Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћаксимилиан ¬олошин

   /   

Maksimilian Voloshin

   /
             
‘отографи€ ћаксимилиан ¬олошин (photo Maksimilian Voloshin)
   

ƒень рождени€: 28.05.1877 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 11.08.1932 года
ћесто смерти:  октебель, ———–
¬озраст: 55 лет

√ражданство: ———–, –осси€, ———–, ”краина
—оцсети:


ћаксимилиану ¬олошину Ц век с четвертью

–усский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Ќедоучившийс€ студент (исключен из ћосковского университета за подстрекательство к беспор€дкам), он оказываетс€ потом одним из широчайше образованных людей своего времени.  руг его интересов Ц от географии до биологии, от философии до астрономии (член ‘ранцузского астрономического общества с 1927 года). ¬ ѕариже он подрабатывает газетными репортажами. ј потом из этих статей складываетс€ четырехтомна€ русско-французска€ энциклопеди€ искусства начала ’’ века Ц "Ћики творчества".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2000

¬ыдающийс€ поэт и переводчик, блест€щий критик, тонкий художник ћаксимилиан јлександрович ¬олошин ( ириенко-¬олошин) родилс€ 28 ма€ 1877 года в  иеве в семье коллежского советника.

ћаксимилиан ¬олошин фотографи€
ћаксимилиан ¬олошин фотографи€

ќтец, јлександр ћаксимович  ириенко-¬олошин вел свою родословную от запорожских казаков. ѕредки матери, ≈лены ќттобальдовны, урожденной √лазер, были обрусевшими немцами.  ак вспоминал сам поэт, он был "продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)".

¬ четыре года мальчик потер€л отца и воспитывалс€ матерью. ƒо 16-ти лет жил в ћоскве, училс€ в гимназии, начал писать стихи, занималс€ переводами √ейне. ¬ 1893 году ћаксимилиан с матерью переезжает в  рым. ¬ его жизни впервые по€вл€ютс€ ‘еодоси€ с ее генуэзскими крепост€м и турецкими развалинами и  октебель: море, полынь, нагромождени€ древнего вулкана  арадаг. —  октебелем будет св€зана вс€ жизнь поэта Ц об этом позаботилась сама природа: одна из гор  арадага поразительно похожа на профиль ¬олошина. ќб этом в 1918 года писал и он сам: "» на скале, замкнувшей зыбь залива, —удьбой и ветрами изва€н профиль мой" (стихотворение " октебель").

¬ 1897 году ћаксимилиан оканчивает ‘еодосийскую гимназию и вновь возвращаетс€ в ћоскву. ћолодой человек мечтал учитьс€ на историко-филологическом отделении, но по семейной традиции (отец был юристом), юноша поступает на юридический факультет ћосковского университета.

¬ 1900 году ћаксимилиан был выслан в —реднюю јзию за участие в студенческих забастовках, там он принимает решение посв€тить себ€ литературе и искусству, дл€ чего поселитьс€ за границей, "уйти на запад". ¬ ѕариже недоучившийс€ русский студент, недавний социалист превратилс€ в европейца и эрудита-искусствоведа и литературоведа, анархиста в политике и символиста в поэзии.

¬ 1903 году поэт возвращаетс€ в –оссию, знакомитс€ с ¬алерием Ѕрюсовым, јлександром Ѕлоком, јндреем Ѕелым. ¬ это же врем€ ¬олошин обретает литературное им€: его перва€ стать€ по€вилась в печати в 1900 году, стихи Ц в 1903 году, первый сборник вышел в 1910-м.

”ниверсальна€ одаренность, доброта, остроумие и колоритна€ внешность: "львина€ грива Ц греческа€ голова... босиком... и... не хитон, а балахон" (ћарина ÷ветаева), сделали ¬олошина особенно попул€рной личностью среди интеллектуалов "серебр€ного века". ¬ " октебель к ¬олошину" съезжались многие поэты, философы, художники.

¬ 1905 году ¬олошин увлекаетс€ буддизмом, оккультизмом, масонством, католичеством, антропософией –удольфа Ўтейнера. Ёто увлечение св€зано со знакомством ¬олошина с художницей ћаргаритой —абашниковой, занимавшейс€ оккультизмом и теософией и оказавшей огромное вли€ние на поэта и на его увлечение этими течени€ми (знакомство с ћаргаритой —абашниковой заканчиваетс€ недолгим браком 1906 Ц 1907).

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ 1909 году ¬олошин становитс€ инициатором и соавтором самой громкой литературной мистификации в –оссии: она св€зана с молодой поэтессой ≈лизаветой ƒмитриевой, которой он придумал псевдоним "„ерубина де √абриак". Ёта истори€ долго мистифицировала весь литературный ѕетербург.

— 1905 по 1912 год ¬олошин, как корреспондент журнала "¬есы", пишет статьи о современном искусстве, рецензии на новые книги, отчеты о выставках. ќдним из первых русских поэтов, он поддерживает молодых —ерге€ √ородецкого, ћихаила  узмина, ћарину ÷ветаеву. —ерьезно занимаетс€ живописью (известны его чудесные крымские акварели).

¬ 1914 году ¬олошин уезжает в Ўвейцарию, где участвует в постройке храма св€того »оанна, символа братства народов и религий, затем в ѕариж. ѕерва€ мирова€ война резко мен€ет интонации стихотворений поэта: в этот период стихи ¬олошина насыщены антивоенными мотивами ("Anno mundi ardentis", 1915). ¬ 1916 году он возвращаетс€ в –оссию, в  октебель.

ќкт€брьскую революцию поэт принимает как историческую неизбежность: испытание, посланное –оссии. –еволюци€ и гражданска€ война способствовали еще одному серьезному превращению ¬олошина: ученик французских мэтров повернулс€ душой и помыслами к –оссии. √лавным образом его стихотворений этого периода становитс€ –одина-мать, российска€ Ѕогоматерь, свирепа€ и неприка€нна€ –усь ("ѕротопоп јввакум", "’вала Ѕогоматери") и др.

¬о врем€ гражданской войны, жив€ в  рыму, где часто мен€лась власть, ¬олошин сумел оказатьс€ "над схваткой", спаса€ от смерти не "красных" и "белых", а просто Ц людей.

ѕосле революции ¬олошин издает р€д философских поэм: "ѕут€ми  аина" (1921-1923); "–осси€" (1924); стихи "ƒом поэта" (1927), "¬ладимирска€ Ѕогоматерь" (1929). ¬ 1926 году поэт практически отходит от литературной де€тельности: занимаетс€ написанием акварелей и картин, участвует в художественных выставках в ћоскве, Ћенинграде, ‘еодосии, ќдессе, ’арькове. ƒом в  октебеле, при помощи второй жены ћарии «аболоцкой, ¬олошин превращает в дом писателей и художников. “ам бывали ћаксим √орький, ћихаил Ѕулгаков, ћарина ÷ветаева, јндрей Ѕелый, јлександр √рин, јльберт Ѕенуа,  узьма ѕетров-¬одкин и многие другие. ¬ 1931 году, за год до смерти, ¬олошин завещает дом —оюзу писателей.

ѕоэт умер от воспалени€ легких в  октебеле 11 августа 1932 года. ѕохоронен, по его же просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты Ц холме  учук-≈нишар.

“аиах - векова€ мистификаци€
Ѕорис √ригорьев 28.11.2007 04:18:24
’очу поделитьс€ своим открытием смысла слова "“аиах". ѕересмотрел массу авторитетных источников самых маститых авторов, но ничего вразумительного у них не нашЄл, кроме надуманной и ставшей хрестоматийной интерпретации имени “ий€ (или “эй€). Ќо € не мог поверить, чтобы ћ. ј., бесконечно бережно и св€то относившийс€ к звукописи своих стихов, мог настолько варварски исказить им€ древнеегипетской богини. » почему, собственно говор€, в конце тогда ставить букву "’"? ћожно было бы и "–", и "Ќ", и вообще любую другую согласную букву русского алфавита. —тоит учесть, что он был тогда молод, влюблЄн, а в таком состо€нии ну, очень хочетс€ быть в глазах своей избранницы загадочным и оригинальным. ¬полне веро€тно, именно тогда и зародилась в нЄм т€га к мистификаци€м. ѕривожу текст своей статьи, опубликованной в кисловодской газете "Ќа ¬одах" в сент€бре 2007 г.

–ј— –џ“ј ¬≈ ќ¬јя “ј…Ќј

Ѕолее ста лет прошло с тех пор, когда великий русский поэт ћаксимилиан ¬олошин приобрЄл в Ѕерлине и перевЄз в  октебель копию великолепной скульптуры, выставленной в  аирском музее и поразившей его удивительным сходством с лицом его возлюбленной ћаргариты —абашниковой. Ќайденна€ при раскопках  арнакского храма, стату€ не сопровождалась какими-либо надпис€ми, что давало повод египтологам в разное врем€ давать ей различные имена. ѕредполагали, что это царица “ий€, затем богин€ ћут, современна€ наука видит в ней царицу ћутнеджмет. —ам же ¬олошин назвал еЄ царицей “аиах.
¬ но€бре 2006 года во врем€ экскурсии по  аирскому музею € попросил экскурсовода показать, где находитс€ скульптура “аиах. ќн долго не мог пон€ть, что € от него хочу. ¬ы€снилось, что никакой царицы с этим именем среди египетских царских династий не было. —лова "таиах" нет ни в арабском и ни в одном другом €зыке планеты. “ем не менее, ћаксимилиан јлександрович воспел еЄ в восхитительных стихах, ей посв€щали стихи другие поэты, бывавшие у него в мастерской, но вопрос о происхождении этого слова до сих пор был открытым и спорным.
—уществует мнение, что ¬олошин не знал арабского €зыка. Ќо, по словам ћарии —тепановны, вдовы поэта, он побывал в ≈гипте в 1897 году, и было бы удивительно, если бы гениальный поэт, чьЄ призвание Ц работа со словом, не узнал произношение и значение основных терминов на новом €зыке.
ћаксимилиан јлександрович был непревзойдЄнным мистификатором. «на€ эту черту его характера, € решил поиграть с этим словом, помен€ть местами буквы и слоги. ѕрочитал слово в обратном пор€дке. ѕолучилось Ц Ђхаиатї. » вдруг Ц прозрение. Ђ’ай€тї в переводе с арабского означает Ђжизньї! ¬едь вс€ жизнь ¬олошина тогда была сосредоточена в ћаргарите. ћгновенно про€снилось, почему он назвал еЄ Ђтайной тайн ≈гиптаї. ƒревнеегипетска€ Ђ нига ћертвыхї, доступна€ лишь посв€щЄнным, Ч это книга о жизни, победившей смерть. ƒа и сама жизнь до сих пор это величайша€, никому не подвластна€ тайна. “еперь пон€тно, почему она у него Ђцаревна солнцаї. ∆изнь на планете «емл€ Ц Ђдочьї, порождение солнечной энергии. ¬ этом контексте обретают более глубокий смысл все остальные упоминани€ “аиах в лирике поэта. ј когда он впервые увидел скульптуру, будучи поражЄн еЄ необыкновенной красотой, прикоснулс€ к ней губами, и ему показалось, что она жива€.
≈щЄ одно подтверждение этой версии Ц рисунок ¬олошина под скульптурой. Ќа нЄм изображЄн древнеегипетский корабль и под ним Ц не логично подразумевающиес€ иероглифы, а псевдоарабска€ надпись, которую изучали востоковеды и не нашли в ней никакого смысла и значени€. Ёто сама€ насто€ща€ волошинска€ мистификаци€ в стиле „ерубины де √абриак, чь€ фамили€ тоже может €вл€тьс€ косвенным ключом к разгадке: последние четыре буквы, прочитанные в обратном пор€дке, дают Ђ аирї. “айной же это осталось, скорее всего, потому что он не мог причинить боль ћарии —тепановне в случае, если бы она узнала,  ј ќ≈ им€ он дал скульптурному портрету своей первой жены. Ёто был его глубоко интимный и личный секрет, который он никому не мог бы раскрыть просто по этическим соображени€м.
Ётот талисман помог ¬олошину выжить в Ђревущем пламени и дымеї √ражданской войны. ƒом ѕоэта Ц единственна€ постройка на набережной  октебел€, уцелевша€ во врем€ ¬еликой ќтечественной. ≈го сохранила прекрасна€ “аиах Ц ’ай€т, вечна€, неистребима€ ∆»«Ќ№.
ћастер ушЄл, так и не раскрыв тайну этого имени. —пуст€ 100 лет в далЄком ≈гипте она открылась дл€ мен€ и дл€ всех влюблЄнных в ћакса и его изумительную скульптуру.
Ѕорис √–»√ќ–№≈¬




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru