Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий ќлеша

   /   

Yury Olesha

   /
             
‘отографи€ ёрий ќлеша (photo Yury Olesha)
   

ƒень рождени€: 03.03.1899 года
ћесто рождени€: ≈лисаветград, –осси€
ƒата смерти: 10.05.1960 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 61 год

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

–усский прозаик, драматург

ќлеша писал о встречах с ѕастернаком, о смерти Ѕунина, об ”тесове и «ощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастрол€х Ђ омеди ‘рансезї в ћоскве и т.д.

03.03.2021

–одилс€ 19 феврал€ (3 марта) 1899 в ≈лисаветграде. ќтец, обедневший польский двор€нин, был акцизным чиновником. Ѕлагодар€ матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. ¬ 1902 семь€ переехала в ќдессу. ¬ воспоминани€х ќлеша писал: Ђ¬ ќдессе € научилс€ считать себ€ близким к «ападу. ¬ детстве € жил как бы в ≈вропеї. Ќасыщенна€ культурна€ жизнь города способствовала воспитанию будущего писател€. ≈ще учась в гимназии, ќлеша начал писать стихи. —тихотворение  ларимонда (1915) было опубликовано в газете Ђёжный вестникї. ѕо окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. ¬ ќдессе вместе с ¬. атаевым, Ё.Ѕагрицким, ».»льфом образовал группу Ђ оллектив поэтовї.

ёрий ќлеша фотографи€
ёрий ќлеша фотографи€

¬ годы √ражданской войны ќлеша оставалс€ в ќдессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры ¬анды. ¬ 1921 уехал из голодной ќдессы в ’арьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. ¬ 1922 родители ќлеши получили возможность эмигрировать в ѕольшу.

¬ 1922 ќлеша переехал в ћоскву, писал фельетоны и статьи, подписыва€ их псевдонимом «убило, дл€ газеты железнодорожников Ђ√удокї, с которой в то врем€ сотрудничали ћ.Ѕулгаков,  атаев, »льф, ≈.ѕетров и др. писатели.

ёрий ќлеша фотографи€
ёрий ќлеша фотографи€

¬ 1924 ќлеша написал свое первое прозаическое произведение Ц роман-сказку “ри толст€ка (опубл. 1928, иллюстрации ћ.ƒобужинского), посв€тив его своей жене ќ.√.—уок. ∆анр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности ќлеши писать метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли Ђкоролем метафорї). –оман “ри толст€ка был проникнут романтическим отношением автора к революции. ¬оспри€тие революции как счасть€ свойственно в “рех толст€ках всем положительным геро€м Ц циркачке —уок, гимнасту “ибулу, оружейнику ѕросперо, доктору √аспару јрнери.

—казка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики (Ђпризыва к борьбе, труду, героического примера дети —траны —оветов здесь не найдутї). ƒети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стил€. ¬ 1930 по заказу ћ’ј“а ќлеша сделал инсценировку “рех толст€ков, котора€ до наших дней успешно идет во многих театрах мира. –оман и пьеса переведены на 17 €зыков. ѕо сказке ќлеши поставлен балет (муз. ¬.ќранского) и художественный фильм (реж. ј.Ѕаталов).

ёрий ќлеша фотографи€
ёрий ќлеша фотографи€

ѕубликаци€ в журнале Ђ расна€ новьї романа «ависть (1927) вызвала полемику в печати. √лавный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Ќиколай  авалеров, стал героем времени, своеобразным Ђлишним человекомї советской действительности. ¬ противоположность целеустремленному и успешному колбаснику јндрею Ѕабичеву, неудачник  авалеров не выгл€дел проигравшим. Ќежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ  авалерова автобиографическим, о чем ќлеша написал в своих дневниковых запис€х. ¬ романе «ависть ќлеша создал метафору советского стро€ Ц образ колбасы как символ благополучи€. ¬ 1929 автор написал по этому роману пьесу «аговор чувств.

јвтобиографичен и образ главной героини пьесы —писок благоде€ний (1930) актрисы ≈лены √ончаровой. ¬ 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать ¬с.ћейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. —писок благоде€ний фактически был Ђсписком преступленийї советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности Ц к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. ¬ дневнике ќлеша записал: Ђ¬се опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни Ц установлена единственна€ истина: революци€ї.

ёрий ќлеша фотографи€
ёрий ќлеша фотографи€

¬ 1930-е годы по заказу ћ’ј“а ќлеша писал пьесу, в основе которой лежала владевша€ им мысль об отча€нии и нищете человека, у которого отн€то все, кроме клички Ђписательї. ѕопытка выразить это ощущение была сделана ќлешей в его речи на ѕервом съезде советских писателей (1934). ѕьеса о нищем не была завершена. ѕо сохранившимс€ черновикам режиссер ћ.Ћевитин поставил в 1986 в московском театре ЂЁрмитажї спектакль Ќищий, или —мерть «анда.

Ћучшие дн€

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9241
Ѕоб ƒилан
Ёрик  антона. Ѕиографи€
ѕосетило:2075
Ёрик  антона
ƒжоуи Ћогано. Ѕиографи€
ѕосетило:158
ƒжоуи Ћогано

¬ дальнейшем ќлеша не писал цельных художественных произведений. ¬ письме жене он объ€снил свое состо€ние: Ђѕросто та эстетика, котора€ €вл€етс€ существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна Ц не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетикуї. ќ том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи ќлеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

¬ годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзь€ ќлеши Ц ћейерхольд, ƒ.—в€тополк-ћирский, ¬.—тенич, ».Ѕабель, ¬.Ќарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. ¬ 1936 на публикацию произведений ќлеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, сн€тый власт€ми только в 1956, когда была издана книга »збранные сочинени€, переизданы “ри толст€ка и частично опубликованы в альманахе ЂЋитературна€ ћоскваї дневниковые записи Ќи дн€ без строчки.

¬ годы войны ќлеша был эвакуирован в јшхабад, затем вернулс€ в ћоскву. ѕисатель с горечью называл себ€ в послевоенные годы Ђкн€зем ЂЌационал€ї, име€ в виду свой образ жизни. ЂЌевроз эпохиї, который остро ощущал писатель, выразилс€ в неизлечимом алкоголизме. “ематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. ќлеша писал о встречах с ѕастернаком, о смерти Ѕунина, об ”тесове и «ощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастрол€х Ђ омеди ‘рансезї в ћоскве и т.д.

”мер ќлеша в ћоскве 10 ма€ 1960.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26658
јлексей ћаресьев
Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17617
Ўаварш   арапет€н
ѕоследний русский император
ѕосетило:10997
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru