Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јрканджело  орелли

   /   

Arcangelo Corelli

   /
             
‘отографи€ јрканджело  орелли (photo Arcangelo Corelli)
   

ƒень рождени€: 17.02.1653 года
ћесто рождени€: ‘узинь€но, »тали€
ƒата смерти: 08.01.1713 года
ћесто смерти: –им, –осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

италь€нский скрипач и композитор

¬оздействие јрканджело  орелли, величайшего скрипача XVII века, на музыку современников и композиторов последующих поколений было очень велико. ƒостаточно назвать “артини и ¬ивальди в »талии,  уперена и Ћеклера во ‘ранции, √ендел€ и Ѕаха, ћаттесона и “елемана в √ермании, Ёкклза в јнглии, Ѕенда в „ехии.

14.11.2003

ќн родилс€ 17 феврал€ 1653 года в старинном городе ‘узинь€но в Ќижней –оманье в весьма просвещенной семье, училс€ игре на скрипке в Ѕолонье у тамошних мастеров - ƒж.Ѕенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Ѕруньоли. ≈ще в юности  орелли достиг такого искусства в области композиции, что был прин€т в болонскую ‘илармоническую академию семнадцати лет от роду. Ќе позже 1675 года  орелли по€вилс€ в –име, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академи€х". ќн начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

јрканджело  орелли фотографи€
јрканджело  орелли фотографи€

Ќеобыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. ќн отличалс€ большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы ѕуссена, Ѕрейгел€, ћаратта, “ревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом.  орелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовалс€ под руководством композитора ћ.—имонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат дл€ струнного трио в сопровождении органа.

¬ начале 1700-х годов он вошел в "јркадскую академию", где сблизилс€ с √енделем, Ѕернарде ѕасквини и јлессандро —карлатти.

Ќесмотр€ на гордый, независимый нрав, так характерный дл€ больших художников,  орелли вынужден был св€зать себ€ службой у богатых меценатов - кардиналов ѕанфили и ќттобони. —праведливость требует отметить, что эти де€тели церкви, будучи страстными любител€ми музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. ќн прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. ¬ этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты дл€ скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

¬ед€ жизнь скромного труженика и никогда не выезжа€ за границу,  орелли завоевал мировую славу и оставил после себ€ школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как ѕьетро Ћокателли, ‘ранческо ƒжеминиани, ƒжованни Ѕаттиста —омис и другие. ѕоследователем  орелли был также крупнейший скрипач XVIII века ƒжузеппе “артини.

“рудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. ¬еро€тно, это объ€сн€етс€ не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим оба€нием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальна€ культура его страны и эпохи уже поставила.

“ворческое наследие  орелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат дл€ скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

”же первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории италь€нской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. —ольные же сонаты опус 5 и концерты опус 6 оказались вершиной, в своем роде недос€гаемой.

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

«наменательно, что, невзира€ на св€зи с церковными кругами, этот великий композитор »талии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. „то же касаетс€ тех сонат  орелли, которые все еще называли иногда "церковными", то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначени€. Ѕолее того,  орелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате замен€л сопровождающий орган клавесином. Ёто окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви.  орелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, италь€нскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "¬с€кий труд, - писал он, - должен основыватьс€ на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимис€ мастерами".

¬ то врем€ эстетика барокко и вычурно-надуманна€ поэзи€ маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. „резмерна€ концентраци€ островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стил€, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

¬сему этому  орелли противопоставил строгую сдержанность чувства, €сность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. ќн чуждалс€ аффектации; обнаженна€, так сказать, непосредственность выражени€ также не была в его художественной натуре. “ехника его, в то врем€ не знавша€ равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведени€. ќн играл м€гким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

“ворчество  орелли подлинно народное. ¬ танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы италь€нских народных пл€сок. ќдин из самых совершенных образцов его манеры - знаменита€ жига из ѕ€той сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. —ама€ попул€рна€ среди сольных скрипичных композиций  орелли - ре-минорна€, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. ∆изнерадостный финал ¬осьмого ("–ождественского") концерта - это поэтическа€ картинка, с великолепным мастерством воссоздающа€ звучание кресть€нского инструментального ансамбл€ со свирел€ми, волынками, флейтами.  орелли народен как музыкант-художник, в классически €сных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страст€ми.

” композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора дл€ своего воплощени€. »  орелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Ўестьдес€т сонат  орелли раздел€ютс€ на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. ¬ своем последнем, шестом опусе  орелли опубликовал двенадцать Ѕольших концертов (Concerto grosso). Ќар€ду с концертами √ендел€ и ».—.Ѕаха, эти последние творени€ мастера представл€ют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. ѕеред нами замечательна€ форма раннего струнного оркестра.  орелли, таким образом, заложил основу дл€ дальнейшего развити€ симфонической музыки.

—овременники  орелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. ќн добивалс€ чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. јнсамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. √лубока€ выразительность сочеталась с благородной простотой.

—тиль  орелли, с его отчетливо проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же врем€ лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далекий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, удивительно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых пон€тий барокко или классицизма XVII века. —корее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столети€.

¬ наш век, после продолжительного пребывани€ в забвении или полузабвении, concerti grossi  орелли снова зазвучали в концертных залах, способству€ развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.

—пасибо за  орелли!
»ль€ 06.07.2006 01:13:57
ќтлична€ стать€ про превосходного композитора. —пасибо, прочитал с большим интересом!

јрканжело  орелли
fruit_vert 08.12.2006 03:51:55
ѕочему нет ссылок на литературу? ќткуда вз€та эта стать€? я пишу курсовую и мне очень обидно((




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru