Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег ћит€ев

   /   

Oleg Mityaev

   /
             
‘отографи€ ќлег ћит€ев (photo Oleg Mityaev)
   

ƒень рождени€: 19.02.1956 года
ћесто рождени€: „ел€бинск, ———–
¬озраст: 64 года

√ражданство: –осси€

—понсоры мне говорили: "Ќа теб€ деньги дадим, на ѕушкина - нет

музыкант, певец

ѕопул€рный, востребованный, благополучный представитель цеха отечественных менестрелей ќлег ћит€ев, упрекаемый в последние годы некоторыми маститыми коллегами по жанру чуть ли не в "опопсении", а отдельными критиками - в нав€зчивом повторении своих, уже давно опробованных художественных приемов, вз€л, да и осуществил нынешним летом не самый, казалось бы, коммерческий, но довольно неожиданный и привлекательный (хот€ бы с точки зрени€ литературного материала и состава участников) проект.

17.07.2009

Ёкс-чел€бинский бард обратилс€ к поэзии самого ј. —. ѕушкина и с помощью знаменитого "таганковца" ¬ениамина —мехова, собственной супруги, актрисы ¬ахтанговского театра ћарины ≈сипенко, заслуженного маэстро ƒавида “ухманова, своего посто€нного компаньона Ћеонида ћарголина и молодого исполнител€ ¬итольда ѕетровского создал отсылающее в век XIX литературно-музыкальное полотно с лицеистско-патетическим названием "ƒа здравствуют музы!". ¬ июне премьера программы состо€лась в ћоскве, и тогда же был выпущен одноименный благородно оформленный диск. „то теперь ћит€ев думает обо всем соде€нном, он рассказал в неспешном разговоре обозревателю "»звестий".

ќлег ћит€ев фотографи€
ќлег ћит€ев фотографи€

вопрос: ќлег, с чего вдруг исполнитель, сам €вл€ющийс€ успешным автором музыки и текстов, решил вз€тьс€ за пушкинские стихи, да еще и запеть их на музыку ƒавида “ухманова? “ы ведь рискуешь получить претензии в отсутствии оригинальности. ћол, ладно бы перелопатил поэзию, например, ћихаила  узмина или —емена  ирсанова, а то ѕушкинЕ

-ответ:  ирсанов это, конечно, здорово. Ќо, видимо, € сделал свой выбор в корыстных цел€х. ’отелось почитать ѕушкина, а все некогда. ј тут пришлось перечитать јлександра —ергеевича, и не единожды. ¬, конце концов, € пропиталс€ его поэзией, она "пробила" мен€. » теперь € могу до конца дней своих читать ее и наслаждатьс€.

»де€ сделать программу на стихи ѕушкина пришла мне, но чтобы ее осуществить € выбрал себе путеводител€, человека, гораздо лучше мен€ разбирающегос€ в этой теме, - ¬ениамина —мехова. "“аганка", ўукинское училище, понимаешьЕќн был хорошо знаком с пушкинской поэзией гораздо раньше мен€. ¬месте со —меховым мы подумали, а кто у нас может написать музыку на стихи ѕушкина? » ¬ениамин сказал: "наверное, “ухманов". ѕоследнего пришлось уговаривать долго. —начала он коротко отвечал: "не решаюсь".

в: √онораром его убедили?

-о: Ёто мы как раз не обсуждали. “ухманов понимал, что тут некоммерческа€ истори€. ≈го больше волновало, справитьс€ ли он с поставленной задачей. ¬ итоге ƒавид ‘едорович по-хорошему завелс€ и написал целый цикл "пушкинских" песен.

в: Ќаследие ѕушкина столь детально изучаетс€ и так многократно воплощаетс€ многими артистами в различных жанрах и формах, что не могу не поинтересоватьс€: по какому принципу ты формировал свою программу?

-о: ¬ большей мере € полагалс€ на ¬ениамина Ѕорисовича, а он, в свою очередь, общалс€ с р€дом уважаемых "пушкинистов", в частности, с директором ¬сероссийского музе€ ј. —. ѕушкина —ергеем ћихайловичем Ќекрасовым. ¬идимо, наши старани€ оценили положительно, ибо в прошлом году мы попробовали спеть некоторые песни из готовившегос€ альбома на концерте в ћихайловском в день рождени€ ѕушкина, и в этом году на 210-летие поэта нас туда уже пригласили с полной программой.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19190
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9393
¬асилий Ћиванов

в: ј почему таким мастерам, как —мехов, “ухманов в данном проекте понадобилс€ именно ты? Ќу, раз музыка здесь не тво€, стихи тоже, можно же и исполнител€ тогда позвать другого, профессионального вокалиста, скажем, или драматического актера?

-о: я, кстати, так и предлагал сделать. ƒаже сам обращалс€ в программу "Ќародный артист". “ам ведь есть молодые исполнители с прекрасными голосами. Ќо никто из этих реб€т не стал даже слушать мои предложени€. ” них, видимо, есть свои авторы. ѕушкин и “ухманов им не нужны. я потом кому-то еще предлагал эту идею. ”же сейчас не вспомню кому. Ќо, в конце концов, пришлось петь самому.

¬ нашей программе, однако, оказались довольно сложные песни, и качественный вокалист все же потребовалс€. ћы провели большой кастинг и в результате нашли молодого человека ¬итольда ѕетровского. ќн пришел и сразу запел, как надо. ћы с Ћеонидом ћарголиным встрепенулись и пригласили его с нами поработать.

в:  огда исполнитель давно и успешно существует в определенной стилистической нише, его творческие эксперименты не всегда наход€т понимание у давних его поклонников. ѕублика читает на афишах "ќлег ћит€ев", понимает, что именно хочет услышать, а приходит в зал и получает не совсем, скажем так, мит€евский продукт. „асть аудитории может от теб€ после пушкинской программы дистанцироватьс€. »ли вежливо дослушает новый материал, но потом об€зательно потребует " ак здорово, что все мы здесь сегодн€ собрались!" и " репитесь, люди, скоро лето!"?

-о: “ы прав. “ак, на самом деле, и происходит. Ќо мое место досталось мне бесплатно. я на него не пробивалс€ и всегда пел, что хотел.  о мне присоедин€лись те, кому это тоже нравилось. —ейчас € захотел спеть ѕушкина. » кто-то, возможно, от мен€ отвернетс€, но по€в€тс€ и те, кому это придетс€ по душе. » потом € же не отказываюсь от своих собственных песен. —ейчас мы говорим просто об отдельном проекте. ј осенью у мен€ намечены очередные большие сольные концерты и в них € исполню свои песни - известные и новые.

Ќе думаю, что в дальнейшем мне будет стыдно за эту страницу моей жизни. »мею в виду проект "ƒа здравствуют музы!". я ведь не предлагаю какую-то порнографию или халтуру. —ам, к слову, раз двести уже послушал этот альбом и мне нравитс€.

ќн, кстати, родилс€ во многом не благодар€ чему-то, а вопреки. »значально мне казалось, что все зараз€тс€ подобным замыслом. — удовольствием станут показывать по телевидению сделанный нами клип на одну из песен, крутить композиции по радио, хот€ бы в дни пушкинского юбиле€. Ќо нет, даже за деньги никто не хочет этим заниматьс€. —обственно, даже средства, которые спонсоры выдел€ли на выпуск данного альбома, давались, на самом деле, на мои новые сольные диски. » мне приходилось врать, говорить, что беру под запись нового сольного альбома, а направл€ть их "на ѕушкина". ѕоскольку не раз слышал: "тебе дадим, а на ѕушкина - не дадим". Ѕедный јлександр —ергеевичЕя потр€сен таким отношением.

в: ” теб€, как артиста, полагаю, хороша€ истори€ корпоративных выступлений?

-о: ¬ообще, наш основной хлеб - концерты в залах-тыс€чниках. –аз в год, как правило, почти в каждом российском городе среднего масштаба, где есть подход€щий зал, проходит концерт ћит€ева.  лубных и ресторанных, закрытых концертов у нас почти не бывает. Ѕывают дачные и квартирные. ќднажды вообще была удивительна€ ситуаци€. ћы выступали в √÷ « "–осси€". ѕосле концерта к нам подошел человек с просьбой: "а вы не могли бы дома у нас выступить?". я ответил: могли бы. √онорар у нас такой-то. » назвал, ту же сумму, что и за сольник в "–оссии". «аказчик согласилс€. ћы договорились. я предполагал, что мы поедем к какому-то бизнесмену в огромный дом, с гост€ми. » был поражен, когда, по указанному адресу, мы приехали в однокомнатную "хрущевскую" квартиру где-то на юге ћосквы. Ќас встретил тот самый человек, со своей женой и с товарищем. ¬троем, то есть. ¬ предбаннике он отсчитал нам гонорар, как за выступление в "–оссии", и мы зашли в комнату. “ам на столе сто€ла водочка, огурчики, короче, качественна€ нехитра€ закуска и выпивка. ћы с Ћеней ћарголиным попели весь вечер, порассказывали анекдоты, выпили и довольные разошлись.

в: » вы не вы€снили, что это за человек?

-о: Ќет.

в: “ак не может бытьЕ

-о: Ќу, а что € буду у него выпытывать: где ты такие деньги берешь?

в: Ќет, но хот€ бы кто поинтересовались, кто он такой?

-о: Ќет. ƒальше имен мы не познакомились.

в: —кажи, а тво€ супруга сегодн€ видит в тебе в первую очередь поэта или кормильца? ћол, неважно, что ты там напишешь, главное, чтобы за это деньги заплатили?

-о: Ќет, она €ростна€ поклонница моего творчества. »ногда она в зале сидит, и если € забываю слова, она сразу подсказывает. «начит, она вместе со мной поет.

в: ¬аше знакомство состо€лось благодар€ твоему творчеству ?

-о: Ќет, оно не было с ним св€занно. ’от€, когда мы встретились, некоторые мои песни она уже знала.

в: «а годы творчества у теб€ выработалс€ какой-то алгоритм написани€ песен. —кажем, сочин€ешь только ночью, или, в основном на рассвете, или в дороге, выпив грамм тристаЕ

-о: я знаю одно, если не посадить себ€ за рабочий стол, то ничего спонтанно, как прежде, по молодости бывало, не получитс€. ѕри этом за стол мне сесть не так просто, все врем€ отвлекают текущие дела. ѕоэтому, чтобы сочин€ть, приходитс€ либо куда-то уезжать и об€зательно в то врем€, когда нет концертов. ј такой период бывает максимум неделю или дней дес€ть в году. ” мен€ в черновиках, в конце текстов можно увидеть, например, подпись ћаврикий или Ѕенгальский залив, Ѕирма, Ќепал.  огда мы поднимались на јннапурну, € вз€л с собой маленький магнитофончик, на который записывал какие-то мысли. ј потом, уже в  анаде, € их прослушивал, улавливал свое тогдашнее дыхание, какие-то окружавшие мен€ тогда звуки и возвращалс€ в то путешествие. ¬, конце концов, так родилась песн€ "÷арица Ќепала-2" или "Ќамастэ" ("ћы вдвоем с товарищем не спалиЕ").

в: ¬се эти странстви€ у теб€ происход€т вместе с семьей или, наоборот, тебе нужно в странстви€х уединение?

-о: — семьей тоже выработалась определенна€ система действий. ≈сли мы куда-то выезжаем, то утром они идут на пл€ж, а € остаюсь в номере и часов до четырех пытаюсь что-то написать или почитать. —амое главное, что мен€ никто не трогает. ј вечером, если разойдусь, могу и дальше продолжать в том же духе. Ќо это всегда вызывает скандал.

в: Ѕардовское движение сейчас монолитно или в нем ощутима клановость?

-о: ѕублики сейчас дл€ всех хватит. Ћюди сами выбирают, кого им слушать. ” нас иногда случаютс€ выступлени€ в один вечер, в одном городе, допустим, с –озенбаумом или “рофимом. » даже така€ ситуаци€ никак на нас не вли€ет.

в:  акой у теб€ ассоциативный р€д-то выстраиваетс€. я тебе про авторскую песню толкую, думаю, ты сейчас про ћирза€на, ’омчик, братьев ћищуков станешь рассуждать, а ты про –озенбаума, “рофимаЕ

-о: ƒа, в общем-то, не с кем из бардовского цеха у мен€ трений нет. ћы встречаемс€ с радостью, только нет той полувоенной обстановки, как прежде.  огда € только по€вилс€ в движении авторской песни, то поражалс€, как там все организовано и тому, что членами совета  —ѕ были умнейшие, образованнейшие люди, эстеты, разбирающиес€ в поэзии. ћощна€ была организаци€. ≈сли ты приехал в другой город, то смело мог позвонить, кому надо, сказать: "я из  —ѕ „ел€бинска. ћожно у вас переночевать?", и тебе отвечали: "ѕожалуйста, нет вопросов". ќбычное дело. —ейчас, думаю, в такой степени это уже не про€вл€етс€.

в: »ерархическа€ структура в 80-х, скажем, в  —ѕ была жестка€? ¬от, когда ты попал на огромный концерт во ƒворце спорта "Ћужники", где выступал р€дом с ќкуджавой, ≈горовым, ƒолиной,  укиным, √ородницким, Ѕоковым, ¬ахнюком, ты себ€ как чувствовал?

-о: Ќаверное, это судьба. я же долго открещивалс€ от всего этого. ѕлавал себе в бассейне в „ел€бинске, и тут пришли люди, "выловили" мен€ и сказали - пойдемте на заседание клуба  —ѕ "ћоримоша". я ответил: на фига мне ваша авторска€ песн€, ни хочу никуда идти. Ќо в итоге мен€ вт€нули в движение бардов. » € оказалс€ на упом€нутом тобой знаменитом концерте. Ёто ведь был не единственный концерт, а цела€ сери€ выступлений: ≈катеринбург,  азань. Ќабережные „елны, ѕитер, ћосква. ≈ще намечались “билиси, “аллинн. –ежиссер  иселева, по-хорошему сумасшедша€ женщина, сварганила этот проект. ¬ыгл€дел он так: ќкуджава собирает вместе наших бардов. ¬идимо,  иселевой и еще јлександру √ородницкому надо сказать спасибо, что они мен€ туда пригласили. », конечно, € благодарен судьбе, предоставивший мне возможность проводить вечера в общении с Ѕулатом Ўалвовичем, побывать с ним вместе на могиле ÷ветаевой, слушать какие-то его поправки к моим песн€м. Ёто просто удача. Ќу, как иначе можно было попасть в ту команду?

¬от сейчас приходит ко мне человек, седой уже, и несмотр€ на то, что € не участвую в жюри √рушинского фестивал€, просит: "ќлег, ты им скажи, что € ходил в походы, что € хочу оказатьс€ среди участников этого фестивал€, пусть мен€ встав€т в концерт на "сцене-гитаре". ќтвечаю: "ј как € это сделаю? “уда попадают люди, которых все знают. Ёто же гостевой концерт фестивал€. ѕричем тут мо€ просьба?"

в: ќ √рушинском фестивале сейчас тоже говор€т как о бизнес-проекте?

-о: ≈му как раз не хватило чего-то, чтобы стать бизнес-проектом. ¬ этом случае бы учитывалась долга€ истори€ этого форума. ѕри такой 40-летней традиции устроител€м √рушинки уже надо следовать за тем, что там происходит, а не ломать все во им€ собственных замыслов. —ейчас фестиваль раскололс€ на два лагер€, и € думаю, что молодежное крыло во главе с ѕетей —тарцевым - неправо. ≈сли вы такие молодые и задорные, у вас столько энергии, то выберите место, р€дом с √рушинкой, и через мес€ц проведите что-то лучшее. ‘лаг вам в руки. Ќо зачем же "стариков" подвигать и выгон€ть? ’от€ сейчас прошли какие-то суды и все, включа€ министерство культуры, на стороне "стариков".

в: Ќу, а ты будешь в этом году выступать на √рушинском фестивале?

-о: Ѕуду. ѕоеду в оба "лагер€". ‘естивали будут проводитьс€ одновременно километрах в 40 друг от друга. ћолодежь там, где "сцена-гитара", а "старики" вернулись на ‘едоровские луга, в те места, где все начиналось. я там никогда не был. Ќо в будущем, мне, конечно, хочетс€, чтобы фестиваль оп€ть стал единым.

в: «агородное соседство с Ёльдаром –€зановым что-то тебе дает?

-о: я озаботилс€ подобным вопросом, еще когда общалс€ с Ѕулатом ќкуджавой. ѕоскольку понимал, что мне-то общение с ним дает много, а ему, собственно, ничего. “огда € пошел на провокацию, и сказал ќкуджаве: "ј хотите € вас познакомлю с ћакаревичем?". ќн ответил: "ѕриезжайте". ѕозвонил јндрею и сказал: "ј поедем, € теб€ с ќкуджавой познакомлю". » мы потом приезжали к Ѕулат Ўалвовичу несколько раз. «атем € предложил познакомить его с »ващенко и ¬асильевым. ќкуджва тоже согласилс€. “аким образом, € пыталс€ быть ему интересным. Ќо все равно его положительное отношение ко мне - необъ€снимо. ” мен€ было тогда совсем немного своих песен, и выгл€дели они, м€гко говор€, несовершенноЕ.

ј общение с Ёльдаром јлександровичем –€зановым, с таким великим энциклопедистом, дл€ мен€ бесценно. » дл€ него тоже - потому что мы с ним играем в биль€рд.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10604
јнна ÷уканова- отт
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11106
Ѕрайан ћэй
јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22575
јнтон „ехов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru