Джаз — это просто учебное поле для меня. Когда-то импровизация была неотъемлемой частью музыки. Паганини умел импровизировать в разных стилях, Вивальди, венские классики, Шуберт — это было абсолютно нормально. Сейчас, конечно, эра исполнительства. Уже столько музыки написано, что нет потребности импровизировать и создавать что-то новое. А жаль. Если не будет новой музыки, старая уйдет в прошлое и станет музейным экспонатом.
14.05.2006
15 мая в Концертном зале им. Чайковского выступает один из главных скрипачей мира - Максим Венгеров. Звонок нашего корреспондента застал его в Израиле.
- Вы приехали просто домой, отдохнуть?
- Нет, у меня здесь концерты с Израильской филармонией, с Зубином Метой.
- А понятие "дом" для вас существует?
- У меня дом на севере Израиля, где живут мои родители. Но вообще "дом" для меня понятие растяжимое. Он по всему миру. Наверное, я чувствую себя дома там, где нахожусь больше трех дней. Он у меня в Монако, и в Лондоне, и в Германии, и в Амстердаме.
- Вас не утомляет такая жизнь?
- Пока нет. Я еще молодой — 31 год мне.
- Вам не кажется, что у современных музыкантов такой график, который не всякий может выдержать? И таким образом, сужается круг людей, которые бы могли преуспеть в этой профессии?
Грим и гитара: История Пола Стэнли и группы Kiss Посетило:12130 |
Гений итальянского кинематографа Посетило:10919 |
Владимир Хотиненко: Путешествие по кинематографическим эпохам Посетило:9196 |
- Вы абсолютно правы. На мой взгляд, жизнь сейчас слишком быстрая. А духовное развитие музыканта движется совсем с другой скоростью. У музыкантов XVIII—XIX веков было гораздо больше времени. Можно было и музыку посочинять, и подумать о чем-то. А мне иногда приходится играть каждый день и еще совершать перелеты. В прошлом году я взял пять месяцев перерыва, чтобы наверстать упущенное. Вообще не играл концерты. Вместо этого брал уроки джаза у колоссального скрипача из Франции Дидье Локвуда, который сам учился у Стефана Граппели. Хочу научиться импровизировать — это мечта многих лет.
- Импровизировать в джазовом ансамбле?
- Не только. Джаз — это просто учебное поле для меня. Когда-то импровизация была неотъемлемой частью музыки. Паганини умел импровизировать в разных стилях, Вивальди, венские классики, Шуберт — это было абсолютно нормально. Сейчас, конечно, эра исполнительства. Уже столько музыки написано, что нет потребности импровизировать и создавать что-то новое. А жаль. Если не будет новой музыки, старая уйдет в прошлое и станет музейным экспонатом.
- Я знаю, что для вас недавно сочинен опус, в котором вы чуть ли не танго танцуете...
- Это Альтовый концерт композитора Юсупова. Он отражает нашу реальность, конфликтность ситуации во всем мире, напрямую связан с событиями 11 сентября в Нью-Йорке. Очень трагический оттенок у этого концерта. Но в финале все-таки побеждает любовь, и солист танцует танго с партнершей.
- А партнерша откуда берется?
- Это моя подруга из Бразилии. Мы вместе уже год.
- Так это она вам привила любовь к танго? Доносились слухи, что вы недурно танцевали на золотой свадьбе Ростроповича с Вишневской.
- Да, это мое хобби.
- А что с другим хобби — мотоциклом? Вам удалось пересечь Америку на Harley-Davidson, как вы обещали во время прошлого своего визита в Москву?
- К сожалению, пока не нашел времени. Но мне удалось это виртуально осуществить. В третьей части Концерта Юсупова я беру в руки электрическую скрипку — там есть место для импровизации в стиле рок и можно сделать разные эффекты. И я изображал звуки мотоцикла.
- Тем не менее вам одной скрипки мало, и вы освоили альт. Зачем? Для него же гораздо меньше великой музыки написано.
- Я просто ищу разные краски. Я бы и на виолончели сыграл, если бы смог. И кроме того, иногда страшно нравится произведение, и я не могу себе отказать. Вот, например, когда я с Ростроповичем записывал Скрипичный концерт Бриттена, мы искали еще одно произведение, чтобы заполнить диск. Я пересмотрел все партитуры английских композиторов и остановился на концерте Уолтона — причем Альтовом, а не Скрипичном, при том что он мне больше понравился. И вот мы записали и даже "Грэмми" получили.
- Насколько серьезны ваши занятия дирижированием?
- Это громко сказано. Правда, я два с половиной года учился у прекрасного педагога из Армении — Вага Папяна. Он был одним из последних учеников Ильи Мусина. Но столько дирижеров сейчас замечательных, что не стоит всерьез к этому относиться. Кроме того, скрипка очень ревнивый инструмент. Она обижается, когда я начинаю дирижировать. Иногда я, правда, совмещаю — одновременно дирижирую и играю. Так у меня с концертами Моцарта, которые я сейчас играю и записываю с оркестром Вербье.
- За неделю до вашего концерта в Москве выступает Вадим Репин. Вас часто сравнивают?
- Ну, конечно. Мы оба из Новосибирска. У одного педагога учились — у Захара Брона. Вадим замечательный музыкант, я очень его ценю, мы друзья. Сейчас особенно ценно, когда музыканты дружат. Нас сравнивают, но мы абсолютно разные. А вообще, в музыке сложно сравнивать, это не спорт.
- Зачем вам при вашем ритме жизни еще и преподавание?
- Я преподаю в Королевской академии в Лондоне и в Высшей школе в Саарбрюккене. Но было бы нечестно говорить, что это чистое преподавание, потому что я учусь, наверное, еще больше, чем мои студенты. Когда объясняешь молодому человеку, как нужно исполнять то или иное произведение, сам многое для себя открываешь.
- Правда, что вы служили в израильской армии?
- Я служил всего три дня, если это можно назвать службой. Я сказал: "Если вы хотите из меня генерала сделать, то у вас ничего не выйдет. Я генерал со скрипкой в руках. Заберите у меня оружие".
- Забрали?
- Да. Оказалось, просто нужно было с ними поговорить.
Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели Посетило:103562 |
Шотландский мастер электронной музыки Посетило:25886 |
Аристотель Онассис: Олигарх и его женщины Посетило:42740 |