Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ќлег ћит€ев

   /   

Oleg Mityaev

   /
             
‘отографи€ ќлег ћит€ев (photo Oleg Mityaev)
   

ƒень рождени€: 19.02.1956 года
ћесто рождени€: „ел€бинск, ———–
¬озраст: 64 года

√ражданство: –осси€

»нтервью

музыкант, певец

ќднажды ќлег ћит€ев написал:  ак здорово, что все мы здесь сегодн€ собрались, - и все люди, дл€ которых дружба не пустой звук, провозгласили ее своим гимном. ѕотом он спел — добрым утром, любима€!, и эта надпись красива€ по€вилась на асфальте всех городов от ћосквы до ”рюпинска (сам ћит€ев этому рад, потому что эти слова гораздо лучше тех, что обычно пишут на заборах).

10.11.2004

ѕроизнес€: Ђ репитесь, люди, скоро летої, - он подарил нам всем заклинание, которое немного согревает в снегопад если не тело, то уж душу - точно. ”мение найти слова, от которых оттаивает сердце и слетает, как шелуха, брон€ с невесомого тельца души - это по силам только светлому барду.

ќлег ћит€ев фотографи€
ќлег ћит€ев фотографи€

“иха€ радость встречи с давним другом, нахлынувшие щем€щие воспоминани€, гитара, теплый знакомый голос, песни-состо€ни€, добродушный разговор - все как всегда на концерте ћит€ева, но будто в первый раз. Ќаверное, это чувство испытали многие из тех, кто пришел на концерт ќлега ћит€ева, состо€вшийс€ в »жевске благодар€ продюсерской организации Ђ оллекци€ї.

- ќлег, ваши песни поютс€ не только на бардовских фестивал€х, но и у туристического костра. ј вы по натуре путешественник или домосед?

- ¬сегда хочетс€ того, чего у теб€ нет. » мне, конечно, хочетс€ сидеть дома, и, чем больше, тем лучше. ¬о-первых, потому, что мы очень много ездим, а во-вторых, уже возраст дает о себе знать. ƒа, уже к п€тидес€ти дело идетЕ » разъезжать так много уже нет желани€.

- Ќо ведь следующий год - ваш (ќлег ћит€ев родилс€ в √од ќбезь€ны - прим. авт.), и если себ€ соответственно настроитьЕ

- ¬осточному календарю € никакого значени€ не придаю, но € действительно настроен еще лет двадцать поездить. », тем не менее, необходимо планировать какие-то куски времени дл€ того, чтобы сидеть дома, читать, писать, прогуливатьс€ и как-то оттаивать от общени€. ѕри всем том, что € очень люблю общатьс€, все-таки концертов получаетс€ слишком много.

- я читала, что у вас бывает по двадцать концертов в мес€ц.  ак при такой частой смене залов и публики удаетс€ не потер€ть интонацию доверительности, дружеской симпатии к зрител€м, не превратить концерты в рутину?

- ј у нас именно така€ задача и стоит. »менно поэтому у нас нет программы концерта. ƒаже если какие-то куски выступлени€ складываютс€ в посто€нную форму, € ее все равно разрушаю. я никогда не знаю, кака€ будет перва€ песн€ на концерте, не говор€ уже о том, как все дальше пойдет.

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17298
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:6999
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6275
√устав ћалер

- ¬ какой же момент вы определ€етесь с выбором первой песни?

- ј вот в процессе общени€ с залом все и решаетс€: все будет зависеть от вопросов и записок от зрителей, от моего настроени€. ¬ообще, концерты дл€ мен€ - одна из значительных частей моей жизни и одна из самых при€тных. я выхожу на сцену и думаю, что только здесь € по-человечески отдыхаю и общаюсь, потому что нас несет все врем€ в Ђбеговнеї (интонаци€ непередаваема€, похоже на горькую самоиронию - прим. авт.), а на сцене ты знаешь, что никто тебе не позвонит, никто не заставит теб€ погружатьс€ в какие-то проблемы. “ы просто говоришь на какие-то общечеловеческие темы, и это замечательно.

- ¬ы согласны с тем, что, по сравнению с восьмидес€тыми, у людей стала меньше потребность в слове поэта, в откровени€х музыкантов, да и роль самого поэта в обществе стала не такой заметной?

- ћожет быть, сейчас труднее стало выкристаллизовывать истинуЕ “огда все казалось очень простым и пон€тным: вот бы нам сейчас освободитьс€ от социализма и от аппарата центральной коммунистической партии, и дальше все должно пойти хорошо. ј потом оказалось, что все гораздо сложнее. » сейчас, пожалуй, не слышно никого, кто хот€ бы немного приблизилс€ к национальной идее.  то сказал бы, что да как должно быть. ’от€ вечные истины никто не отмен€л, найти что-то общее дл€ всех людей сегодн€ очень трудно. Ќастолько мы стали прислушиватьс€ к самим себе (что, в общем-то, хорошо), что других слушать вообще перестали.

- ¬ одной из ваших песен есть очень грустные, почти отча€нные строки: Ђ“ы помнишь, верили всерьез во все, что ветер принесет. —ейчас же хочетс€ до слез, а вот не веритс€, и всеЕї —кажите, в чем вы окончательно разуверились, а во что веритс€ до сих пор?

- „то касаетс€ разочарованийЕ Ѕыла прекрасна€ иде€ коммунизма, и только потому, что все это делали нечестно, иде€ разрушилась. ј ведь это не така€ уж утопи€. ј строчки эти - о внутреннем состо€нии, о том, что наше поколение не хочет состо€ть ни в какой партии именно потому, что мы уже состо€ли и верили, а нас обманули. ≈ще раз довер€тьс€ одним обещани€м не хочетс€. Ќужно или, что называетс€, Ђпотрогать новое рукамиї, или ориентироватьс€ на вечные истины. я все хочу сравнить Ѕожьи заповеди с моральным кодексом строител€ коммунизма. ћне кажетс€, там несовпадени€ всего по одному или двум пунктам, потому что намерени€ и у коммунистов были благие.

- ƒа уж, у церкви тоже были благие намерени€, но, прикрыва€сь Ѕожьим именем, инквизици€ творила не меньшее зло.

- Ќу конечно, именно об этом € и говорю: одно дело - следовать идее, а другое дело - прикрыватьс€ ею. Ёто происходит и сегодн€: у мен€ создаетс€ впечатление, что все провозглашаемые программы служат только дл€ одного - чтобы сменить руководство, самим получить власть и воровать деньги. ¬се только дл€ этого, хот€ прикрываетс€ это Ђзаботой о народеї.

- ј вы на выборы ходите?

- я не хожу, конечно, потому что это глупость больша€. Ќо, с другой стороны, € понимаю, что надо: а как же иначе участвовать в процессе управлени€ страной? “ак устроено любое государствоЕ Ќо настолько не виден результат твоего участи€, что оптимизма на этот счет нет никакого. я, конечно, придумываю себе такую Ђотмазкуї, что поэт должен быть вне политики, и отвожу себе такое исключительное место. (»ронически.) Ќо € думаю, что основна€ причина в том, что € не чувствую, что мой голос может как-то повли€ть на результат.

- ¬ам когда-нибудь предлагали выступать в артистических командах поддержки, когда музыканты участвуют в предвыборных кампани€х, агитиру€ во врем€ концертов за тех или иных кандидатов?

- Ќа сегодн€шний день € могу себе позволить не участвовать в таких меропри€ти€х. Ќо € помню, как лет дес€ть назад, когда шли выборы, € все ждал, что вот сейчас ко мне придут, предложат большие деньги, и отказыватьс€ будет жалко. ћен€ заранее раздирали противоречи€: и денег хочетс€, и нет желани€ влезать в политику. я так переживал по этому поводу, и внутренне готовилс€Е » не пришел никто! (—меетс€.)

- ѕосле того, как в 2001 году вы получили литературную премию Ђѕетропольї за сборник ЂЌепраздничные вещиї, ваша самооценка изменилась?

- ƒа нетЕ Ѕыло, конечно, очень при€тно, что ‘онд русской поэзии как-то отметил мою работу, но € прекрасно понимаю, что у любого пишущего человека главный инструмент, посредством которого он чего-то добиваетс€, - это вкус. Ёто значит, что ты сам можешь определить, на каком уровне ты что-то написал. ¬ свое врем€ поэтесса ¬ероника ƒолина мне говорила: ЂЌаписал что-то? ¬озьми ÷ветаеву, почитай и сравни со своим. ¬от тебе и система координатї. ѕоэтому у мен€ и нет мнени€, что € пишу что-то хорошее. ѕросто € не могу не писать, а если это еще и позвол€ет зарабатывать на жизнь - так вообще замечательно.

- «начит, дл€ вас самооценка значит больше, чем мнени€ окружающих?

- Ќет, они тоже важны, но всерьез они на мен€ никогда не вли€ли. ¬идимо, чужие оценки не были жесткими, и поэтому мне ничего не мешало писать то, что вдруг приходило в голову. » заказов никаких нет, и особой критики не слышу.

- —кажите, дл€ чего человеку, который сам пишет стихи, записывать диск со стихами другого поэта (€ имею в виду ваш альбом с песн€ми на стихи »осифа Ѕродского)?

-   сожалению, высокие образцы литературы на сегодн€шний день нуждаютс€ в рекламе, как это ни странно. ј с другой стороны, мне хотелось опровергнуть сложившуюс€ уже пагубную традицию, когда человек говорит: Ђ¬от сейчас € заработаю денег, а потом начну творить высокое искусствої. Ќо почему-то все деньги зарабатывают, а творить высокое искусство не начинаютЕ я было написал открытое письмо таким люд€м как јйзеншпис или ѕригожин с вопросом: почему мы не берем лучшие образцы поэтического творчества и не приглашаем замечательных композиторов, чтобы они это пропагандировали? ¬едь, наверное, уже хватит им денег, пора зан€тьс€ чем-то насто€щим? Ќет, почему-то этого не происходит. Ќо мы с Ћеонидом ћарголиным эту позицию опровергаем. ”же выпущен диск на стихи Ѕродского, записываетс€ диск с поэзией ѕушкина.

- ¬ы когда-нибудь ловили себ€ на мысли, что включаете в альбом какую-то песню только потому, что осталось свободное место?

- Ќет, у мен€ совсем друга€ теори€. ќна в том, чтобы все песни, которые € написал (все до одной!), вошли в альбом. “ак и получаетс€, что все написанное за три-четыре года составл€ет новый альбом. ¬ результате у мен€ нет Ђотходов производстваї.

- ј € читала, что вы были очень недовольны выпуском ваших песен чел€бинского периода.

- ƒа, но это Ђотходы производстваї очень раннего периода. ѕрошло двадцать лет, и, слуша€ эти песни, € думаю: ЂЅоже мой, что € там нес?!ї я сейчас просто краснею, слуша€ их. » даже в большей степени не от кор€вых текстов, а от уверенной позиции, когда € все это пел с такой убежденностью, зажигательностью.  онечно, сейчас мне становитс€ неловко за себ€ тогдашнего.

- ¬ы следите за тем, как издают и переиздают ваши песни пираты?

- ƒа, это уже превратилось в увлечение. я собираю пиратские диски со своими песн€ми, и если вы загл€нете не мой сайт, то увидите, что там вывешено уже шестьдес€т пиратских дисков помимо дес€ти официальных. Ѕутлеги по-разному составлены, по-разному оформлены. »ногда смотришь на такой диск и думаешь: надо же, какую они фотографию хорошую подобрали, как же € сам не догадалс€ ее использовать? —только выдумки у них! Ќо, наверное, за те деньги, которые они получают, можно постаратьс€.

- “ак значит, не нужно боротьс€ с пиратами?

-  онечно, нужно! »наче деньги получает не государство, не артист, а эти мошенники. Ќо знаете, что сказал в своем юбилейном интервью Ѕорис √ребенщиков? ќн сказал, что благодарен пиратам, потому что они помогают музыканту быть услышанным даже самыми бедными поклонниками. ¬ нашей стране официальные диски сто€т столько, что, если бы не пираты, многие артисты не имели бы своей нынешней попул€рности.

- —кажите, не бывает ли обидно, что столько песен замечательных написано, столько альбомов выпущено, а как только начинают о вас рассказывать, вспоминают все одну и ту же - давнюю Ђ ак здорово, что все мы здесь сегодн€ собралисьї?

- Ќе знаю, сам €, видимо, общаюсь с другими людьми: ко мне обычно приход€т те, кто знает и другие мои песни. ѕоэтому дл€ мен€ той проблемы, что € остаюсь Ђавтором одной песниї нет. Ќо слава богу, что остальные мен€ знают хот€ бы по одной песне!

- ѕосле вашего не слишком удачного сотрудничества с ћихаилом Ўуфутинским вы доверите еще кому-то исполнение ваших песен?

- ƒа ради бога! я никогда не был против того, чтобы мои песни пел кто-то еще. Ќапример, мне очень нравитс€, как группа Ђ√россмейстерї поет Ђ ак здорово, что все мы здесь сегодн€ собралисьї. ƒело в том, что так, как € хотел ее спеть, € уже спел. ¬ этой ипостаси песн€ уже существует. » если теперь кто-то делает ее новую Ђинтертрепациюї, то это замечательно, потому что это нова€ жизнь песни. ћои претензии к Ўуфутинскому заключаютс€ только в том, что он обманщик, вот и все. ј то, что он поет мои песниЕ ѕусть!

- —ейчас вы считаете себ€ москвичом или до сих пор остаетесь в душе чел€бинцем, как героин€ вашей песни Ђѕодданна€ русска€ї, котора€ не может изменить своему детству, даже оказавшись в лучших услови€х?

- Ёто не имеет никакого значени€, потому что до того самого момента, когда € буду умирать (до чего веселый разговор получаетс€!), € буду во сне летать над Ћенинским районом города „ел€бинска и над озером —молино. » другого детства и другой юности у мен€ не будет. ј где € живуЕ ѕо большей части € все равно живу в гостинице, самолете и поезде. Ќо есть и в ћоскве, и в ѕодмосковье замечательные, тихие места, куда мен€ т€нет, но они же есть и под —уздалем, и в ѕариже, и в √ермании...

- ¬аше детство было дворовым или домашним?

- ј у нас был очень закрытый двор, и детство получилось такое дворово-домашнее, потому что это был наш маленький, собственный мир, огороженный трем€ домами, а четвертой стороной выходивший на озеро. » это было классно.

- Ќа концерте вы вспоминали замечательную зрительскую записку: Ђѕосле первого вашего концерта € бросил пить, после второго - зав€зал с курением, риску€ последней радостью в жизни, сегодн€ пришел оп€тьї. ј если без шуток, сталкивались ли вы с признани€ми, что ваши песни действительно изменили чью-то жизнь?

- ƒа, это были потр€сающие истории, о которых мне самому говорить неловко - они слишком личные. ¬ы даже не представл€ете себе, какие это ужасные истории, но даже в этом кошмаре мои песни играли положительную роль. я даже не ожидал, что мои песни могут воздействовать на людей до такой степени. Ќапример, истори€ о том, как человек избежал самоубийства: он уже практически намылил веревку, и вдруг услышал мою песню и решил: ЂЌет, не буду!ї Ќу и слава Ѕогу!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„ет Ѕейкер. Ѕиографи€
ѕосетило:13987
„ет Ѕейкер
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18807
 Ѕрать€ –айт
Ћегенда музыкального мира
ѕосетило:11477
‘рэнк —инатра

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru