Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрий Башмет

   /   

Yuriy Bashmet

   /
             
Фотография Юрий Башмет (photo Yuriy Bashmet)
   

День рождения: 24.01.1953 года
Возраст: 65 лет
Место рождения: Ростов-на-Дону, Россия

Гражданство: Россия

Я рад, что мои дети – амбициозные люди

Альтист, народный артист СССР, руководитель государственного камерного оркестра <Солисты Москвы>.

На Международный музыкальный Евразийский фестиваль приедет Юрий Башмет. Сложно в это поверить, но самые знаковые события в карьере маэстро произошли случайно. В класс альта Башмет поступил, потому что не было мест в скрипичном. А за дирижерский пульт встал, чтобы заменить заболевшего Гергиева… Но всемирная слава и неизменные аншлаги на выступлениях музыканта – уже не случайность!

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

13.10.2011

«Мама спасала меня музыкой»

Юрий Абрамович, последние годы все только и говорят о том, что интерес к классической музыке в России утрачен. Это что, результат плохого воспитания?

Реклама:

– Лично мне странно об этом слышать! У нас в зале не бывает свободных мест, люди нередко сидят в проходах, как бы мы ни выступали: и на камерных концертах, и на сольных программах, и с симфоническим оркестром. Интерес есть. Но об его масштабах судить сложно и нельзя ожидать, чтобы он был тотальным. Классическая музыка никогда не была народной и не будет! Что касается воспитания, то да – любовь к классике прививается в детстве. Я вот, выходя на сцену, часто думаю о том, что в зрительном зале может сидеть маленький человечек, который пришел туда с мамой или с папой. Может быть, он станет Моцартом или Шостаковичем. Ростроповичем или Рихтером. В этом плане на музыканте лежит фантастическая ответственность – не разочаровать ребенка, чтобы он не стал навсегда противником классической музыки.

Юрий Башмет фотография
Юрий Башмет фотография

А какие взаимоотношения с классикой в детстве были у вас? Почему вы стали учиться музыке?

– Да тут все просто: меня отдали учиться музыке, чтобы вырвать меня из «лап» улицы. Я рос сорванцом, занимался фехтованием, играл в футбол, катался на коньках – как и все дворовые мальчишки. Мама решила меня спасти и отвела в музыкальную школу. Она мечтала, чтобы я стал скрипачом. Но в скрипичном классе не было мест, и ей предложили записать меня в класс альта. Альт был в то время инструментом непопулярным. Но я согласился: приятель меня успокоил, что альт требует меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре... Тогда наступило повальное увлечение «Битлз». Я был помешан на этой музыке, а от любой другой нос воротил. Но однажды на уроке по истории музыки нам дали послушать отрывок из «Второго концерта Рахманинова». И знаете, зацепило. Я в тот день пришел домой поздно, родители уже спать легли. Но я их поднял и поставил эту пластинку – так хотелось поделиться. Потом рассказал другу, с которым за одной партой сидели. И он мне посоветовал послушать Чайковского еще. Так и пошло, втянулся!

Сегодня, когда музыка стала работой и увлечением одновременно, что-то в ваших вкусах и интересах поменялось?

– Нет, музыка еще в юности стала и сегодня остается для меня неким языком, в котором я могу себя выразить много полнее, чем в словах и поведении. Но для этого мне нужна разная музыка. Классическая музыка апеллирует к душе и духу, джаз – к душе и животу, а поп-музыка – уже от живота и ниже. И мне нравится переключаться между ними. Я люблю музыку и людей из разных жанров. Я обожаю Кобзона, потому что он цельный в своем жанре. Такие же самодостаточные – Пугачева и Долина. И Земфира – просто талантище, и Шнуров! Они все такие разные, но я обожаю их. И с удовольствием с каждым из них сделал бы что-то интересное. Мне нравятся такие эксперименты, когда проводишь мостики между жанрами: сыграть Yesterday «Битлз» как симфоническую поэму или сделать проект с Игорем Бутманом. Для нас Игорь Райхельсон написал джазовую сюиту. Я играл и со Стивом Уандером в «Карнеги Холл». В прошлом году выступил с Нино Катамадзе – известной грузинской джазовой певицей. Она так зажигательно пела, что мне захотелось ей подыграть, причем на рояле. Здорово получилось! И вообще, я считаю, что шедевры, созданные в стиле джаза или поп-музыки, не менее ценны, чем вершины классики. Чем, например, битловская Yesterday уступает «Серенаде» Шуберта? И то, и то – гениально!

Сохраняя дирижерские позиции, вы в последнее время стали больше играть сольных программ на альте…

Лучшие дня


Может ли кошка прожить 38 лет?
Посетило:49
Джейк Перри
Дмитрий Лысенков
Посетило:48
Дмитрий Лысенков
Юлия Шубарева
Посетило:47
Юлия Шубарева

– Да, это тенденция. Не хочу оставлять инструмент, с которым меня впервые узнала публика и через который, мне кажется, я могу сказать ей что-то важное. Это же совсем другие ощущения, даже чисто физически. Когда ты не просто руководишь другими, но сам вибрируешь. Это особое удовольствие!

«Мне сказочно повезло с женой!»

Вы как-то признались в интервью, что самый правильный поступок в жизни – ваша женитьба на жене Наталье…

– Да, Наташа – мой стопроцентно верный выбор. И вообще, по жизни самый главный. Потому что без этого ничего бы не было. Хотя кто мог это предугадать, когда мы были юными студентами консерватории? Это как лотерея, где мне сказочно повезло. И с годами я все больше убеждаюсь в том, что все сложилось правильно.

Дочь Ксения пошла по вашим стопам, стала музыкантом. Вы не были против?

– Вообще-то мы с женой не собирались учить Ксюшу музыке. Но случился капитальный ремонт квартиры, и мы отправили дочку пожить к моей маме во Львов. Спустя два месяца ребенок вернулся с развитым слухом и уже бодро играл на рояле какие-то пьески. Что оставалось делать? Повели ее в гнесинскую школу. Она сразу поступила, причем без моих протекций. Она так с тех пор и идет по жизни – ее уважают не за фамилию, а за личные качества. Я горжусь тем, что Ксюша делает, она выросла в изумительного музыканта. Если мне нужен пианист, не задумываясь, говорю: «Ксения». И дело не в том, что папа тянет дочку. Она и правда очень талантлива! И уже сделала меня дедом. Жаль, но внука вижу редко – очень смешной мальчишка растет.

А чем занимается ваш сын Александр?

– Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует. Но занимается экономикой – учится в Высшей школе бизнеса. И ничего, что не музыкант, – у каждого своя дорога. Главное – поставить себе цель и следовать ей. Я вообще очень люблю слово «амбиции». Если в Англии про человека говорят «амбициозный», это означает нечто очень позитивное: у человека есть цель, к которой он стремится. А у нас то же слово имеет чуть ли не постыдный оттенок: возгордился, задрал нос или хочет больше, чем может. Так вот, я рад, что мои дети – амбициозные люди, это хорошо! И сам я такой же – всегда стремлюсь быть в своем деле лучшим. Если я не буду так думать, то и движения вперед не будет!

Личное дело

Юрий Башмет родился 24 января 1953 г.

В 1976 г. окончил Московскую консерваторию. В 1986 г. создал камерный оркестр «Солисты Москвы».

Записал 45 компакт-дисков. Имеет в репертуаре около 200 музыкальных произведений.

Впервые в мире сделал альт солирующим музыкальным инструментом, занимается собственной кафедрой в консерватории, курирует конкурсы и фестивали, Народный артист СССР (1991), офицер Ордена искусств и литературы (Франция, 2000) и ордена Почетного легиона (Франция, 2003).

Коллекционирует часы и зажигалки, любит играть в русский бильярд и читать.

Generic placeholder image
Иван Толстой
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Величайший изобретатель-бизнесмен 19-го века
Посетило:374
Томас Эдисон
Михаил Буяновский
Посетило:602
Михаил Буяновский
'Потрясающий человек, добрейший, наивный'
Посетило:386
Георгий Мартынюк

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history