Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдуард јртемьев

   /   

Eduard Artemiev

   /
             
‘отографи€ Ёдуард јртемьев (photo Eduard Artemiev)
   

ƒень рождени€: 30.11.1937 года
ћесто рождени€: Ќовосибирск, ———–
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ёлектронна€ схима

–оссийский композитор

"Ќа мой взгл€д, пришло врем€ мистерий. ƒейства, способного потр€сать людей и управл€ть их сознанием", - предрекает композитор Ёдуард јртемьев

22.05.2006

Ёдуард јртемьев - "музыкант-многостаночник". ќн создал с нул€ отечественную электронную музыку, озвучил около полутора сотен фильмов и написал сотни произведений в разных жанрах

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

—аундтреки к фильмам јндре€ “арковского, јндре€  ончаловского, Ќикиты ћихалкова... ќперы, сюиты, кантаты, фантазии и вариации в самых разных стил€х: рок, авангард, классика. Ќу а отечественна€ электронна€ музыка вообще об€зана своим рождением этому человеку.  омпозитору Ёдуарду јртемьеву. —ейчас на экраны выходит сериал "ƒоктор ∆иваго", дл€ которого он написал саундтрек, а композитор тем временем думает о постановке только что законченной им оперы "ѕреступление и наказание" по роману ƒостоевского. јртемьев рассказывал "»тогам" о современной музыке и своих проектах в напичканной суперсовременной техникой домашней студии. —ид€ в самом центре этой электронной паутины, композитор напоминал то ли астронавта в кабине звездолета, то ли монаха-отшельника новой эры. «десь делаетс€ музыка будущего!

- Ёдуард Ќиколаевич, вот попыталс€ подсчитать, к скольким фильмам вы музыку написали. ѕо-моему, сотн€ наберетс€.

- “олько художественных фильмов с моим участием больше 140, а есть также музыка к мультфильмам и документальным лентам, и € посто€нно получаю приглашени€ от кинокомпаний и режиссеров. Ќедавно мы как раз закончили "ƒоктора ∆иваго", сериал на этой неделе выйдет на “¬.

-  акую музыку вы написали дл€ истории интеллигента, живущего в эпоху больших перемен? Ќеужели что-нибудь электронное?

- Ќу что вы! «десь электроника была бы вовсе не к месту. ¬ моей практике электронна€ музыка в чистом виде никогда не была востребована режиссерами, ведь она имеет как бы надэмоциональный смысл, а кино обращаетс€ напр€мую к эмоци€м. Ёлектронную музыку в фильмах € использую лишь эпизодически и обычно в сочетании с акустическими инструментами. Ётот прием € применил и на этот раз, в эпизодах "видений" ёри€ ∆иваго. ¬ основном музыка звучит в исполнении симфонического оркестра, в р€де сцен € использую хор. —мотрите - и слушайте. ¬ фильме будут сюрпризы. Ќапример, совершенно иной по сравнению с романом финал...

- ћногие знают вас прежде всего как создател€ "—ол€риса" с его образом мысл€щего ќкеана.  ак вы работали с “арковским?

- √лавной задачей, которую поставил јндрей “арковский, было создание эмоционального пол€, и все средства мы подчинили этой идее. –абота€ над музыкой, € применил прием "звуковых колец", отдельно записанные аккорды - оркестровые, хоровые, электронные (каждый звучит на индивидуальном треке) - как бы вис€т в пространстве, посто€нно "крут€сь" и повтор€€сь, но никогда не совпада€ в периоде, этака€ музыкальна€ "плазма". јндрей предпочитал, чтобы в фильме большую роль играла не музыка как такова€, а звуковые образы. ¬ "—талкере" он поставил передо мной такую задачу: показать незримую границу между мирами - миром «емли и миром «оны, - но без музыки в традиционном ее понимании. я долго ломал голову и наконец придумал. ¬ эпизоде, где проезжает дрезина, к натуральному стуку колес на стыках рельсов € стал подмешивать близкие им по тембру синтезированные звуки. «ритель лишь чувствует - что-то изменилось, но когда это произошло и как герои переместились в мир «оны, никто сказать не может. ј в "Ќостальгии" јндрей обошелс€ вообще без авторской музыки. »таль€нцы были против моего участи€: профсоюз защищал своих авторов. ѕереломить ситуацию јндрей не мог и поступил вот так радикально.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8765
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7781
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2670
Ћайонел  окс

- ј что, на ваш взгл€д, отличает хорошую киномузыку от посредственной?

-  огда кадр нельз€ представить без нее. ¬ испанском фильме 50х годов "√лавна€ улица" есть такой эпизод: в роскошном бальном зале с ро€лем, который в этот момент настраивают, происходит долгое драматическое объ€снение девушки и юноши - лавеласа из высшего общества. ¬ременами раздаютс€ выматывающие душу звуки подт€гиваемой струны инструмента. ћен€ долго преследовали эти звуки. ѕо-моему, гениальное решение.

-  огда вы впервые зан€лись электронной музыкой?

-  огда по€вилс€ синтезатор јЌ—. јЌ— - это инициалы русского композитора јлександра Ќиколаевича —кр€бина. ј изобрел синтезатор ≈вгений јлександрович ћурзин - инженер-баллистик. ѕосле того как € окончил консерваторию в 1960 году, ≈вгений јлександрович предложил мне работу на јЌ—. —ейчас часто спор€т, кто первым придумал синтезатор - мы или американцы. Ёто, видимо, произошло одновременно. Ќо американцы сделали свой синтезатор "ћарк1" и "ћарк2" на базе первых больших Ё¬ћ, синтез и исполнение музыки кодировались на перфоленте. ј на нашем фотоэлектронном синтезаторе јЌ— мы рисовали звук от руки или специальным устройством - кодером - на стекле, покрытом черной краской и названном ћурзиным "партитурой". ѕравда, имитировать звуки инструментов можно было лишь приблизительно, но это и не считалось первостепенной задачей.

- ¬ чем же тогда преимущество синтезатора перед оркестровым исполнением?

- «наете, »горь —травинский говорил: "ћен€ исполн€ют много и часто хорошо, но правильно играю только €". ћурзин считал, что композитора нужно освободить от промежуточного звена посредников: исполнителей, дирижеров, звукорежиссеров... ј на јЌ—, рису€, подмалевыва€ и занима€сь прочим звуковым колдовством, композитор мог сам осуществить весь творческий процесс, от сочинени€ до исполнени€ и записи.

- Ёто было революцией?

- ¬ каком-то смысле да. ¬ музыке родилось совершенно новое и €ркое направление. ≈сть еще одно важное выразительное средство, которое подарила нам электроника, - это возможность управл€ть акустическим пространством и даже его "сочин€ть". ќтдельные попытки вли€ть на акустику во врем€ исполнени€ встречались в прошлом. Ќапример, в ¬енеции в —редние века несколько хоров входили в храм —в€того ћарка с разных сторон, прихожане были свидетел€ми акустических чудес, когда чудилось, что запели сами ангелы с небес. Ќедавно министр культуры јлександр —околов рассказывал мне о партитурах Ѕетховена, которые он видел в ¬ене, с поправками, сделанными рукой ћалера. ќказалось, что эти поправки ћалер вносил в зависимости от акустики залов, где исполн€лись сочинени€ Ѕетховена. ¬ одних тактах он что-то дописывал, в других вычеркивал - пыталс€ управл€ть акустикой. —ейчас возможности совсем иные, и дл€ этого не требуетс€ редактирование нотного текста. я вспоминаю, как работал во ‘ранции на знаменитом компьютере Next. ћне помогала русский специалист-математик из ѕетербурга ¬алентина Ћемуан. ѕомню, как она произнесла: "—ейчас твою секвенцию мы обработаем функцией „ебышева…" - и € слышу, как возникает совершенно фантастическое облако звуков, по€вилось ощущение, что мир распахнулс€.

- «начит, будущее музыки за электроникой?

- Ќикогда новые средства не отмен€ли уже сложившиес€.  роме того, ≈вгений јлександрович ћурзин как-то высказал мысль, что человечество использовало колебани€ естественных сред: колебани€ воздуха, струны, твердых тел, колебани€ электрического тока, значит, когда-нибудь смогут уловить колебани€ души и сделать дл€ нее инструмент. ћожно будет управл€ть душами. Ќо это уже вопрос нравственный: вр€д ли Ѕог такое допустит. ќднако сближение музыки с "колебани€ми души" неизбежно. “ем более что в музыке наблюдаетс€ кризис традиционных жанров. Ќа мой взгл€д, пришло врем€ мистерий. ƒейства, способного потр€сать людей и управл€ть их сознанием. ƒл€ этого потребуетс€ колоссальна€ техническа€ мощь. Ёто будет очень дорого стоить, придетс€ строить совершенно новые залы, с такой акустикой, чтобы звук мог трансформироватьс€, со скрытыми - так называемыми аморфными - экранами. »х не видно, и у зрител€ возникает иллюзи€ реального присутстви€ героев. ¬прочем, в идеале в мистерии зритель - тоже участник действа.

-  ак в ранней античной драме?

- ƒа. “олько в античные и средневековые времена действо подпитывалось зрительской фантазией и детской верой в св€щенное, а теперь самих слушателей надо посто€нно взбадривать, использу€ современные технологии. —егодн€ зритель уже многое повидал, радио и “¬ долбают его ежедневно. ¬озникает естественное желание защитить себ€ от этой агрессивной среды. «адача в том, чтобы добратьс€ сквозь такую броню до „еловека… Ќедавно € завершил оперу "ѕреступление и наказание" по ƒостоевскому. ’отелось бы это произведение поставить как мистерию, но пока это маловеро€тно, в основном по финансовым соображени€м.

- Ќасколько € знаю, вы писали оперу с 1977 года.

- “огда по€вилс€ сценарий, созданный јндреем  ончаловским, ћарком –озовским и ёрием –€шенцевым. я начал собирать материал и сочинил первые эскизы. ѕотом  ончаловский, вдохновитель проекта, уехал в јмерику, и все заглохло. „ерез какое-то врем€ € вновь вз€лс€ за дело. ѕоначалу мы предполагали сделать рок-оперу, но потом замысел стал вырастать буквально на глазах, и мы как-то естественно пришли к полистилистике. XIX век, ѕетербург. ƒействие происходит и в кабаках, и в полицейском участке, и в ночлежках, и на —енной площади. ѕарти€ старухи-процентщицы решена в стиле симфо-рэп. ѕарти€ –одиона –омановича –аскольников решена в традици€х рок-музыки. “олпа на —енной площади поет и пл€шет под гармошку и балалайки в "союзе" с рок-группой.  стати, у нас в либретто по€вилась сцена наводнени€, которой нет в романе. ѕетербург - город греха, и его смывает. ќн исчезает в пучине. ¬се гибнут, спасаютс€ только —он€ и –аскольников, это как бы новые јдам и ≈ва.

- ј какой бюджет у постановки?

-  ончаловский предполагает, что как минимум п€ть миллионов долларов. —ейчас эпоха чистой информатики - и искусство существует на правах информационного повода. ћиссионерска€ функци€ искусства утрачена, сейчас тот, кто ее на себ€ берет, кажетс€ чудом. ¬ услови€х так называемой глобализации человечество виртуально объединилось в рамках того же »нтернета. ј духовно - опасно разобщено. Ќо осознать себ€ детьми јдама хот€ бы на короткий момент, думаю, возможно. ¬от дл€ этого мистерии и нужны. ¬ заключение хотел бы заметить, что, несмотр€ на очевидные и впечатл€ющие достижени€ и захватывающие перспективы новых технологий, главным ориентиром и объектом музыки остаетс€ человек.   нему она обращена и в нем черпает энергию. ¬ свете этого наука и технологи€ лишь могущественные инструменты, расшир€ющие наши возможности в духовном познании Ѕожественной сущности Ѕыти€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10630
≈вгений ƒрагунов
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:10184
“рейнтье  еевер
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13708
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru