Людибиографии, истории, факты, фотографии

Мстислав Ростропович

   /   

Mstislav Rostropovich

   /
             
Фотография Мстислав Ростропович (photo Mstislav Rostropovich)
   

День рождения: 27.03.1927 года
Место рождения: Баку, Азербайджан
Дата смерти: 27.04.2007 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 80 лет

Гражданство: Россия

Я ни одну страну мира не люблю так, как Россию

Российский виолончелист и дирижер

Без имени Мстислава Ростроповича немыслима история музыки нашего времени. Величайший виолончелист, исполнитель практически всего мирового виолончельного репертуара, на протяжении многих лет вдохновлял и активно поддерживал процесс создания современной музыки. Более шестидесяти композиторов создавали для него свои произведения, среди которых такие корифеи как Прокофьев и Шостакович, Бриттен и Бернстайн, Шнитке и Щедрин, Лютославский и Пендерецкий, Дютийе и Мессиан. Число мировых премьер Ростроповича огромно: 113 как у виолончелиста и более 70 как у дирижера. Лондонская «Таймс» назвала Ростроповича величайшим из живущих музыкантов. Он удостоен звания почетного доктора более 50-ти университетов мира. Награжден госнаградами 29-ти стран. При этом у маэстро нет никакого гражданства. В Монакском и Швейцарском паспортах в графе национальность у него написано: «неопределенна».

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

23.09.2006

Моя влюбленность в Шостаковича началась с Восьмой симфонии

– Ваш отец ведь тоже был музыкантом?

Реклама:

– Мой отец был блестящий виолончелист. Ректор консерватории Виссарион Яковлевич Шебалин бывал у нас дома, знал меня мальчиком. Когда после смерти отца мы с мамой и сестрой остались в эвакуации в Оренбурге без ничего, он в 1943 году выписал нас в Москву. Я, окончивший только 8 классов, был принят в консерваторию сразу на два факультета: Шебалин взял меня на композиторский, Козолупов – в класс виолончели.

Мстислав Ростропович фотография
Мстислав Ростропович фотография

– Каким было ваше первое воспоминание о Шостаковиче? Вы очень хотели у него учиться, даже одного преподавателя подговорили вам помочь.

– Когда-то я мечтал поближе познакомиться с Шостаковичем, он был же моим кумиром, я обожал его. А у него был полный класс. Я тогда действительно мечтал с ним познакомиться, но триумф его Симфонии №7 сделал его класс переполненным абсолютно. Тогда я попросил профессора Козолупова (прим. Мстислав Леопольдович учился у него по классу виолончели), чтобы он упросил Шостаковича посмотреть мою партитуру первого фортепианного концерта. Шостакович согласился. Я в десять утра пришел к нему, принес партитуру, очень смущался. Он посмотрел мое сочинение и сказал: «Слава, а вы можете сыграть то, что вы сочинили?» И я могу точно сказать, что кроме этого моего исполнения я ничего не играл быстрее и в один из моментов настал такой пик, что я сам видел, как мои пальцы мелькают, потому что мне было так стыдно отнимать время у этого гения. Я уложился в половину времени. Шостакович встал, сказал: «Слава, идите, идите, спасибо вам…Не хотите ли вы заниматься в моем классе по инструментовке». Так я начал учится у Шостаковича. Даже после того, как я закончил консерваторию, я продолжал с ним заниматься. Но через год у меня началась такая активная деятельность по виолончели, что я вынужден был уйти с композиторского факультета.

– Говорят, что Дмитрий Шостакович был очень воспитанным человеком.

– Да. В Московской консерватории были везде расставлены высокие стулья и, надо сказать, что когда студенты сидели на этих стульях, мимо нас проходил Шостакович, он с каждым из студентов здоровался за руку. Когда он приходил в консерваторию, раздевался, снимал пальто в гардеробе, он с каждой гардеробщицей и с каждой уборщицей здоровался за руку. Конечно, я был студентом очень серьезным, поэтому приучился к тому же.

– Вы не пишете музыку сейчас, почему?

Лучшие дня

Юрий Власов
Посетило:190792
Юрий Власов
Долгожданный первенец, с серьезной патологией
Посетило:64188
Ник Вуйчич
Уолт Дисней – Великий мультипликатор
Посетило:3139
Уолт Дисней

– На одном из уроков Шостакович сказал нам, что сегодня здесь в большом зале будет первая репетиция моей восьмой симфонии, если хотите - приходите, послушаете. И знаете, я до сих пор не могу забыть своих впечатлений… простите меня…(прим. Мстислав Леопольдович аккуратно вытирает влажные глаза), которые произвела на меня восьмая симфония Шостаковича с первой репетиции. Я помню, что тогда тоже пытался сочинять свою симфонию и когда после репетиции я посмотрел на свое сочинение, то понял, что не могу продолжать. Шостакович остановил меня своей Восьмой симфонией. Я перестал сочинять музыку. Все. С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты. Вот так началась моя влюбленность в Шостаковича.

– Как на это отреагировал Дмитрий Дмитриевич?

– Шостакович звонил моей матери: «Пусть Слава оставит виолончель, ему надо заниматься композицией!» Но я с тех пор не сочинял.

Шостакович любил со мной молчать

– Он был серьезным учителем, требовательным. А как складывались ваши дружеские отношения?

– Это была даже не дружба, а одностороннее поклонение Шостаковичу. Но мы очень-очень были близки. Он часто звал меня к себе домой. Я приходил к нему…он говорил: «Слав, сядь, сядь вот сюда на стул… ой, давайте помолчим». А что мне было делать – я молчал. Так и проходили наши встречи: он говорил только две фразы, когда встречал меня у порога и прощался – «здравствуй» и «спасибо, с тобой очень приятно молчать».

– На праздновании 100-летия со дня рождения Шостаковича вы будете исполнять его Восьмую симфонию, которая вас так поразила в свое время. Существует ли для вас эталонное исполнение этой симфонии?

– Я стесняюсь ответить на этот вопрос (прим. улыбается).

– Вы говорили, что Шостакович – композитор XXI века. Что именно вы имели в виду?

– Я, конечно, ошибся. Он композитор и XXII, и XXIII, и XXV веков. Он будет только вырастать в своей популярности. В связи со всяческим прогрессом натура населения меняется. Шостакович неизменно отвечает современности. Должны же быть вещи, которые отвечают новым потребностям. И опера должна быть другая. Но нельзя уродовать то, что было сделано для нашего поколения. Я думаю, что если бы Верди увидел Аиду в одежде чеченской девочки, он, мне кажется, не согласился бы.

– Ваша жена Галина Вишневская отказалась отмечать юбилей в Большом театре в знак протеста против новой постановки «Евгения Онегина». Как вы расцениваете ее поступок?

– Эту певицу я знаю 50 лет… Очень ценю ее и как актрису, и как человека. Редко встретишь личность, эмоции которой связаны с действиями. Я был в Париже, она позвонила мне после спектакля, расплакалась. «Евгений Онегин» – это визитная карточка ее жизни. Первый спектакль в Большом театре в 1953 году был «Евгений Онегин». И ее последний спектакль в Гранд-опера в 1983-м – тоже. Так что это переживания человека, который словно дублирует жизнь своей героини. Поэтому увидеть Татьяну Ларину, которая не имела с ней ничего общего, было для нее оскорбительно. Для нее это драма.

Меня выслали из СССР за письмо в защиты Солженицына

– Вы поддерживали Александра Солженицына, когда его высылали из страны. Государство тогда набросилось на вас.

– В 1970 г. я написал открытое письмо в «Правду», защищая своего друга писателя Александра Солженицына и свободу слова. Меня не арестовали, но вместе с Галиной лишили гражданства и выслали из страны. Мы смогли приехать на родину только после развала СССР. Лучшее, что я сделал в жизни – это, наверное, даже не музыка, а письмо в «Правду» - с этого момента моя совесть была чиста.

– Советский Союз преследовал вас и за границей, пытаясь забрать ваши документы.

– Мы тогда с Галей снимали маленькую квартирку в Париже, это было в 78-ом году. Узнали мы об этом по телевизору вечером. На следующий день – звонок…Открываем дверь. Я сразу по лицам, а особенно по длине рукавов на пиджаках понял, что они из нашего посольства. «Извините, что мы так рано». Мы и правда еще спали. «Вы смотрели вчера телевизор», - они спросили. Я им говорю, что меня в Советском Союзе учили смотреть постановления: «У вас есть бумаги?» - я им. А они: «Мы тоже только смотрели телевизор» (прим. смеется). Вот так я их и отправил.

– Как легко вы разобрались с советским посольством!

– Да, Россия научила меня хранить свои документы, особенно паспорт, потому что это единственный документ, который удостоверяет нашу личность.

Мой пес Кузя тяжело переживал, когда его у меня отняли

– У вас была огромная собака – сенбернар. Какая-то смешная история произошла с ней в Париже. Расскажите?

– Когда меня выгнали, меня выгнали вместе с моим псом. Мы летели в Лондон. В самолете у меня отняли моего любимого Кузю. Эта собака имела 80 килограммов веса. И когда я позже, через некоторое время приехал его навестить, Кузя на меня посмотрел такими глазами, что мне стало так стыдно. «Кузя прости меня, ради Бога, завтра мы улетаем с тобой в Париж», - сказал я ему. Потом я купил нам билеты. Мы прибыли в отель, и, когда ехали в шикарном лифте, Кузя сделал так…(прим. Ростропович изображает, как его пес отряхивается) и облил потрясающие стены лифта слюной. Я протер их платочком, конечно. Вот так мы встретились первый раз с Кузей после долгой разлуки.

– А когда вы жили в Лондоне, там тоже охотились за вашими паспортами?

– Я приехал в Лондон. Мне позвонил представитель нашего посольства в Лондоне и таким хамским голосом говорит: «Немедленно приходите в консульство и верните советские паспорта»! Мы так с Галей взбесились от этого. Я ему говорю: «Вы о чем? Ничего я вам не отдам»! Он: «Почему это»? Тут я ему и объяснил, что все очень просто. Что когда я умру, мои дочери отнесут паспорта на аукцион и продадут за высокие цены.

Я ни одну страну мира не люблю так, как люблю Россию

– Вы не играли в Москве восемь лет. Обиделись тогда?

– Я ни одну страну мира не люблю так, как люблю Россию, поэтому для меня не существует ни тех обид, которые мне были нанесены и даже не существует врагов. Я всех простил и всех благодарю.

– Даже благодарите?

– Да…Ведь важно, как складывается наша жизнь. Я вернулся сюда в 1990 году с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона, главным дирижером которого я пробыл 17 лет. Мы даже дали концерт на Красной площади. И я был счастлив, что все так замечательно кончилось.

– Какие чувства вы испытываете, когда выходите на сцену?

– Вы знаете, я молодею на хороших 50 лет. Так что чувствую себя почти мальчишкой.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Руслан Алехно. Биография
Посетило:13035
Руслан Алехно
Джим Брэддок. Биография
Посетило:8112
Джим Брэддок
Самый крохотный ребенок в мире
Посетило:8076
Эмилия Грабарчик

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history