Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»оган —ебасть€н Ѕах

   /   

Johann Sebastian Bach

   /
             
‘отографи€ »оган —ебасть€н Ѕах (photo Johann Sebastian Bach)
   

ƒень рождени€: 31.03.1685 года
ћесто рождени€: Ёйзенах, , —аксен-Ёйзенах ,√ермани€
ƒата смерти: 28.07.1750 года
ћесто смерти: Ћейпциг, , —аксони€, –осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


ќ Ѕахе

Ќемецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог

»ога́нн —ебасть€́н Ѕах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 21 марта 1685 (ст. ст.) Ёйзенах, √ермани€ Ч 28 июл€ 1750 (н. ст.) Ћейпциг, √ермани€) Ч всемирно известный немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. ≈го считают одним из величайших композиторов мира, его им€ регул€рно упоминаетс€ в списках наиболее известных композиторов мира.

31.03.2023

«а свою жизнь Ѕах написал более 1000 произведений. ¬ его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижени€ музыкального искусства периода барокко. Ѕах Ч мастер полифонии. ѕосле смерти Ѕаха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодар€ ћендельсону, еЄ открыли вновь. ≈го творчество оказало сильное вли€ние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. ѕедагогические произведени€ Ѕаха используютс€ по назначению до сих пор.

»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€
»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€

ƒетство

»оганн —ебасть€н Ѕах был шестым ребЄнком в семье музыканта »оганна јмброзиуса Ѕаха и Ёлизабет Ћеммерхирт. –од Ѕахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки »оганна —ебасть€на были профессиональными музыкантами. ¬ этот период ÷ерковь, местные власти и аристократи€ поддерживали музыкантов, особенно в “юрингии и —аксонии. ќтец Ѕаха жил и работал в Ёйзенахе. ¬ это врем€ в городе насчитывалось около 6000 жителей. –абота »оганна јмброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€
»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€

 огда »оганну —ебасть€ну было 9 лет, умерла его мать, а через год Ч отец, успев незадолго до этого ещЄ раз женитьс€. ћальчика вз€л к себе старший брат, »оганн  ристоф, служивший органистом в соседнем ќрдруфе. »оганн —ебасть€н поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. »оганн —ебасть€н очень любил музыку и не упускал случа€ заниматьс€ ею или изучать новые произведени€. »звестна следующа€ истори€, иллюстрирующа€ страсть Ѕаха к музыке. ” »оганна  ристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотр€ на просьбы »оганна —ебасть€на, он не давал ему с ней ознакомитьс€. ќднажды юному Ѕаху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе еЄ содержимое.  огда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отн€л ноты.

ќбуча€сь в ќрдруфе под руководством брата, Ѕах познакомилс€ с творчеством современных ему южнонемецких композиторов Ч ѕахельбел€, ‘робергера и других. ¬озможно также, что он познакомилс€ с работами композиторов —еверной √ермании и ‘ранции. »оганн —ебасть€н наблюдал, как осуществл€лс€ уход за органом, и, возможно, сам принимал в нЄм участие.

»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€
»оган —ебасть€н Ѕах фотографи€

¬ 15 лет Ѕах переехал в Ћюнебург, где в 1700Ч1703 годах училс€ в певческой школе св. ћихаила. ¬о врем€ учЄбы он посетил √амбург Ч крупнейший город в √ермании, а также ÷елле (где в почЄте была французска€ музыка) и Ћюбек, где он имел возможность познакомитьс€ с творчеством знаменитых музыкантов своего времени.   этим же годам относ€тс€ и первые произведени€ Ѕаха дл€ органа и клавира.  роме пени€ в хоре а капелла, Ѕах, веро€тно, играл на трЄхмануальном органе школы и на клавесине. «десь он получил первые знани€ по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и италь€нский €зыки. ¬ школе Ѕах имел возможность общатьс€ с сыновь€ми известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с √еоргом ЅЄмом в Ћюнебурге и –ейнкеном и Ѕрунсом в √амбурге. — их помощью »оганн —ебасть€н, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. ¬ этот период Ѕах расширил свои знани€ о композиторах той эпохи, прежде всего, о ƒитрихе Ѕукстехуде, которого он очень уважал.

јрнштадт и ћюльхаузен (1703Ч1708)

¬ €нваре 1703 года, после окончани€ учЄбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога »оганна Ёрнста. Ќеизвестно точно, что входило в его об€занности, но, скорее всего, эта должность не была св€зана с исполнительской де€тельностью. «а семь мес€цев службы в ¬еймаре распространилась слава о нЄм как об исполнителе. Ѕах был приглашЄн на должность смотрител€ органа в церковь св. Ѕонифаци€ в јрнштадте, наход€щемс€ в 180 км от ¬еймара. — этим старейшим немецким городом у семьи Ѕахов были давние св€зи. ¬ августе Ѕах зан€л пост органиста церкви. –аботать ему приходилось всего 3 дн€ в неделю, а жалование было относительно высоким.  роме того, инструмент поддерживалс€ в хорошем состо€нии и был настроен по новой системе, расшир€вшей возможности композитора и исполнител€. ¬ этот период Ѕах создал много органных произведений, в том числе знаменитую токкату и фугу ре минор.

Ћучшие дн€

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12588
ƒональд ¬инникотт
јнгела √оссов. Ѕиографи€
ѕосетило:8906
јнгела √оссов
¬ладимир јндреев. Ѕиографи€
ѕосетило:4855
¬ладимир јндреев

—емейные св€зи и увлечЄнный музыкой работодатель не смогли предотвратить напр€жение между »оганном —ебасть€ном и власт€ми, возникшее через несколько лет. Ѕах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре.  роме того, в 1705Ч1706 годах Ѕах самовольно отлучилс€ в Ћюбек на несколько мес€цев, где он познакомилс€ с игрой Ѕукстехуде, что вызвало недовольство властей.   тому же, начальство предъ€вило Ѕаху обвинени€ в Ђстранном хоральном сопровожденииї, смущавшем общину, и в неумении управл€ть хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основани€. ѕервый биограф Ѕаха ‘оркель пишет, что »оганн —ебасть€н прошЄл более 400 км пешком, чтобы послушать выдающегос€ композитора, но сегодн€ некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

¬ 1706 году Ѕах решает сменить место работы. ≈му предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. ¬ласи€ в ћюльхаузене, крупном городе на севере страны. ¬ следующем году Ѕах прин€л это предложение, зан€в место органиста »оганна √еорга јле. ≈го жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. „етыре мес€ца спуст€, 17 окт€бр€ 1707 года »оганн —ебасть€н женилс€ на своей кузине ћарие Ѕарбаре из јрнштадта. ¬последствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. “рое из выживших Ч ¬ильгельм ‘ридеман, »оганн  ристиан и  арл ‘илипп Ёммануил Ч стали впоследствии известными композиторами.

√ородские и церковные власти ћюльхаузена были довольны новым служащим. ќни без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты Ђ√осподь Ч мой царьї, BWV 71 (это была единственна€ напечатанна€ при жизни Ѕаха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

¬еймар (1708Ч1717)

ѕроработав в ћюльхаузене около года, Ѕах вновь сменил место работы, на этот раз получа€ место придворного органиста и устроител€ концертов Ч намного более высокую позицию, чем прошла€ его должность-в ¬еймаре. ¬еро€тно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. —емь€ Ѕаха поселилась в доме всего в п€ти минутах ходьбы от графского дворца. ¬ следующем году родилс€ первый ребЄнок в семье. ¬ это же врем€ к Ѕахам переехала старша€ незамужн€€ сестра ћарии Ѕарбары, котора€ помогала им вести хоз€йство до самой своей смерти в 1729 году. ¬ ¬еймаре у Ѕаха родились ¬ильгельм ‘ридеман и  арл ‘илипп Ёммануил.

¬ ¬еймаре началс€ длительный период сочинени€ клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Ѕаха достиг расцвета. ¬ этот период Ѕах впитывает музыкальные ве€ни€ из других стран. ѕроизведени€ италь€нцев ¬ивальди и  орелли научили Ѕаха писать драматические вступлени€, из них Ѕах почерпнул искусство использовани€ динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Ѕах хорошо изучил работы италь€нских композиторов, создава€ переложени€ концертов ¬ивальди дл€ органа или клавесина. »дею написани€ переложений он мог позаимствовать у своего работодател€, герцога »оганна Ёрнста, который был профессиональным музыкантом. ¬ 1713 году герцог вернулс€ из зарубежной поездки и привЄз с собой большое количество нот, которые показал »оганну —ебасть€ну. ¬ италь€нской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Ѕаха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

¬ ¬еймаре у Ѕаха была возможность играть и сочин€ть органные произведени€, а также пользоватьс€ услугами герцогского оркестра. ¬ ¬еймаре Ѕах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Ѕаха €вл€етс€ Ђ’орошо темперированный клавирї). ¬о врем€ службы в ¬еймаре Ѕах начал работу над Ђќрганной тетрадьюї Ч сборником пьес дл€ обучени€ ¬ильгельма ‘ридемана. Ётот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

  концу своей службы в ¬еймаре Ѕах был уже широко известным органистом.   этому времени относитс€ эпизод с ћаршаном. ¬ 1717 году в ƒрезден приехал известный французский музыкант Ћуи ћаршан. ƒрезденский концертмейстер ¬олюмье решил пригласить Ѕаха и устроить музыкальное сост€зание между двум€ известными органистами, Ѕах и ћаршан согласились. ќднако в день соревновани€ вы€снилось, что ћаршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Ѕаха) спешно и тайно покинул город; сост€зание не состо€лось, и Ѕаху пришлось играть одному.

 Єтен (1717Ч1723)

„ерез некоторое врем€ Ѕах оп€ть отправилс€ на поиски более подход€щей работы. —тарый хоз€ин не хотел его отпускать, а 6 но€бр€ 1717 года даже арестовал за посто€нные просьбы об отставке Ч но уже 2 декабр€ отпустил на свободу Ђс изъ€влением немилостиї. Ћеопольд, герцог јнхальт- Єтенский, нан€л Ѕаха на должность капельмейстера. √ерцог, сам будучи музыкантом, ценил талант Ѕаха, хорошо ему платил и предоставл€л большую свободу действий. ќднако герцог был кальвинистом и не приветствовал использование утончЄнной музыки на богослужени€х, поэтому большинство кЄтенских работ Ѕаха были светскими. —реди прочего, в  Єтене Ѕах сочинил сюиты дл€ оркестра, шесть сюит дл€ виолончели соло, јнглийские и ‘ранцузские сюиты дл€ клавира, а также три сонаты и три партиты дл€ скрипки соло. ¬ этот же период написаны и знаменитые Ѕранденбургские концерты.

7 июл€ 1720 года, во врем€ того как Ѕах находилс€ за границей с герцогом, случилась трагеди€: внезапно умерла его жена ћари€ Ѕарбара, оставив четырЄх малолетних детей. ¬ следующем году Ѕах познакомилс€ с јнной ћагдаленой ¬ильке, молодой высоко одарЄнной певицей (сопрано), котора€ пела при герцогском дворе. ќни поженились 3 декабр€ 1721 года. Ќесмотр€ на разницу в возрасте Ч она была младше »оганна —ебасть€на на 17 лет, Ч их брак, по всей видимости, был счастливым. ” них родилось 13 детей.

Ћейпциг (1723Ч1750)

¬ 1723 году состо€лось исполнение его Ђ—трастей по »оаннуї в церкви св. ‘омы в Ћейпциге, и 1 июн€ Ѕах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением об€занностей учител€ школы при церкви, заменив на этом посту »оганна  унау[16]. ¬ об€занности Ѕаха входило преподавание пени€ и еженедельное проведение концертов в двух главных церкв€х Ћейпцига, св. ‘омы и св. Ќикола€. ƒолжность »оганна —ебасть€на предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, Ч поэтому преподаванием латыни занималс€ ѕецольд за 50 талеров в год. Ѕах получил должность Ђмузыкального директораї всех церквей города: в его об€занности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки дл€ исполнени€. ¬о врем€ работы в Ћейпциге композитор неоднократно вступал в конфиликты с городской администрацией.

ѕервые шесть лет жизни в Ћейпциге оказались очень продуктивными: Ѕах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей веро€тности, были утер€ны). Ѕольшинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как ЂWachet auf! Ruft uns die Stimmeї and ЂNun komm, der Heiden Heilandї) основываютс€ на традиционных церковных песнопени€х.

¬о врем€ исполнени€ Ѕах, по-видимому, сидел за клавесином или сто€л перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. √ородской совет предоставл€л в распор€жение Ѕаха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Ѕаху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполн€ть оркестровые произведени€. Ќа органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Ѕаха.

—опрано и альтов Ѕах набирал из числа учащихс€, а теноров и басов Ч не только из школы, но и со всего Ћейпцига.  роме регул€рных концертов, оплачиваемых городскими власт€ми, Ѕах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. ѕредположительно, именно дл€ этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. „астью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Ўютца; во врем€ сочинени€ своих мотетов Ѕах ориентировалс€ на произведени€ этих композиторов.

—очин€€ кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Ѕах собрал обширный репертуар дл€ исполнени€ в главных церкв€х Ћейпцига. —о временем ему захотелось сочин€ть и исполн€ть больше светской музыки. ¬ марте 1729 года »оганн —ебасть€н стал руководителем ћузыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбл€, существовавшего ещЄ с 1701 года, когда его основал старый друг Ѕаха √еорг ‘илипп “елеман. ¬ то врем€ во многих крупных немецких городах одарЄнные и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. “акие объединени€ играли всЄ бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавл€ли известные профессиональные музыканты. ¬ течение почти всего года ћузыкальна€ коллеги€ дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне ÷иммермана, располагавшейс€ недалеко от рыночной площади. ¬ладелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрЄл несколько инструментов. ћногие из светских произведений Ѕаха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно дл€ исполнени€ в кофейне ÷иммермана.   числу таких произведений принадлежат, например, Ђ офейна€ кантатаї и клавирный сборник ЂClavier-Übungї, а также многие концерты дл€ виолончели и клавесина.

¬ этот же период Ѕах написал части Kyrie и Gloria знаменитой ћессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. ¬скоре Ѕах добилс€ назначени€ на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивалс€ этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими власт€ми. ’от€ вс€ месса целиком никогда не исполн€лась при жизни композитора, сегодн€ многие считают еЄ одним из лучших хоровых произведений всех времЄн.

¬ 1747 году Ѕах посетил двор прусского корол€ ‘ридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неЄ сочинить. Ѕах был мастером импровизации и сразу исполнил трЄхголосную фугу. ѕозже »оганн —ебасть€н сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. ÷икл состо€л из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной ‘ридрихом теме. Ётот цикл был назван Ђћузыкальным приношениемї.

ƒругой крупный цикл, Ђ»скусство фугиї, не был завершЄн Ѕахом, несмотр€ на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти. ѕри жизни он ни разу не издавалс€. ÷икл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. ¬ этом цикле Ѕах использовал все инструменты и техники написани€ полифонических произведений.

ѕоследним произведением Ѕаха стала хоральна€ прелюди€ дл€ органа, которую он продиктовал своему з€тю, практически наход€сь на смертном одре. Ќазвание прелюдии Ч ЂVor deinen Thron tret ich hiermitї (Ђ¬от € предстаю перед “воим трономї); этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного Ђ»скусства фугиї.

—о временем зрение Ѕаха становилось всЄ хуже. “ем не менее, он продолжал сочин€ть музыку, дикту€ еЄ своему з€тю јльтникколю. ¬ 1750 году в Ћейпциг приехал английский офтальмолог ƒжон “ейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. “ейлор дважды прооперировал Ѕаха, но обе операции оказались неудачными, Ѕах осталс€ слепым. 18 июл€ он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случилс€ удар. Ѕах умер 28 июл€; возможно, причиной смерти стали осложнени€ после операций. ќставшеес€ после него состо€ние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 св€щенные книги.

¬ течение жизни Ѕах написал более 1000 произведений. ¬ Ћейпциге Ѕах поддерживал дружеские отношени€ с университетскими профессорами. ќсобенно плодотворным было сотрудничество с поэтом, писавшим под псевдонимом ѕикандер. »оганн —ебасть€н и јнна ћагдалена нередко принимали у себ€ в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей √ермании. „астыми гост€ми были придворные музыканты из ƒрездена, Ѕерлина и других городов, в том числе “елеман, крЄстный отец  арла ‘илиппа Ёммануила. »нтересно, что √еорг ‘ридрих √ендель, одногодка Ѕаха из √алле, что всего в 50 километрах от Ћейпцига, никогда не встречалс€ с Ѕахом, хот€ Ѕах дважды в жизни пыталс€ с ним встретитьс€ Ч в 1719 и 1729 годах. —удьбы этих двух композиторов, однако, были соединены ƒжоном “ейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

 омпозитора похоронили вблизи церкви св. ‘омы, где он прослужил 27 лет. ќднако вскоре могила затер€лась, и лишь в 1894 году останки Ѕаха случайно были найдены во врем€ строительных работ; тогда и состо€лось перезахоронение.

Ѕаховедение

ѕервыми описани€ми жизни Ѕаха стал его некролог и кратка€ хроника жизни, изложенна€ его вдовой јнной ћагдаленой. ѕосле смерти »оганна —ебать€на не предпринималось попыток публикации его жизнеописани€, пока в 1802 году его друг ‘оркель, основыва€сь на собственных воспоминани€х, некрологе и рассказах сыновей и друзей Ѕаха, не издал первую подробную биографию. ¬ середине XIX века интерес к музыке Ѕаха возродилс€, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. —ледующим капитальным трудом о Ѕахе стала книга ‘илиппа Ўпитты, изданна€ в 1880 году. ¬ начале XX века опубликовал книгу французский органист и исследователь јльберт Ўвейцер. ¬ этом произведении, кроме биографии Ѕаха, описани€ и анализа его произведений, много внимани€ удел€етс€ описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, св€занным с его музыкой. Ёти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Ѕаха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлени€ми. “ак, например, было установлено, что Ѕах написал некоторые кантаты в 1724Ч1725 годах (раньше думали, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведени€, а некоторые приписываемые ранее Ѕаху оказались написанными не им; были установлены некоторые факты его биографии. ¬о второй половине XX века было написано много работ на эту тему Ч например, книги  ристофа ¬ольфа.

“ворчество

Ѕах написал более 1000 музыкальных произведений. —егодн€ каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis Ч каталог работ Ѕаха). Ѕах писал музыку дл€ разных инструментов, как духовную, так и светскую. Ќекоторые произведени€ Ѕаха €вл€ютс€ обработками произведений других композиторов, а некоторые Ч переработанными верси€ми своих произведений.

ќрганное творчество

ќрганна€ музыка в √ермании ко времени Ѕаха уже обладала давними традици€ми, сложившимис€ благодар€ предшественникам Ѕаха Ч ѕахельбелю, ЅЄму, Ѕукстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему вли€л на него. — многими из них Ѕах был знаком лично.

¬ течение жизни Ѕах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. ќн работал как в традиционных дл€ того времени Ђсвободныхї жанрах, таких как прелюди€, фантази€, токката, так и в более строгих формах Ч хоральной прелюдии и фуги. ¬ своих произведени€х дл€ органа Ѕах умело соедин€л черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомилс€ в течение жизни. Ќа композитора оказала вли€ние как музыка северонемецких композиторов (√еорг ЅЄм, с которым Ѕах встретилс€ в Ћюнебурге, и ƒитрих Ѕукстехуде в Ћюбеке), так и музыка южных композиторов: Ѕах переписывал себе произведени€ многих французских и италь€нских композиторов, чтобы пон€ть их музыкальный €зык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов ¬ивальди дл€ органа. ¬ течение наиболее плодотворного дл€ органной музыки периода (1708Ч1714 годы) »оганн —ебасть€н не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную ќрганную книжечку Ч сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. ѕосле отъезда из ¬еймара Ѕах стал меньше писать дл€ органа; тем не менее, после ¬еймара были написаны многие известные произведени€ (6 трио-сонат, сборник ЂClavier-Übungї и 18 Ћейпцигских хоралов). ¬сю жизнь Ѕах не только сочин€л музыку дл€ органа, но и занималс€ консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

ѕрочее клавирное творчество

Ѕах также написал р€д произведений дл€ клавесина, многие из которых можно было исполн€ть и на клавикорде. ћногие из этих творений представл€ют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приЄмы и методы сочинени€ полифонических произведений. Ѕольшинство клавирных произведений Ѕаха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием ЂClavier-Übungї (Ђклавирные упражнени€ї).

* Ђ’орошо темперированный клавирї в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, Ч сборник, в каждом томе которого содержитс€ по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Ётот цикл имел очень важное значение в св€зи с переходом на системы настройки инструментов, позвол€ющие одинаково легко исполн€ть музыку в любой тональности Ч прежде всего, к современному равномерно темперированному строю, хот€ неизвестно, пользовалс€ ли Ѕах именно им.

* 15 двухголосных и 15 трЄхголосных инвенций Ч небольшие произведени€, расположенные в пор€дке увеличени€ количества знаков в тональности. ѕредназначались (и используютс€ по сей день) дл€ обучени€ игре на клавишных инструментах.

* “ри сборника сюит: јнглийские сюиты, ‘ранцузские сюиты и ѕартиты дл€ клавира.  аждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необ€зательна€ часть между последними двум€). ¬ английских сюитах аллеманде предшествует прелюди€, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необ€зательных частей увеличиваетс€, а прелюдии отсутствуют. ¬ партитах стандартна€ схема расшир€етс€: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причЄм не только между сарабандой и жигой.

* √ольдберг-вариации (около 1741) Ч мелоди€ с 30 вариаци€ми. ÷икл имеет довольно сложное и необычное строение. ¬ариации стро€тс€ скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.

* –азнообразные пьесы вроде Ђ”вертюры во французском стилеї, BWV 831, Ђ’роматической фантазии и фугиї, BWV 903, или Ђ»таль€нского концертаї, BWV 971.

ќркестрова€ и камерна€ музыка

Ѕах писал музыку как дл€ отдельных инструментов, так и дл€ ансамблей. ≈го произведени€ дл€ инструментов соло Ч 6 сонат и партит дл€ скрипки соло, BWV 1001Ч1006, 6 сюит дл€ виолончели, BWV 1007Ч1012, и партиту дл€ флейты соло, BWV 1013, Ч многие считают одними из самых глубоких творений композитора.  роме того, Ѕах сочинил несколько произведений дл€ лютни соло. ѕисал он также трио-сонаты, сонаты дл€ солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указани€ инструментов дл€ исполнени€. Ќаиболее значимые примеры таких произведений Ч циклы Ђ»скусство фугиї и Ђћузыкальное приношениеї.

Ќаиболее известные произведени€ Ѕаха дл€ оркестра Ч ЂЅранденбургские концертыї. ќни были так названы, потому что Ѕах, послав их маркграфу ’ристиану Ћюдвигу Ѕранденбург-Ўведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Ўесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. ƒругие дошедшие до нас произведени€ Ѕаха дл€ оркестра включают два скрипичных концерта, концерт дл€ 2 скрипок ре минор, BWV 1043, и концерты дл€ одного, двух, трЄх и даже четырЄх клавесинов. »сследователи считают, что эти концерты дл€ клавесинов были всего лишь переложени€ми более старых произведений »оганна —ебасть€на, ныне утер€нных.  роме концертов, Ѕах сочинил 4 оркестровые сюиты.

¬окальные произведени€

*  антаты. ¬ течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Ѕах в церкви св. ‘омы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. ’от€ Ѕах исполн€л и кантаты других композиторов, в Ћейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник.  роме того, он сочинил некоторое количество кантат в ¬еймаре и ћюльхаузене. ¬сего Ѕахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дожили до наших дней.  антаты Ѕаха сильно различаютс€ по форме и инструментовке. Ќекоторые из них написаны дл€ одного голоса, некоторые Ч дл€ хора; некоторые требуют дл€ исполнени€ большого оркестра, а некоторые Ч всего несколько инструментов. ќднако наиболее часто используема€ модель такова: кантата открываетс€ торжественным хоровым вступлением, затем чередуютс€ речитативы и арии дл€ солистов или дуэтов, а завершаетс€ всЄ хоралом. ¬ качестве речитатива обычно берутс€ те же слова из Ѕиблии, что читаютс€ на этой неделе по лютеранским канонам. «авершающий хорал часто предвосхищаетс€ хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Ќаиболее известными из духовных кантат Ѕаха €вл€ютс€ ЂChrist lag in Todesbandenї (номер 4), ЂEin' feste Burgї (номер 80), ЂWachet auf, ruft uns die Stimmeї (номер 140) и ЂHerz und Mund und Tat und Lebenї (номер 147).  роме того, Ѕах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событи€м, например, к свадьбе. —реди самых известных светских кантат Ѕаха Ч две —вадебных кантаты и шуточна€  офейна€ кантата.

* ѕассионы, или страсти. —трасти по »оанну (1724) и —трасти по ћатфею (ок. 1727) Ч произведени€ дл€ хора и оркестра на евангельскую тему страданий ’риста, предназначенные дл€ исполнени€ на вечерн€х в страстную п€тницу в церкв€х св. ‘омы и св. Ќикола€. ѕассионы €вл€ютс€ одними из наиболее масштабных вокальных произведений Ѕаха. »звестно, что Ѕах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

* ќратории и магнификаты. Ќаиболее известна –ождественска€ оратори€ (1734) Ч цикл из 6 кантат дл€ исполнени€ во врем€ рождественского периода литургического года. ѕасхальна€ оратори€ (1734Ч1736) и магнификат представл€ют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем –ождественска€ оратори€ или пассионы. ћагнификат существует в двух верси€х: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

* ћессы. Ќаиболее известна€ и значима€ месса Ѕаха Ч месса си минор (закончена в 1749 году), представл€юща€ собой полный цикл ординари€. ¬ эту мессу, как и во многие другие произведени€ композитора, вошли переработанные ранние сочинени€. ћесса никогда не исполн€лась целиком при жизни Ѕаха Ч впервые это произошло только в XIX веке.  роме того, эта музыка не исполн€лась по назначению из-за длительности звучани€ (около 2 часов).  роме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Ѕаха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

ќстальные вокальные произведени€ Ѕаха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

»сполнение

—егодн€ исполнители музыки Ѕаха разделены на два лагер€: предпочитающие аутентичное исполнение, то есть с использованием инструментов и методов эпохи Ѕаха, и исполн€ющие Ѕаха на современных инструментах. ¬о времена Ѕаха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Ѕрамса, и даже наиболее масштабные его произведени€, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами.  роме того, в некоторых камерных произведени€х Ѕаха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодн€ известны очень разные версии исполнени€ одних и тех же произведений. ¬ органных произведени€х Ѕах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов[24]. »з струнных клавишных инструментов Ѕах предпочитал клавикорд. ќн встречалс€ с «ильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внес€ вклад в создание современного фортепиано. ћузыка Ѕаха дл€ одних инструментов часто перекладывалась дл€ других, например, Ѕузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведени€ дл€ фортепиано.

¬ попул€ризацию музыки Ѕаха в XX веке внесли свой вклад многочисленные ЂоблегчЄнныеї и осовремененные версии его произведений. —реди них Ч широко известные сегодн€ мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись ¬енди  арлос 1968 года ЂSwitched-On Bachї, где использовалс€ недавно изобретЄнный синтезатор. ќбрабатывали музыку Ѕаха и джазовые музыканты, такие как ∆ак Ћусье. —реди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попыталс€ ‘Єдор „ист€ков в своем сольном альбоме 1997 года Ђ огда проснетс€ Ѕахї.

—удьба музыки Ѕаха

¬ последние годы жизни и после смерти Ѕаха его известность как композитора стала уменьшатьс€: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. ≈го больше знали и помнили как исполнител€, педагога и отца Ѕахов-младших, в первую очередь  арла ‘илиппа Ёммануила, музыка которого была известнее. ќднако многие крупные композиторы, такие как ћоцарт, Ѕетховен и Ўопен, знали и любили творчество »оганна —ебасть€на. Ќапример, при посещении школы св. ‘омы ћоцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: Ђ«десь есть чему поучитьс€!ї Ч после чего, попросив ноты, долго и упоЄнно изучал их. Ѕетховен очень ценил музыку Ѕаха. ¬ детстве он играл прелюдии и фуги из Ђ’орошо темперированного клавираї, а позже называл Ѕаха Ђистинным отцом гармонииї и говорил, что Ђне –учей, а ћоре ему им€ї (слово Bach по-немецки значит Ђручейї). Ўопен перед концертами запиралс€ в комнате и играл музыку Ѕаха. ѕроизведени€ »оганна —ебасть€на оказали вли€ние на многих композиторов. Ќекоторые темы из произведений Ѕаха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.

Ѕиографи€, написанна€ в 1802 году »оганном Ќиколаем ‘оркелем, лично знавшим Ѕаха, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. ¬сЄ больше людей открывали дл€ себ€ его музыку. Ќапример, √Єте, довольно поздно в своей жизни познакомившийс€ с его произведени€ми (в 1814 и 1815 годах в городе Ѕад Ѕерка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинени€), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Ѕаха с Ђвечной гармонией в диалоге с самой собойї. Ќо насто€щее возрождение музыки Ѕаха началось с исполнени€ —трастей по ћатфею в 1829 году в Ѕерлине, организованное ‘еликсом ћендельсоном. √егель, посетивший концерт, позже назвал Ѕаха Ђвеликим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научили ценить в полной мереї. ¬ последующие годы продолжилaсь работа ћендельсона по попул€ризации музыки Ѕаха и рост известности композитора. ¬ 1850 году было основано Ѕаховское общество, целью которого €вл€лись сбор, изучение и распространение произведений Ѕаха. ¬ последующие полвека этим обществом была проведена значительна€ работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

¬ XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. »нтерес к музыке Ѕаха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила иде€ аутентичного исполнени€. “акие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было прин€то в XIX и начале XX веков, жела€ в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Ќекоторые композиторы выражали своЄ почтение Ѕаху, включа€ в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль Ч л€ Ч до Ч си в латинской нотации). Ќапример, Ћист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Ўуман написал 6 фуг на ту же тему. Ёту же тему использовал и сам Ѕах, например, в XIV контрапункте из Ђ»скусства фугиї. ћногие композиторы брали пример с его произведений или использовали темы из них. ѕримерами €вл€ютс€ вариации на тему ƒиабелли Ѕетховена, прототипом которых €вл€ютс€ Ђ√ольдберг-вариацииї, 24 прелюдии и фуги Ўостаковича, написанные под впечатлением от Ђ’орошо темперированного клавираї, и соната дл€ виолончели ре мажор Ѕрамса, в финал которой вставлены музыкальные цитаты из Ђ»скусства фугиї. ћузыка Ѕаха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск ¬о€джера.

ћонументы Ѕаху в √ермании

* ѕам€тник в Ћейпциге, воздвигнутый 23 апрел€ 1843 года √ерманом  науром по инициативе ћендельсона и по чертежам Ёдуарда Ѕендемана, Ёрнста –итшел€ и ёлиуса √юбнера.

* Ѕронзова€ стату€ на площади Frauenplan в Ёйзенахе, спроектированна€ јдольфом фон ƒонндорфом, поставлена 28 сент€бр€ 1884 года. —начала сто€ла на –ыночной площади возле церкви св. √еорги€, 4 апрел€ 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.

* ѕам€тник √енриха ѕольмана на площади Ѕаха в  Єтене, воздвигнут 21 марта 1885 года.

* Ѕронзова€ стату€  арла —еффнера с южной стороны церкви св. ‘омы в Ћейпциге Ч 17 ма€ 1908 года.

* Ѕюст работы ‘рица Ѕена в монументе Ђ¬альхаллаї под –егенсбургом, 1916 год.

* —тату€ ѕаул€ Ѕирра при входе в церковь св. √еорги€ в Ёйзенахе, установлена 6 апрел€ 1939 года.

* ѕам€тник Ѕруно Ёйермана в ¬еймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади ƒемократии.

* –ельеф –оберта ѕропфа в  Єтене, 1952 год.

* ѕам€тник Ѕернда √Єбел€ около рынка јрнштадта, воздвигнут 21 марта 1985 года.

* ƒерев€нна€ стела Ёда √арисона на площади »оганна —ебасть€на Ѕаха перед церковью св. ¬ласи€ в ћюльхаузене Ч 17 августа 2001 года.

* ѕам€тник в јнсбахе, спроектирован ёргеном √Єртцем, установлен в июле 2003 года.

ѕримечани€

1. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч генеалоги€ рода Ѕахов

2. ↑ ». Ќ. ‘оркель. ќ жизни, искусстве и произведени€х ».-—. Ѕаха, глава II

3. ↑ ¬ √ермании найдены рукописи Ѕаха, подтверждающие его обучение у ЅЄма Ч –»ј Ќовости, 31.08.2006

4. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч ѕротокол допроса Ѕаха

5. ↑ ј. Ўвейцер. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч глава 7

6. ↑ ». Ќ. ‘оркель. ќ жизни, искусстве и произведени€х ».-—. Ѕаха, глава II

7. ↑ ћ. —. ƒрускин. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч стр. 27

8. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч «апись в деле, јрнштадт, 29 июн€ 1707 года

9. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч запись в церковной книге, ƒорнхайм

10. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч ѕроект реконструкции органа

11. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч «апись в деле, ћюльхаузен, 26 июн€ 1708 года

12. ↑ ». Ќ. ‘оркель. ќ жизни, искусстве и произведени€х ».-—. Ѕаха, глава II

13. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч «апись в деле, ¬еймар, 2 декабр€ 1717 года

14. ↑ ћ. —. ƒрускин. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч стр. 51

15. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч запись в церковной книге,  Єтен

16. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч ѕротоколы заседани€ магистрата и прочие документы, св€занные с переездом в Ћейпциг

17. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч ѕисьмо ».-—. Ѕаха Ёрдману

18. ↑ ј. Ўвейцер. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч глава 8

19. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч —ообщение Ћ. ћицлера о концертах Collegium Musicum

20. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч  велльмальц об операци€х Ѕаха

21. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч ќпись наследства Ѕаха

22. ↑ ј. Ўвейцер. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч глава 9

23. ↑ ћ. —. ƒрускин. »оганн —ебасть€н Ѕах Ч стр. 8

24. ↑ ј. Ўвейцер. ».-—. Ѕах Ч глава 14

25. ↑ ƒокументы жизни и де€тельности ».-—. Ѕаха Ч –охлиц об этом событии, 21 но€бр€ 1798 года

26. ↑ http://www.bremen.de/web/owa/p_anz_presse_mitteilung?pi_mid=76241 (нем.)

27. ↑ http://www.bach-cantatas.com/Vocal/BWV244-Spering.htm (англ.)

28. ↑ http://voyager.jpl.nasa.gov/spacecraft/music.html (англ.)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11861
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12588
ƒональд ¬инникотт
”спешный велогонщик всех времен
ѕосетило:9982
Ёдди ћеркс

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru