Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёкио ћисима

   /   

Yukio Mishima

   /
             
‘отографи€ ёкио ћисима (photo Yukio Mishima)
   

ƒень рождени€: 14.01.1925 года
ћесто рождени€: “окио, япони€
ƒата смерти: 25.11.1970 года
ћесто смерти: “окио, Ќова€_√вине€
¬озраст: 45 лет

√ражданство: япони€
—оцсети:


ёкио ћисима: одержимый смертью

€понский писатель

¬се свои пьесы ћисима писал обычно так: сначала Ч финальную реплику, потом весь текст, без единого исправлени€. ќтправл€€сь на встречу со смертью, ћисима оставил на своем столе краткую записку: Ђ∆изнь человеческа€ ограниченна, но € хотел бы жить вечної.

14.05.2005

¬  ќЌ÷≈ XX века он сумел возродить самурайские ценности. ѕравда, сделал это вовсе не из патриотических чувств. ќбраз самура€ был дл€ него всего лишь очередной маской, необходимой дл€ пьесы, в которую он превратил собственную жизнь и которую задумал исключительно ради ее кровавого финала. »так, на сцене ёкио ћисима Ч писатель, самурай и самоубийца.

ёкио ћисима фотографи€
ёкио ћисима фотографи€

Ќј —јћќћ деле его звали  имитакэ ’ираока, а ёкио ћисима Ч это только литературный псевдоним. ќн родилс€ 14 €нвар€ 1925 года в семье видного токийского чиновника. —емимес€чного ребенка забрала к себе бабушка, о которой сам ћисима потом скажет: Ђƒушу она имела поэтическую Ч с некоторым налетом безуми€ї. ƒо 12 лет он рос в ее душной, затхлой комнате, оторванный от родителей и от сверстников, ему было запрещено играть в шумные игры и гул€ть. ќставалось читать и фантазировать.

ј фантазии мальчика были несколько необычными: главными геро€ми их выступали кровь и смерть, прекрасные принцы гибли в когт€х свирепых драконов. ѕричем об€зательно принцы Ч принцессы его никогда не интересовали. „ита€ сказку, мальчик вычеркивал ее счастливый конец, оставл€€ геро€ погибать в сказочно страшных мучени€х. ≈го всегда привлекала именно смерть, красива€ и кровава€. —вое первое сексуальное возбуждение он испытал, увидев репродукцию картины Ђ—в€той —ебасть€нї, на которой юный мученик, пронзенный стрелами, истекал кровью.

ёкио ћисима фотографи€
ёкио ћисима фотографи€

¬ школе  имитакэ впервые влюбилс€ Ч вроде бы все как положено. Ќо только влюбилс€ он не в девочку, а в мальчика-одноклассника, с которым говорил о какой-то ерунде вроде в€заных перчаток. ѕравда, этот мальчик так никогда и не узнал, что в него был влюблен будущий знаменитый писатель. “ак что со стороны все выгл€дело вполне благополучно.

ѕќ ѕ–ќ“≈ ÷»» деда, бывшего губернатора ёжного —ахалина, мальчик в 1931 году поступил в √акусюин Ч привилегированную школу дл€ детей из знатных семей, где учились и принцы императорского дома. «атем Ч на юридический факультет “окийского университета. «акончив образование, он получил работу в ћинистерстве финансов Ч самом элитарном из правительственных ведомств.

≈ще в 1941 году ћисима написал повесть Ђ÷ветущий лесї. Ќо началась война, и его первый литературный опыт осталс€ незамеченным. ј через семь лет он неожиданно получил от крупного издательства заказ на роман, бросил Ч к ужасу отца Ч престижную работу юриста и начал писать Ђ»споведь маскиї.

ѕосле выхода Ђ»споведиї 24-летний автор, что называетс€, проснулс€ знаменитым. ѕравда, эта известность была несколько скандального свойства. ’от€ €понска€ литература имеет богатые традиции автобиографической прозы, подчас откровенной до эксгибиционизма, этот роман шокировал читателей. «амкнутый, одинокий, слабый телом, ћисима с недюжинной силой духа Ч вполне по-самурайски Ч выставил напоказ чувства юноши, привыкшего быть не таким, как все: и гомосексуальные наклонности, и садомазохический комплекс, и одержимость смертью Ч все то, что заставл€ло его страдать и в то же врем€ доставл€ло наслаждение.

Ђѕочему вид обнаженных человеческих внутренностей считаетс€ таким уж ужасным? ѕочему, увидев изнанку нашего тела, мы в ужасе закрываем глаза?.. ѕредставл€ете, если бы люди могли вывернуть свои души и тела наизнанку Ч грациозно, словно переворачива€ лепесток розы, Ч и подставить их си€нию солнца и дыханию майского ветеркаЕї (роман Ђ«олотой храмї). ≈динственно подлинной красотой дл€ ћисимы была красота смерти.  огда началась война, ћисима стал с наслаждением предвкушать собственную гибель в бою, и эта мысль наполн€ла его Ђтрепетом неземной радостиї. ѕри этом он страшно бо€лс€ воздушных налетов, это ведь некрасива€ смерть: ЂЌет ничего отвратительнее соединени€ смерти с обыденностьюї. ј он хотел бы умереть Ђ€сно и светлої, среди чужих людей, но никак не вместе с семьей: така€ смерть выгл€дела бы пошло и ал€повато, как литографи€ из цикла Ђ—емейный уютї.

Ћучшие дн€

Ёми ”айнхаус: ∆изнь под девизом ЂLive Fast, Die Youngї
ѕосетило:13175
Ёми ”айнхаус
ёрий «ахаров. Ѕиографи€
ѕосетило:11379
ёрий «ахаров
ћаг и чародей ƒэниел –эдклифф
ѕосетило:8705
ƒэниэл –эдклифф

—емейные ценности дл€ ћисимы не значили практически ничего. ќн женилс€, когда этого захотели его родители. Ќевесту Ч девушку из хорошей семьи Ч выбрали тоже они. —амому ћисиме было абсолютно все равно: семейна€ жизнь была дл€ него лишь очередной декорацией, позвол€вшей соблюдать необходимые приличи€. ∆ена его видела редко Ч у него были другие интересы. “аких, как он, €понцы называют Ђносителем двух мечейї Ч он свободно себ€ чувствовал и с женщинами, и с мужчинами, отдава€ все же предпочтение последним. ∆ена писател€ об этом узнала только после его смерти, да и то из газет.

¬ ёЌќ—“» ћисима был хилым и болезненным. ќдноклассники часто дразнили его, а каждый медосмотр превращалс€ в сплошное унижение, и он мучительно завидовал физически развитым сверстникам. ќдин из при€телей ћисимы вспоминал: Ђќн был бледен как смерть Ч настолько, что кожа его отливала лиловым.  азалось, тщедушное тело болтаетс€ в непомерно широкой одежде. » все же с первого взгл€да было видно: это человек из породы нарциссов. ќн умел видеть красотуї.

¬ 27 лет ћисима осознал: в таком жалком виде не годитс€ €вл€тьс€ на свидание со смертью.  расива€ смерть Ч это смерть красивого тела. ќн начал с зан€тий плаванием, потом перешел к культуризму, карате, фехтованию на мечах Ч кэндо.  аждый день в спортзале щуплый и нескладный литератор создавал свое тело заново. » делал он это вовсе не дл€ того, чтобы нравитьс€ кому-то Ч друзь€м-ге€м или самому себе, Ч а исключительно чтобы красиво умереть.  огда в 1963 году в энциклопедии статью о культуризме проиллюстрировали фотографией преображенного ћисимы, он за€вил, что это счастливейший момент его жизни.

«а 45 лет своей жизни ћисима успел сделать неверо€тно много. —орок романов, п€тнадцать из которых были экранизированы еще при жизни писател€, восемнадцать пьес, дес€тки сборников романов и эссе. ќн был режиссером театра и кино, актером, дирижером симфонического оркестра. Ћетал на боевом самолете, семь раз объехал вокруг земного шара, трижды называлс€ среди претендентов на Ќобелевскую премию в области литературыЕ

Ќо всего этого ему было мало. ќн был одержим мыслью о смерти, только никак не мог решить, каким образом ему следует умереть.

¬ 1960 году ћисима написал новеллу Ђѕатриотизмї Ч о том, как молодые офицеры попытались совершить государственный переворот, а когда попытка сорвалась, предпочли плену ритуальное самоубийство Ч харакири (облагороженные прочтением по-китайски, эти иероглифы звучат как Ђсэппукуї). Ёто едва ли не самый мучительный способ самоубийства, требующий необыкновенного мужества: самоубийца сам вспарывает себе живот, причем по возможности он должен сделать несколько разрезов, поворачива€ лезвие.

¬ новелле Ђѕатриотизмї ћисима описал харакири не просто подробно, но почти сладострастно. ј в авторском послесловии за€вил, что это Ч Ђне комеди€ и не трагеди€, а рассказ о счастьеї. ћучительна€ и кровава€ смерть молодого красивого тела была дл€ ћисимы высшим про€влением счасть€.

»так, харакири, древн€€ привилеги€ самурайского сослови€, Ч вот прекрасна€ смерть! ѕравда, было одно Ђної. Ќикаких самураев в японии 60-х годов и в помине не было, и харакири тоже было как-то не прин€тоЕ ћисиму просто объ€вили бы сумасшедшим и даже высме€ли, а это ему совсем не подходило. ѕьесу своей жизни он создавал как трагедию, а не как фарс. » ћисима в очередной раз сменил маску.

¬ 1966 √ќƒ” ёкио ћисима публично за€вил о своей солидарности с праворадикалами и вступил в €понские —илы самообороны (послевоенна€ конституци€ запрещала японии иметь армию). ќн как-то вдруг стал ревнителем национальных традиций, монархистом и ультраправым политиком. —начала Ч статьи и эссе, восхвал€ющие ценность самурайской этики, в том числе комментарии к Ђ’агакурэї, кодексу чести самура€. «атем Ч выступлени€ перед молодежью. », наконец, создание летом 1968 года студенческой военизированной организации Ђ“атэ-но кайї (Ђќбщество щитаї), которую газеты называли Ђигрушечной армией капитана ћисимыї. “еперь самурайское поведение было бы вполне оправданным. ќставалась одна проблема: самурай делает харакири (или сэппуку) не просто так, а если, как говоритс€, Ђпотер€ет лицої. ” ћисимы, известного писател€, режиссера, драматурга, к тому же главы молодежной организации, не было решительно никаких поводов дл€ самоубийства. “огда он решил создать этот повод своими руками Ч в буквальном смысле.

”тром 25 но€бр€ ћисима облачилс€ в парадный мундир Ђќбщества щитаї, опо€салс€ старинным мечом. Ќа улице в автомобиле ћисиму ждали четверо друзей и учеников из Ђќбщества щитаї. »м были уготованы роли Ђпомощников геро€ї. √лавное действо разворачивалось на территории базы —ил самообороны »тига€. ќ своем визите ћисима сообщил заранее. ¬ 11 часов его машина подъехала к зданию штаба ¬осточного округа. ёкио ћисима, широко известный писатель, сторонник традиционных ценностей, был дл€ штабистов весьма уважаемым гостем, поэтому никто из встречавших его не потребовал, чтобы он отцепил от по€са самурайский меч.

јдъютант немедленно проводил ћисиму и его сопровождающих в кабинет командующего округом. √енерал  энри ћасита, широко улыба€сь, подн€лс€ навстречу из-за стола. ¬незапно ученики ћисимы набросились на генерала, прив€зали его к креслу и забаррикадировали стуль€ми дверь в кабинет. ћисима объ€вил, что вз€л генерала в заложники, и потребовал немедленно вывести на плац подразделени€ —ил самообороны.

ѕодн€лась страшна€ суматоха. Ќемедленно прибыли полицейские и журналисты. ¬се были совершенно ошарашены, и никто не мог пон€ть, что это вдруг взбрело в голову их живому классику, можно сказать, кумиру японии. –овно в полдень на балконе штабного здани€ по€вилс€ ћисима. ¬ыгл€дел он сногсшибательно: парадный мундир, белоснежные перчатки, на голове бела€ полоска с красным кругом солнца и традиционными иероглифами. » зверски-решительное выражение мужественного лица. „тобы все это великолепие было лучше видно, ћисима забралс€ на широкий парапет балкона и уже оттуда обратилс€ к солдатам: Ђћне жаль, что приходитс€ говорить с вами при подобных обсто€тельствах. я считал вас последней надеждой японии, последней твердыней €понской души. Ќо сегодн€ €понцы думают о деньгах, только о деньгахЕ —амураи вы или нет?! ћужчины или нет?! ¬едь вы воины! «ачем же вы защищаете конституцию, котора€ запрещает существование армии?ї

—олдаты ничего не пон€ли. ќни недоуменно топтались на плацу, гл€д€, как знаменитый писатель машет руками и что-то хрипло кричит. Ќичего иного ћисима и не ожидал. ≈го так называемый заговор, как и было задумано, провалилс€, и теперь у него был весомый повод сделать харакири Ч пр€мо в кабинете главнокомандующегоЕ ѕришло врем€ финальной сцены.

ћисима сел на пол, скрестив ноги, расстегнул мундир, предусмотрительно надетый на голое тело, и вз€л в правую руку короткий меч. ’рипло выкрикнув: Ђ“энно хэйка банзай!ї Ч Ђƒа здравствует император!ї, он двум€ руками занес меч, держась за лезвие, и вонзил клинок в левую нижнюю часть живота. «акончив длинный горизонтальный разрез, рухнул лицом на ковер. ѕо обычаю, муки самура€ должен пресечь его секундант, отрубив самоубийце голову. Ќо секундант ћисимы, ћорита, от волнени€ трижды промахивалс€, и тогда второй помощник, ‘уру- ога, отобрал у него меч и помог учителю умереть. √олова ћисимы покатилась пр€мо под ноги ворвавшихс€ в кабинет полицейскихЕ

¬се свои пьесы ћисима писал обычно так: сначала Ч финальную реплику, потом весь текст, без единого исправлени€. ќтправл€€сь на встречу со смертью, ћисима оставил на своем столе краткую записку: Ђ∆изнь человеческа€ ограниченна, но € хотел бы жить вечної.

P. S. —вою одержимость смертью ёкио ћисима культивировал в себе сам. ‘едор ћихайлович ƒостоевский, одержимый игрой, мучительно и безуспешно пыталс€ боротьс€ с Ђрулеточной болезньюї, котора€ чуть было не сломала ему жизнь. ј вот ’ристофора  олумба его неистова€ жажда странствий привела к открытию јмерики, хот€ он так об этом и не узнал.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

’алк. Ѕиографи€
ѕосетило:13142
 ’алк
Ћассе ¬ирен. Ѕиографи€
ѕосетило:12720
Ћассе ¬ирен
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:12029
Ѕрайан ћэй

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru