Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас √рей

   /   

Thomas Gray

   /
             
‘отографи€ “омас √рей (photo Thomas Gray)
   

ƒень рождени€: 26.12.1716 года
ћесто рождени€:  орнхилл, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 30.07.1771 года
ћесто смерти:  ембридж, —Ўј
¬озраст: 54 года

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

јнглийский поэт-сентименталист XVIII века, предшественник романтизма, историк литературы.

“омас √рей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии. ѕолучил образование в колледже в »тоне и в  ембриджском ”ниверситете. ѕутешествовал по ‘ранции и »талии. ѕо возвращеннии в јнглию выдержал экзамен на ученую степень по юридическим наукам и осталс€ при университете, где в 1768 году получил звание профессора новой истории. ѕоэтическа€ де€тельность √. началась в 1747 году, опубликованием "ќды, написанной при виде »тонского колледжа", за которой последовали "ѕиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выдел€ютс€ оды "ѕрогресс поэзии" и "Ѕард". ¬ 1751 году была напечатана "Ёллеги€, написанна€ на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение √., положившее начало "кладбищенской поэзии". «атем √. обратилс€ к изучению древней исландской и ирландской поэзии.

09.07.2006

ѕредромантизм ранее всего за€вл€ет о себе именно в английской литературе 18 в. «десь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во второй половине 18 в вступившей в новую полосу социальной ломки, св€занной с аграрным и промышленным переворотом, ранее чем в других государствах ≈вропы, обнаружились противоречи€ буржуазного общества, поставивишие под сомнение позиции ѕросвещени€. ”стои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. „увство неуверенности и см€тени€ перед подспудными, еще не познанными силами природы подрывало доверие к универсальному –азуму просветителей и заставл€ло обращатьс€ к прошлому, чтобы сопоставить с ним насто€щее. јнглийска€ предромантическа€ литература 60 - 90 хх гг 18 в неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. ћногообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. ¬озрождаетс€ интерес к давно забытым —пенсеру и „оссеру; у Ўекспира и ћильтона выдел€ютс€ как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Ѕерк отстаивает в противоположность просветительской триаде »стины, ƒобра и  расоты эстетическую ценность ¬озвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут потр€сать вообржение, даже если в них нет »стины, ƒобра и  расоты. ≈сли дл€ Ўефтсебери пон€ти€ "рыцарство" и "средневековье" звучат как синонимы варварства и неразуми€, то ’ерд объ€вл€т рыцарское средневековье драгоценным источником вдохновени€ дл€ поэтов. ¬озрос интерес к народному творчеству. Ёто подало повод к подражани€м, подделкам и мистификаци€м, например "ѕесни ќссиана" ћакферсона. ¬место античной мифологии, упор€доченной и гармонизированной классицистами, ћ. ввел читателей в туманный и таинственный мир героических преданий —евера. “аинственность, смутность очертаний, меланхолическа€ резинь€ци€, составл€ющие основные настроени€ этих поэм, сближали их отчасти с сетиментальной поэзией ёнга, √рэ€ и т.п.

“омас √рей фотографи€
“омас √рей фотографи€

***

¬ "Ёллегии, написанной на сельском кладбище", которой √рэй об€зан своей общеевропейской известностью, нет места см€тенным порывам отча€ни€ и скорби, которые придают трагическую окраску например поэме ёнга "Ќочные думы". »наче настроен сам автор, иначе представл€ютс€ ему и мир. Ёллеги€ освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которым незаметно приход€т тихие сумерки.

Ёллеги€ начинаетс€ описанием спускающегос€ на землю ночного сумрака.

¬ туманном сумраке окрестность исчезает :

ѕовсюду тишина, повсюду мертвый сон;

Now fades the glimm'ring landscape on the sight,

And all the air a solemn stillness holds:

Ћучшие дн€

—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41028
ƒжулианна ћур
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16667
јлександр ягубкин
ћихаил  ошкин: “-34: ќтец легендарной Ђтридцатьчетверкиї
ѕосетило:6088
ћихаил  ошкин

ѕоэт бродит по ночному кладбищу, всматриваетс€ в надписи на могилах.

«десь праотцы села в гробах уединенных

Ќавеки затвор€сь, сном непробудным сп€т:

Each in his narrow cell for ever laid,

The rude forefathers of the hamlet sleep:

—покойны и тихи раздумь€ поэта. —реди могил поэт слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахар€, мычание коров, возвращающихс€ с пастбища, и позв€кивание их колокольчиков. —мерть здесь предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в пам€ти односельчан).

ѕоэт задумываетс€ над судьбами тех, кто нашел вечный покой на этом

заброшенном деревенском погосте.

Ѕыть может, пылью сей покрыт √емпден надменный,

«ащитник сограждан, тиранства смелый враг;

»ль кровию граждан  ромвель необагренный,

»ли ћильтон немой, без славы скрытый в прах.

Some village Hampden, that with dauntless breast

The little tyrant of his fields withstood,

Some mute inglorious Milton here may rest,

Some Cromwell guiltless of his country's blood.

ѕримирительна€ нотка, звучаща€ здесь, очень характерна дл€ √рэ€. ќн не

сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. ≈сли они и не смогли про€вить себ€ в добре, по крайней мере они избежали и зла; судьба провела их сквозь жизнь тихой тропинкой, "вдали от шумной толпы".

¬ Ёллегии, написанной на сельском кладбище тенденции кладбищенской лирики, размышлени€ о бренности всего земного сочетаютс€ с прославлением кресть€нского труда и патриархально-идиллической кресть€нской жизни. √овор€ об умерших посел€нах, √. прославл€ет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный труд , вполне понима€ его значение.

 ак часто их серпа златую ниву жали,

» плуг их побеждал упорные пол€!

 ак часто их секир дубравы трепетали,

» потом их лица кропилас€ земл€!

Oft did the harvest to their sickle yield;

Their furrow oft the stubborn glebe has broke;

How jocund did they drive their teams afield!

How bow'd the woods beneath their sturdy stroke!

ќднако эллеги€ далее утрачивает свой демократический смысл, превраща€сь в прославление патриархальной кресть€нской забитости и тупости. Ѕезрадостна€ жизнь, протекающа€ в услови€х нужды, невежества и лишений, объ€вл€етс€ √. идеалом человеческого существовани€. ќн говорит о посел€нах

—крыва€сь от мирских погибельных см€тений,

Ѕез страха и надежд, в долине жизни сей,

Ќе зна€ горести, не зна€ наслаждений,

ќни беспечно шли тропинкою своей.

Far from he madding crow'd ignoble strife,

Their sober wishes never learn'd to stray;

Along the cool sequester'd vale of life

They kept the noiseless tenor of their way.

ќбщим фоном эллегии остаютс€ меланхолические рассуждени€ о смерти, одинаково неизбежной дл€ нищих и королей. »менно с этой точки зрени€ жизнь бедн€ка пользуетс€ предпочтением поэта. Ёта жизнь так непривлекательна, что не вызывает в момент смерти особых сожалений.

√. предпочитает мирную жизнь в сельском уединении пустой, хоть и блест€щей жизни света. ќн выбирает сельскую идиллию, котора€ позвол€ет пройти жизненный путь без волнений и тревог, в тихих радост€х единени€ с природой.

» здесь спокойно сп€т под сенью гробовою -

» скромный пам€тник в приюте сосн густых,

— непышной надписью и резьбою простою,

ѕрохожего зовет вздохнуть над прахом их.

Yet ev'n these bones from insult to protect,

Some frail memorial still erected nigh,

With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck'd,

Implores the passing tribute of a sigh.

ќдна картина природы смен€етс€ другой. ¬се они по-разному воспринимаютс€ героем. » кажда€ оставл€ет свой след.  расота природы проецируетс€ на его чувства, вызыва€ симпатии к люд€м, возвышенные мысли о величии окружающего, стремление слитьс€ с природой. “ак в эллегии создаетс€ гармони€ между человеком и ¬селенной. ќна возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами.

ћерное течение рифмованного стиха, которым написана Ёллеги€, плавные переходы от одного описани€ к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают спокойный тон, навод€щий на раздумь€ о себе и своем времени.

¬ Ёллегии создан лирический образ поэта; √. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представлени€ о поэтической натуре. ѕоэт изображаетс€ как человек, 'чувствительный душою и кроткий сердцем', люб€щий уединение на лоне природы.

ѕрискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

ќн часто уходил в дубраву слезы лить,

 ак странник, родины, друзей, всего лишенный,

 оторому ничем души не усладить.

Him have we seen the greenwood side along,

While o'er the heath we hied, our labour done,

Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,

Or craz'd with care, or cross'd in hopeless love

"Ёллеги€" - один из классических пам€тников поэзии английского

сентиментализма - пережила свое врем€.   ней не раз обращались

поэты-романтики.

***

—ентиментализм как направление возник в јнглии в 50 - 60е гг 18 в и

распространилс€ затем по ‘ранции. ќн получил название от слова sentiment - "чувство", название, которое установилось ко времени выхода в свет "—ентиментальных путешествий " —терна ( 1768) и обозначало в первую очередь культ чувства, характерный дл€ сентименталистов. —оцилаьные предпосылки и самый характер сентименализма отличались большой сложностью. — одной стороны углубление социальных пртиворечий в јнглии вызвало у сентименталистов обострение социальной критики не только по адресу двор€нства, но и по адресу самой буржуазии. ѕредставители интеллегенции с горечью подмечали пауперизаию кресть€нства, замену одних способов эксплуатации другими.

ќднако эта критика буржуазных отношений носит у сентименталитов противоречивый характер. ѕисатели - сентименталисты 18-19 вв отказываютс€ пон€ть, что капитализм €вл€етс€ неизбежным историческим

этапом. ќни писали в эпоху промышленного переворота, который падает в

основном на 60-90 гг 18 в. »зобретение и внедрение машин, рост фабрик и

городов, быстрое превращение јнглии из страны с маленькими городами и значительным земледельческим населением в индустриальную капиталистическую страну - вс€ эта "промышленна€ революци€" привела сентименталистов в ужас. ќни не понимали ее неизбежности, не хотели видеть ее прогрессивных сторон, и, справедливо критику€ жестокость буржуазных отношений, вздыхали об "Ёдеме патриархальной тупости".ѕротиворечивость мировоззрени€ сентименталистов сказывалось и в их отношении к человеческому разуму и его возможност€м. Ѕуржуазное общество воспринималось ими как общество, основанное на принципах разума. ќднако оно оказалось во власти вопиющих противоречий: человечество вновь обрекалось на неслыханные страдани€. ¬се эти наблюдени€ приводили многих писателей конца 18 в к разочаровани€м в возможност€х разума, в дальнейшей судьбе человечества. ѕессимизм, стремление противопоставить прежнему культу разума культ чувства, поиски какого-то иррационального выхода станов€тс€ типичными дл€ английских писателей-сентименталистов. ‘илософской основой сентиментализма €вл€етс€ субъективный идеализм

Ѕеркли и ёнга. Ѕеркли в своем "“рактате о принципах человеческого познани€"(1710), отрица€ самое существование материи, доказывал, что все предметы внешнего мира представл€ют собой лишь "комбинации ощущений", что человек знает лишь свои собственные ощущени€. “.о. использу€ сенсуализм Ћокка, его учение об ощущени€х, как о единственном источнике наших знаний о мире, Ѕеркли развивает его в идеалистическом направлении. ќщущени€, которые согласно материалистической теории, дают нам верную картину внешнего мира, оказываютс€ у Ѕеркли чем-то самодавлеющим. —убъективный сенсуализм Ѕеркли был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - ‘ихте и Ўеллингом, а в јнглии - ёнгом. ¬след за Ѕ. он рассматривает действительность лишь как совокупность идей и впечатлений: по его мнению, все педставлени€ человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы действительности (например, причины и следстви€) на самом деле не существуют, а лишь по привычке нав€зываютс€ ей человеком. ¬се размышлени€ ёнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Ѕ. јнглийские сентименталисты по своим взгл€дам во многом близки Ѕ. и ё. ƒл€ них характерны разочарование в возможност€х человеческого разума, сомнени€ в познаваемости мира, субъективизм.

¬ английской сентименталистской поэзии соедин€ютс€ искренний интерес к жизни и труду народа и консервативна€ идеализаци€ патриархального

кресть€нского быта. ќсобенностью сентиментализма €вл€ютс€ свойственные ему в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции.—юда же мы отнесем направление "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех настроени€х безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои населени€ в јнглии 18 в. √ерои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают средь могил, спускаютс€ в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают о смысле жизни, о смерти, котора€ уравнивает нищих и королей. —ама€ тема равенства, к которой люб€т обращатьс€ идеологи буржуазии в своей борьбе с двор€нством, приобретает у английских сентименталистов религиозный оттенок. Ёто лишь равенство в смерти, равенство перед Ѕогом (практическа€ борьба с двор€нством их уже не интересует).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18462
√алина ѕрозуменщикова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72753
Ѕрюс Ћи
јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26142
јлександр ƒавыдов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru