Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир —офроницкий

   /   

Vladimir Sofronitsky

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир —офроницкий (photo Vladimir Sofronitsky)
   

ƒень рождени€: 08.05.1901 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 29.08.1961 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 60 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

–усский советский пианист и педагог, профессор Ћенинградской консерватории

¬с€кий истинный художник живет во времени. Ќо и вне его. "¬ечности заложнику времени в плену", - сказал поэт. ѕоэтому нельз€ пон€ть его, исход€ только из каких-то сегодн€шних идеологических представлений. ќн всегда не укладываетс€ в них, он всегда напоминает непрошеным судь€м: не то, что мните вы, - художник...

09.12.2004

"ѕерсона" No.3, 2000.

¬ладимир —офроницкий фотографи€
¬ладимир —офроницкий фотографи€

—ќ‘–ќЌ»÷ »… ¬ладимир ¬ладимирович

ћузыкант

¬ладимир —офроницкий фотографи€
¬ладимир —офроницкий фотографи€

–одилс€ в 1901 году в ѕетербурге

1919 - первый сольный концерт

¬ладимир —офроницкий фотографи€
¬ладимир —офроницкий фотографи€

1921 - диплом ѕетроградской консерватории

1928 - первые зарубежные гастроли в ¬аршаве и ѕариже

1936 - профессор Ћенинградской консерватории

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8113
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6356
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6284
—ергей ¬ласьев

1939 - цикл из 12 исторических концертов в Ѕольшом зале ћосковской консерватории

1942 - профессор ћосковской консерватории

1942 - заслуженный де€тель искусств –—‘—–

1943 - лауреат √осударственной премии ———– 1945 - участие в концерте лучших музыкантов мира на конференции в ѕотсдаме

”мер в 1961 году

13 ма€ 1921 года в ћалом зале ѕетроградской консерватории два ее выпускника играли дипломную программу ќба - сонату Ћиста си-минор. ѕублика сразу разделилась на две половины: одна болела за ћарию ёдину, втора€ - за ¬ладимира —офроницкого.

ј врем€ было более чем трудное дл€ классического искусства. ≈ще шла кровава€ и нечеловечески жестока€ гражданска€ война. ѕо городу патрулировали вооруженные рабочие и матросы, уже расстрел€н Ќиколай √умилев, открывший список "врагов народа" среди творческой интеллигенции. –ахманинов навсегда покинул –оссию, Ѕунин заканчивал рукопись трагических "ќка€нных дней". „ерез полгода уедет Ўал€пин... Ќо самое поразительное - зал консерватории был переполнен. —лушатели знали - играют два выдающихс€ таланта, которым предстоит прославить –оссию.

—офроницкий играл последним.  ак писал один из очевидцев концерта: "¬ыходит бледный высокий юноша, скромно клан€етс€, садитс€ за ро€ль и несколько минут остаетс€ неподвижным, с опущенной головой.  расивый взмах рук, и он начинает сонату Ћиста". ќн играл среди войны, разрухи, голода, отча€ни€, страха, безумных планов полной переделки мира и человека...

Ќа другой день по€вл€етс€ стать€ журналиста —трельникова, названна€ в духе того времени - "ѕроизводственный успех": "ѕоследний выпуск нашей консерватории выдвинул на эстраду две бесспорно выдающиес€ артистические единицы - ћарию ёдину и ¬ладимира —офроницкого. —офроницкий не любит холодного волнени€, бесстрастных сокровищ прошлого..."

—офроницкий очень рано обнаружил музыкальное дарование огромного масштаба. » даже первое слово, произнесенное им в младенческом возрасте, было не какое-нибудь, а - "ло€ль". Ќемногим позже он начал импровизировать - на заданные темы или в манере того или иного композитора. —емь€ его в это врем€ живет в ¬аршаве, ¬олодю начинают учить музыке, и вскоре его учительница решает показать своего воспитанника знаменитому профессору ћихайловскому ѕрофессор долго отказывалс€, говорил, что с маленькими не занимаетс€, но когда он услышал игру ¬олоди, воскликнул: "Ќо € же не предполагал, какое здесь дарование! “акого ученика € не могу не вз€ть".

»звестный в те годы пианист »осиф “урчинский приходит в восторг от его игры и оставл€ет в его альбоме следующую запись: "“алантливейшему и милому товарищу по искусству ¬олоде —офроницкому с искреннейшим и сердечнейшим пожеланием воздержатьс€ возможно дольше от концертной де€тельности, а работать умно, дабы укрепить свои силы и дух дл€ великих задач искусства".

ѕосле ¬аршавы он учитс€ в ѕетроградской консерватории. ¬ том же году, когда умирал не нужный новой власти Ѕлок, —офроницкий дает свой первый концерт в ћоскве в ћалом зале консерватории. ¬ следующем году состо€лс€ первый концерт молодого пианиста в Ѕольшом зале ѕетроградской консерватории. Ќачинаютс€ гастрольные выступлени€ в ћоскве, ѕетрограде, ќдессе, —аратове. ј в 1928 году он уезжает почти на два года за границу.

¬о врем€ гастролей —офроницкого в ѕариже там находилс€ великий русский композитор √лазунов, который так откликнулс€ на его игру: "я очень хорошо знаком-с ¬ладимиром —офроницким. Ёто один из самых замечательных молодых русских пианистов. ≈го игра отличаетс€ артистической зрелостью, совершенной техникой, проникновенностью, экспрессией и звучностью. я не боюсь утверждать, что перед ним открываетс€ больша€ артистическа€ будущность".

¬ €нваре 1930 года —офроницкий возвращаетс€. » снова концерты, концерты, концерты... ≈го талант столь велик, что никем не может быть оспорен или подвергнут сомнению. "¬от прекрасный, €ркий, молодой, оригинальный пианист, способный властно захватить слушател€. ≈го сфера, его стихи€ - музыкальный микрокосмос —кр€бина". ƒа, к этому времени уже окончательно про€вились пристрасти€ —офроницкого. ќн много играет Ўуберта, Ўумана, Ўопена, Ћиста, Ѕетховена, но на первое место ставит —кр€бина. ќн даже как-то сказал: "—кр€бин вне музыки". —тарша€ дочь —кр€бина ≈лена јлександровна становитс€ его женой. —ам —офроницкий никогда не слышал игру —кр€бина, но те, кто слышал их обоих, утверждали, что его игра удивительно напоминала игру —кр€бина. “ут было чудо, которое дозволено разве что гени€м.

–епертуар его был поистине безграничен. ќн свидетельствовал не только о необыкновенном таланте, но и действительно бесконечном трудолюбии. ќднажды —офроницкого спросили: "≈сли вас посадить за ро€ль, не прерыва€сь, за сколько времени вы сыграли бы весь свой репертуар?" ќн подумал и ответил: "ƒве недели, это точно". ќ том, что он испытывал, когда играл, можно судить по тому, как он говорил об исполнении 8-й прелюдии Ўопена: "я очень люблю ее.  ак будто радостное, благоуханное дыхание жизни неожиданно врываетс€ и захлестывает всю душу". ќднажды сыграв Ёкспромт Ўуберта, спросил своего сына јлександра:

-  акие ассоциации вызывает у теб€ эта музыка?

- Ќу, это какие-то философские раздумь€.

- Ќет, здесь стихи€ переживани€, здесь перекликаютс€ голоса отдаленных, не€сных, но дорогих воспоминаний. ¬ообще Ўуберт - самый добрый и земной композитор.

ј о второй части сонаты сказал так "—ейчас будет сама€ высока€ музыка на «емле. “олько боюсь, дойдет ли она до публики, ведь ее так редко играют".

ј потом была война. ќн встретил ее в Ћенинграде. “рудно представить себе сегодн€, что пережили несчастные жертвы ленинградской блокады. —офроницкий вместе с другими ленинградцами вынес, пережил все, что им было отпущено суровой судьбой. —реди холода, голода, артобстрелов и бомбежек, среди ежесекундного присутстви€ смерти —офроницкий играет дл€ бойцов, уход€щих на фронт. «рители - в ватниках, телогрейках, шинел€х. ¬ зале мороз, как на улице, видно лед€ное дыхание, а он играет в перчатках с прорезанными кончиками... ¬ марте 42-го года умирает его отец, в течение мес€ца —офроницкий не мог его похоронить - у него просто не было сил. ¬ апреле его, полуживого, вывоз€т в ћоскву... » уже через несколько дней он играет! —ольный концерт в зале „айковского.

ќн не только играет. —коро начинает преподавать в ћосковской консерватории. —туденты влюблены в своего профессора. ¬от как помнит то врем€ его ученица ќльга ∆укова: "ќблик ¬ладимира ¬ладимировича отличалс€ особой одухотворенностью, изысканностью, высокой интеллектуальностью.  расива€ внешность, стройна€ фигура, точеные, точно высеченные из мрамора и в то же врем€ необычайно живые выразительные руки, - все гармонировало с его внутренней красотой, душевным богатством. “епла€ обстановка, царивша€ в нашем классе, способствовала тому, что все мы были дружны между собой, в консерватории посто€нно держались стайкой и интересы у всех были общие. Ћюбовь и восторженное отношение к нашему руководителю объедин€ли и окрыл€ли нас. ”ход€ с урока, мы только и думали: как бы поскорее наступило врем€ следующего урока! —туденты других классов называли нас в шутку "софроничками", но мы не обижались, в чем-то это нам даже льстило".

¬ дни ѕобеды, летом 1945 года, ¬ладимир —офроницкий и Ёмиль √илельс играют в ѕотсдаме. » оп€ть концерты и работа в консерватории. » удивительна€ дл€ музыканта его масштаба скромность. ”дивительна€, особенно среди тщеслави€ и гордыни, которые так свойственны люд€м искусства.  ак-то ему сказали, что игра јльфреда  орто напоминает его игру. ќн возразил: "Ёто  орто напоминает мен€, а € -  орто". »з живущих пианистов первое место отдавал ¬альтеру √изенкингу. ѕришел в полный восторг от √лена √ульда и даже шут€ говорил: "” мен€ √ульд личности". —амым же великим пианистом XX века он считал –ахманинова. ќчень тепло отнесс€ к юному ¬ан  либерну, в которого влюбилась вс€ ћосква, даже специально приехал на встречу с ним в музей —кр€бина.  огда в какой-то беседе кто-то сказал, что не понимает шума, подн€того вокруг –ихтера, строго оборвал; "Ёто вы напрасно, там есть чем восторгатьс€". ќн умел уважать талант других, что не часто встречаетс€.

 огда –ихтер и —офроницкий встретились наконец, было решено выпить на брудершафт. ѕосле этого, как известно, нужно обругать друг друга и перейти на "ты". ќбругали. —офроницкий сказал –ихтеру: "√ений", а тот ему ответил: "Ѕог".  стати, когда однажды великому √енриху Ќейгаузу дали послушать запись пьесы ћоцарта в исполнении —офроницкого и –ихтера и спросили, кто лучше, хот€ трактовки были совершенно разными, Ќейгауз ответил замечательно: "ќба - лучше".

—ам ¬ладимир ¬ладимирович перед игрой Ќейгауза преклон€лс€. ≈ще в молодости после его концерта срочно послал родным телеграмму: "Ѕыл на концерте √арри, счастлив, что живу в одно врем€ с таким гением".

„асто большой художник кажетс€ люд€м большим ребенком, человеком со странност€ми. „то ж, душа большого художника действительно скроена несколько иначе, она необыкновенно чутка к чужим страдани€м, ее ничего не стоит оскорбить, задеть, ранить. ќн иначе чувствует, слишком сильно.  огда —офроницкому предложили перечитать книгу ƒиккенса "ƒомби и сын", он отказалс€: "Ќет, нет, там столько несчасть€, там такие садисты, € не могу это читать". » тут не было ни намека на позу, на стремление к покою. ѕотому что он был убежден: нет ничего хуже дл€ человека искусства, чем стремление к удобствам: "Ќельз€ чувствовать себ€ комфортно, как в м€гком купе международного поезда". —ам он всегда металс€, сомневалс€.   нему целиком приложимы слова ѕастернака: "— кем протекли его борень€? — самим собой, с самим собой". ќн не любил записыватьс€, и был прав. “ехника тех лет была далека от возможности точно зафиксировать его игру ќ каждой из своих записей говорил: "Ёто все нужно уничтожить, потому что это мои трупы". Ќе любил конкурсов, не мог пон€ть, как искусство можно уподобл€ть спорту.

ќн часто говорил, что не читал ни одной толковой рецензии на свою игру ѕричем страдал не только тогда, когда не понимали его творчество. ќднажды по радио прослушал премьеру симфонии Ўостаковича, пришел в восторг, ждал откликов, рецензий, а не дождавшись, с горечью сказал: "¬от самый великий композитор современности написал симфонию, ведь это целое событие в музыкальной жизни! ј нет никакого отклика, ни единого слова в прессе. » в то же врем€ сколько рецензий на ничтожные произведени€!  ритики ждут, какие указани€ будут свыше".

—ам он был неверо€тно лаконичен и точен в оценках других.

"Ћист - это ≈вропа, јнтон –убинштейн - весь мир, –ахманинов - это ¬селенна€".

ќ ¬ан  либерне: "Ёто личность. —екрет его успеха не только в гениальной музыкальной одаренности, но и в прит€гательной силе личности. ѕублика ощущает это и т€готеет к нему".

ќ записи –ахманиновым " арнавала" Ўумана: "“ам кажда€ нота - шедевр".

” вс€кого большого пианиста свой особый, неповторимый звук  аждому насто€щему музыканту ро€ль отвечает особым, неповторимым звуком. Ќо если многими пианистами просто восторгались, то игра —офроницкого вызывала недоумение: как он может извлекать такие звуки, как он заставл€ет ро€ль так слушатьс€ себ€ и так звучать? » где же найти слова, чтобы описать, как именно звучит ро€ль? ћожно было только восторгатьс€. —танислав Ќейгауз говорил: "«а несколько дней до концерта —офроницкого в мен€ посел€лась радость, € считал дни, оставшиес€ до его концерта".

≈го любили все. √лаза, весь облик —офроницкого излучали доброту.  ак-то он спросил сына: "ј ты тоже задумываешьс€, необходимое ли дл€ человека качество - доброта?" ¬ руках он держал газету с крупным заголовком: "ƒоброта. Ќужна ли она?". », не дожида€сь ответа, резко бросил: "ћен€ просто коробит от самого факта по€влени€ статьи с таким заголовком! Ќеужели кто-то нуждаетс€ в доказательстве необходимости доброты?". ќн не переносил жестокости, высокомери€, чванливости, душевной черствости. ѕросто страдал от них. ƒаже в минуты весель€ с его лица не сходила трагическа€ складка. Ќе мог спокойно слушать рассказы о войне - так переживал.

¬ладимир ¬ладимирович в каких-то своих про€влени€х был большим ребенком. Ќо его любимым писателем был ƒостоевский. ќн боготворил ѕушкина, сердилс€, когда Ћермонтова ставили выше. ќчень ценил ѕастернака и обожал Ѕлока, знал его наизусть чуть ли не всего. ќдно из самых дорогих воспоминаний: в ¬аршаве юный ¬олод€ играет на ро€ле, из соседней комнаты выходит красивый мужчина и начинает предлагать ему темы импровизаций - "ƒождик", "¬ьюга", "—олнце"... » ¬олод€ тут же, на его глазах, импровизирует. ѕозже вы€снилось - это был Ѕлок. „аще других —офроницкий повтор€л пронзительные строки:

» пусть € умру под забором как пес,

ѕусть жизнь мен€ в землю втоптала.

я верю: то Ѕог мен€ снегом занес,

“о вьюга мен€ целовала.

—офроницкий был как —частливый принц из сказки ќскара ”айльда. “от принц-скульптура позволил ласточке по очереди выклевать его рубин, его глаза-сапфиры, все золотые пластинки своего тела, чтобы раздать нищим. ќднажды во дворе дома пианист увидел орущую кошку ћальчишки объ€снили, что соседи себе завели новую, а эту выбросили. ќн тихо сказал: "¬от так и мен€..." Ќе договорил, не высказалс€ до конца - унес с собой тайну своей посто€нной печали и грусти.

ѕрирода наградила пианиста щедро всем: огромным талантом, добрым сердцем, красивой душой и замечательной внешностью. Ќе было только здоровь€, подорванного еще испытани€ми ленинградской блокады. ћучили сердечные приступы, из-за которых он часто отмен€л концерты, а порой вынужден был уходить со сцены, не доиграв.

¬ 1961 году вс€ музыкальна€ ћосква содрогнулась: у —офроницкого рак. ќн не бо€лс€ смерти.  огда врачи прописали обезболивающие наркотики, он сам их отменил: "Ќе обманывайте мен€. я должен все претерпеть до конца". ѕоследний концерт он дал 7 €нвар€ 1961 года в музее —кр€бина. —реди других пьес была “рагическа€ поэма —кр€бина, котора€ оказалась его –еквиемом.

≈го тело покоитс€ на Ќоводевичьем, там же, где –ихтер, ќборин, Ќейгауз, ѕрокофьев и Ўостакович, а душа - в раю.

Ѕлагодарность и пожелание
¬изель јндрей ќскарович 24.04.2006 04:22:24
¬аше сообщение доставило большое удовольствие: прекрасно о прекрасном. »нформативно и с боьшим тактом написанна€ биографи€ большого артиста приобщает читател€ к великим достижени€м культуры. Ѕыло бы совсем замечательно, если бы текстовый портрет пианиста был дополнен образцом его собственного творчества - записью его игры в виде по-современному почищенного трека.
— уважением и благодарностью, ј.¬изель.  азань, 24.04.2006.

Musik
Elena Beleninova 24.02.2007 08:56:30
—пасибо за прекрасную статью. ∆аль, что —офроницкого плохо знают молодые музыканты. —уществуют ли видеозаписи? ≈сть ли в »нтернете?
≈лена.

о посте
»рина 01.08.2019 10:01:49
—тать€ замечательна€! јндрей ќскарович, а ¬ы знаете, что ¬изель - петербургский художник был добрым при€телем ¬.¬. —офроницкого? “еперь мечтаю побывать в музее ј. —кр€бина, веро€тно, там можно услышать записи пианиста...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14808
Ѕеверли —иллз
 армело Ёнтони. Ѕиографи€
ѕосетило:12948
 армело Ёнтони
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13566
Ёрик ¬ейенмайер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru