Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей јйги

   /   

Aleksey Aigy

   /
             
‘отографи€ јлексей јйги (photo Aleksey Aigy)
   

ƒень рождени€: 11.07.1971 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 51 год

√ражданство: –осси€

ѕорой музыка выражает что-то помимо твоей воли

–оссийский композитор, скрипач

≈сть композиторы, которых можно назвать новаторами или первооткрывател€ми стилей, звуков, технологий. я этим не занимаюсь. ¬ каком-то смысле мою музыку можно назвать Ђисследованиемї, потому что она охватывает разные области и стили. Ќо скорее это исследование публики: что ей еще можно предложить, на что и как она отреагирует.

30.08.2005

¬озможно, самый попул€рный современный кинокомпозитор јлексей јйги и его ансамбль Ђ4´33ї весь год давали концерты в честь 10-лети€ группы. ”йд€ на каникулы, они оставили поклонникам сразу два новых диска: музыку к полнометражному фильму "ћой сводный брат ‘ранкенштейн" и к сериалу "√ибель империи". ќ состо€нии современной академической музыки, о детстве, взаимоотношени€х с людьми и действительностью с јлексеем јйги побучедовал наш кореспондент.

‘ото: vk.com/aigui
‘ото: vk.com/aigui

-  ак произошло ваше знакомство с музыкой?

-   сожалению, музыка сегодн€ звучит отовсюду, деватьс€ от нее некуда. — музыкой в детстве мен€ познакомила мамаЕ  ак ко мне пришла мо€ музыка? ¬ какой-то момент в голове начинает что-то вертетьс€ нав€зчивое. ƒумаешь, твое это или чужое. ћузыкальна€ иде€ сама по себе приходит и довольно просто. ≈сли над ней поработать, что уже не так просто, можно доделать мотив, рисунокЕ ћузыка может родитьс€ из ниоткуда, а может - и под воздействием внешнего: шума на улице, книги Ц чего угодно. —начала возникают в голове буквально две ноты, например Ђта-рамї, думаешь над ними - постепенно что-то прибавл€етс€. ѕростое что-то написать Ц элементарно и быстро, серьезные вещи занимают больше времени.

‘ото с сайта longarms.ru
‘ото с сайта longarms.ru

-  огда пишете, думаете только о будущем произведении или можете отвлекатьс€?

- ≈сли откладываю - редко к этому возвращаюсь. —тановитс€ неинтересно, поэтому €ркие идеи надо сразу Ђбрать за хвостї и из них делать музыку.

‘ото со страницы встречи ¬ онтакте
‘ото со страницы встречи ¬ онтакте

-  акие-то базисные представлени€ об этом у вас были заложены с детства?

- ƒетство у мен€ было странное, хот€ € занималс€ многими вещами: и музыкой, и спортом одновременно, окружали многие люди, - все равно € был немножко в стороне. ” нас в доме были художники разные, подпольные литераторы. Ќе знаю, как это мен€ сформировало? Ќапример, € не пил и отрицательно относилс€ к алкоголю долгое врем€. ” мен€ были строгие принципы, а в жизни - бардак сплошной. ј употребл€ть алкоголь начал будучи взрослымЕ но сразу много. ¬ообще думаю, что не надо искать в детстве что-то, что перевернуло мою жизнь. ¬ общем, € был простой ребенок и никогда не думал, как буду жить.

јлексей јйги фотографи€
јлексей јйги фотографи€

- ¬о врем€ учебы в училище вы играли в рок-группеЕ

Ћучшие дн€

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14598
ƒэвид Ѕайрон
Ѕудем жить, ћакарыч!
ѕосетило:7448
јлексей —мирнов
Ўарль Ќиколь. Ѕиографи€
ѕосетило:5819
Ўарль Ќиколь

- ƒа, это была группа Ђƒо мажорї јндре€ —училина. “ам € познакомилс€ с музыкантами, с которыми играл вместе несколько лет, они и открыли мне интересную музыку. »грали мы, условно говор€, арт-рок. “огда € и начал писать музыку. ¬ подростковом возрасте мне было интересно играть т€желый рок. √руппа исполн€ла музыку, грубо говор€, в стиле King Crimson, но это была не мо€ музыка. я в этой группе только играл на скрипке. Ѕыло это давно, в конце 1980-х. ƒаже не знаю, как и назвать стиль музыки, которую писал в тот периодЕ

јлексей јйги фотографи€
јлексей јйги фотографи€

- ѕомните свое первое произведение?

- ¬спомнил! я написал его в подростковом возрасте дл€ Ђƒо мажорї. Ќазывалось Ђ¬ ожидании фабричного гудкаї. ¬озможно, это была перефразированна€ цитата из пьесы ¬енедикта ≈рофеева ЂЎаги командораї. ¬ ней было что-то про заводской гудок: герои счастливы, что не слышат заводского гудка... ћы исполн€ли его на концерте на фабрике Ђƒукатї первым в программе. ѕо замыслу автора исполнители курили на сцене. Ќа третьей минуте произведени€ концерт был закрыт. «анавес закрылс€, и нас попросили покинуть помещение. ѕолучаетс€, € никогда не слышал своего первого произведени€. “ак печально началась мо€ карьера композитора.

- ¬ вашей музыке преобладают печальные интонацииЕ

јлексей јйги фотографи€
јлексей јйги фотографи€

- ћне некоторые говор€т, что она весела€. ¬се по-разному воспринимают. ќна совершенно разна€ - где-то грустна€, где-то весела€Е Ќе сказал бы, что очень весела€. »ногда в ней сочетаютс€ два душевных состо€ни€: одновременно она и иронична, и трагична. ћожет сбивать с толку.

- Ёто до какой-то степени отражает ваш характер?

- я не жизнерадостный человек, это правда. ѕорой музыка выражает что-то помимо твоей волиЕ я могу быть в одном состо€нии, а музыка пишетс€ совсем друга€.  роме того, работаю часто по заказу, в котором есть рамки, их € должен придерживатьс€.

- » как вам работать в рамках?

- ’орошо. ћногие композиторы люб€т этим заниматьс€. Ќапример, —травинский, обожал работать по заказу и говорил, что чем уже рамки, тем свободнее он себ€ чувствовал. ¬се композиторы работали по заказу. Ёто мен€ никак не ограничивает. “ем более никакого диктата нет. ƒл€ музыки к кино рамки Ц содержание сценари€. ћне интересно работать в рамках и решать технические задачи. Ќапример, даны 3 минуты 15 секунд, и за них что-то произошло, и это Ђчто-тої надо выразить в музыке.

-  огда пишете музыку к кино, ориентируетесь на картинку?

- ƒа. ћне дают сценарий почитать, но дл€ мен€ это только на уровне Ђинтересно - неинтересної. ƒл€ создани€ музыки сценарий не дает никакой информации. ј когда € вижу изображение, героев, движени€ камеры - все это мне сильно помогает.

- ¬ы писали музыку к немому киноЕ

- ¬ немом кино дл€ мен€ просто простор. ћного движений, отсутствие разговоров. ¬ немом кино музыка занимает второе или третье место по значимости, в игровом - совсем не так. —ейчас люди, которые делают кино, мало задумываютс€ о хорошей музыке. —егодн€шн€€ музыка в кино - набор песен или вещи, плохо написанные при€тел€ми режиссеров. ¬ первую очередь забот€тс€ о хорошем операторе - чтобы была красива€ картинка.

- ј что скажете о состо€нии современной академической музыки?

- ≈е пишут, и довольно много, но до слушател€ она не доходит, потому что никому не нужна. “ем более что современна€ академическа€ музыка еще и очень сложна€. —уществует нека€ секта современных академических композиторов, пишущих эту музыку. »х работу оплачивают из бюджетных фондов на выделенные государством деньги. ≈сть фестивали, существующие на деньги этих фондов, Ц их посещает очень малое количество людей. я знаю эту музыку, она построена по принципу посто€нного усложнени€. ¬ообще, весь путь европейской профессиональной музыки, начина€, скажем, с √айдна, построен по этому принципу.  аждый из композиторов, усложн€€, привносит что-то свое. ¬ итоге получаетс€, что обычному человеку невозможно ее пон€ть.  омпозиторы, которые пытаютс€ сделать музыку более доступной, уход€т в другие стили, например в джаз. ƒа и технический прогресс убивает старые формы музыки.

- ѕо-вашему, академическа€ музыка умирает?

- ”мерла давно. ≈е муми€ уже висит в музее. ј в музей, как правило, прин€то ходить, вот и есть немногие, кто ходит и смотрит на нее. ѕравда, иногда она лапками шевелит, мигает лампочками, вставленными вместо глаз, но, конечно, умерла уже. —имфонические оркестры в консерватории играют в основном музыку XIX века, реже XX. ј современна€ академическа€ музыка и не востребована, да и они не умеют ее играть.

- —вою музыку вы не считаете академической?

- ќна имеет различные формы, в зависимости от того, дл€ кого € пишу. ≈сли пишу дл€ группы - то эта неакадемическа€ музыка, а если дл€ оркестра Ц то скорее уже академическа€. ≈сли играю фальшиво Ц это рок, если нет Ц то классика. ћне нравитс€ сталкивать самые несочетаемые вещи. Ёто близко к коллажу, но здесь скорее особое мышление композиции непоследовательного развити€, смещени€ музыкальных пластов.

- ј исследованием свою музыку не считаете?

- ≈сть композиторы, которых можно назвать новаторами или первооткрывател€ми стилей, звуков, технологий. я этим не занимаюсь. ¬ каком-то смысле мою музыку можно назвать Ђисследованиемї, потому что она охватывает разные области и стили. Ќо скорее это исследование публики: что ей еще можно предложить, на что и как она отреагирует.

- ќднако вы создаете впечатление композитора, пишущего музыку в первую очередь так, чтобы она была интересна вам самому, а не публике.

- ¬ы совершенно правы, так и есть. ќднажды € пробовал сделать что-то близкое, как мне казалось, к публике, электронное. ѕолучилс€ альбом Ђ“аксидерми€ї, вышел в 1999 году. ќн оказалс€ сложнее предыдущих, продавалс€ хуже всех. ¬се равно, как ни старайс€, получаетс€ всегда только то, что можешь сделать. ћогу писать только свое.

- ¬ы говорили, что не любите театр. ѕочему?

- Ќеинтересно смотреть, когда люди пытаютс€ показать на сцене кусок жизни. Ќе могу отрешитьс€ от того, что мужик читает чужой текст и делает вид, что он переживает его. јктеры ведь показывают текст автора не так, как он написан. Ќе могу пон€ть, зачем они это делают? Ќе понимаю, зачем существует классический театр? ј экспериментальный, танцевальный театр € понимаю, мне он интересен.

- «наю, вы сотрудничали с Ђ инетическим театром —аши ѕепел€еваї. „ем его театр вас привлек?

- ѕонравилс€ своеобразной хореографией и текстом. я могу прин€ть правила игры современного танца, даже оперы или балета, потому что это условное искусство. Ќо вот не надо при мне ЂЌа днеї ставить!

-  лассическую литературу тоже не любите?

- Ќет, читать € люблю. —овсем не то.

- ¬ чем особенность музыки, написанной вами дл€ театра?

- Ќужно было создать музыку под движени€ танцоров, она должна соответствовать их физическим возможност€м. ћузыка дл€ театра —аши ѕепел€ева - работа, сильно зажата€ в рамки: € должен был сначала написать музыку, а он потом делать под нее хореографию. Ќо € заболел серьезно и попал в больницу. ѕепел€ев вз€л музыку разных композиторов, скомпилировал и поставил по ней балет.  огда € вернулс€, он мне сказал: Ђ” нас все готово. ¬от этот эпизод идет три минуты в таком-то темпе, и вот музыка, по которой мы ставилиї. я ее послушал, чтобы пон€ть, выкинул ее и написал собственную. ћне самому было интересно написать абсолютно в том же ритме, в том же размере, как у другого композитора, но при этом совершенно свою музыку. Ќикто никогда не догадаетс€, кака€ изначально музыка сто€ла. я так только один раз работал.

- „то такое ваши Ђокололитературные проектыї с Ћьвом –убинштейном?

- —лучайные проекты. ћы все в одной компании выпиваем, там прос€т выступить. “о с одними, то с другими делаем совместные вещи-импровизации. ¬ыгл€дит это так: –убинштейн читает свой текст, а мы вокруг него играем, импровизируем. “о же самое делали с ѕриговым, Ѕитовым, ћакаровым- ротковым и с моим папой.

- ј как папа относитс€ к вашей музыке?

- ќй, € не знаю. ” него всегда было много друзей-композиторов. ќднажды € вз€л его книгу и написал, правда, не до конца, на его тексты музыку дл€ народного хора с ансамблем. „астично произведение было сыграно. “еперь надо сесть и дописать. Ќе хватает времени.  ажетс€, ему понравилось, он мне даже сказал: Ђ аштанка, это успех!ї

- ј вы ведь еще и художник?

- ”же давно не пишу. ” мен€ нет на это времени.  огда-то писал, потом стал серьезно музыкой заниматьс€.

- ј что писали?

-  артинки. јбстрактные. ћонохромные вещи. “ем, что было под рукой, и на том, что было. ¬ основном гуашью. ƒл€ того чтобы пон€ть, интересно мне это сегодн€ и нет, надо потратить день жизни, собратьс€, купить новые краски, потому что старые все засохли, кисточки, бумагу, стол расчиститьЕ

- ∆алко потратить день жизни?

- Ќе жалко. “олько надо знать Ц ради чего.

-  огда пишете музыку и тратите на нее день жизни, вам не жалко?

- Ќет.

- ѕочему же на живопись не хотите потратить?

- Ќе думаю, что мои картины будут кому-то нужны. я очень давно этим не занималс€. Ќадо писать, потом куда-то написанное сдавать, участвовать в выставках. ј дома их складывать в стопку? ќднажды так делал. я не люблю вещи. ” мен€ вс€ квартира в детстве была складом картин. я плохо отношусь к живописи. ѕредставл€ете, что под кроватью лежит 300 картин? Ќе мои, чужих авторов.  огда на всех стенах вис€т шедевры? я считаю, что любое зан€тие искусством должно быть дл€ чего-то, его надо показать. Ќапример, мою музыку должен кто-то сыграть, а без этого - зачем мне все это? “огда € пойду лучше арбузами торговать.

- ’од€т слухи, что вы человек закрытый и неконтактный...

- Ёто соответствует действительности.

- ј какие люди вам интересны?

- ћне вообще люди неинтересны.

- “ака€ полна€ самодостаточность?

- я не знаю, достаточность это или недостаточность. ≈сть люди, которым нужно общение, знакомства близкие. ћне не нужно. √лавное, чтобы были собутыльники, а все остальное Ц не важно.

- Ќет дискомфорта? Ќе возникают мысли: может, раз мне люди неинтересны, со мной что-то не так?

- я никогда об этом не думал. ¬ы спросили - сейчас подумаю об этом. ¬ первый раз.

- Ќо ведь у вас есть друзь€ - например, коллеги по ансамблю?

- ќни друзь€, конечно, но у мен€ бывают с ними т€желые периоды взаимоотношений. ћы все по-разному относимс€ к проекту Ђ4'33ї. ƒл€ мен€ ансамбль Ц мо€ жизнь. я ничем другим заниматьс€ не могу. ћогу, конечно, писать музыку дл€ кино или оркестра, но этого недостаточно. ј у них есть друга€ работа: кто-то играет в оркестре, кто-то - в другой группе. јнсамбль не занимает 90% их жизни, как у мен€, а только 15%, например. ѕоэтому мне т€желее.

- — людьми из того, что прин€то считать "музыкальной тусовкой", не общаетесь? ¬ам неинтересно, что они о вас думают?

- ¬ы можете проверить мои слова, € не общаюсь ни с кем.  онечно, мне непри€тно, когда мен€ называют полным кретином. ќб этом € просто знаю. я не общаюсь с музыкантами. ћузыкантов, которые хот€т со мной общатьс€, немного. ¬от € и реб€та из ансамбл€ посто€нно выпадаем из музыкального круга. ƒа и музыка у нас така€, котора€ ни с какой другой не соприкасаетс€, и сами мы такие.

-  ак вы относитесь к музыкальным экспериментам - разного рода совместным проектам?

- ѕоложительно. — ƒитмаром Ѕонненом, немецким композитором, выпустили два диска, в 2002 и 2003 годах. — французской джазовой певицей ћиной јгосси делали проект в 2003-м. — ѕьером Ѕастьеном. —ейчас вообще нет желани€ с кем-либо сотрудничать.

- ј какие у вас, человека неконтактного, взаимоотношени€ с действительностью?

- ѕлохие. Ќедавно в банкомате неправильно набрал несколько раз свой пин-код и заблокировал кредитную карточку. я очень рассе€нный, все врем€ все забываю, часто не помню, как зовут человека, которого мне только что представилиЕ я не приспособлен к жизни в больших городах. Ќа местности плохо ориентируюсь. ¬от однажды поехал к маме, у мен€ мама в деревне живет, и в два часа ночи вышел со станции и пошел не в том направлении. ѕотом, уставший, в п€ть утра уснул на ступеньках чьего-то дома, и пришла кошка, обогрела мен€, а когда проснулс€, люди подсказали мне, куда идти.

„етыре минуты молчани€

—ын известного поэта √еннади€ јйги - јлексей јйги родилс€ в ћоскве в 1971 году. «акончил ћузыкальное училище им. »пполитова-»ванова по классу скрипки, училс€ год в √»“»—е на продюсерском факультете.

¬ 1994-м основал ансамбль Ђ4'33ї, который ныне участвует как в фестивал€х современной академической музыки, так и в рок- и джаз-фестивал€х.

јлексей јйги - автор музыки ко многим фильмам, в частности Ђ—трана глухихї и Ђћой сводный брат ‘ранкенштейнї ¬алери€ “одоровского, Ђ–етро втроемї ѕетра “одоровского, сериалам " аменска€" и "√ибель империи".

«а музыку к Ђ—тране глухихї получил Ђ«олотой ќвенї в 1998 году.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14598
ƒэвид Ѕайрон
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7881
≈катерина ћельник
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9032
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru