Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ѕечковский

   /   

Nikolay Pechkovskiy

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ѕечковский (photo Nikolay Pechkovskiy)
   

ƒень рождени€: 13.01.1896 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 24.11.1966 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

–усский оперный певец (лирико-драматический тенор).

ќн продержал слово "карты" на л€ второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл звуком даже вступавшую здесь медь. ¬се мы, кто сидел в артистической ложе, просто ахнули, впервые став свидетел€ми того, как в этой фразе певец "пробил" голосом оркестр...

28.12.2002

Ќиколай  онстантинович ѕечковский (1896, 13.1, ћосква - 1966, 24.11, Ћенинград) родилс€ в семье горного инженера. ѕервоначальное образование получил дома, занима€сь с учителем, после чего был определен в реальное училище...

Ќиколай ѕечковский фотографи€
Ќиколай ѕечковский фотографи€

— самого раннего детства  ол€ пел, надоеда€ всем окружающим, особенно своей н€не, котора€ давала ему либо что-нибудь сладкое, либо п€так, лишь бы он замолчал. –епертуар тогда составл€ли народные песни с драматическим содержанием и "жестокий" бытовой романс. Ѕыл дома и граммофон, сыгравший большую роль в развитии музыкальной пам€ти и выработки исполнительского вкуса у подростка.  ак и почти в каждой семье, любившей оперное искусство, с пластинок звучал голос драматического тенора, артиста императорского театра ј.ћ. ƒавыдова. —очетание вызубренных граммофонных арий и посещени€ театров ћосквы, где выступали корифеи русской драматической сцены, привело  олю к домашним спектакл€м, разыгрывавшимс€ со старшим братом ћихаилом и средним - ∆еней. «ачинщик представлений был и режиссером, и главным исполнителем.

¬ 1910 юный ѕечковский впервые оказываетс€ зан€тым в спектакле на профессиональной сцене —ергиевского народного дома. јнтрепризу в Ќародном доме держала ћелетинска€, режиссером был ¬. ј. Ѕрендер. —тавили там и драматические спектакли, и оперные.

Ќиколай ѕечковский фотографи€
Ќиколай ѕечковский фотографи€

¬ 1913 году Ќиколай заканчивает реальное училище и подписывает контракт с драматической труппой ¬ейхел€, котора€ выступала в Ћетнем саду ћосквы. ѕри ломке голоса играл стариков, старух. ¬ 1914 он впервые выступает в качестве певца. ƒебют неожиданно принес успех и стал поводом дл€ серьезных зан€тий вокалом. Ќачались долгие зан€ти€ с педагогами, которые признавали в молодом голосе баритон. » лишь знаменитый ћазетти и солист оперы Ћ. ƒонской вы€вили драматический тенор.

ѕечковский начал заниматьс€ с ƒонским, однако вскоре был призван на военную службу (–осси€ сражалась в ѕервой мировой войне)...

22 апрел€ 1918 года Ќиколай ѕечковский уже с большим успехом дебютировал на сцене Ќародного дома в партии —инодала в опере –убинштейна "ƒемон". «атем артист подготовил партию јндре€ в опере „айковского "ћазепа", но выступить с нею не удалось: при распределении ролей в опере "ѕикова€ дама" близорукое руководство театра поручило ѕечковскому партию „екалинского и обиженный певец покинул Ќародный дом. ƒалее - сценические скитани€: пение в част€х  расной армии, знакомство с генералом ј.ј. Ѕрусиловым, знакомство с ј.¬. Ћуначарским, пробы в Ѕольшом театре, работа в студии Ќемировича-ƒанченко. » вот - в 1921 году - уволен.

“ут-то в критическую минуту и произошла на одной из московских улиц встреча с  .—. —таниславским, встреча, подобна€ которой могла произойти только тогда, в 1921, когда один артист мог в прохожем разгл€деть другого артиста - разгл€деть и пригласить к себе в студию. Ќачалась нова€ эпоха в жизни певца, эпоха профессионального становлени€, созревани€, практического осознани€ того, что же такое образ, что такое сценическа€ оперна€ драма, трагеди€, или лирический спектакль, что есть актерска€ техника, помогающа€ осуществить тот или иной замысел, приходит осознание смысла слова, музыкальной интонации...

ќблада€ превосходным драматическим тенором и €рким сценическим дарованием, певец вскоре завоевывает видное положение на сцене Ѕольшого театра, а в 1924 Ќ. . ѕечковский - солист Ћенинградского театра имени —.ћ.  ирова. »м создаютс€ такие исполнительские шедевры, как парти€ √ермана в "ѕиковой даме", ќтелло в опере ¬ерди, ’озе в опере Ѕизе " армен",  анио в опере Ћеонкавалло "ѕа€цы", партии Ћенского, јльфреда и т.д. »з воспоминаний —ерге€ яковлевича Ћемешева: "Ўирота творческих возможностей ѕечковского была необычайна. ¬ репертуаре артиста были и драматические, и лирические партии. ќн внес значительный вклад в развитие советского оперного искусства.

Ћучшие дн€

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:18049
»кер  асиль€с
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12909
Ќатали€ ќрейро
Ѕизнес и музыка совместимы
ѕосетило:8547
ƒжо  окер

¬ "ѕиковой даме" € слышал у ѕечковского такую ноту, которую не забуду никогда. Ўла сцена бала. ѕолучив ключ от Ћизы, √ерман-ѕечковский, повину€сь какой-то внутренней торжествующей силе, вышел почти к суфлерской будке и спел заключительную фразу: "“еперь не €, сама судьба так хочет, € буду знать три карты!"

ќн продержал слово "карты" на л€ второй октавы вдвое дольше, чем положено, и вложил в него такое торжество, такое упоение победой, что перекрыл звуком даже вступавшую здесь медь. ¬се мы, кто сидел в артистической ложе, просто ахнули, впервые став свидетел€ми того, как в этой фразе певец "пробил" голосом оркестр... ј ведь помогла этому не только сила самих голосовых средств. √ораздо больше - сила перевоплощени€ артиста, его чувство, его собственна€ вера... ¬есь порыв души, все напр€жение нервов были вложены в этот звук, в эту ноту. ¬ ней на момент сконцентрировалс€ дл€ √ермана смысл жизни, его существовани€, и зал был захвачен, потр€сен. —казать так невозможно. “ак можно только спеть."

ќбраз ќтелло, одна из самых сложных партий тенорового репертуара €вилс€ вершиной вокально-сценического мастерства ѕечковского. ¬ постановке "ќтелло" на сцене “еатра имени  ирова Ќ. ѕечковский впервые испытал свои силы и как режиссер.

¬ 1936 в нашей стране с необычайным подъемом проходил сбор средств в фонд помощи борющемус€ с фашизмом народу »спании. ¬несли свою лепту и работники театрального искусства. Ќеобычайный совместный спектакль подготовили артисты театра имени —.ћ.  ирова и Ћенинградского √осцирка. јфиши извещали, что 23 окт€бр€ 1936 года на арене цирка будет представлена опера –. Ћеонкавалло "ѕа€цы", в роли  анио выступает заслуженный артист –—‘—– Ќ. . ѕечковский, в спектакле также зан€т дрессировщик зверей, заслуженный артист –—‘—– Ѕорис Ёдер; весь сбор поступит в фонд помощи героической »спании.

ќпера в цирке - такого еще не бывало. » хот€ спектакль начиналс€ в полночь, после очередного циркового представлени€, и цены устанавливались повышенные, билетов нельз€ было достать уже на второй день после объ€влени€. «ал был набит битком. —идели на приставных стуль€х, в проходах, на лестницах... ¬се было так необычно, празднично.

Ќачалось представление с того, что јндреев - исполнитель пролога к "ѕа€цам"- пел его, спуска€сь по лестнице. ѕотом на сцену выезжала запр€женна€ пони тележка, на которой находилс€ ѕечковский- анио, а позади него сидели дрессировщик Ёдер и львица. ѕри каждом жесте ѕечковского львица делала движение в его сторону и угрожающе рычала. Ќо артист ничем не выдавал своего волнени€. Ќедда ¬асленЄва во врем€ исполнени€ арии шла по барьеру арены с хлыстом в руке - артистов брод€чего балагана играли цирковые артисты.

 ульминационный момент представлени€ - ари€  анио "—мейс€, па€ц". ѕечковский вспоминал: "я пел ее один на арене, освещенной лучами прожекторов. » никогда - ни прежде, ни позднее - у мен€ не было такого вдохновенного художественного подъема, как в этом спектакле на арене Ћенгосцирка. ” нас получилось тогда сли€ние двух искусств - оперного и циркового. ”спех спектакл€ превзошел все ожидани€. ѕублика расходилась возбужденна€ и довольна€."

”строители представлени€ не только тщательно продумали организационную сторону постановки, но и про€вили насто€щую заботу о зрител€х: была глубока€ ночь, но на улицах сто€ло много автобусов, приготовленных дл€ перевозки людей в дальние районы города. ѕредставление запомнилось современникам как захватывающее, оригинальное зрелище.

Ќ. . ѕечковский неоднократно выступал на сценах многих оперных театров страны. ¬ 1939 он награждаетс€ орденом Ћенина, ему присваиваетс€ звание народного артиста –—‘—–.

—луша€ пластинки, магнитофонные записи, разгл€дыва€ открытки, фотографии Ќикола€  онстантиновича в разных рол€х, восхищаешьс€ не только его талантом, но и неверо€тным трудом, затраченным на создание различных образов. ћне не довелось видеть артиста на сцене, но даже слуша€ партии √ермана, ќтелло и другие, чувствуешь, как артист полностью вживаетс€ в данную роль. —ловно все это происходит с ним самим.

» на эстрадной сцене к каждой песне, к каждому романсу он относитс€ с такой же требовательностью. —колько весель€, задора слышитс€ в "ѕоходной". ј как больно до слез, когда слушаешь "—ердце матери", "ƒвойник"... –азве под силу исполнить так кому другому? »м€ Ќикола€  онстантиновича ѕечковского смело может находитьс€ в первом р€ду выдающихс€ певцов, актеров.

¬ 1939 году народному артисту республики поручают возглавить филиал “еатра им.  ирова. ѕочти за три года его существовани€ там было поставлено несколько спектаклей, уровень которых был столь высок, что публика стала с большей охотой ходить в филиал “еатра.  онкуренци€ росла, злоба мелких людишек накал€лась, ѕечковский был на грани ухода из театра...

√р€нула война. ” артиста на дачи больна€ сердцем мать. —ын едет за нею, чтобы привезти в город.  онечно, о продвижении немецких войск, о его скорости артист оперы не мог знать, как не знали и те, кому положено было знать. Ќа утро следующего дн€ в  арташевскую был высажен немецкий десант. ѕуть в город отрезан. ѕлен вынужденный, неожиданный, морально т€желый. Ўоферу ∆данова было поручено переправить ѕечковского в Ћенинград, но, не справившись с заданием, он, спаса€ шкуру, оболгал певца, за€вив, что тот предпочел остатьс€ с немцами. ƒа, ѕечковскому пришлось выступать перед гитлеровцами, петь в лагер€х дл€ военнопленных, но и немало важных сведений доходило до партизан от ѕечковского, рассказывала политрук Ћенинградского фронта ≈катерина ћелехова: "<...>ј однажды после ранени€ € попала в немецкий госпиталь и  онстантин Ќиколаевич спас мен€, выдав за свою жену. Ќе мало наших людей спас он от виселицы. ѕартизаны нередко бывали в его квартире. ÷еннейшую информацию о  урской дуге он передал нашему командованию... ≈му ведь ничего не стоило подписать любой контракт хоть в јмерику, хоть в »спанию, как это сделали некоторые его собрать€ по сцене. Ќо он был русским артистом, который хотел отдавать свое искусство, свой талант только своей –одине. ѕоэтому вс€кие измышлени€ о предательстве в адрес Ќ. . ѕечковского представл€ют злобную клевету."

Ёпоха культа личности, разгул любителей чинить люд€м зло дали возможность оклеветать артиста. –езультат клеветы и злобы: дес€ть лет (1944 - 1954) - лишение свободы за св€зь с немцами (хот€ доказать такую св€зь так и не смогли!).

¬ 1954 ѕечковского реабилитировали, вернули звание народного артиста, орден Ћенина, квартиру, разграбленную людьми јбакумова. ¬ графе "судимость" поставили прочерк. ¬  ировском театре была дана справка о том, что солист оперы народный артист –—‘—– Ќ. . ѕечковский с 1941 по 1954 год находилс€ в отпуске без сохранени€ содержани€...

ѕосле успешного концертного турне по стране ѕечковский в 1956 году возвращаетс€ в Ћенинград. “ут начинаетс€ нова€ травл€ артиста. ¬ театр не пускают, выступает в клубах, без афиш, подчас просто за спасибо. ¬ыдающийс€ мастер сцены ведет кружок самоде€тельности при ƒоме культуры им. ÷юрупы.

¬ 1966 году ѕечковский не выдерживает и едет в ћоскву. ¬ыложив там на стол орден Ћенина, требует, чтобы его вернули в лагерь с объ€влением в печати о его преступлени€х. ¬ ћоскве по€вл€ютс€ афиши: в ћалом зале ‘илармонии, в ƒоме ученых пройдут концерты заслуженного артиста –—‘—– Ќикола€  онстантиновича ѕечковского. ¬ Ћенинграде ѕечковский также дает концерт в ‘илармонии.  огда концерт закончилс€, все зрители вышли на Ќевский проспект, ожида€ выхода любимиого артиста. ѕроезд транспорта был полностью закрыт. ѕублика желала нести ѕечковского на руках.

—лишком дорого обошлось право на эти три концерта. 24 но€бр€ 1966 года певца не стало.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16192
ќльга Ѕерггольц
ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10849
Ѕиргит Ќильссон
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12186
“ать€на ќкуневска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru