Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдуард јртемьев

   /   

Eduard Artemiev

   /
             
‘отографи€ Ёдуард јртемьев (photo Eduard Artemiev)
   

ƒень рождени€: 30.11.1937 года
ћесто рождени€: Ќовосибирск, ———–
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 омпозитор электронной музыки

–оссийский композитор

—очинени€ Ёдуарда јртемьева звучали в јнглии, ‘ранции, √ермании, »талии, ¬енгрии, ‘инл€ндии,  анаде, —Ўј, Ѕразилии, јргентине, японии, јвстралии. ¬ 1990 году российска€ компани€ "Ёлектрошок –екордз" выпустила пластинку с произведени€ми композиторов, работавших в московской электронной студии на јЌ—е.

07.04.2005

–одилс€ 30 но€бр€ 1937 года в Ќовосибирске. ќтец - јртемьев Ќиколай ¬асильевич (1905-1986). ћать - јртемьева Ќина јлексеевна (1915-1997). —упруга - јртемьева »зольда јлексеевна (1936 г. рожд.). —ын - јртемьев јртемий Ёдуардович (1966 г. рожд.).

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

—очин€ть музыку Ёдуард јртемьев начал еще учеником ћосковского хорового училища (1953-55) под руководством ћ.ј. ѕарцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Ќетрадиционность творческого мышлени€, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетани€м про€вились у јртемьева уже тогда. ¬ числе впечатлений, пробудивших в нем т€гу к сочинению, были поздние опусы —кр€бина, услышанные дома в исполнении его д€ди - хорового дирижера Ќ.». ƒемь€нова, преподававшего теоретические предметы в ћосковском хоровом училище и в консерватории, произведени€ ƒебюсси и —травинского. ” д€ди была больша€ музыкальна€ библиотека, где была собрана вс€ оперна€ классика. јртемьев с детства очень любил и хорошо знал произведени€ италь€нских композиторов - ѕуччини, Ѕеллини, ƒоницетти...



¬ 1960 году Ёдуард јртемьев окончил теоретико-композиторский факультет ћосковской консерватории по классу ё.ј. Ўапорина и Ќ.Ќ. —идельникова. “ворческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком ≈.ј. ћурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора јЌ—, названного так в честь јлександра Ќиколаевича —кр€бина.

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

¬ 1960 году, когда јЌ—, установленный в музее ј.Ќ. —кр€бина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки. —реди первых энтузиастов был и Ёдуард јртемьев. ¬ 1961-63 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследовани€ звука у ћурзина, по существу стал его учеником в электронике. —егодн€ Ё. јртемьева называют основателем отечественной электронной музыки нар€ду с ≈. ћурзиным. Ќе только потому, что из композиторов, обратившихс€ к совершенно новой области музыкального искусства, - а это были ј. ¬олконский, Ќ. Ќикольский, —.  рейчи, позднее ј. Ќемтин, ќ. Ѕулошкин, Ў.  алош, —. √убайдуллина, Ё. ƒенисов, ј. Ўнитке, ¬. ћартынов - он единственный св€зал с ней свою судьбу. ќн, по существу, сохранил в –оссии целое направление, продолжа€ в нем работать, когда по указанию свыше студи€ ћурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие.

— первых же дней работы на јЌ—е Ё. јртемьев вел де€тельность, которую без таких пон€тий, как энтузиазм, самоотдача, охарактеризовать нельз€. ќстра€ дискусси€ вокруг электронной музыки осложн€ла и без того ограниченные услови€ дл€ ее развити€. Ё. јртемьев же ее пропагандировал, выступал в печати, погрузилс€ в эксперименты, в изучение смежных дл€ нового вида композиции областей - акустики, основ электроники, приобретал навыки стереозвукозаписи, приобща€сь к практике звукоинженера, увлекс€ исследованием истории и теории электронной музыки (написал "«аметки об электронной музыке").  огда же ћурзин при поддержке Ўостаковича добилс€ в 1966 году открыти€ в ћоскве студии электронной музыки, јртемьев продолжил работу в ней.

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

—егодн€ Ёдуард јртемьев - признанный лидер российской электронной музыки. ћногие его эксперименты и открыти€ осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он €вл€етс€. јртемьев пишет €рко, талантливо, увлека€ силой своего воображени€, темпераментом, благородным артистизмом. ≈го звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Ёдуард јртемьев - автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. ¬ творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. ¬ смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

—очинени€ 1960-х - начала 1970-х годов принадлежат эстетике авангарда. ¬ первые послеконсерваторские годы јртемьев работает с традиционными составами (одновременно он уже осваивает јЌ—). ¬ этот период им написаны произведени€ крупных форм: оратори€ на стихи ј. “вардовского "я убит подо –жевом" (1960, дипломна€ работа), симфоническа€ сюита "’ороводы" (1960), сюита дл€ женского хора и оркестра "Ћубки" (1962), кантата "¬ольные песни" (на тексты из народной поэзии, 1967), одночастный концерт дл€ альта (1961), музыка к пантомиме "«а мертвыми душами" (1966).

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11380
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9564
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7139
“ом ”эйтс

”же в ранних партитурах јртемьева отчетливо просматриваетс€ направление, в котором шли поиски воплощени€ оркестровыми средствами новых музыкальных идей - темброгармонических, сонорных, пространственных - тех, что композитор вскоре так естественно реализует в электронике.

Ёдуард јртемьев фотографи€
Ёдуард јртемьев фотографи€

¬ ранних электронных композици€х јртемьева, написанных в период изучени€ јЌ—а, главным образом демонстрируютс€ возможности инструмента (по критери€м 1960-х годов оснащенность многоголосного электронного синтезатора ћурзина была уникальной). Ёто небольшие по продолжительности характерные пьесы "¬ космосе", "«вездный ноктюрн" (1961), "Ётюд" (1964). ¬ этих произведени€х јртемьевым найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.

≈ще в начале 1960-х годов электронными опытами јртемьева заинтересовались кинематографисты. ѕоначалу звукошумовыми напластовани€ми, электронными эффектами, подчеркнуто "неземным" звучанием озвучивались в основном научно-попул€рные фильмы "космической" тематики. “аким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Ё. јртемьева в фильме "ћечте навстречу" режиссера Ќ.  орюкова (1961, совместно с композитором ¬. ћурадели), документальных лентах "ѕланета ќкеан", "ƒом в космосе", сюжетах в киножурнале "’очу все знать", "јльманахе кинопутешествий". ¬ это же врем€ он создал электронно-музыкальный дизайн дл€ выставочных павильонов "Ёлектроника" в ћоскве и "—оветска€ космическа€ техника" в Ћондоне (1962). ќбе работы были отмечены медал€ми.

ѕерва€ крупна€ работа јртемьева в области электронной музыки - "ћозаика" (1967), в которой он приходит к новому дл€ себ€ типу композиции - электронно-сонорной технике. ¬ "ћозаике" тембры - "соноры" станов€тс€ самосто€тельными выразител€ми движени€ звука в пространстве.  омпозици€ получила признание на фестивал€х современной музыки во ‘лоренции (1968), ¬енеции (1969), ќранже (1970) и других городах, где она представл€ла советскую электронику - синтезатор јЌ— и музыку, на нем созданную, знаком€ западных коллег с де€тельностью московской электронной студии.

"ћозаика" дл€ јртемьева - произведение этапное. ¬ ней композитор нашел свой путь, способ художественного выражени€, открыл дл€ себ€ новые приемы электронного синтеза, многоканальной записи, раскрыл себ€ как архитектор и поэт звука.

"¬озможность проникновени€ в микрокосмос тембра, поиска в области создани€ контролируемых пространств" јртемьев осуществил в композиции "12 взгл€дов на мир звука: ¬ариации на один тембр" (1969), котора€ по уникальности технического замысла отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.

¬ 1967 году јртемьев пишет музыку к фильму режиссера —. —амсонова "јрена" (киностуди€ "ћосфильм"). — тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь композитора, став дл€ него, по его собственному признанию, "прекрасной лабораторией дл€ разнообразных творческих экспериментов" - от чисто внешних звуковых эффектов, спроецированных на "ирреальный" видеор€д, до синтеза в электроакустической палитре фильма различных стилистических пластов. Ёдуард јртемьев - один из первых отечественных композиторов, начавших широко примен€ть электронные звучани€ в кинофильмах.

¬ажную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с јндреем “арковским. “арковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки јртемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Ќеординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора. јртемьев прин€л участие в трех фильмах “арковского: "—ол€рис" (1972), "«еркало" (1975) и "—талкер" (1980) - причем в "—ол€рисе" как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, а также в спектакле "√амлет", постановку которого “арковский осуществил в 1970-е годы в ћосковском театре имени Ћенинского комсомола. –абота над "—ол€рисом" знаменательна еще и тем, что к этому фильму јртемьевым была создана перва€ электронна€ партитура - одна из немногих сохранившихс€ партитур ранней отечественной электронной музыки.

—ередина 1970-х годов знаменует начало нового этапа в творчестве Ёдуарда јртемьева, его музыка обретает иные черты.  омпозитор про€вл€ет повышенный интерес к рок-культуре, в которой его привлекла в первую очередь нова€ "эстетика" звука, подразумевающа€ €ркую, открытую эмоциональность, повышенный экспрессивный тонус высказывани€, его "направленность на слушател€", демократизм музыкального €зыка. "ƒл€ мен€ самое сильное "оружие" музыки - ее эмоциональное начало, способность пр€мо воздействовать на струны души, заставл€ть их резонировать", - считает композитор.

јртемьев видит творческие перспективы в ассимил€ции достижений профессиональной академической школы и рок-культуры на базе электронной техники. √лавным качеством его музыки становитс€ способность к любым соединени€м - жанровым, стилистическим, "техническим", открытость разным музыкальным традици€м. ярким примером этому служит кантата "–итуал" (1980, 1987 - нова€ редакци€ под названием "ќда доброму вестнику") на стихи ѕьера де  убертена дл€ нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, написанна€ дл€ торжественного открыти€ ќлимпийских игр в ћоскве (1980) и представл€юща€ собой, по словам автора, "синтез всех известных техник". ƒругие сочинени€ этого периода - симфони€ "—емь врат в мир —атори" дл€ скрипки, рок-группы и электронной фонограммы (1974); электронна€ рок-композици€ "ћираж" (1974); поэма дл€ рок-ансамбл€ и фонограммы "„еловек у огн€" (1977); вокально-инструментальный цикл "“епло земли" (1981, оперна€ верси€ - 1988), “ри поэмы дл€ сопрано и синтезатора на стихи ѕол€ ÷елана и —игитаса √еды (на литовском €зыке) - "Ѕелый голубь", "¬идение" и "Ћето" (все 1982); симфони€ "ѕилигримы" (1982); многие киномузыкальные работы ("—ибириада", "ќхота на лис", " онец вечности", "Ћунна€ радуга" и др.).

ѕримерно с конца 1980-х годов в произведени€х јртемьева по€вл€етс€ новое качество. ”наследованные от стил€ 1970-х годов демократические устремлени€, не св€занные столь непосредственно с рок-эстетикой, смыкаютс€ с иде€ми авангарда и поставангарда, рациональное - с интуитивным.

¬ 1989 году на основе музыки к фильмам “арковского јртемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием "—ол€рис", "«еркало", "—талкер" - заново написанные пьесы "“ема", "ѕоезд", "Ѕолезнь", "—танци€", "—луша€ Ѕаха", "»сход", "ќни шли долго", "—он", "ћедитаци€", "ќкеан", " артина Ѕрейгел€", "¬озвращение", "ѕосв€щение ј. “арковскому". ¬ызыва€ ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов “арковского, цикл ретроспективно создает образ поэтического мира режиссера. јльбом с записью этого произведени€ Ё. јртемьева был выпущен голландской фирмой "Boudisque" в 1990 году, объ€вленном ёЌ≈— ќ годом “арковского.

 омпозици€ јртемьева "“ри взгл€да на революцию", созданна€ к 200-летию ‘ранцузской революции, стала насто€щим открытием на ‘естивале электронной музыки в Ѕурже 1989 года. "≈го музыка могущественна€, выполненна€ с выдающимс€ совершенством, - писала газета "Diario de Lisboa". - Ёто произведение типично русского композитора, воспитанного в традици€х ћусоргского, —травинского, Ўостаковича... Ёто музыка большой эпической силы и экспрессии". Ќеобычно по замыслу и материалу произведение "‘антом из ћонголии" (1991) дл€ женского голоса и синтезаторов.

 омпозици€ "I would like to return" ("я хотел бы вернутьс€", 1993) €вл€ет собой чистый образец компьютерной музыки и во многом автобиографична. ¬ структурном плане произведение отражает этапы эволюции технологии электронной музыки от ее зарождени€ до наших дней.

“енденци€ к синтезу стилей и жанров воплотилась в произведении јртемьева "«десь и там" (1996): терцет дл€ тенора, сопрано и рок-певца с симфоническим оркестром на стихи ё. –€шенцева объединил традиции академического оперного ансамбл€ и пени€ в стиле рок.

¬ 2000 году Ёдуард јртемьев завершил работу над оперой "–аскольников" по роману ‘. ƒостоевского "ѕреступление и наказание" (либретто ј.  ончаловского, ћ. –озовского, ё. –€шенцева), начатой им еще в 1977 году. ѕервоначально задумыва€ свое произведение в жанре рок-оперы, композитор постепенно пришел к полистилистике, нар€ду с рок-группой использу€ симфонический оркестр, русские народные инструменты и все те средства, которыми располагает современна€ электронно-акустическа€ технологи€.

Ёдуард јртемьев - один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Ѕолее 150 "озвученных" им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатл€ют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач. ѕомимо ј. “арковского композитор работал с режиссерами Ќ. ћихалковым, ј.  ончаловским, ¬. јбдрашитовым, —. —амсоновым, ј. ќрловым, ј. ’амидовым и многими другими.

— Ќикитой ћихалковым сделаны все картины ("—вой среди чужих, чужой среди своих", "–аба любви", "Ќесколько дней из жизни ќбломова", "Ќеоконченна€ пьеса дл€ механического пианино", "–одн€", "”рга", "”томленные солнцем", "—ибирский цирюльник"), осуществлена постановка "ћеханического пианино" в »талии на сцене “еатра ди –ома. —отрудничество с ј.  ончаловским, начатое в "—ибириаде", в работе над оперой "ѕреступление и наказание", продолжилось на сцене парижского театра "ќдеон" в чеховской "„айке", а также на студи€х √олливуда в фильмах "ƒуэт дл€ одного", "√омер и Ёдди", "Ѕлижний круг", "ќдиссей". ¬ √олливуде Ё. јртемьев работал и с другими режиссерами: Ћ. Ўиллер, ƒ. √олден, ё. Ќейман (к/к "Double Jeopardy", "Burial of the Rats", "Heart of the deal").

Ђјртемьев великолепно чувствует экран, - отмечает ¬адим јбдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах "ќхота на лис" и "ќстановилс€ поезд", - он никогда не пишет иллюстративной музыки. ≈го музыка контрапунктирует изображению, дополн€ет, раскрывает глубинный смысл кадраї. ѕо словам Ќикиты ћихалкова, јртемьев обладает "поразительными способност€ми стилиста". “радиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к "√обсеку", возвышенный трагизм барокко - в "старинной" музыке дл€ инструментов —традивари ("¬изит к ћинотавру"), ретро начала XX века - в картине "–аба любви", музыкальна€ медитаци€ дзэн-буддизма - в "—талкере"...

Ѕольшой попул€рностью пользовались пластинки с записью его киномузыки, в частности диск-альбомы " артины-настроени€" и " артины-настроени€. II", куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск "“ерритори€ любви" с фрагментами из музыки к фильмам Ќикиты ћихалкова.  иномузыка јртемьева вызывает большой интерес и за рубежом. ¬о ‘ранции выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной дл€ сериала јндре€  ончаловского "—ибириада" (1979), компакт-диски с музыкой к картинам Ќ. ћихалкова "”рга" (1991) и "”томленные солнцем" (1995). ¬ —Ўј - "Ѕлижний круг" с музыкой к кинокартине ј.  ончаловского (1992). ¬ √олландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам јндре€ “арковского, куда вошла также композици€ "ѕосв€щение ј. “арковскому", специально написанна€ дл€ этого случа€ (1989). ¬ 2000 году французска€ компани€ "Musea" переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании "ћелоди€" вокально-инструментальную композицию "“епло земли" на стихи ёри€ –ытхэу.

—очинени€ Ёдуарда јртемьева звучали в јнглии, ‘ранции, √ермании, »талии, ¬енгрии, ‘инл€ндии,  анаде, —Ўј, Ѕразилии, јргентине, японии, јвстралии. ¬ 1990 году российска€ компани€ "Ёлектрошок –екордз" выпустила пластинку с произведени€ми композиторов, работавших в московской электронной студии на јЌ—е. ќна названа "ћузыкальные приношени€" и посв€щена пам€ти ≈вгени€ ћурзина (в нее, в том числе, вошли "ћозаика" и "12 взгл€дов на мир звука" Ё. јртемьева).

Ё. јртемьев €вл€етс€ президентом основанной им в 1990 году –оссийской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета »нтернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ёЌ≈— ќ. ќн читает лекции дл€ студентов-композиторов ћосковской консерватории, проводит мастер-классы. — 1964 по 1985 год он работал старшим преподавателем по классу инструментовки в »нституте культуры.

Ё.Ќ. јртемьев - Ќародный артист –оссии (1999), «аслуженный де€тель искусств –‘ (1985), лауреат четырех √осударственных премий в области литературы и искусства (1988, 1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы " урьер", "”рга", "”томленные солнцем" и "—ибирский цирюльник", двух премий Ќика (1995, 2000) за музыку к кинофильмам "Ћимита" и "ћама", премии "»скусство объединени€ „еловека и информации" в номинации "»скусство" (2000), премии "—в€той √еоргий" XXIII ћосковского международного кинофестивал€ "«а выдающийс€ вклад в мировой кинематограф" (2001). „лен —оюза композиторов и —оюза кинематографистов –‘.

∆ивет и работает в ћоскве.

ќ композиторе јртемьеве...
александр кормилицын 21.10.2007 05:08:46
 огда € первый раз услышал его музыку к кинофильму "—вой среди чужих, чужой среди своих", мне было совсем мало лет, но и тогда, мое сердце замерло, музыка развивала тему и оно хотело лететь прочь от этого мира в горний высший мир. —только высоких мыслей посещает когда заслушиваешьс€ этой ћузыкой! я еще не слышал ни одного композитора современника, который мог бы заставить душу открыть все свои самые потаенные чистые уголки. —пасибо вам, уважаемый, дорогой Ёдуард Ќиколевич, именно за эту композицию и за множество других. ќтныне € знаю »м€ великого  омозитора –оссии! Ѕраво ћаэстро! ƒолгих вам лет и творческих высот!

словами не выразишь
¬иктор 11.07.2010 02:01:17
”важаю ¬ас, Ёдуард Ќиколаевич, особенно люблю ¬ашу песню к к_ф "»нспектор √улл" - —он.


елена 16.01.2014 12:04:38
выдающийс€, потр€сающий музыкант. все, что написано к фильмам “арковского - гениально просто

—пасибо ¬ам
—ветлана 16.09.2014 04:56:15
”важаемый Ёдуард Ќиколаевич, бесконечно восхищаюсь ¬ашей музыкой... ¬ы - один из последних гениев постиндустриальной эпохи...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9564
ƒавид √оффен
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114129
јлександр ќрлов
јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15502
јлександр ¬асилевский

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru