Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрий Башмет

   /   

Yuriy Bashmet

   /
             
Фотография Юрий Башмет (photo Yuriy Bashmet)
   

День рождения: 24.01.1953 года
Возраст: 65 лет
Место рождения: Ростов-на-Дону, Россия

Гражданство: Россия

Вместо «Альтиста Данилова» сыграл Юра-музыкант

Альтист, народный артист СССР, руководитель государственного камерного оркестра <Солисты Москвы>.

Юрий Башмет подарил опере Александра Чайковского свое медийное лицо.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

22.12.2012

Многострадальное сообщество альтистов теперь может похвастаться не только собственной коллекцией анекдотов, но и профильной оперой: худрук Московской филармонии, композитор Александр Чайковский написал трехчасовое двухактное действо о тихих оркестрантах, в которых черти водятся.

Фото: afishi.ru
Фото: afishi.ru

Роман «Альтист Данилов» Владимира Орлова, появившийся на свет в нескольких выпусках «Нового мира», стал бестселлером 1980-х. Демон-полукровка Данилов, которого сослали в московский театральный оркестр, подвергается репрессиям космического ареопага из-за своей излишней человечности: он любит земную женщину и пишет современную музыку.

Реклама:

Г-н Орлов (который, кажется, остался доволен посещенной им премьерой) весьма специфически скрестил булгаковский «фантастический реализм» с темой «маленького человека». То, что маленький человек в данном случае — струнник, проживающий тяжелую и неказистую жизнь советского артиста, не могло в один прекрасный день не привлечь к сюжету какого-нибудь композитора. Этим композитором стал г-н Чайковский, написавший оперу для театра имени Бориса Покровского.

Сочетание тегов «альтист» и «демоническое» не оставляет простора для фантазии. Даже если бы Юрий Башмет не дружил с Александром Чайковским, он наверняка материализовался бы в затемненном зале театра на Никольской. Но Чайковский не стал рисковать и заранее предусмотрел для Башмета два альтовых соло: ресторанное и лирическое.

Маэстро действительно показался на сцене; внутри действа он был фамильярно представлен почти как «Юра-музыкант». Не пытаясь встроиться в происходящее иначе как guest star, Башмет играл свои соло не наизусть и не совсем безупречно, но именно его 15-минутное присутствие обеспечило маленькому театру внимание федеральной прессы и телеканалов.

Для самой громкой премьеры сезона театр решил полностью перекроить зрительный зал: сцена и партер поменялись местами, а оркестр (он же — миманс, учитывая специфику сюжета), возглавляемый Владимиром Агронским, выбрался из ямы на эстраду.

Режиссура Михаила Кислярова — насколько можно назвать режиссурой перемещения артистов по нескольким квадратным метрам — была логичной и предсказуемой. Правда, намерение создателей спектакля модернизировать сюжет осталось половинчатым: советские реалии все равно перевесили, благо что авторы то и дело сбивались с Дэвида Бэкхема на газету «Правда», с пародии на действующего российского президента — на старорежимный еврейско-оркестровый юмор.

Зато масштабная партитура вышла драматургически состоявшейся. Самая интересная музыка (как положено в опере ХХ века) досталась интерлюдиям, остальное действо было заполнено бодрой и разнообразной моторикой. Обескураживало лишь то, что все лирические откровения возникали на низких стилистических частотах — любовь и страдания Александр Чайковский почему-то озвучивал танго-романсовой музыкой.

Лучшие дня


Человек, который ест кирпичи
Посетило:73
Паккираппа Хунаганди
Музыкальный писатель периода романтизма
Посетило:72
Гектор Берлиоз
Александр Журавлев
Посетило:62
Александр Журавлев

Пожалуй, самый перспективный вопрос, который ставит «Альтист Данилов», — вопрос новизны. С одной стороны, афиша гордо заявляет о «мировой премьере», и с этим фактом не поспоришь. С другой, опера Чайковского — по большому счету не такая уж современная. И вокальная стилистика, и оркестровое письмо, и драматургия соответствуют этапу, на котором мировой оперный процесс подзадержался в 40-60-е годы прошлого века. При этом музыка качественна и дает «Данилову» право на более-менее продолжительную жизнь после премьеры.

«Альтист Данилов» в меру своих сил опровергает аксиому о том, что современную оперу стоит писать, только если она революционна и ни на что не похожа. Именно таким — отнюдь не помешанным на новизне — был оперный мир в лучшие его времена. Опера Александра Чайковского вторична, как вторичны с позиций новой музыки многие опусы Россини или Генделя. С «Даниловым» в оживающей современной оперной индустрии Москвы появляется надежда на спокойную, добротную норму, которая сможет составить альтернативу крикливому экстриму.

Generic placeholder image
Ярослав Тимофеев
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Тыква как средство передвижения
Посетило:347
Дмитрий Галицын
Прима-балерина Мариинского театра
Посетило:406
Матильда Кшесинская
Летчик группы «свободных охотников»
Посетило:393
Екатерина Буданова

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history