Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёкио ћисима

   /   

Yukio Mishima

   /
             
‘отографи€ ёкио ћисима (photo Yukio Mishima)
   

ƒень рождени€: 14.01.1925 года
ћесто рождени€: “окио, япони€
ƒата смерти: 25.11.1970 года
ћесто смерти: “окио, Ќова€_√вине€
¬озраст: 45 лет

√ражданство: япони€
—оцсети:


Ѕиографи€

€понский писатель

¬ыдающийс€ €понский писатель и драматург. ¬ 1988 году издательством Ђ—интЄс€ї была учреждена преми€ имени ёкио ћисимы.

04.05.2009

ёкио ћисима родилс€ 14 €нвар€ 1925 года в семье крупного государственного чиновника јдзуса ’ираока и его супруги —идзуэ. ќтец ћисимы, с отличием закончив юридический факультет “окийского императорского университета, блест€ще сдал государственный экзамен, необходимый дл€ работы чиновником на самом высоком уровне, однако из-за личной предвз€тости и интриг в кулуарах бюрократического аппарата вместо ћинистерства финансов был прин€т на работу в министерство, которое теперь носит название ћинистерства сельского, лесного и рыбного хоз€йства.  оллегой отца ћисимы по работе был будущий премьер-министр японии Ќобускэ  иси. ѕосле старшего сына  имитакэ, в семье родились его младша€ сестра ћицуко (р. 1928) и брат “июки (р. 1930). ƒед ћисимы ƒзЄтаро ’ираока в 1908Ч1914 годах был губернатором ёжного —ахалина. ѕодал в отставку в после скандала, св€занного со спекул€цией сахалинским лесом.

ёкио ћисима фотографи€
ёкио ћисима фотографи€

ƒо 12 лет, когда он перешЄл в первый класс средней ступени школы,  имитакэ жил и воспитывалс€ в доме бабушки Ќацуко. ƒаже с матерью он мог видетьс€ только с разрешени€ бабушки. —овместна€ жизнь с Ќацуко, забравшей болезненного  имитакэ у родителей и, оградив его от внешнего мира, ставшей воспитывать ребЄнка в строгих и утончЄнных аристократических традици€х, оказала на формирование будущего писател€ огромное вли€ние. »зол€ци€  имитакэ от сверстников своего пола привела к тому, что он стал говорить в свойственной женской речи манере. —клонна€ к истерии Ќацуко, несмотр€ на психологические стрессы, которые вызывало еЄ поведение у  имитакэ, будучи тонким ценителем кабуки и но, а также творчества  Єка »дзуми, привила  имитакэ любовь к прозе и театру.

“€желые болезни и посто€нные недомогани€, из-за которых ћисима не принимал участи€ в играх сверстников и часто пропускал школу, тоже наложили неизгладимый отпечаток на личность будущего писател€. ћисима рос впечатлительным и одарЄнным ребенком, много времени проводившим за чтением книг. ѕривилегированную школу он закончил с отличием, получив из рук €понского императора серебр€ные часы.

ёкио ћисима фотографи€
ёкио ћисима фотографи€

ёность в военные годы (1941Ч1945)

ѕодчинившись желанию отца, ћисима поступил на юридический факультет “окийского университета, где изучал немецкое право.   этому же периоду жизни писател€ относитс€ его сильное увлечение литературой немецкого романтизма, породившее позднее интерес к сочинени€м “омаса ћанна и философии ‘ридриха Ќицше.

ёкио ћисима фотографи€
ёкио ћисима фотографи€

15 августа 1945 года капитул€цией японии завершилась ¬ойна на “ихом океане. ¬ потоке последовавшей за этим днЄм чередой самоубийств оказалс€ и застрелившийс€ 19 августа в ћалайзии лейтенант, а в прошлом литературный критик, ƒзэммэй ’асуда, бывший в то врем€ кумиром и духовным наставником ћисимы. 23 окт€бр€ от тифа в возрасте 17 лет скончалась ћицуко, младша€ сестра ћисимы.   этому же времени относитс€ разрыв ћисимы со своей первой любовью  унико ћитани (впоследствии она вышла замуж за банковского служащего, став тЄтей известного €понского предпринимател€ ƒзюнда јюгава), дочерью государственного де€тел€ и дипломата “аканобу ћитани и младшей сестрой ћакото ћитани, одного из самых близких друзей ћисимы.  унико и ћакото ћитани послужили прообразами дл€ —оноко и  усано, персонажей написанного позднее романа Ђ»споведь маскиї.

Ћитературный дебют и Ђ»споведь маскиї (1946Ч1951)

¬ 1946 году ћисима совершил паломничество в  амакуру к жившему там признанному классику €понской литературы ясунари  авабата, показав ему рукопись своих рассказов Ђ—игаретаї и Ђ—редние векаї с просьбой содействовать в их публикации. ѕо рекомендации  авабата, занимавшего в то врем€ административный пост в библиотеке  амакуры, Ђ—игаретаї была вскоре напечатана в журнале Ђ„еловекї. “аким образом вступив, благодар€ протекции старшего мастера, в литературный мир, ћисима до конца жизни сохранил почтительное отношение к  авабата как к своему учителю (при этом, впрочем, никогда пр€мо не называ€ его собственно учителем, ограничивась обращением  авабата-сан). ¬ том же году в журнале Ђ√ундзої по€вилс€ рассказ ћисимы Ђѕовествование на мысеї.

¬ €нваре 1947 года ћисима стал принимать участие в неформальных встречах, которые устраивали ќсаму ƒадзай и  ацуитиро  амэи. »звестен случай, когда на одной встреч, высказыва€ своЄ мнение о творчестве ƒадза€, ћисима категорично за€вил, что терпеть не может его произведений. ѕо словам самого ћисимы, потр€сЄнный ƒадзай на это дерзкое высказывание ответил, что раз ћисима всЄ же приходит сюда, значит всЄ-таки к произведени€м ƒадза€ тот не равнодушен. Ћюбопытно, что так же присутствовавший при этом инциденте  адзуо Ќохара передаЄт слова ƒадза€, сказанные им с неприкрытой злостью, иначе: Ђ–аз не нравитс€, так больше не приходи сюдаї. Ёпатажность высказываний и действий ћисимы станет впоследствии одной из его неотъемлемых черт.

¬ но€бре 1947 года ћисима закончил юридический факультет “окийского университета. ѕыта€сь устроитьс€ на работу в Ђяпонский промышленный банкї он сдал соответствующий экзамен, но кандидатура ћисимы была отклонена по причине его неудовлетворительного здоровь€. ѕосле этого, однако, успешно сдав государственный квалификационный экзамен, необходимый дл€ работы чиновником высокого ранга (в списке результатов им€ ћисимы значилось на 138 месте из 167), ћисима некоторое врем€ проработал в ћинистерстве императорского двора, после чего по рекомендации отца перешЄл в ћинистерство финансов. —овмеща€ работу чиновника с активной литературной де€тельностью, ћисима написал свое первое произведение крупной формы, озаглавленное Ђ¬орї. ¬ это же врем€ состо€лось его знакомство с писателем ‘усао ’а€си, отношени€ с которым ћисима испортил лишь в поздние годы, по его словам, из-за политической беспринципности ’а€си.

Ћучшие дн€

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10588
јнна ÷уканова- отт
„ико ‘римен. Ѕиографи€
ѕосетило:6962
„ико ‘римен
'„ерв€к' по имени ¬ин ƒизель
ѕосетило:6916
¬ин ƒизель

¬ 1948 году ћисима примкнул к литературному объединению Ђ—овременна€ литератураї. ѕолучив от  адзуки —акамото, главного редактора издательства Ђ авадэсЄбосинс€ї, заказ на написание романа, пытавшийс€ жить двойной жизнью чиновника и писател€ ћисима, из-за истощЄнности организма чуть не погиб, упав с железнодорожной платформы и едва не попав под поезд. Ётот инцидент способствовал тому, что в сент€бре 1948 года ћисима уволилс€ из ћинистерства финансов и посв€тил себ€ полностью литературной де€тельности, с чем был вынужден постепенно смиритьс€ и его отец.

¬ июле 1949 года был опубликован только что завершЄнный ћисимой роман Ђ»споведь маскиї, который, с одной стороны стал сенсацией из-за откровенно представленного в ней гомосексуализма, а с другой Ч был высоко оценЄн критиками, что позволило ћисиме зан€ть своЄ место в литературной элите японии. «а Ђ»споведью маскиї последовали Ђ∆ажда любвиї (1950) и Ђ«апретные удовольстви€ї (1951). Ќа основе вновь гомосексуальных по своей тематике Ђ«апретных удовольствийї “ацуми ’идзиката в 1959 году поставил одноимЄнный спектакль, который прин€то отождествл€ть с зарождением танца буто. ”спех многочисленных произведений ћисимы вывел его в лидеры €понской послевоенной литературы. ¬ декабре 1951 года по протекции своего отца и в качестве специального корреспондента газеты Ђјсахи симбунї ћисима отправилс€ в кругосветное путешествие, откуда вернулс€ в августе следующего года.

ѕерестройка тела и духа и Ђ«олотой храмї (1952Ч1957)

»з своего кругосветного путешестви€ ћисима вынес, по его собственным словам, личное переоткрытие солнечного света, телесности и ощущений, что оказало огромное вли€ние на его дальнейшую литературную де€тельность. ¬ернувшись в японию, начина€ примерно с 1955 года он вз€лс€ за радикальную перестройку собственного тела, став заниматьс€ бодибилдингом. ¬ то же врем€ ћисима, заинтересовавшись классической €понской литературной традицией (его внимание привлЄк прежде всего ћори ќгай), стал измен€ть и свой писательский стиль. ƒвойственное изменение ћисимы нашло своЄ выражение в написанном под вли€нием эстетики ћори ќга€ и “омаса ћанна романе Ђ«олотой храмї (1956), за основу которого была вз€та истори€ о сожжении храма  инкакудзи молодым монахом. Ђ«олотой храмї стал одной из творческих вершин писател€ и считаетс€ самым читаемым в мире произведением €понской литературы.

¬ эти годы началс€ период восторженного воспри€ти€ каждой новой работы ћисимы читател€ми. —начала написанный на фоне идиллического пейзажа острова  амисима (префектура ћиэ) по мотивам греческой классики Ђƒафнис и ’ло€ї роман ЂЎум прибо€ї (1954), а затем и Ђƒолга€ веснаї (1956) и Ђѕошатнувша€с€ добродетельї (1957) открыли череду произведений, ставших бестселлерами. ћногие из них обрели столь большую попул€рность, что были экранизированы. ћисима стал одной из центральных фигур €понского литературного мира. ¬ это же врем€, словно демонстриру€ многогранность собственного таланта, ћисима обратилс€ к драматургии и написал, нар€ду с многочисленными пьесами, сборник современных пьес дл€ театра Ќо, а затем, примкнув к театру ЂЅунгакудзаї, дебютировал как постановщик собственных произведений и актЄр.

ћирова€ известность и Ђƒом  Єкої (1958Ч1964)

¬ 1959 году вышел в свет роман Ђƒом  Єкої, на создание которого ушло около двух лет и который, по замыслу автора, противоставл€лс€ Ђ«олотому храмуї: если Ђ«олотой храмї €вл€лс€ глубоким анализом внутреннего мира отдельного человека, то в Ђƒоме  Єкої центральным стало отображение сущности современной эпохи в целом. ћнени€ литературных критиков разделились: “акэо ќкуно назвал работу насто€щим шедевром, в то врем€ как  эн ’ирано и ƒзюн Ёто единодушно оценили Ђƒом  Єкої как полный провал. –еакцию читателей, склон€вшихс€ к мнени€м ’ирано и Ёто, также нельз€ было назвать положительной. ¬ результате ћисима, избалованный успехом, впервые в своей литературной де€тельности испытал действительно сильное разочарование, что стало поворотным моментом дл€ всей его дальнейшей карьеры.

“ем не менее дл€ продолжавшего оставатьс€ попул€рным ћисимы последовавший за публикацией Ђƒома  Єкої период оказалс€ плодотворным. ¬ числе написанного им в эти годы романы и повести Ђѕосле банкетаї (1960), Ђ расива€ звездаї (1962), ЂЎЄлк и проницательностьї (1964), новеллы Ђ—эмбэй за дес€ть тыс€ч иенї (1960), Ђѕатриотизмї (1961), Ђћечї (1963), пьесы Ђ–озы и пиратыї (1958), Ђ“ропические деревь€ї (1960), Ђ ото, принос€щее радостьї (1963) и другие сочинени€.

¬ личной жизни ћисимы также произошли изменени€. ¬ 1958 году он женилс€ на ®ко —уги€ма, дочери известного мастера классической €понской живописи ясуси —уги€ма. ¬ыбор супруги ћисима прокомментировал, сказав по этому поводу, что ®ко как дочь художника свободна от иллюзий о том, что собой художник представл€ет на самом деле. ¬месте с женой ћисима поселилс€ в новом особн€ке, построенном в американском колониальном архитектурном стиле, напоминающем о викторианской эпохе (проектирование и строительство было осуществлено известной €понской строительной компанией Ђ—имидзу кэнсэцуї). ќднако долгожданное завершение амбициозного строительства принесло и многочисленные непри€тности. ¬ их числе скандал и судебный процесс, инициированный дипломатом ’атиро јрита, обвинившим в 1961 году ћисиму в том, что тот в произведении Ђѕосле банкетаї нарушил право јрита на неприкосновенность частной жизни (дело было закрыто со смертью јрита в 1965).  роме того в том же году ћисима получил угрозы с обещанием физической расправы от правых радикалов, что было вызвано широко известной поддержкой ћисимы писател€ —итиро ‘укадзава, который в свою новеллу ЂЌеобыкновенный сонї включил сцену привод€щего в восторг €понцев убийства коммунистами наследного принца јкихито и принцессы ћитико, что оскорбило экстремистов и привело к терракту, получившему в прессе известность под названием Ђ—кандал с Ќакадзимаї (по имени президента выпустившего роман издательства Ђ“юокоронї, чей дом и семь€ подверглись нападению). ¬ результате в течение нескольких мес€цев резиденци€ ћисимы находилась под охраной полиции. „увство страха перед правыми экстремистами, испытанное ћисимой в этот период, по-мнению его младшего брата дипломата “июки ’ираока, во многом объ€сн€ет радикальность и ультраправость взгл€дов Ђпозднегої ћисимы.

”же к 1962 году у ћисимы достаточно подробно созрел замысел тетралогии Ђћоре изобили€ї, а в 1963 году разразилс€ новый скандал, на этот раз вокруг пьесы Ђ ото, принос€щее радостьї, которую руководство театра ЂЅунгакудзаї категорически отказалось ставить ввиду его излишней политизированности: в результате ћисима и 14 ведущих актЄров театра демонстративно покинули ЂЅунгакудзаї. ќднако, несмотр€ на то, что Ђ ото, принос€щее радостьї и некоторые другие работы ћисимы во многом соответствовали духу того времени, когда на волне беспрецедентного по своему масштабу гражданского протеста против €понско-американского договора безопасности пересечение политики и искусства стало повсеместным, политизированность ћисимы была ещЄ далека от того фанатизма, до которого она дошла во второй половине 1960-х.

¬ этот период к своим зан€ти€м бодибилдингом ћисима добавил тренировки по кэндо. —нима€сь в главной роли в фильме ясудзо ћасумура Ђ араккадзэ €рої (продюсер ћасаити Ќагата, студи€ ƒайэй, 1960), позиру€ известному фотографу Ёйко ’осоэ дл€ изобиловавшего мазохистическими мотивами альбома, озаглавленного Ђ‘орма розыї (1963), а также другими средствами ћисима целенаправленно стал создавать в —ћ» культ своего тела, сильного и преображЄнного после изнурительных тренировок. ѕоступки ћисимы, не имевшие отношени€ к его литературной де€тельности, с одной стороны, можно оценивать как вульгарное бравирование собственными пороками, но с другой стороны они позвол€ют смотреть на ћисиму, насквозь видевшего и свободно манипулировавшего в собственных интересах механизмами —ћ», неожиданно получившими в послевоенные годы рычаги ощутимого общественного вли€ни€, как на предвозвестника умело формирующих благопри€тный имидж современных поп-идолов и ЂзвЄздї шоу-бизнеса.

 роме того, данный период характеризуютс€ многочисленными исполнени€ми постановок драматургических сочинений ћисимы, а также попул€ризацией его творчества в ≈вропе и јмерике, благодар€ начавшим по€вл€тьс€ в печати переводам на европейские €зыки. ¬ числе тех, кто способствовал расширению читательской аудитории ћисимы были известные американские €понисты ƒональд  ин и Ёдвард «айденштиккер. Ќачина€ с этого времени, произведени€ ћисимы получают всемирную известность и удостаиваютс€ высокой оценки критиков на «ападе.

Ђќбщество щитаї и Ђћоре изобили€ї (1965Ч1970)

¬ 1965 году началась продолжавша€с€ до 1967 года серийна€ журнальна€ публикаци€ романа Ђ¬есенний снегї, первой части посв€щЄнной интерпретации буддийской концепции круговорота человеческого существовани€ тетралогии Ђћоре изобили€ї, задумывавшейс€ ћисимой как работа всей его жизни. ¬ том же году вышла пьеса Ђћаркиза де —адї.   последнему периоду жизни ћисимы относ€тс€ и несколько подр€д выдвижений кандидатуры ћисимы на соискание Ќобелевской премии по литературе.

¬ эти годы ћисимой написан и поставлен (с самим автором в главной роли) Ђѕатриотизмї (1965), опубликованы Ђ√олоса духов героевї (1966) и получивший название ЂЌесущие кониї второй том Ђћор€ изобили€ї (1967Ч1968), а также многочисленные другие произведени€, воспевающие героическую смерть и подчЄркивающие неразрывность св€зи между эстетической красотой и политически окрашенными действи€ми.

¬ декабре 1966 года ћисима познакомилс€ с редактором националистического журнала Ђ—порї (€п. 論争ジャーナル?). ћежду ћисимой и группой активистов журнала зав€зались тесные отношени€, натолкнувшие его на идею создани€ собственной военизированной группы. ѕервыми шагами к еЄ реализации стали личное вступление ћисимы в состав сил самообороны и совершение полЄта на истребителе Ћокхид ‘-104 —тарфайтер, а также начало формировани€ группы на базе участников журнала Ђ—порї. ¬ это же врем€ ћисима сблизилс€ с  иЄкацу ямамото, командующим €понскими силами самообороны. ¬ышли в свет политически ангажированные Ђ—олнце и стальї, ЂћоЄ ’агакурэї, Ђ¬ защиту культурыї и другие публицистические работы.

¬ 1968 году началась публикаци€ Ђ’рама на рассветеї, третьего тома тетралогии ћисимы, а также вышла пьеса Ђћой друг √итлерї. 3 но€бр€ того же года из активистов журнала Ђ—порї была сформирована военизированна€ группа Ђќбщество щитаї. ¬ 1969 году ћисима обратилс€ к написанию пьес дл€ театра кабуки и опубликовал несколько произведений в этом жанре. ¬о врем€ студенческих волнений ћисима посетил захваченный студентами “окийский университет, где прин€л участие в ожесточЄнной дискуссии о месте императора и государственном устройстве; оппонентом ћисиме выступил ћасахико јкута, который на тот момент был студентом “окийского университета. ¬ очередной раз сн€вшись в кино, ћисима сыграл роль в поставленном ’идэо √ос€ фильме Ђ”бийствої, где также участвовали —интаро  ацу, ёдзиро »сихара и “ацу€ Ќакадай. »з-за разногласий, св€занных с финансированием военных расходов Ђќбщества щитаї, ћисима прекратил сотрудничество с журналом Ђ—порї, однако в составе Ђќбщества щитаї осталс€ участник €понской студенческой лиги ћасакацу ћорита, которому суждено было сыграть ключевую роль в последовавших далее событи€х, закончившихс€ смертью ћисимы.

25 но€бр€ 1970 года, под предлогом официального визита посетив вместе с ћорита и ещЄ трем€ членами Ђќбщества щитаї базу сухопутных войск сил самообороны в »тига€, ћисима, вз€в в заложники командующего базой, с балкона его кабинета обратилс€ к солдатам с призывом совершить государственный переворот. ќднако театрализованна€ попытка государственного переворота была преимущественно проигнорирована слушающими, после чего ћисима покончил с собой, совершив сэппуку. ”тром 25 но€бр€, перед поездкой в »тига€, ћисима отослал своему редактору (“икако  одзима) текст романа Ђѕадени€ ангелаї, ставшего последним томом тетралогии Ђћоре изобили€ї и последним сочинением ћисимы вообще.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕоль и страдани€ ‘риды  ало
ѕосетило:30092
‘рида  ало
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9887
—офь€ ћуратова
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10812
Ћеонид јгутин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru