Людибиографии, истории, факты, фотографии

Юрий Лоза

   /   

Yury Loza

   /
             
Фотография Юрий Лоза (photo Yury Loza)
   

День рождения: 01.02.1954 года
Возраст: 64 года
Место рождения: Свердловск, Россия

Гражданство: Россия

Путешествие в соседний двор ("Рабочая Смена'№7'1987)

Бард. Один из популярных певцов 80-х в СССР

Осенью 1983 года мне позвонил старый знакомый. Придирчивый, от него слова доброго не услышишь даже о рок-звездах первой величины, а тут вдруг — восторженные отзывы о совсем неизвестном ансамбле с несколько странным названием «Примус».

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

12.02.2008

— Срочно приезжай ко мне,— настаивал он,— и послушай!

Юрий Лоза фотография
Юрий Лоза фотография

И вот нажата клавиша воспроизведения. Из кассетника вырвались на свободу и начали заполнять кухню знакомые рок-н-рольные «квадраты». Особо удивляться нечему. Вот только слова...

Реклама:

Девочка сегодня в баре.

Девочке пятнадцать лет.

Рядом худосочный парень.

На двоих — один билет...

Завтраки на всю неделю,

Невзирая на запрет,

Лучшие дня


Самая крохотная из всех новорожденных
Посетило:132
  Сэйби
Не белая, не пушистая, а просто рыжая
Посетило:129
Елена Захарова
Лидер группы «Ногу свело» - уникальный человек
Посетило:105
Максим Покровский

Уместились в два коктейля

И в полпачки сигарет...

Узнаваемо, и еще как. Точно были обрисованы и другие «герои» песен. Кто-то из них вызывал просто улыбку, кто-то — брезгливые чувства. В то же время непривычно было слушать о молодых людях, которые не собираются увозить своих возлюбленных в тундру, а хотят носить джинсы, слушать рок-н-ролл и тому подобное. В общем, непривычно, любопытно и очень правдоподобно.

Так я заочно познакомился с автором и исполнителем Юрием Лозой. Песен, написанных им, уже хватило бы на пять-шесть долгоиграющих пластинок. Но пластинок нет, и не многие знают Лозу в лицо: он не примелькался на экранах телевизоров. Знают лицо песен. Уже четвертый год звучат они на дискотеках, на домашних магнитофонах. Как так получилось?

Юрий Лоза:

— Я решил записать свои песни самостоятельно, когда понял, что в фирме «Мелодия» меня никто не ждет и тем более не ищет. Первый мой магнитофонный «ролик» назывался «Путешествие в рок-н-ролл, или Примус» («примус» в переводе с латинского — «первый»). Этот «диск» был воспринят публикой как запись «подпольного» ансамбля «Примус». На самом деле я никогда не был каким-то «подпольным» исполнителем: до прихода в ансамбль «Зодчие» работал в группе «Интеграл» и других профессиональных коллективах; в общей сложности уже тринадцать лет на сцене.

Как делались записи?.. У меня много знакомых музыкантов. Приходилось брать у них инструменты и аппаратуру. Песни записывались методом наложения. Звучание инструментов при этом я слышал только через наушники и не причинял беспокойства соседям. Вместо ударной установки брал ритм-компьютер, то есть электронные ударные, или, как их еще называют, «непьющий барабанщик». Заниматься записью своих песен мог только поздним вечером, когда выдавалась свободная минута. Записями никогда не торговал — они просто расходились по кассетникам.

В 84-м году записал свой второй «ролик» под названием «Концерт для друзей», в 85-м — «Тоску» и «Любовь, любовь».

— Так, может, ансамбль «Примус» — это человек-оркестр?

— Получилось вот что. Первый «ролик» записывался летом 83-го года. Незадолго до этого я ушел из «Интеграла» и еще не присоединился к «Зодчим» — это был перерыв в несколько месяцев, когда я не знал определенно, куда податься.

Тот период неустроенности, взвешенного состояния был как раз самым плодотворным. Может, чуть побольше времени было? Чуть больше раздумий?

На горизонте появились хорошие ребята — хотели создать самодеятельный ансамбль и посмотреть, что из этого получится. Приехал на встречу с ними. Двое музыкантов сидели и упражнялись с ритм-компьютерами. Пока ждали остальных — взяли и записали сборник моих песен. Я сам набирал все программы — все партии ударных — и играл на всех гитарах. Эти парни потом назвали себя ансамблем «Примус» и записали несколько своих магнитофонных «альбомов». Этой группе иногда приписывают мой «ролик» «Путешествие в рок-н-ролл», где первая песня — «Девочка в баре»; а мне — работы «Примуса» «Резиновый рок», «Пейте кока-колу» и другие. Все перепуталось из-за недостатка информации.

Песню «Девочка в баре» ругали по первым двум куплетам. Говорили, что это восхваление «сладкой» жизни, хотя на самом деле — все наоборот. Это песня-сатира, песня-протест. А что нет в ней нравоучений и назиданий, так я их сам не терплю. Я не люблю «тыканья пальцем», когда говорят: «Ты... туда не ходи... здесь не сиди... с тем не дружи». Молодых людей учат в школе, учат дома, учат везде, а им нужно самим обдумывать свое житье-бытье и самим устраивать свою судьбу.

Ну, да вернемся к песням. Я не умею и не могу заставить себя работать, если нет вдохновения. Как правило, всегда знаю, чем закончу песню и с чего она у меня начнется. Когда весь событийный, весь смысловой ряд выстроен, приступаю непосредственно к работе: ищу музыкальную и поэтическую форму, ищу тот самый ход, ритмический, может быть, ход... те самые два слова, от которых можно оттолкнуться... те самые два аккорда, которые дают импульс к поэзии.

Музыка и стихи должны быть равноценными. Работая над текстом и музыкой одновременно, я добиваюсь цельной картины. Потом начинаю показывать, что получилось, совершенно разным людям. Я должен увидеть их реакцию, почувствовать их настроение...

Какая мне самому нравится музыка? В ансамбле «Интеграл» мы исполняли кантри. До этого пробовал играть джаз. Еще раньше — в армии — руководил духовым оркестром, это было в 1972 году.

Люблю русские народные песни и частушки. В репертуаре «Зодчих» много таких песен, и мы их исполняем, когда есть возможность достичь на концерте высококачественного звучания. В ближайшем будущем «Зодчим», вероятно, предстоят зарубежные гастроли, и мы обязательно включим в программу фольклорное отделение.

Из зарубежных композиторов нравятся прежде всего мелодисты: Пол Маккартни, Пол Янг, Стиви Уандер, частично Элтон Джон. Новомодные течения приходят и уходят, а мелодичные песни, мне кажется, будут любимы и через десять, и через двадцать лет.

— У тебя есть песни, музыкальной основой которых является рок-н-ролл. Другие вещи близки к кантри, если не сказать, что это кантри в чистом виде...

— Я понял, понял...

— Что-то ближе к бардам...

— Я уже понял суть вопроса. Дело в том, что настроение бывает совершенно разное. Сегодня хочется сыграть одно, завтра — другое. Не верю тем, кто «дубасит» в одном каком-то стиле. Не верю, что любители «металла» или хард-рока постоянно хотят слушать только эту музыку. Как, например, во время беседы с интересными людьми за чашкой чая можно слушать хард-рок! Должна существовать, и существует, музыка для беседы, для танцев, для уюта, для ходьбы пешком или езды на машине...

Через всю жизнь проходят, наверное, только те песни, которые еще в ранней юности запали в душу. Мне и сейчас нравится музыка, от которой был в восторге лет пятнадцать назад: «Битлз», «Холлиз», «Отшельники Хермана». Но это не значит, что я хочу слышать только эту музыку на сегодняшней дискотеке. Что и говорить, я не против «Модерн Токинг», но, с другой стороны, мне «Дорз» больше нравится оттого, что это — моя юность. По этой же причине нравится Блэкмор, «Ван Хален». А когда Чет Аткинс играет кантри, думаешь: вот именно так должна звучать гитара! Слушаешь, например, японскую музыку, где гитарные звуки прямо рассыпаются капельками и гладят тебя по барабанным перепонкам, такие мягкие... Кажется, вот оно — истинное! Вот как здорово играет человек: две нотки, но какие красивые!

Владимир Высоцкий... Он близок по своему социальному накалу, по системе образов, по отношению к своему труду, может быть... Хотя отдельные песни — те, что он спел в первые несколько лет,— были слабыми, он сам это признавал.

— Но, между прочим, до конца дней от них не отказывался...

— Иногда задают вопрос, могу ли я выйти перед публикой со всеми своими песнями и за каждую ответить. Я готов это сделать. Почему я должен отказываться от своего прошлого! Почему должен его перелицовывать!

Пусть песни будут разными — как наше настроение. Если песня имеет своего слушателя, значит, это песня нужная; конечно, в том случае, если она не содержит в себе явной «разрушительной», враждебной человеку функции.

— Насколько тебе удается реализовывать свои творческие замыслы, работая в группе «Зодчие»?

— Сейчас в репертуаре «Зодчих» пять моих песен: «Манекен», «Осень», «Плот», «Девочка в баре», «Заводной» — и еще «Коммунальная квартира», которую мы написали вместе с руководителем «Зодчих» Юрием Давыдовым. Иногда исполняю песню «Памяти Высоцкого».

Ничего вечного, конечно, не бывает, и, возможно, я когда-нибудь уйду из коллектива, но пока не собираюсь этого делать. В ансамбле хорошие музыканты, нет нытиков, нет людей, которым были бы присущи жадность или глупость. С ними приятно работать. С некоторыми ребятами я начал сотрудничать еще до прихода в ансамбль. Барабанщик Гена Гордеев принимал участие в записи моего второго «ролика» «Концерт для друзей». Клавишник Саша Белоносов участвовал в записи всех «роликов», кроме первого. Валера Сюткин до прихода в «Зодчие» был руководителем группы «Телефон», с которой я записал несколько песен. В коллективе всегда было сильно демократическое начало. Это помогает нам... Неслучаен успех на прошлогоднем московском рок-фестивале. Прозвучавшие там песни «Я умею мечтать» и «Зима» были записаны Сашей Бело-носовым, Лешей Червяковым и мной на фонограмму, которая использована фирмой «Мелодия» при выпуске дисков-сборников «Панорама-86».

Обычно я сам набираю на ритм-компьютерах партии ударных инструментов, наигрываю и записываю партии бас-гитары и аккомпанирующих гитар. Музыкантам даю только гармоническую «сетку». Весь — от начала до конца — гармонический рисунок положен на ритмическую основу и текст. То есть это конечная форма, но без конкретных нот. Отталкиваясь от этой основы, музыкантам нужно сыграть свои партии. Они прослушивают мою запись и предлагают, как правило, несколько своих вариантов. Любой настоящий музыкант как человек творческий охотнее сымпровизирует, сыграет что-то свое, чем исполнит готовенькое. И музыка получается тогда более искренняя. Например, при записи «ролика» «Любовь, любовь» со мной сотрудничали Белоносов и Подгородецкий, а они всегда привносят свои идеи, которые для рок-музыки — как воздух.

Между прочим, «Зодчие» не рок-группа. Считаю, что рока уже не существует, и готов спорить по этому поводу с кем угодно. Есть эстрадная музыка, куда вошли элементы рока. «Зодчие» представляют современные эстрадные песни, не более.

Мне 33 года, и концертно-гастрольная жизнь уже начинает выматывать. Я хочу написать песню, которая бы... ну, скажем, имела судьбу. Чтобы ее пели, не рассуждая про стили и аранжировки, не интересуясь автором и не тревожась за точность текста. Просто пели и пели...

Generic placeholder image
Алексей Заикин
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Превращаясь в Барби
Посетило:29032
Андреа Иванова
Наталья Бурмистрова
Посетило:969
Наталья  Бурмистрова
'Команданте Кубинской революции'
Посетило:371
Эрнесто Че Гевара

Добавьте свою новость

Здесь
history