучшими представител€ми передовой интеллигенции: √юго, Ѕальзаком, ƒюма, √ейне, Ћистом, Ўопеном и другими.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8642
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8631
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6102
ёрий яковлев

ѕо-прежнему жизнь его не обеспечена. ќн дал авторский концерт, который прошел с успехом. Ќо ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. “ак будет продолжатьс€ и впредь: подобно Ѕальзаку, ему никак не удаетс€ расплатитьс€ с кредиторами! ќфициальные власти ни в чем не идут навстречу. Ѕолее того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чин€т помехи. Ќапример, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, котора€ выдавалась дл€ поездки на три года в »талию (так называема€ –имска€ преми€). Ћишь в 1830 году его удостоили высокой чести...

Ѕерлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведени€, и сочинени€, в которых свободно соедин€ютс€ вокальные и оркестровые эпизоды. «амыслы их всегда необычны и несут в себе зар€д энергии. Ќеожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состо€ний - все это передает в €рком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделенного пылким воображением. 5 декабр€ 1830 года состо€лась премьера "‘антастической симфонии" - самого знаменитого сочинени€ Ѕерлиоза. Ёто своего рода музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. ¬ его основу положен сюжет, который вкратце так изложен композитором: "ћолодой музыкант, с болезненной чувствительностью и гор€чим воображением, отравл€етс€ опиумом в припадке любовного отча€ни€. Ќаркотическа€ доза, слишком слаба€ дл€ того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в т€желый сон, во врем€ которого ощущени€, чувства и воспоминани€ претвор€ютс€ в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. —ама же любима€ женщина становитс€ дл€ него мелодией и как бы нав€зчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

¬ приведенной программе, разъ€сн€ющей замысел симфонии, легко усматриваютс€ и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечени€ Ѕерлиоза √арриет —митсон. «адолго до окончани€ срока пребывани€ в »талии, в 1832 году, Ѕерлиоз вернулс€ в ѕариж. Ќа концерте, который он дал, исполн€лись ‘антастическа€ симфони€ в новой редакции и монодрама "Ћелио". ѕроизошла нова€ встреча с √арриет —митсон. ∆изнь актрисы в эту пору была трудной. «рители, пресыщенные новыми театральными впечатлени€ми, перестали интересоватьс€ спектакл€ми англичан, ¬ результате несчастного случа€ актриса сломала ногу. ≈е сценическа€ де€тельность закончилась. Ѕерлиоз про€вил трогательную заботу о —митсон. √од спуст€ она вышла замуж за Ѕерлиоза. ћолодому композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урыва€ у ночи часы дл€ творчества.

«абега€ вперед скажем, что семейна€ жизнь не сложилась. »з-за отказа от сцены характер —митсон ухудшилс€. Ѕерлиоз ищет утешени€ на стороне, увлекаетс€ посредственной певицей испанкой ћарией –есио, котора€ сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: им€ композитора тогда уже было широко известно.

--------------------------------------------------------------------------------

¬се что мы создали!!!

ѕосмотри, а вдруг “ы еще не все знаешь?

--------------------------------------------------------------------------------

Ќовым крупным произведением Ѕерлиоза стала симфони€ "√арольд в »талии" (1834), наве€нна€ воспоминани€ми об этой стране и увлечением Ѕайроном. —имфони€ программна, но характер музыки менее субъективен, чем в ‘антастической. «десь композитор стремилс€ не только передать личную драму геро€, но и обрисовать окружающий его мир. »тали€ в этом произведении не только фон, оттен€ющий переживани€ человека. ќна живет своей жизнью, €ркой и красочной. ¬ообще, период между двум€ революци€ми - 1830 и 1848 года - наиболее продуктивный в творческой де€тельности Ѕерлиоза. ѕосто€нно наход€сь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижер, композитор, он становитс€ художественным де€телем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждени€, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, боретс€ за утверждение высоких романтических идеалов. Ќо, легко загора€сь, Ѕерлиоз столь же быстро остывает. ќн очень неустойчив в душевных порывах. Ёто во многом омрачает его отношени€ с людьми.

¬ 1838 году в ѕариже состо€лась премьера оперы "Ѕенвенуто „еллини". —пектакль был исключен из репертуара после четвертого представлени€. Ѕерлиоз долго не мог оправитьс€ от этого удара! ¬едь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей €ркой характеристичностью.

¬ 1839 году завершаетс€ работа над “ретьей, самой обширной и наделенной €рчайшими контрастами симфонией - "–омео и ƒжульетта" дл€ оркестра, хира и солистов. Ѕерлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, наве€нных трагедией Ўекспира, еще отчетливей про€вились черты оперной выразительности. ќн раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. —имфони€ Ѕерлиоза - произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. ћузыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. «десь утверждаетс€ победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением „етвертой симфонии Ѕерлиоза. ¬месте с ранее написанным –еквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. ќба произведени€ посв€щены пам€ти героев »юльской революции 1830 года, в которой композитор прин€л непосредственное участие, и предназначены дл€ исполнени€ гигантскими исполнительскими составами на площад€х, под открытым небом.

Ѕерлиоз прославилс€ и как выдающийс€ дирижер. — 1843 года начались его гастроли и за пределами ‘ранции - в √ермании, јвстрии, „ехии, ¬енгрии, –оссии, јнглии. ¬сюду он имеет феноменальный успех, особенно в ѕетербурге и ћоскве (в 1847 году). Ѕерлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполн€вший нар€ду со своими произведени€ми и современных авторов.  ак композитор, он вызывает разноречивые, часто пол€рные мнени€.

 аждый концерт Ѕерлиоза завоевывал его музыке новых слушателей. ѕечальным контрастом в этом отношении оставалс€ ѕариж. «десь ничто не изменилось: небольша€ группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходна€ нужда, т€желый подневольный труд газетного поденщика. Ѕольшие надежды возлагал Ѕерлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды "ќсуждение ‘ауста". ≈динственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнител€м и за наем помещени€. ћежду тем "ќсуждение ‘ауста" - одно из самых зрелых произведений композитора. –авнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объ€сн€етс€ новизной музыки, разрывом с традицией. ∆анрова€ природа "ќсуждени€ ‘ауста" ставила в тупик не только р€довых слушателей, но и музыкантов.

ѕервоначальный замысел произведени€ восходит к 1828- 1829 годам, когда Ѕерлиоз написал "¬осемь сцен из "‘ауста"". ќднако с тех пор замысел претерпел значительные изменени€ и стал глубже. Ёта драматизированна€ оратори€, еще в большей мере, чем драматическа€ симфони€ "–омео и ƒжульетта", сближаетс€ с театрально-сценическим жанром. » точно так же, как Ѕайрон или Ўекспир, в своем последнем произведении Ѕерлиоз очень свободно трактует литературный источник - поэму √Єте, свободно добавл€€ р€д измышленных им сцен.

«акончилс€ м€тежный период в биографии Ѕерлиоза. ќстывает его буйный темперамент. ќн не прин€л революцию 1848 года, но одновременно ему душно в тисках империи "жалкого плем€нника - великого д€ди" (так √юго прозвал Ќаполеона III). „то-то надломилось в Ѕерлиозе. ѕравда, он по-прежнему де€телен как дирижер (в 1867-1868 годы вновь посетил –оссию), как писатель о музыке (издает сборники статей, трудитс€ над мемуарами), сочин€ет, хот€ уже не столь интенсивно.

Ѕерлиоз перестал писать симфонии. ƒл€. концертного исполнени€ предназначена лишь небольша€ кантата "ƒетство ’риста" (1854), отличающа€с€ музыкальной живописностью и оттенками настроений. ¬ театре Ѕерлиоз мечтает добитьс€ решающего успеха. ”вы, и на этот раз тщетно... Ќе имела успеха ни его опера в двух част€х "“ро€нцы" (1856), в которой Ѕерлиоз пыталс€ возродить величавую патетику √люка, ни из€щна€ комеди€ "Ѕеатриче и Ѕенедикт" (по пьесе Ўекспира "ћного шума из ничего", 1862). ѕри всех своих достоинствах, этим произведени€м все же не хватало эмоциональной силы, котора€ так впечатл€ет в сочинени€х предшествующего периода. —удьба жестока к нему: умерла —митсон, разбита€ параличом. —кончалась и втора€ жена - –есио, погибает во врем€ кораблекрушени€ единственный сын-мор€к. ”худшаютс€ отношени€ и с друзь€ми. Ѕерлиоза сломили болезни. ¬ одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.  онечно, в это двадцатилетие не все окрашивалось столь безрадостным светом. Ѕыл и частичный успех, и формальное признание заслуг. Ќо величие Ѕерлиоза не пон€то было современниками на его родине. Ћишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9499
ёрий ¬ойнов
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28519
¬асилий јлексеев
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81841
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru